Центральное окружное управление образования Департамента образования г.Москвы Государственное образовательное учреждение Лицей №1548






ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования детей художественно-эстетическая направленность

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО-ЖИВОПИСЬ»

(наименование учебного курса, предмета, дисциплины модуля)

возраст обучающихся - 13-17 лет

срок реализации - 4 года

форма организации образовательной деятельности - студия

Васильева Маргарита Николаевна

педагог дополнительного образования

(Ф.И.О., должность, квалификационная категория, ученая степень, ученое звание автора программы)

Согласовано Заместитель директора по BP ГОУ Лицея №1548

_____________________Т.А.Шуина

« __» 2010 год

Москва 2010 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучение изобразительного искусства призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад данного направления в развитие личности учащихся заключается в формировании эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно- творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно- творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.

Содержание обучения в программе дано крупными блоками.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками истории и литературы, при прохождении отдельных тем использованы межпредметные связи с биологией (строение растений, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов)., информатикой (компьютерная графика). Цели художественного образования:

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально- эстетического восприятия действительности;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно- прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально- практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры^- по памяти, представлению, воображению);

  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.

Программа «Изобразительное искусство. Живопись» рассчитана на f S учебных часов. При этом в ней предусмотрена реализация авторского подхода, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Результаты обучения.

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать/понимать

« основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень,

перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

  • значение изобразительного искусства в художественной культуре; уметь

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

  • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

  • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

« восприятия и оценки произведений искусства;

  • самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

СОДЕРЖАНИЕ

Изобразительное искусство, его виды и жанры ( часов). Изобразительное искусство как способ познания, общения и эмоционально-образного отражения окружающего мира, мыслей и чувств человека. Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная), декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и архитектуры.

Жанры изобразительного искусства и их развитие в культуре.

Опыт творческой деятельности. Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ в разных художественных техниках в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, бытового и исторического жанров.

Использование: красок (гуашь, акварель) и других доступных художественных материалов.

Язык изобразительного искусства и художественный образ (21 час). Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи. Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия). Линейная и воздушная перспектива. Пропорции и пропорциональные отношения. Линия, штрих, пятно. Тон и тональные отношения. Колорит. Цвет и цветовой контраст, характер мазка. Объем. Фактура. Формат.

Опыт творческой деятельности. Использования языка живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Создание композиций на плоскости и в пространстве.

Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве ( \ 0 час). Темы и содержание изобразительного искусства. Образный мир живописи, символичность, обращенность к внутреннему миру человека.

Темы и содержание изобразительного искусства, стили и направления. Опыт творческой деятельности. Выполнение творческих работ.

Вечные темы и великие исторические события. 10 часов

Историческая тема.

Тема Великой Отечественной войны.

Опыт творческой деятельности. Выполнение творческих работ. Традиции и новаторство в искусстве. 4 часов

Опыт творческой деятельности. Творческие проекты - выставки. Проектирование экспозиции и подготовка выставки.

Календарно-тематическое планирование

I полугодие 2012-2013 учебного года

1 группа







Сроки

урок

Тема занятия

проведения

а




занятия

1

Натюрморт на теплые цвета (построение)

04-09

2

Цветовое решение (акварель, гуашь)

11-09

3

Продолжение работы

18-09

4

Окончание работы

25-09

5

Зарисовки осеннего пейзажа

02-10

6

Продолжение работы в цвете

09-10

7

Продолжение работы

16-10 *

8

Окончание работы

23-10

9

Композиция на свободную тему

30-10

10

Композиционное построение

06-11

11

Продолжение работы в цвете

13-11

12

Окончание работы

20-11

13

Зарисовки бытовых предметов

27-11

14

Композиция «Зимняя сказка»

04-12

15

Работа в цвете

11-12

16

Продолжение работы в цвете

18-12

17

Окончание работы

25-12







2 полугодие 2012-2013 учебного года

1 группа







Сроки

урока

Тема занятия

проведения







занятия

1

Композиция «Зимний пейзаж»

15-01

2

Композиционное решение

22-01

3

Работа в цвете (акварель, гуашь)

29-01

4

Окончание работы

05-02

5

Натюрморт на сближение цвета

12-02

6

Построение на листе

19-02

7.

Продолжение работы в цвете

26-02

8

Завершение работы

05.03

9

Композиция на свободную тему

12-03

10

Цветовое решение

19-03

11

Завершение работы

26-03

12

Композиция «Защитник Родины»

02-04

13

Композиционное построение

09-04

14

Работа в цвете (акварель, гуашь)

16-04

15

Завершение работы

23-04

16

Зарисовки весеннего пейзажа

30-04

17

Работа в цвете

07-05

18

Завершение работы

14-05

19

Композиция «На свободную тему»

21-05

20

Завершение работы

28-05









КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ЗАНЯТИЮ ИЗО

Преподаватель живописи Васильева М.Н. Изостудия

I полугодие 2012-2013 учебного года

2 группа


урок а

Тема занятия

Сроки проведения занятия

Вид контрольной деятельности и его №

1

Натюрморт на теплые цвета (построение)

7-09

2

2

Цветовое решение (акварель, гуашь)

14-09

2

3

Продолжение работы

21-09

2

4

Окончание работы

28-09

2

5

Зарисовки осеннего пейзажа

5-10

2

6

Продолжение работы в цвете

12-10

2

7

Продолжение работы

19-10

2

8

Окончание работы

26-10

2

9

Композиция на свободную тему

2-11

2

10

Композиционное построение

9-11

2

11

Продолжение работы в цвете

16-11

2

12

Окончание работы

23-11

2

13

Зарисовки бытовых предметов

30-11

2

14

Композиция «Зимняя сказка»

7-12

2

15

Работа в цвете

14-12

2

16

Продолжение работы в цвете

21-12

2

17

Окончание работы

28-12

2







2 полугодие 2012-2013 учебного года

2 группа







Сроки

урока

Тема занятия

проведения занятия

1

Композиция «Зимний пейзаж»

11-01

2

Композиционное решение

18-01

3

Работа в цвете (акварель, гуашь)

25-01

4

Окончание работы

01-02

5

Натюрморт на сближение цвета

08-02

6

Построение на листе

15-02

7.

Продолжение работы в цвете

22-02

8

Завершение работы

01-03

9

Композиция на свободную тему

15-03

10

Цветовое решение

22-03

11

Завершение работы

29-03

12

Композиция «Защитник Родины»

05-04

13

Композиционное построение

12-04

14

Работа в цвете (акварель, гуашь)

19-04

15

Завершение работы

26-04

16

Зарисовки весеннего пейзажа

03-05

17

Работа в цвете

10-05

18

Завершение работы

17-05

19

Композиция «На свободную тему»

24-05

20

Завершение работы

30-05

21

Пленер

-







страница 1


скачать

Другие похожие работы: