С целью обеспечения исполнения законодательства в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и в соответствии с имеющимися полномочиями министерством природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области осуществляется деятельность по государственному экологическому надзору (контролю), направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

Этот надзор (контроль) осуществляется на объектах хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, которые подлежат федеральному государственному экологическому надзору (контролю) и определяются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 № 285 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю» и Приказом Минприроды России от 13.07.2011 № 621 «Об утверждении списка конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности по территории Калужской области, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю». На территории Калужской области федеральный государственный экологический надзор (контроль) осуществляется Управлением Росприроднадзора по Калужской области.

5 августа 2011 года в целях обеспечения соблюдения законодательства и совершенствования контрольно-надзорной деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды, организации информационного обмена по реализации единой государственной политики в сфере охраны окружающей среды на территории Калужской области заключено и к настоящему времени успешно реализуется Соглашение о взаимодействии данного Управления и министерства. В 2012 году с целью дальнейшего повышения эффективности взаимодействия это Соглашение было дополнено и продолжает успешно реализовываться.

Общее количество объектов, подлежащих областному госэконадзору (контролю) – около 61000, из них экологически значимое воздействие на окружающую среду оказывают около 7500.

В управлении охраны окружающей среды министерства государственный экологический надзор (контроль) осуществляется силами отдела государственного экологического контроля и в соответствии с Положением о министерстве и предоставленными управлению полномочиями включает в себя государственный надзор (контроль) в области охраны атмосферного воздуха, в области обращения с отходами и в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, а также контроль по вопросам внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Действующий Перечень должностных лиц министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области, осуществляющих областной государственный экологический надзор (контроль) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории Калужской области, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (контролю), утвержден Постановлением Правительства Калужской области от 20.06.2011 № 327 «О должностных лицах министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области, осуществляющих областной государственный экологический контроль».

Помимо постоянной работы по профилактике экологических правонарушений и преступлений, министерством организуются и проводятся плановые (по утвержденному плану) и внеплановые (по выполнению ранее выданных предписаний, при поступлении сведений о причинении вреда или возникновения угрозы причинения вреда окружающей среде, а также на основании требования прокурора) проверки, а также обследования и иные необходимые мероприятия.

План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей области министерством природных ресурсов, экологии и благоустройства области на 2012 год, утвержденный приказом министерства от 11 декабря 2012 года № 448-1, как и аналогичный план проведения проверок на 2012 год, утвержденный приказом министерства от 19 декабря 2011 года № 235-11, размещены в разделе «направления деятельности» данного подпортала министерства на портале органов исполнительной власти области, а также на сайтах Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратуры Калужской области.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» работа по организации проверок ведется при постоянном взаимодействии с органами прокуратуры, а сами проверки проводятся согласно административному регламенту министерства по исполнению государственной функции по проведению проверок при осуществлении областного государственного контроля в области охраны окружающей среды (областного государственного экологического контроля) на территории Калужской области, утвержденному приказом министерства от 28 мая 2010 года № 153-10. Регламент прошел государственную регистрацию в Администрации Губернатора области и опубликован в газете «Весть» 16 июля 2010 года, а также размещен в разделе «министерство» данного подпортала министерства.

Результаты деятельности управления охраны окружающей среды министерства по государственному экологическому надзору (контролю) в 2012 году
Всего в 2012 году проведено 235 проверок по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды, из них 217 – непосредственно министерством, 18 – в порядке привлечения министерства к проверкам, осуществляемым органами прокуратуры (в 2011 году было проведено 224 проверки, в 2010 году - 171 проверка). Экологические правонарушения выявлены при 180 проверке (77 % от общего числа проверок; за 2011 этот показатель составил 75 % (167 результативных проверок), за 2010 год – 70 % (120 результативных проверок)), что говорит не только о достаточно высокой, но и о продолжающейся повышаться обоснованности этих мероприятий.

Ввиду специфики госэконадзора (контроля) 210 проведенных проверок были выездными (в том числе 32 – с привлечением представителей экспертных организаций) и только 25 документарными.

Также в 2011 году по вопросам соблюдения экологического законодательства проведено 42 обследования территорий и иных объектов и рейдов по ним (в т.ч. в весеннее-осенний период по всей территории области с целью выявления и ликвидации несанкционированных свалок ТБО; в предпаводковый период в зонах возможного затопления в целях выявления мест размещения отходов и принятия мер по недопущению засорения и загрязнения отходами водных объектов; в пожароопасный период - в районах размещения полигонов и районных свалок ТБО в целях предотвращения, выявления, ликвидации пожаров на данных объектах захоронения отходов и др.), в том числе 27 – совместно с другими органами власти и МСУ.

Кроме того, министерством организовано и проведено рассмотрение 60 дел об административных правонарушениях в сфере охраны окружающей среды, возбужденных Калужской межрайонной природоохранной прокуратурой, прокуратурами городов и районов области.
В 2012 году выявлено и предписано к устранению 438 нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды в т.ч . в области охраны атмосферного воздуха - 119, в области обращения с отходами - 247, по вопросам внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду – 69 нарушений, в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий - 3. При этом в сфере охраны атмосферного воздуха наиболее часто встречающимися нарушениями являлись выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без специального разрешения, отсутствие производственного инструментального контроля за соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов, в сфере обращения с отходами - обращение с отходами не в соответствии с экологическими требованиями, отсутствие нормативно-разрешительной документации, отсутствие профессиональной подготовки у лиц, допущенных к обращению с отходами 1-4 классов опасности, в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий – нарушение установленного режима их охраны.

Из допущенных в отчетном году и в предыдущий период 366 нарушений, срок устранения которых истек в течение 2012 года, устранено 329.

В 2011 году общее количество выявленных нарушений составило 390, в 2010 году - 329.

Показатель выполнения предписаний в 2012 году составил 89,9 % (в 2011 году – 89,6 %, в 2010 – 86 %).

В 2012 году были перенесены сроки исполнения 12 предписаний в связи с удовлетворением обоснованных ходатайств.

По фактам невыполнения 25 предписаний, выявленным при проведении соответствующих проверок, составлены и переданы мировым судьям протоколы об административном правонарушении, административная ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). До конца года судьями рассмотрено 20 дел и наложено 20 штрафов на общую сумму 127 тысяч рублей.

Сроки устранения прочих нарушений и исполнения соответствующих предписаний не истекли, и министерство продолжает контролировать выполнение проводимых работ. При этом фактов повторных нарушений не выявлялось.

Необходимо отметить, что, уделяя значительное внимание обеспечению защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, министерство одним из наиболее важных результатов проведенной работы в сфере госэконадзора (контроля) считает разработку и выполнение природопользователями конкретных мероприятий по уменьшению до установленных допустимых уровней или прекращению негативного воздействия на окружающую среду и здоровье жителей области, в первую очередь в порядке выполнения предписаний министерства об устранении правонарушений в сфере охраны окружающей среды.
Всего в порядке осуществления мероприятий по госэконадзору (контролю) работниками министерства вынесено 323 постановления по делам об административных правонарушениях, в т.ч. 74 постановлений в отношении юридических лиц, 247 – в отношении должностных лиц, 2 – в отношении граждан. Постановлениями наложено 295 штрафов на общую сумму 5 миллионов 604 тысячи рублей и вынесено 28 предупреждений.

11 штрафов в установленные сроки не оплачены, по фактам чего соответствующие материалы направлены судебным приставам, и, кроме того, министерством составлено 11 протоколов об административном правонарушении, административная ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, с направлением материалов соответствующих дел в суды. По всем делам судами наложены штрафы на общую сумму 742 тысячи рублей.

Кроме того, по фактам воспрепятствования проведению проверок возбуждены 6 дел и переданы мировым судьям 6 протоколов об административном правонарушении, административная ответственность за которое предусмотрена ст.ст. 19.4, 19.4.1 КоАП РФ. Все дела судьями рассмотрены, на лиц, допустивших воспрепятствование, наложено 6 штрафов на общую сумму 88 тысяч рублей.

Таким образом, с учетом указанных судебных решений итоговая сумма штрафов, наложенных за год, составила 6 миллионов 561 тысячу рублей.

По сравнению с 2011 годом рост количества наложенных административных наказаний составил 20 % (с 270), а их общая сумма увеличена на 37 % (с 4 миллионов 771 тысячи рублей), а относительно 2010 года эти показатели возросли соответственно на 56 % (с 207 наложенных наказаний) и сразу в 4,7 раза (с 1 миллиона 394 тысяч рублей).
В течение 2012 года добровольно оплачены 307 штрафов. а 3 взысканы судебными приставами. Поступления в консолидированный бюджет области от оплаты штрафов к концу года составили 4 миллиона 557,5 тысячи рублей.

Сроки оплаты остальных штрафов с учетом времени их наложения, а также продолжающихся судебных споров, предоставленных рассрочек и отсрочек в 2012 году не истекли, поэтому указанные поступления продолжаются в 2013 году.

В целом приведенные результаты демонстрируют дальнейшее повышение эффективности областного госэконадзора (контроля).
Работа министерства по госэконадзору (контролю) является полностью востребованной, поскольку экологическая обстановка требует постоянного контроля на большей части региона, а на некоторых промышленно развитых территориях существуют тенденции к ее усложнению из-за увеличивающихся объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, образования отходов и других факторов, о чём свидетельствует и значительное количество обращений в министерство граждан и организаций по вопросам нарушений природоохранного законодательства: в 2012 году рассмотрено с принятием необходимых мер 83 таких обращения.

В порядке обеспечения конституционных прав граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и в целях профилактики экологических правонарушений работниками министерства – государственными инспекторами в области охраны окружающей среды за год проведено 118 выступлений в аудиториях, публикации или интервью в СМИ.

Развитие системы производственного экологического контроля
В целях предотвращения нарушений природоохранного законодательства, а также в порядке недопущения избыточного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов министерством проведена работа в направлении организации и осуществления на предприятиях производственного экологического контроля. В результате выполнения требований, предъявленных госинспекторами по охране природы, в 2012 году на 78, а в целом на 498 предприятиях области назначены и осуществляют деятельность по производственному экоконтролю специально уполномоченные и прошедшие необходимую экологическую подготовку сотрудники. Информация по вопросам этого контроля, осуществляемого за счет средств предприятий, представляется предприятиями в министерство.

Такая деятельность, пока еще слабо практикующаяся в большинстве других регионах страны, позволила существенно расширить всю конструкцию экологического контроля в нашей области за счет активизации работы природопользователей, содействовать улучшению экологической обстановки, условий работы на предприятиях и проживания населения области.

Участие в законотворческой и организационной деятельности
Основной проблемой при организации и осуществлении госэконадзора (контроля) остается несовершенство федерального законодательства, в котором пока еще недостаточно конкретных, обязательных для исполнения требований в области охраны окружающей среды. В соответствии с поручениями Президента и Председателя Правительства страны в 2012 году продолжена начатая в 2010 году масштабная работа по решению этой проблемы. Министерством принято и продолжает приниматься активное участие в этой работе. Так, подготовлены и представлены в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания РФ, а также в Минприроды России 8 материалов с обоснованными предложениями по внесению конкретных изменений в действующие и принятию новых законодательных актов.

Для устранения проблемы ведомственной разобщенности при проведении контрольных и иных мероприятий, связанных с охраной окружающей среды, а также в целях обеспечения соблюдения законодательства, совершенствования контрольно-надзорной деятельности и информационного обмена в области охраны окружающей среды министерством успешно выполняются Соглашение о взаимодействии его с Управлениями Росприроднадзора (см. выше), Роспотребнадзора и Россельхознадзора по Калужской области. Также протоколами ежегодных координационноых совещаний Управления Федеральной службы судебных приставов России по Калужской области с органами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере охраны окружающей среды и природопользования определяются и выполняются конкретные мероприятия, проводимые министерством и данным Управлением в порядке совершенствования их взаимодействия.

В 2013 году в целях обеспечения благоприятных условий окружающей среды и условий жизнедеятельности населения области должны быть решены задачи:
- дальнейшего повышения эффективности госэконадзора (контроля) посредством:

усиления контроля за выполнением предписаний, выданных министерством, и проведением на предприятиях необходимых природоохранных мероприятий;

совершенствования работы по профилактике нарушений природоохранного законодательства;

исключения случаев проведения недостаточно обоснованных проверок;

- обеспечения дальнейшего расширения сферы деятельности производственного экологического контроля.

- дальнейшего обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Работа в этом направлении должна привести к оздоровлению окружающей среды и улучшению условий проживания населения области за счет:

- повышения эффективности профилактических мероприятий по предупреждению нарушений природоохранного законодательства;

- обеспечения выполнения выданных министерством предписаний и проведения на предприятиях необходимых природоохранных мероприятий;

- снижения объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, их сбросов в водные объекты, образования и размещения отходов;

- повышения эффективности производственного экологического контроля;

- становления общественного экологического контроля;

- внедрения современных ресурсосберегающих и энергоэффективных технологий.
Результаты деятельности управления охраны окружающей среды министерства по государственному экологическому надзору (контролю) в

I квартале 2013 года
Всего в I квартале 2013 года проведено 53 проверки по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды, из них 48 – непосредственно министерством, 5 – в порядке привлечения министерства к проверкам, осуществляемым органами прокуратуры. Экологические правонарушения выявлены при 42 проверках (80 % от общего числа).

Ввиду специфики госэконадзора (контроля) 47 проведенных проверок были выездными и только 5 документарными.

Также в течение квартала по вопросам соблюдения экологического законодательства проведено 12 обследований территорий и иных объектов и рейдов по ним, в том числе 9 – совместно с другими органами власти и МСУ.

Кроме того, министерством организовано и проведено рассмотрение 13 дел об административных правонарушениях в сфере охраны окружающей среды, возбужденных Калужской межрайонной природоохранной прокуратурой, прокуратурами городов и районов области.
В I квартале 2013 года выявлено и предписано к устранению 154 нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды в т.ч . в области охраны атмосферного воздуха - 41, в области обращения с отходами - 94, по вопросам внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду – 19 нарушений.

Из допущенных в течение квартала в предыдущий период 56 нарушений, срок устранения которых истек в течение квартала, устранено 49.

Были перенесены сроки исполнения 2 предписаний в связи с удовлетворением обоснованных ходатайств.

По фактам невыполнения 4 предписаний, выявленным при проведении соответствующих проверок, составлены и переданы мировым судьям протоколы об административном правонарушении, административная ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). В течение квартала судьями рассмотрено 6 таких дел (с учетом возбужденных в 2012г. 2 дел о нарушениях) и наложено 6 штрафов на общую сумму 33 тысячи рублей.

Сроки устранения прочих нарушений и исполнения соответствующих предписаний не истекли, и министерство продолжает контролировать выполнение проводимых работ. Фактов повторных нарушений не выявлялось.
Всего в порядке осуществления мероприятий по госэконадзору (контролю) работниками министерства вынесено 78 постановлений по делам об административных правонарушениях, в т.ч. 25 постановлений в отношении юридических лиц, 53 – в отношении должностных лиц. Постановлениями наложено 72 штрафа на общую сумму 1 миллион 645 тысяч рублей и вынесено 6 предупреждений.

3 штрафа в установленные сроки не оплачены, по фактам чего соответствующие материалы направлены судебным приставам, и, кроме того, министерством составлено 3 протокола об административном правонарушении, административная ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, с направлением материалов соответствующих дел в суды.

С учетом указанных судебных решений итоговая сумма штрафов, наложенных в течение I квартала, составила 1 миллион 678 тысяч рублей.
В течение I квартала 2013г. добровольно оплачены 82 штрафа за 2012-2013гг. на общую сумму 1 миллион 701,3 тысячи рублей. а 4 штрафа на общую сумму 57 тыс.руб. за 2012г. взысканы судебными приставами. Поступления в консолидированный бюджет области от оплаты штрафов составили 1 миллиона 758,3 тысячи рублей.

В целом приведенные результаты демонстрируют дальнейшее повышение эффективности областного госэконадзора (контроля).
Работа министерства по госэконадзору (контролю) является полностью востребованной, поскольку экологическая обстановка продолжает требовать постоянного контроля на большей части региона, о чём свидетельствует и значительное количество обращений в министерство граждан и организаций по вопросам нарушений природоохранного законодательства: в Iквартале 2013г. рассмотрено с принятием необходимых мер 20 таких обращений.

В порядке обеспечения конституционных прав граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и в целях профилактики экологических правонарушений работниками министерства – государственными инспекторами в области охраны окружающей среды за квартал проведено 24 выступления в аудиториях, публикации или интервью в СМИ.

Развитие системы производственного экологического контроля
В результате выполнения требований, предъявленных госинспекторами по охране природы, в течение I квартала 2013 года на 39, а в целом на 537 предприятиях области назначены и осуществляют деятельность по производственному экоконтролю специально уполномоченные и прошедшие необходимую экологическую подготовку сотр


страница 1


скачать

Другие похожие работы: