Центральное окружное управление образования

Департамента образования г. Москвы

Государственное образовательное учреждение Лицей №1548

_____________________________________________________________________________






Утверждаю




Директор ГОУ Лицея №1548




____________________М.Е.Богачева




«____»_______________20___год


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования детей

культурологической направленности


«ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

(наименование учебного курса, предмета, дисциплины модуля)

возраст обучающихся – 14-17 лет

срок реализации – 1 год

форма организации образовательной деятельности – элективный курс


Агафонова Юлия Ананьевна

учитель высшей квалификационной категории




(Ф.И.О., должность, квалификационная категория, ученая степень, ученое звание автора программы)


Принято решением Методического совета

Протокол № _______ от _______________



Согласовано




Заместитель директора ГОУ Лицея №1548




_____________________С.В.Бабий




«____»_______________20___год





Москва

2011 год

Пояснительная записка
Рабочая программа профильного элективного курса «Основы журналистского творчества» составлена на основе авторской Программы элективных курсов по журналистике для средней общеобразовательной школы, опубликованной в сборнике «Российская академия образования – учителю» под ред. А.А. Журина (М.: Дрофа - 2007. – С. 143 – 157).

Программа рассчитана на 72 часа (2 часа в неделю).

В основе содержания и структуры элективного курса «Основы журналистского творчества» лежит концепция профильного образования, в процессе которого будущие журналисты смогли бы изучать основы журналистики в ходе практической деятельности. Обучаясь по программе профильного элективного курса, школьники получают возможность сориентироваться в многообразии профессий, сопоставить собственные желания и склонности с потребностями современного рынка труда, сделать свой профессиональный выбор в будущем.

Элективный курс «Основы журналистского творчества» является интенсивным курсом, базирующимся на сочетании теоретических занятий, психологической подготовки, практических тренингов и сочетается с практической работой по написанию материалов и выпуску лицейской газеты.

Данный элективный курс ориентирован на учащихся 8-10 классов.
Целью курса является ознакомление учеников 8-11 классов с особенностями журналистской профессии на основе их личного практического опыта.

Задачами учебного курса являются:

-выявление интересов и проверка способностей старшеклассников;

-формирование представления о журналистике как профессии, играющей специфическую роль в жизни общества;

-изучение истории журналистики и основ журналистского творчества;

-развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

-формирование практических навыков создания школьного печатного издания.
Программа профильного элективного курса включает в себя:

- изучение основ истории отечественной журналистики;

- обзор современных средств массовой информации;

- знакомство с нормами профессиональной этики журналиста;

- методы сбора и обработки информации;

- психологическая подготовка журналиста;

- изучение основных журналистских жанров (информация, заметка, статья, интервью);

  • методы работы со словом.

Для выполнения поставленных задач в программе сочетаются такие формы проведения занятий как лекции по теории и истории журналистики, психологические игры-тренинги, тесты, беседы, пресс-конференции, экскурсии и встречи с профессионалами, практическая работа по написанию статей и выпуску газеты в творческой лаборатории.
В программе элективного курса «Основы журналистского творчества» делается акцент на цикле занятий «Психологическая подготовка журналиста», который представляется актуальным в силу возрастных особенностей старшего подросткового возраста. В основном, занятия этого цикла проходят в виде психологических игр-тренингов. Каждая из игр направлена на снятие определенного комплекса, мешающего журналисту в его работе, выработку уверенности в себе и развитие необходимых профессиональных навыков.
В отличие от основных школьных дисциплин программа данного курса не предусматривает фиксированных домашних заданий, однако, может включать такие формы работы как видеопросмотр актуальных художественных фильмов и телепередач, посещение спектаклей, выставок, подготовку публикаций для газеты.
Данная программа учебного курса предусматривает тесную взаимосвязь с такими предметами базового школьного курса как русский язык, литература и история.

Для реализации программы используется учебно-методический комплекс, включающий:
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностные результаты:

-осознанный выбор будущей профессии на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов;

-формирование личности журналиста как совокупности профессионально-творческих, индивидуально-психологических, нравственных и гражданских качеств;

-освоение основных этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни;

-формирование активной жизненной позиции.
Метапредметные результаты:

-овладение культурой общения с медиа,

-овладение навыками работы с различными источниками информации;

-развитие творческих и коммуникативных способностей;

-развитие критического мышления, умения интерпретировать, анализировать и оценивать медиатексты,

-овладение различными формами самовыражения при помощи медиатехники.
Предметные результаты:

- умение выявлять интересные события и явления в повседневной жизни;

-знание специфики и структуры основных газетных жанров (уметь различать информацию, заметку, интервью, статью), умение грамотно излагать информацию в этих жанрах;

-овладение навыками работы с медиатекстом.
Учебно-тематический план



Наименование тем


Всего часов

учебных занятий

по программе



В том числе по видам учебных занятий

(в часах)


Лекции


Практические работы



Контрольные

работы


1. История журналистики


6 ч.

4 ч.

2 ч.




2. Профессия – журналист.


4 ч.

2 ч.

2 ч.




3.Профессиональная этика журналиста


4 ч.

2 ч.

2 ч.




4. Мастерство журналиста: работа со словом.




22 ч.

12 ч.

10 ч.




5.Психологическая подготовка журналиста


18 ч.

10 ч.

8 ч.




6.Правовые основы журналистики


8 ч.

4 ч.

4 ч.




7. Творческая лаборатория


10 ч.




10 ч.




Содержание программы учебного курса
Тема №1. «История журналистики» (6 ч.)

Мифологические персонажи – первые информационные посредники. Прообраз современных газет в древнем Риме. Рукописная газета «Куранты». Первая печатная российская газета «Ведомости». Гравюра как средство визуализации информации в первых русских печатных газетах и журналах. Журналистская деятельность русских ученых, поэтов и писателей XIX века.
Тема № 2. «Профессия – журналист» (4 ч.)

«Рабочие инструменты» журналистов. Темы журналистского творчества: событие, ситуация, личность. Методы сбора информации. Способы проверки достоверности информации.
Тема № 3. «Профессиональная этика журналиста» (4 ч.).

Мораль, моральные ценности, этика в журналистской профессии. Каноны журналистики. Международные принципы журналистской этики: Кодекс практики, Кодекс печати и т.д. Отечественные журналистские кодексы.
Тема № 4. «Мастерство журналиста: работа со словом» (22 ч.)

Типы жанров журналистики. Заметка. Основные виды заметок: событийная, анонс, мини-рецензия, блиц-портрет, мини-история. Структура заметки, требования к заметке.

Статья. Виды статей. Структура статьи, требования к написанию статей. Особенности работы над статьей.

Жанр интервью. Виды интервью. Методы подготовки к интервью. Техника ведения интервью. «Подводные камни» интервью. Визирование материалов.

Репортаж. Особенности работы над репортажем.

Художественные жанры в журналистике: очерк, эссе. Особенности работы в этих жанрах.

Предложение. Конструирование простых предложений. Конструирование сложных предложений.

Структура текста: зачин, основная часть, концовка. Зачин и концовка как предмет особой заботы журналиста.

Заголовок. Роль заголовка в тексте. Связь текста и заголовка.

Стиль. Виды стилей. Проблема единства стиля в журналистском тексте.
Тема № 5. «Психологическая подготовка журналиста» (18 ч.)

Приемы развития и тренировки памяти. Мнемотехника - искусство запоминания. Приемы развития наблюдательности и внимания – важных журналистских качеств.

Виды памяти. Правила запоминания: «повторение – мать учения», «понял – запомнил».

Рациональное чтение.

Правила эффективной организации творческой работы.

Виды внимания.

Быстрота и правильность восприятия – важнейшие качества журналиста.

Использование ассоциаций для развития памяти и внимания.
Тема № 6. «Правовые основы журналистики» (8 ч.)

Конституция РФ о свободе слова, массовой информации и запрещении цензуры. Права и обязанности журналиста в законе «О средствах массовой информации».

Закон «О государственной тайне».

Закон «О рекламе».

Защита авторских прав в законе «Об авторском праве и смежных правах».

Гражданский кодекс о защите чести, достоинства и деловой репутации. Уголовный кодекс РФ о клевете и оскорблении.
Тема № 7. «Творческая лаборатория» (10 ч.)

Структура редакции. Обязанности членов редакции. Планирование номера издания. Функции выпускающего редактора и главного редактора. Рубрикатор. Функции корректора. Подготовка номера к печати. Интерактивность в работе журналиста.

Учебно-методические средства обучения
Основная литература:

1. Программа элективных курсов для средней общеобразовательной школы// Российская академия образования – учителю/сост. А.А. Журин. – М. Дрофа, 2007. – С. 143 – 157.

2. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. – М., 1989.

3. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. – М., 2004.

4.Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2000.
Дополнительная литература:

1. Есин Б.И. История русской журналистики XVII-XIX вв. – М., 1973.

2. Корконосенко С.Р. Основы журналистики. – М., 2002.

3. Олешко В.Ф. Журналистика как творчества. – М., 2003.

4. Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Профессиональное развитие будущего журналиста. – М., 1989.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: