Министерство образования Ульяновской области

ОБГОУ ДПО

Ульяновский институт повышения квалификации и

переподготовки работников образования

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ

ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Сборник материалов

Ульяновск-2011


ББК –

Составитель

А.П. Мишина – методист, доцент кафедры начального образования УИПКПРО, кандидат педагогических наук

Нормативно-правовое обеспечение введения и реализации ФГОС второго поколения [Текст] : сборник материалов / составитель А.П. Мишина / под общ. ред. Н.В. Калининой, В.В. Зарубиной. – Ульяновск: УИПКПРО, 2011. – 119 с.

Сборник материалов предназначен для оказания методической помощи в организации деятельности начальной ступени образовательных учреждений в условиях введения и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (ФГОС). Представлен перечень документов, необходимых для осуществления перехода на ФГОС, рекомендации по их оформлению. Включены образцы нормативных документов, используемых в работе пилотными школами Ульяновской области. Сборник адресован руководителям образовательных учреждений, методистам, учителям начальных классов, слушателям курсов повышения квалификации.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.

© Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2011

© Мишина А.П., 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

4

Нормативно-правовая база введения и реализации ФГОС второго поколения

6

Критерии готовности ОУ к внедрению ФГОС

7

Перечень нормативно-правовых документов федерального, регионального и муниципального уровней, регламентирующих деятельность по апробации условий внедрения ФГОС

10

Образцы нормативных документов

12

Образец 1. Положение о координационном совете по введению ФГОС НОО

12

Образец 2. Положение о рабочей группе по введению ФГОС НОО

15

Образец 3. Должностная инструкция учителя

18

Образец 4. Должностная инструкция заместителя директора по УВР

23

Образец 5. Должностная инструкция воспитателя ГПД

30

Образец 6. Должностная инструкция педагога дополнительного образования

34

Образец 7. Положение о внеурочной деятельности

38

Образец 8. Положение о кружках

41

Образец 9. Положение о группе продленного дня

44

Образец 10. Положение о системе оценки достижения планируемых результатов МОУ СОШ № 15 г. Ульяновска

48

Образец 11. Положение о системе оценок, формах, порядке и периодичности промежуточной и итоговой аттестации учащихся МОУ Новомалыклинская начальная общеобразовательная школа

53

Образец 12. Положение об учебном кабинете

81

Образец 13. Приказ «Об утверждении плана работы методической службы начальной ступени на 2010-2013 учебный год в связи с введением ФГОС»

84

Приложение 1. План работы методической службы

85

Образец 14. Приказ «Об утверждении проекта и плана-графика введения ФГОС нового поколения на начальной ступени общеобразовательного учреждения»

95

Приложение 1. План-график введения ФГОС второго поколения на начальной ступени общеобразовательного учреждения

96

Приложение 2. Система контроля хода работ по введению ФГОС второго поколения на начальной ступени общеобразовательного учреждения

103

ВВЕДЕНИЕ

Переход на стандарты второго поколения – одно из важнейших направлений деятельности каждого образовательного учреждения. Внедрять новые стандарты придется тем, кто сегодня работает в школе: директорам, заместителям директоров, учителям. Чтобы работа по внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) прошла более плодотворно, необходимо выработать механизм поэтапных действий по изменению или дополнению уже сложившейся в школе образовательной системы для приведения ее в соответствие с требованиями нового стандарта. Этот механизм разрабатывается самим образовательным учреждением и должен включать определенную последовательность действий в рамках всего учреждения, а не только начальной школы. Необходимо помнить, что проводимые изменения в начальном звене не могут в дальнейшем не отразиться на средней и старшей ступенях школы.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден и введен в действие с 1 января 2010 года приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования должен обеспечивать единство образовательного пространства Российской Федерации и преемственность основных образовательных программ начального и основного общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

ФГОС второго поколения

  • включает в себя требования к:

– структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы начального общего образования и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы начального общего образования и части, формируемой участниками образовательного процесса;

– условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

– результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

  • является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

Законом Российской Федерации «Об образовании» установлено, что федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования может утверждаться не реже одного раза в десять лет.

Для обеспечения введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС) необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям:

  • создание нормативного обеспечения введения ФГОС;

  • создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС;

  • создание организационного обеспечения введения ФГОС;

  • создание кадрового обеспечения введения ФГОС;

  • создание информационного обеспечения введения ФГОС;

  • создание материально-технического обеспечения введения ФГОС.


В данном сборнике представлен опыт разработки нормативно-правовой документации по введению ФГОС второго поколения в пилотных образовательных учреждениях Ульяновской области:

  1. Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Димитровграда.

  2. Начальная общеобразовательная школа Новомалыклинского района.

  3. Многопрофильный лицей № 20 г. Ульяновска.

  4. Гимназия № 44 имени В. Деева г. Ульяновска.

  5. Гуманитарный лицей г. Ульяновска.

  6. МОУ СОШ №15 имени Героя Советского Союза Д.Я. Старостина г. Ульяновска.

  7. Гимназия № 79 г. Ульяновска.

  8. Авторский лицей Эдварса № 90 г. Ульяновска.

  9. МОУ Языковская СОШ Карсунского района.



НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ВВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Главным нормативным актом, который обеспечивает введение ФГОС (как и государственных стандартов в других сферах), является Конституция. Этот документ детерминирует все последующие акты, регламентирующие образование. Статья 43 Конституции гарантирует общедоступность и бесплатность начального общего образования в рамках государственного стандарта и тем самым определяет ответственность государственных и муниципальных органов образования перед теми, кто получает образовательную услугу.

Нормативно-правовая база должна обеспечивать четыре группы условий введения ФГОС.

Первая группа условий – это те условия, реализация которых однозначно требует либо принятия локального акта, либо изменения действующего локального акта, принятого на уровне ОУ. К ним относятся следующие требования введения ФГОС: эффективное управление ОУ с использованием информационно-коммуникационных технологий; внедрение новых финансово-экономических механизмов; обязательность участия обучающихся и их родителей в разработке ООП начального общего образования, проектировании образовательной среды школы, формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов; обновление содержания основной образовательной программы, а также методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования и т.п.

Вторая группа условий – это условия, которые требуют принятия локального акта или изменения существующих, по решению ОУ (здесь речь идет преимущественно о взаимодействии ОУ с другими субъектами). К этой группе относятся следующие требования введения ФГОС: выявление и развитие способностей обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей ОУ дополнительного образования детей; включение обучающихся в процессы понимания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия и т.п.

Третья группа условий – это условия, которые не требуют принятия локального акта, но тем не менее требуют действий по созданию иных документов. Они нужны для реализации таких требований введения ФГОС, как: использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа; эффективная самостоятельная работа обучающихся при поддержке педагогических работников; достижение планируемых результатов освоения ООП и т.п.

Четвертая группа условий не требует создания или изменения локальных актов. К ним следует отнести аспекты, связанные с кадровым обеспечением образовательного процесса, за исключением вопросов по НСОТ (например, непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения).

КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ ОУ К ВНЕДРЕНИЮ ФГОС


  1. Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС НОО

1.1. Заверенный (согласованный) с учредителем Протокол заседания органа государственно-общественного управления ОУ (Совета школы, управляющего совета, попечительского совета), на котором принято решение о введении в образовательном учреждении ФГОС НОО.

1.2. Разработано Положение о Совете по введению новых ФГОС общего образования.

1.3. Разработан и утверждён проект модернизации образовательной системы начальной ступени школы в соответствии с ФГОС нового поколения (Указать, когда и кем утвержден).

1.4. Разработан и утверждён план-график введения ФГОС НОО в ОУ (Указать, когда и кем утвержден).

1.5. Разработана и утверждена система контроля хода работ по введению ФГОС нового поколения на начальной ступени ОУ (Указать, когда и кем утверждена).

1.6. Разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования (ООП НОО) образовательного учреждения, содержащая следующие разделы (указать, когда и кем утверждена):

1.6.1. Пояснительная записка.

1.6.2. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования.

1.6.3. Учебный план начального общего образования (по годам обучения).

1.6.4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

1.6.5. Программы отдельных учебных предметов, курсов.

1.6.7. Программа духовно нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

1.6.8. Программа культуры здорового и безопасного образа жизни.

1.6.9. Программа коррекционной работы (разрабатывается при организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья).

1.6.10. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО.

1.7. Представлен документ, удостоверяющий утверждение ООП НОО ОУ (когда и кем утверждена ООП).

1.8. Определён и утверждён приказом директора список учебников и учебных пособий для использования в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС НОО (Указать перечень УМК и % обеспеченности).

1.9. Разработана и утверждена Программа по внеурочной деятельности (если используются авторские программы) (указать, когда и кем утверждена).

1.10. Заключены Договоры с учреждениями дополнительного образования или физическими лицами по реализации внеурочной деятельности.

1.11. Разработана и утверждена форма трёхстороннего договора о предоставлении общего образования (указать, когда и кем утверждена).

1.12. Представлены следующие приказы:

  • Приказ «О создании и полномочиях Совета образовательного учреждения по введению ФГОС нового поколения».

  • Приказ «О создании и полномочиях рабочих групп по введению ФГОС нового поколения».

  • Приказ «О распределении обязанностей по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени ОУ».

  • Приказ «Об утверждении проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени ОУ и плана-графика введения ФГОС НОО в ОУ».

  • Приказ «О введении новой должностной инструкции учителя начальных классов».

  • Приказ «О введении новой должностной инструкции заместителя директора по учебно-воспитательной работе на начальной ступени ОУ».

  • Приказ «О введении новой должностной инструкции директора ОУ».

  1. Финансово-экономическое обеспечение внедрения ФГОС НОО.

2.1. Представлены локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующие надбавки и доплаты, порядок и размеры премирования в соответствии с НСОТ.

2.2. Заключены дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками.

2.3. Представлена информация о созданных в ОУ финансовых условиях реализации ООП НОО в соответствии с ФГОС НОО.

  1. Организационное обеспечение внедрения ФГОС НОО.

3.1. Определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся.

3.2. Разработан план методической работы ОУ с учетом модели и алгоритма деятельности ОУ по введению ФГОС НОО, один из разделов которого содержит информацию о подготовке и проведении научно-методических семинаров (внутришкольного повышения квалификации) с ориентацией на проблемы введения ФГОС НОО.

  1. Кадровое обеспечение внедрения ФГОС НОО.

4.1. Приведены в соответствие с требованиями ФГОС НОО и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения:

  • учителя начальных классов,

  • заместителя директора по учебно-воспитательной работе на начальной ступени ОУ,

  • директора ОУ.

4.2. Разработан план-график повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательного учреждения в связи с введением ФГОС НОО.

4.3. Представлена информация о повышении квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС НОО). Указать долю педагогов, прошедших повышение квалификации по ФГОС.

  1. Информационное обеспечение внедрения ФГОС НОО.

5.1. Организовано изучение общественного мнения [родителей (законных представителей) обучающихся] по вопросам введения новых стандартов. (Указать долю родителей, охваченных анкетированием).

5.2. Разработаны и утверждены локальные акты, регламентирующие организацию и проведение публичного отчета образовательного учреждения.

5.3. Задействованы информационные ресурсы образовательного учреждения: сайт, Интернет-страничка и т.д. (Указать виды и адреса ресурсов).

  1. Материально-техническое обеспечение внедрения ФГОС НОО.

6.1. Материально-техническое обеспечение образовательного учреждения приведено в соответствие с требованиями ФГОС НОО (см. Приложение). Представлены реквизиты документов о соответствии материально-технической базы ОУ действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения.

6.2. Представлена информация об используемых электронных образовательных ресурсах (ЭОР).

6.3. Разработаны и представлены локальные акты, устанавливающие требования к различным объектам инфраструктуры образовательного учреждения с учетом требований к минимальной оснащенности учебного процесса (например, положения о культурно-досуговом центре, информационно-библиотечном центре, физкультурно-оздоровительном центре, об учебном кабинете и др.)
ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО, РЕГИОНАЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЕЙ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО АПРОБАЦИИ УСЛОВИЙ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

Федеральный уровень:

  1. Закон РФ «Об образовании».

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ о введении ФГОС начального общего образования № 373 от 06.10.2009.

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом от 6 октября 2009 г. № 373» № 1241 от 26 ноября 2010 г.

  4. Типовое положение об общеобразовательном учреждении. Постановление Правительства РФ № 196 от 19 марта 2001 (ред. от 10 марта 2009) «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении».

  5. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе. Методическое письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 1561/14-15 от 19.11.98.

  6. Рекомендации по организации приёма в первый класс. Письмо Министерства образования РФ от 21.03.2003 № 03-51-57 ин/13-03.

  7. Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы. Письмо Министерства образования РФ от 25.09.2000 №2021/11-13.

  8. О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Информационное письмо Министерства образования от 03.06.2003 № 13-51-120/13.

  9. Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20 апреля 2001 г. № 408 /13-13.

  10. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.2.2821-10. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29 декабря 2010 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

  11. Об увеличении двигательной активности обучающихся общеобразовательных учреждений. Приказ Министерства образования России от 28 апреля 2003 г. № 13-51-86/13.

  12. Методическое письмо об обучении информатике в начальной школе. Письмо Министерства образования от 17.12.01 № 957/13-13.

  13. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. Письмо Министерства Образования Российской Федерации от 28.03.2002 № 199/13.

  14. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011/2012 учебный год. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2080 от 24 декабря 2010 г.

  15. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 986 от 4 октября 2010 г. «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».

  16. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2106 от 28 декабря 2010 г. «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».




страница 1страница 2 ... страница 10страница 11


скачать

Другие похожие работы: