Центральное окружное управление образования

Департамента образования г.Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы лицей №1548

_____________________________________________________________________________






Утверждаю




Директор ГБОУ лицей №1548




____________________М.Е.Богачева




«____»_______________20___год


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования детей

социально-экономической направленности


«экономическая азбука»

(наименование учебного курса, предмета, дисциплины модуля)

возраст обучающихся – 14-17 лет

срок реализации – 1 год

форма организации образовательной деятельности – элективный курс


Киселева Вера Викторовна

учитель высшей квалификационной категории

(Ф.И.О., должность, квалификационная категория, ученая степень, ученое звание автора программы)


Принято решением Методического совета

Протокол № _______ от _______________



Согласовано




Заместитель директора ГБОУ лицея №1548




_____________________Н.В.Копытова




«____»_______________20___год





Москва

2012 год


Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Экономическая азбука» составлена на основе Примерной программы курса «Введение в экономику» (Автор программы – Л.Б. Азимов, МГУ), Программа рассчитана на 68 часов.

Программа «Экономическая азбука» предназначена для организации и проведения занятий по курсу экономики в 9 - 11 классах лицея, где обществознание не является профильным курсом. Курс носит общеобразовательный характер и предназначен для широкой аудитории старшеклассников. Его применение обусловлено тем, что у определенной части старшеклассников есть желание познакомиться с предметами, лежащими за рамками выбранного ими профиля.

«Экономическая азбука» - представляет собой популярно изложенный курс экономической теории. Логика и структура изложения курса позволяют формировать у обучаемых научный подход к рассматриваемым экономическим проблемам. В то же время при построении курса акцентировано внимание на практическом значении изучаемых научных понятий – чтобы избегать перегрузки материала отвлеченными понятиями, не подкрепленными примерами из реальной жизни.

Для того чтобы сделать уроки экономики живыми и интересными, при разработке учебно-тематического плана было предусмотрено большое количество практических занятий, в ходе которых целесообразно использовать активные формы обучения, деловые игры и практикумы.
Базовым учебным пособием для изучения курса «Экономическая азбука» является учебник В.С. Автономова. «Введение в экономику». Учителем Киселевой В.В. также разработан электронный учебно-методический комплекс, который размещен на странице сайта учителя (https://sites.google.com/site/ucebnikplus/ekonomika). Электронные пособия представлены в двух видах: презентации, раскрывающие основные понятия и презентации, проверяющие степень усвоения знаний. Данный ресурс позволяет также вести курс дистанционно.
При изучении курса «Экономическая азбука» предполагается регулярно проводить небольшие контрольные работы. Это поможет учителю увидеть слабые места в преподавании, выявить понятия и проблемы, требующие дополнительных пояснений, оценить степень усвоения материала каждым учащимся. Кроме того, по окончанию каждой темы запланирована контрольная работа, а в конце курса - итоговая

 

При составлении тестовых заданий использованы следующие пособия:

1. Равичев С.А., Григорьев С.Э., Протасевич Т.А., Свахин А.С. Сборник тестовых заданий по экономике. – М.: МЦЭБО, 1997.

2. Макарова О.Ю., Раев В.А. Тесты по экономике. – М.: Вита-Пресс, 1995.

3. Мицкевич А.А. Экономика в задачах и тестах: Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 1995.

4. Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике. – М.: Вита-Пресс, 1996.

5. Микро-, макроэкономика. Практикум / Под общ. ред. Ю.А. Огибина. – СПб.: Литера плюс, Санкт-Петербург оркестр, 1994.

 

 Требования к уровню подготовки учащихся
Личностные результаты:

  • готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • осознанный выбор будущей профессии на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов.


Метапредметные результаты:

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;

  • готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.


Предметные результаты:

  • овладение базовыми экономическими понятиями;

  • владение применением полученных теоретических знаний в социальной реальности российского общества;

  • владение навыками и опытом разработки стратегий экономически целесообразного поведения.


Учебно-тематический план


Тема

Всего часов

Практические работы

Тема 1. Основы экономической жизни общества

7 ч

2

Тема 2. Спрос и предложение. Равновесие на рынке

5 ч

2

Тема 3. Потребители

4 ч

1

Тема 4. Фирмы, рынки, конкуренция

7 ч

2

Тема 5. Деньги и банки

5 ч

1

Тема 6. Государство и экономика

5 ч

1

Тема 7. Экономическое развитие

4 ч

1

Тема 8. Макроэкономические проблемы

5 ч

2

Тема 9. Международная экономика

7 ч

1

Обобщение

7 ч




Всего

56





Содержание учебного курса
Тема 1. Основы экономической жизни общества

Понятие «экономика» в буквальном и широком смысле. Экономическая наука.

Потребности. Субъективный характер потребностей. Факторы, влияющие на формирование потребностей.

Блага и услуги. Редкость (ограниченность) благ. Свободные (неэкономические) и экономические блага.

Выбор и альтернативная стоимость. Процесс принятия решения.

Производство. Факторы производства. Продукт. Производительность факторов производства. Способы увеличения производительности. Последствия роста производительности факторов.

Возрастающая и убывающая отдача. Закон убывающей отдачи.

Натуральное хозяйство. Разделение труда. Специализация и ее преимущества.

Экономическая система как способ согласования экономической деятельности людей в условиях разделения труда. Обмен.

Основные вопросы экономики: что производить? как производить? для кого производить?

Традиционная экономика. Централизованная (командная) экономика. Рыночная экономика. Преимущества и недостатки основных типов экономических систем. Смешанная экономика.

Обмен и рынок. Деньги. Принцип «невидимой руки».

 

Тема 2. Спрос и предложение. Равновесие на рынке

Спрос. Величина спроса. Закон спроса. Эффект нового покупателя, эффект замещения и эффект дохода. Факторы, влияющие на спрос.

Кривая спроса. Графическое отображение изменений спроса и изменений величины спроса.

Эластичность спроса по цене и по доходу. Товары-заменители. Дополняющие товары. Товары первой необходимости. Предметы роскоши.

Предложение. Величина предложения. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение.

Кривая предложения. Графическое отображение изменений предложения и изменений величины предложения.

Эластичность предложения по цене.

Равновесная цена. Равновесие на рынке и его графическое отображение. Анализ рыночной ситуации с помощью кривых спроса и предложения.

 

Тема 3. Потребители

Полезность благ. Закон убывающей предельной полезности.

Потребительский выбор. Суверенитет потребителя. Роль информации в процессе потребительского выбора. Реклама. Права потребителя и их защита.

Доходы потребителей. Основные источники доходов (заработная плата, доходы от сбережений, доходы от собственности, трансферты). Реальные и номинальные доходы.

Расходы потребителей. Основные статьи расходов семьи.

Сбережения. Формы сбережения (накопление, банковские вклады, вложения в ценные бумаги). Доходность и надежность сбережений.

Потребительский кредит. Виды потребительского кредита (банковский кредит, покупка товаров в рассрочку, расчеты с помощью кредитной карточки).

 

Тема 4. Фирмы, рынки, конкуренция

Фирма. Роль фирм в экономике. Мелкие и крупные фирмы, их преимущества и недостатки.

Капитал. Физический капитал. Финансовый капитал.

Инвестиции. Основные способы финансирования инвестиций (использование собственных либо заемных средств).

Предпринимательство и менеджмент.

Издержки. Выручка. Прибыль. Максимизация прибыли.

Предельные издержки. Предельная выручка. Использование предельных величин в экономическом анализе.

Конкуренция. Факторы, влияющие на степень конкуренции (количество продавцов, возможность проникновения на рынок, однородность товара, доступность информации о спросе и предложении товаров на рынке). Совершенная конкуренция.

Монополия. Преимущества монополии для продавца. Недостатки монополии для потребителей и общества в целом. Естественная монополия. Экономические и неэкономические барьеры для входа конкурирующих фирм на рынок.

Олигополия. Особенности формирования цены на олигопольном рынке. Механизмы согласования цен фирмами-олигополистами («лидерство в ценах», «издержки + прибыль», прямой сговор).

Монополистическая конкуренция.

Методы ценовой и неценовой конкуренции. Патенты и торговые марки.

Различные виды фирм. Индивидуальная фирма, товарищество, кооператив, акционерное общество (корпорация).

Особенности распределения прибыли различных видов фирм. Дивиденд. Различие между дивидендом и процентом.

Особенности прекращения деятельности фирм различных типов. Банкротство.

Ценные бумаги. Акция. Номинал акции. Контрольный пакет акций. Облигация. Различие между акцией и облигацией.

Рынок ценных бумаг. Рыночная цена (курс) акции. Факторы, влияющие на курс акции.

Ликвидность ценных бумаг. Фондовая биржа. Биржевые спекуляции. Фондовый индекс. Рыночная цена фирмы.

 

Тема 5. Деньги и банки

Деньги, их свойства и функции. Рыночная цена денег (ставка процента). Зависимость ставки процента от срока кредита.

Банки. Основные функции банков (привлечение вкладов, выдача кредитов, осуществление расчетов, дилерские функции). Безналичные расчеты.

Банковские услуги потребителям. Виды вкладов. Вклад до востребования (текущий вклад). Срочный вклад. Потребительский кредит. Залог. Кредитные и дебетные карточки.

Банковские резервы. Норма обязательных резервов.

 

Тема 6. Государство и экономика

Задачи государства в рыночной экономике.

Роль государства в обеспечении условий функционирования рынка. Права собственности и их защита. Антимонопольное регулирование. Государство и естественные монополии.

Государственное вмешательство в экономику. Перераспределение доходов. Другие формы защиты государством интересов экономических субъектов (потребителей, наемных работников, социально незащищенных граждан). Минимальный уровень оплаты труда. Максимальная продолжительность рабочего дня. Социальные пособия.

Общественные блага. Государственный сектор. Приватизация. Национализация.

Внешние эффекты. Методы борьбы государства с отрицательными и стимулирования положительных внешних эффектов.

Теневая экономика, причины ее возникновения.

Основные источники доходов государства. Налоги. Виды налогов. Прямые налоги. Подоходный налог. Косвенные налоги. Налог на добавленную стоимость (НДС). Акцизы.

Отчисления на социальное страхование. Внебюджетные фонды.

Схемы налогообложения. Пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение. Кривая Лаффера. Налоговые льготы.

Государственный бюджет. Дефицит и профицит государственного бюджета. Основные методы покрытия дефицита государственного бюджета (сокращение расходов бюджета; повышение налогов; денежная эмиссия; заимствования на внутреннем и внешнем рынке; продажа активов государства). Государственный долг.

 

Тема 7. Экономическое развитие

Макроэкономика и микроэкономика. Совокупный спрос. Совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.

Агрегированные показатели. Валовой внутренний продукт (ВВП). Методика расчета ВВП. Конечные и промежуточные блага. Номинальные и реальные показатели. Структура ВВП по источникам доходов и направлениям использования. Амортизация.

Цели экономического роста. Общественная функция благосостояния. Основные показатели уровня благосостояния. Индекс человеческого развития. Величина ВВП на душу населения.

Экономический рост. Факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост. Механизмы экономического роста. Мультипликатор. Акселератор. Норма накопления.

Темпы экономического роста. Порочный круг бедности. Отрицательные последствия экономического роста. Нулевой рост. Устойчивое развитие.

Экономические циклы. Фазы экономического цикла (подъем, спад, депрессия, оживление). Кризис (резкий переход от подъема к спаду). Объективный характер и неизбежность экономических циклов.

 

Тема 8. Макроэкономические проблемы

Рынок труда и его особенности. Факторы, влияющие на ситуацию на рынке труда (демографические, социальные). Экономически активное население. Ставка заработной платы. Повременная и сдельная оплата труда. Условия труда.

Занятость. Безработица. Основные критерии отнесения людей к категории безработных. Фрикционная, структурная и циклическая безработица. Уровень безработицы. Естественный уровень безработицы. Социальные последствия безработицы. Государственная политика в области занятости. Мобильность рабочей силы.

Профсоюзы и их роль в экономике. Трудовой договор (коллективный и индивидуальный). Деятельность профсоюзов в защиту интересов работников. Забастовка.

Денежная масса. Ликвидность. Наличные и безналичные деньги. Скорость обращения денег. Уравнение обмена Фишера.

Создание денег. Денежные агрегаты M1, M2 и M3. Кредитная эмиссия банков.

Инфляция. Инфляция спроса. Инфляция издержек. Инфляционные ожидания. Скрытая инфляция.

Государственная макроэкономическая политика. Методы воздействия государства на совокупный спрос. Фискальная (бюджетная) политика. Монетарная (денежно-кредитная) политика. Государственные заказы.

 

Тема 9. Международная экономика

Международная торговля. Экспорт. Импорт. Сальдо внешней торговли. Принцип сравнительных преимуществ.

Государственная внешнеторговая политика. Протекционизм. Импортные пошлины (тарифы). Демпинг. Торговые барьеры. Всемирная торговая организация (ВТО).

Иностранные инвестиции. Прямые и портфельные инвестиции. Экспорт капитала. Межнациональные корпорации. Свободная экономическая зона.

Валюта. Валютные курсы. Валютный рынок. Покупательная способность валют. Паритет покупательной способности. Валютные интервенции. Девальвация и ревальвация. Конвертируемость валют.

Международное экономическое сотрудничество. Экономическая интеграция и ее основные этапы (таможенный союз, общий рынок, экономический союз). Международные экономические организации (Всемирный Банк, Международный валютный фонд).

 

Основная литература
1. Автономов В.С. Введение в экономику. – М: Вита-Пресс, 1999.

2. Азимов Л.Б. Преподавание курса «Введение в экономику». – М.: Вита-Пресс, 1999.

3. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе. В 2-х кн. – М.: Вита-Пресс, 1998, 1999.

4. Чуканова М.М. Учебно-тематическое планирование курса «Введение в экономику». – М.: Вита-Пресс, 1999.

 

Дополнительная учебная литература для подготовки учителя к занятиям
1. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ., 4-е изд. – М.: Дело Лтд, 1994.

2. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. Пер. с англ. – СПб., 1992.

3. Киреев А.П. Международная экономика. В 2 ч. Ч. I. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. – М.: Международные отношения, 1997.

4. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1992.

5. Липсиц И.В. Экономика. В 2-х книгах. – М.: Вита-пресс, 1997.

6. Лэйард Р. Макроэкономика. – М.: Джон Уайли энд Санз, 1994.

7. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. – М.: Вита-пресс, 1997.

8. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2-х т. Пер. с англ. (11-е изд.). – М.: Республика, 1992.

9. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Пер. с англ. – М.: Изд-во МГУ, 1994.

10. Основы потребительских знаний. – М.: ИИЦ «Спрос», 1997.

11. Основы предпринимательского дела: 2-е изд. / Под ред. Ю.М. Осипова, Е.Е. Смирновой. – М.: Издательство БЕК, 1996.

12. Портер М. Международная конкуренция. Пер. с англ. – М.: Международные отношения, 1993.

13. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. (2-е изд.). – М.: Дело ЛТД, 1993.

14. Хейне П. Экономический образ мышления. Пер. с англ. – М.: Новости при участии изд-ва «Catallaxy», 1991.

15. Экономическая школа: Научно-популярный иллюстрированный журнал. Вып. 1, 2, 3. – СПб.: 1992-94.

16. Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе: Активные формы преподавания. – М.: Аспект-пресс, 1995.

17. Сандерс Ф., Бах Г.Л., Калдервуд Дж. Д., Хансен У.Л., Стейн Г. Основные экономические понятия: Структура преподавания: Пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 1995.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: