На данный момент ФАС России при исполнении государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства руководствуется 2 документами: Приказ ФАС России от 25.05.2012 № 340 «Об утверждении административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства РФ» (далее – Регламент) и Письмо от 26 декабря 2011 г. № ИА/48530 «О направлении методических рекомендаций по проведению ФАС России и ее территориальными органами плановых и внеплановых выездных проверок по контролю за соблюдением требований антимонопольного законодательства» (далее–Методика).

В части внеплановых проверок Методика делает отсылку к ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – 294-ФЗ).

Однако в п. 3.2.2 ч. 3 Методика написано: «Согласование проведения внеплановой выездной проверки проверяемого лица с органами прокуратуры не требуется», что противоречит ч. 5 и 8 ст. 10 294-ФЗ.

Кроме того, п. 3.7 Регламента содержит основание внеплановой проверки: «обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства», которое не предусмотрено основным законом, регламентирующим проверки органов исполнительной власти, 294-ФЗ, но предусмотрено ст. 25.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – 135-ФЗ).

Стоит отметить, что ФАС России часто использует проверки без предупреждения по ст. 11 и 16 135-ФЗ, так называемые «рейды на рассвете». Данная норма регламентируется ч. 14 ст. 25.1 135-ФЗ. Однако согласно 294-ФЗ, при проведении любой проверки органа исполнительной власти проверяемую организацию должны уведомить за 24 часа, любым доступным способом. Эту коллизию на мой взгляд законодателю необходимо решить, закрыв все указанные выше «серые зоны» в ст. 10 294-ФЗ и в ст. 25.1 135-ФЗ.

Но гораздо более серьезной проблемой стало, по сути санкционирование внезапных проверок, имеющих признаки оперативно-розыскной деятельности, (обысков). Никакой спецификой антимонопольных дел нельзя объяснить, почему закон не требует для антимонопольных обысков в отличие от обычных уголовных, санкции суда. Тем более, что сведения, полученные в ходе некоторых из этих обысков, могут быть впоследствии использованы для уголовных дел на основе ст. 178 УК РФ.

Поэтому необходимо внести изменения в 135-ФЗ, запрещающие проводить проверку без возбуждения дела. Внезапность же можно обеспечить путем проведения проверки в течение суток после возбуждения дела и повышением уровня конфиденциальности внутри ФАС России. Ведь законодатель имел в виду определенные гарантии. Так как предусмотренные 135-ФЗ основания для возбуждения антимонопольного дела и для проведения внеплановой проверки совпадают, компании могут рассчитывать хотя бы на гарантии, которые даются участникам дела. Предположение о том, что возможна проверка без возбуждения дела, означает переворачивание обычной юридической логики с ног на голову: для вторжения на частную территорию, которое причиняет проверяемому существенный ущерб, требовалось бы меньше оснований, чем для обычной работы с документами.

В целом, ФАС России проводит порядка 1000 проверок ежегодно. По степени воздействия на бизнес внеплановые проверки ФАС не отличаются от проверок следственных органов. В соответствии с действующим законодательством проверки следственных органов требуют судебного разрешения с обязательным возбуждением перед судом ходатайства о производстве следственного действия. Между тем, благодаря Регламенту и Методике, проверки ФАС России не требуют от сотрудников службы ни каких действий кроме письменной санкции руководства ФАС России. Указанные проверки проводятся даже без возбуждения дела в антимонопольном органе. Это создает неоправданные риски для бизнеса. Потери бизнеса, связанные с затратами на обеспечение проведения проверки ФАС России составляют по экспертным оценкам не менее 1,5 млрд. руб.

Таим образом, предлагается:

1) внести изменения в 135-ФЗ и иные нормативные акты, предусматривающие проведение проверок тоько после возбуждения дела, а выездных внеплановых – с санкции суда и прокуратуры. Внезапность же «рейдов на рассвете» можно обеспечить путем проведения внеплановой проверки в течение суток после возбуждения дела.

2) Привести Регламент, Методику и 135-ФЗ в соответствие нормам 294-ФЗ, ликвидировав исключения по согласованию внеплановых проверок ФАС России.

3) Рассмотреть предложение Минэкономразвития России по введению обязательной санкции суда для проведения проверки.

4) дополнить п.6 Дорожной карты новым подпунктом следующего содержания: «обеспечение прав юридических лиц при проведении внеплановых проверок антимонопольного органа», ключевое событие: «отсутствие жалоб предпринимателей и судебных исков на нарушения при проведении внеплановых проверок»; срок: ноябрь 2014, вид документа: федеральный закон; исполнитель: Минэкономразвития России, ФАС России.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: