ГЛАВА 4.
РАСХОДЫ ИЛИ ВСЕ-ТАКИ ДОХОДЫ?
Существует целый ряд макро- и микро- аспектов экономики, относящихся к сектору здравоохранения. Их них аспект финансирования здравоохранения наиболее важен. Финансирование здравоохранения в целом относится к пополнению ресурсов, необходимых для оплаты за медицинские товары и услуги. Эти ресурсы могут быть в форме «наличных денег» или «натуральной оплаты». Финансирование здравоохранения рассматривается в пределах структуры дефицита ресурсов, их поддержания и эффективности.

Классификация источников финансирования здравоохранения обширна и включает следующие элементы:

– общественные источники (официальные),

– частные источники (включая неправительственные корпоративные и частных лиц),

– внешнее сотрудничество или помощь (международные).

– индивидуальные или домашние хозяйства,

– смешанные источники.

Кроме того, вышеупомянутые другие категории финансирования могут быть привлечены за счет страхования, как обязательного, так и добровольного.

Главные проблемы в финансировании здравоохранения сводятся к следующим: неравномерное распределение финансов здравоохранения, повышающиеся затраты здравоохранения, недостаточная координация в финансировании отдельных элементов, изношенность и неэффективность в использовании фондов или доступных ресурсов.

Для успешной борьбы с этими проблемами прежде всего необходима оценка расходов на здравоохранение, выполненная с использованием системы счетов здравоохранения. Она включает наиболее полные сведения о совокупных финансовых средствах, поступающих в отрасль из всех источников финансирования.

Общий объем средств, направленных на нужды здравоохранения Российской Федерации из всех источников финансирования, составил в 2005 году 1127,4 млрд рублей и увеличился по сравнению с 2000 годом в 2,8 раза. Источники финансирования делятся на три категории: средства государственного управления, негосударственные средства, средства остального мира. На долю государственного управления пришлось 62%,на долю негосударственного – 37%. Средства остального мира составили незначительную часть – менее 1%.

Эти цифры свидетельствуют о том, что уже сейчас государство не берет на себя полностью ответственность по финансированию здравоохранения.

В соответствии с методологией построения системы счетов здравоохранения государственные источники финансирования объединяют средства бюджетов всех уровней: федерального, региональных и муниципальных, а также средства государственных внебюджетных фондов, которые включают не только средства ОМС, но и расходы Пенсионного фонда и Фонда социального страхования.

Федеральная власть перекладывает финансовую ответственность на муниципальные и региональные бюджеты, внося менее 70% государственных средств.

Среди государственных источников финансирования основную нагрузку несут бюджеты всех уровней. Расходы федерального бюджета связаны с расходами на медицинскую помощь населению, в том числе на дополнительную медицинскую помощь, а также с расширением программ оказания населению медицинской помощи, целевых программ.

Среди средств государственных внебюджетных фондов ведущая роль в финансировании услуг здравоохранения принадлежит фондам ОМС, которые специально были созданы в начале 90-х годов для обеспечения социальной защиты населения в условиях рыночной экономики. Государственные внебюджетные фонды представляют собой организации, которые создаются и контролируются органами государственного управления. При этом они обладают собственными и обязательными активами и самостоятельно осуществляют финансовые операции. На протяжении шестилетнего периода эти средства увеличились в 3 раза, но надо помнить, что средства этих фондов имеют строго целевое направление.

Основная нагрузка в негосударственном секторе приходится на средства населения. Негосударственный сектор включает финансовые корпорации (страховые организации), занимающиеся социальным и прочим страхованием для целей здравоохранения; домашнее хозяйство (население); некоммерческие организации, обслуживающие население; прочие корпорации. Средства этого сектора за 2000-2005 годы увеличились в 2,7 раза.

Средства в виде международной помощи (средства остального мира) составляют незначительную часть – около 1%.

Таким образом, основным источником финансирования здравоохранения оставались государственные средства. Важно отметить, что доля негосударственных источников финансирования ежегодно увеличивается. Это говорит о постепенной смене источников финансирования и возрастающей роли частной медицины.


    1. Страхование в предпринимательской деятельности


В современной рыночной экономике страхование рассматривается как система экономических отношений, включающая образование за счет средств предприятий, организаций и населения специального фонда и его использование для возмещения ущерба в имуществе от стихийных бедствий и других неблагоприятных случайных явлений, а также для оказания гражданам (или их семьям) помощи при наступлении различных событий в их жизни (достижение определенного возраста, болезнь, утрата трудоспособности, смерть).

Страхование – система экономических отношений, используемых для возмещения гражданам и их семьям ущерба (имущественного, социального, ухудшения здоровья и др.), возникшего в результате непредвиденных природных, хозяйственных или социальных явлений. Основное назначение страхования – защита интересов граждан при наступлении страхового случая.

В условиях развития рыночных отношений в России заметно сократилось участие организаций (предприятий) разных организационно-правовых форм в финансировании программ здравоохранения. Произошла смена системы – стали востребованы программы добровольного медицинского страхования, по широте охвата заменившие обязательное медицинское страхование.

Однако прежде чем говорить о схеме финансирования, следует разобраться, что же такое страхование и чем отличается ОМС от ДМС.

Страховать – значит предохранять от чего-либо нежелательного, неприятного, защищать, оберегать, обеспечивать безопасность.

Страхование как правовой акт – это договор между клиентом, опасающимся потерять свое имущество, источник дохода, способность трудиться, жизнь или любые другие ценности (имеющие материально денежный эквивалент), и страховщиком, продающим за деньги временную гарантию компенсации таких потерь.

Страховой случай – факт наступления у застрахованного лица события (страховой риск), являющегося объектом страхования и подлежащего оплате из страховых фондов страховщика согласно договору.

В системе страхования существуют понятия, которые определяют отношения лиц, участвующих в процессе страхования и выплат в результате страхового случая.

Страховщик – юридическое лицо или структура организационно-правовой формы, предусмотренная законодательством (страховая компания, страховое общество и т.д.), которые имеют право (лицензию) на проведение страховой деятельности.

Страхователь – юридическое лицо, заключающее договор со страховщиком и в силу этого обладающее правом заключать договор о страховании от имени страховой компании с конкретным лицом.

Застрахованный – лицо, в пользу которого заключен договор страхования со страхователем и в пользу которого проводятся выплаты при возникновении страхового случая.

К основным видам страхования относятся:

– имущественное страхование,

– страхование уровня жизни населения,

– страхование ответственности,

– страхование предпринимательских рисков.

Страхование в настоящее время существует в двух формах: добровольное и обязательное.

Обязательное страхование – система государственных мероприятий по защите интересов граждан.

В соответствии с Конституцией РФ и законодательством о труде в Российской Федерации существуют две системы обязательного страхования: обязательного социального страхования и обязательного медицинского страхования.

Социальное страхование – это система государственных и общественных мероприятий, которая гарантирует трудящимся средства существования в условиях, когда они не в состоянии зарабатывать или несут повышенные расходы.

Целью социального страхования является компенсация, возмещение полностью или частично застрахованным потерянного или уменьшенного трудового дохода и тем самым преодолеть неблагоприятные экономические последствия страхового риска.

Социальный страховой риск – предполагаемое событие, влекущее изменение материального или социального положения работающих или иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование.

Виды страховых рисков:

Социально-биологические: необходимость получения медицинской помощи, временная нетрудоспособность, трудовое увечье и профессиональное заболевание, инвалидность, наступление старости.

Социально-демографические: материнство, потеря кормильца, смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Экономические: безработица.

Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения.

Финансовая база государственной системы социальной защиты населения состоит из следующих источников:

1) бюджеты всех уровней (федеральный, региональный, муниципальный);

2) государственные внебюджетные фонды (средства государственного обязательного социального страхования, обязательного медицинского страхования, Пенсионного фонда и т.д.);

3) средства целевых фондов (фонда социальной поддержки населения, национального фонда поддержки инвалидов);

4) средства благотворительных организаций и фондов;

5) средства предприятий и отдельных граждан;

6) средства общественных организаций.

В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом 1999 года «Об основах обязательного социального страхования» в РФ наряду с Фондом обязательного медицинского страхования существуют иные государственные системы и фонды: Фонд обязательного социального страхования, Пенсионный фонд, Фонд обязательного страхования жизни и здоровья военнослужащих, Фонд обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и другие фонды.

Фонд социального страхования – это специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ, которое является страховщиком, гарантом и плательщиком. Средства фонда формируются: из страховых взносов граждан (единый социальный налог); отчислений работодателей; налогов с оборота; отчислений лиц, занимающихся индивидуальной трудовой или предпринимательской деятельностью, частных пожертвований.

Обязательные виды социального обеспечения следующие:

– пенсии по старости;

– пенсии по инвалидности;

– пенсии по случаю потери кормильца;

– пособие по временной нетрудоспособности;

– пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

– пособие по беременности и родам;

– единовременное пособие при рождении ребенка;

– пособие на санаторно-курортное лечение;

– социальное пособие на погребение;

– оплата санаторно-курортного лечения.

Дополнительные виды социального обеспечения следующие:

– предоставление медицинской помощи сверх установленной ОМС, в том числе на приобретение лекарств;

– дополнительный бытовой уход за пострадавшими и инвалидами, протезирование;

– обеспечение по медицинским показаниям транспортными средствами;

– профессиональное обучение и переобучение, реабилитация инвалидов или пострадавших от катастроф.

Медицинское страхование – самая сложная форма социального страхования, вершина страховой деятельности.

Медицинское страхование – это возмещение расходов на оказание застрахованным медицинских услуг (переход страхового риска в новое качество – страховой случай).

В медицинском страховании объектом являются расходы, связанные с оказанием медицинской помощи и восстановлением здоровья граждан.

В России 28 июня 1991 года был принят Федеральный закон «О медицинском страховании граждан Российской Федерации». В соответствии с этим законом в 1993 году в России была введена система обязательного медицинского страхования (ОМС). В соответствии с законодательством система обязательного медицинского страхования является государственной и обязательной для всех граждан России. Государство определяет тарифы взносов в ОМС для аккумуляции взносов на обязательное медицинское страхование, гарантирует всем гражданам получение медицинской помощи в размерах, установленных программами ОМС.

Обязательное медицинское страхование является частью государственной системы социальной защиты населения в условиях рыночных отношений наряду с пенсионным социальным страхованием и страхованием по безработице.

ОМС обеспечивает только медицинское обслуживание населения. Возмещение заработка, потерянного в результате болезни производится за счет другой государственной системой социального страхования.

Финансовые средства государственной системы ОМС формируются за счет целевых обязательных платежей страхователей.

1. Из бюджетов субъектов федерации отчисляются средства в фонд ОМС на неработающее население (дети, учащиеся, студенты, неработающие пенсионеры, безработные). За эти выплаты отвечают органы государственного управления в регионах.

2. За работающее население страховые взносы в ОМС осуществляют работодатели и предприятия, организации и т.д. от всех видов собственности.

3. Непосредственное участие работников в выплате страховых взносов в системе ОМС в настоящее время не предусмотрено.

Медицинская помощь оказывается застрахованным в соответствии с базовой программой ОМС. Базовая программа определяет объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи гражданам РФ.

На основе базовой программы РФ в регионах разрабатываются и утверждаются территориальные программы ОМС. Причем объем предоставляемых медицинских услуг не может быть меньше установленного базовой программой.

Добровольное медицинское страхование (ДМС) призвано обеспечить более высокий уровень медицинской помощи по сравнению с обязательным медицинским страхованием и системой государственного и муниципального здравоохранения.

Добровольное медицинское страхование – это покупка у страховой компании гарантий на оплату медицинской помощи, выходящей за пределы программы ОМС.

В настоящее время средства работодателей в структуре расходов здравоохранения представлены расходами на добровольное медицинское страхование и социальное страхование.

Средства частных страховых организаций в период с 2000 года по 2005 год увеличились почти втрое. Если организация имеет соответствующие лицензии и ведет деятельность в соответствии с нормами и правилами законодательства, она имеет право заниматься страхованием по программам ДМС как предпринимательской деятельностью.

Добровольное медицинское страхование осуществляется на основании договора между страхователем и страховщиком с определением конкретных условий страхования. Оно реализуется за счет средств, полученных в виде взносов либо непосредственно от граждан за счет их собственных доходов, либо от работодателей, страхующих работников из прибыли.

Размеры страховых взносов по добровольному медицинскому страхованию устанавливаются страховыми медицинскими организациями самостоятельно и зависят от качества страхуемых рисков, правил страхования, принятых конкретным страховщиком, стоимости медицинских и других услуг, числа застрахованных и т.п.

Взносы на ДМС рассчитываются на основании страховых тарифов. Тарифы, в свою очередь, зависят от риска страхового случая, риск наступления которого в ДМС связан с необходимостью предоставления помощи в рамках договора ДМС. При этом соблюдается правило: тарифы ДМС должны полностью компенсировать расходы страховых компаний по оплате лечения застрахованных, накладные расходы и обеспечить прибыль

Рассчитывается страховой тариф как отношение суммы вероятных расходов на оплату услуг, расходов компании на ведение дел и прибыли к общему числу застрахованных.

Таком образом, частные страховые организации получают средства от организаций, предприятий и населения по договорам страхования и осуществляют выплаты при наступлении страхового случая, то есть оплачивают расходы, связанные с болезнью застрахованного.

В системе обязательного медицинского страхования все застрахованные получают одинаковую помощь – независимо от суммы отчислений из заработка или дохода – принцип солидарности.

При добровольном страховании застрахованный получает помощь соответствующего объему персонального взноса и страховой суммы – принцип эквивалентности.
4.2 Экономическая эффективность

предпринимательской деятельности
Под понятием «эффективность» понимается степень достижения конкретных результатов. Существует связь и взаимообусловленность между медицинской, социальной и экономической эффективностью.

Понятие «эффективность системы здравоохранения» можно охарактеризовать с двух позиций:

  1. Способность предоставлять определенный набор услуг при оптимизации (минимизации) затрат. Это подразумевает достижение эффективности на уровне коммерческого интереса каждой медицинской организации.

2. Способность предлагать оптимальный набор услуг, который должен соответствовать структуре общественного потребления. Это предполагает разработку критериев эффективности здравоохранения, совпадающих с общественными интересами и способных достичь рационального расходования государственных средств.

Кроме того, само понятие эффективности включает три взаимосвязанных элемента:

1. Медицинская эффективность – достижение поставленных задач основных видов медицинской деятельности – в области профилактики, диагностики, лечения и реабилитации. Она измеряется сопоставлением полученного результата лечения с приложенными усилиями и затратами. Метод лечения всегда должен быть эффективен с медицинской точки зрения.

2. Социальная эффективность – продолжительность и качество жизни после впервые выявленного заболевания, снижение уровня младенческой смертности, улучшение состояния здоровья населения, сокращение преждевременной смертности и т.д. Она измеряется путем вычисления абсолютного числа заболеваний, инвалидности, смертности, возникновение которых было предупреждено в результате проведения медико-социальных мероприятий.

3. Экономическая эффективность – это тот положительный вклад (прямой или косвенный), который вносит здравоохранение путем улучшения здоровья населения (рабочей силы) в рост производительности труда, расширение и развитие общественного производства, увеличение национального дохода. Ее определение затруднено отсутствием показателей здоровья населения, являющихся одновременно носителем экономической информации.

Оценка экономической эффективности основана на исчислении косвенного экономического эффекта, который определяется величиной предотвращенного экономического ущерба в связи с уменьшением затрат на медицинское обслуживание, социальных страховых выплат, сокращения трудовых ресурсов и т.д.

Экономическая эффективность производства определяется как соотношение между результатами производства и затратами на их получение.

В качестве результатов могут рассматриваться прирост годового национального дохода или валового внутреннего продукта, прибыль, прирост объема продукции и т.д.

В качестве затрат могут рассматриваться затраты живого и общественного труда, а также финансовые затраты – капитальные вложения или их прирост.

По народному хозяйству в целом общий показатель экономической эффективности определяется по формуле:
Э = НД : К,

где НД – прирост национального дохода;

К – финансовые затраты (капитальные вложения).
Экономическая эффективность в здравоохранении не может являться определяющей при выборе тех или иных средств профилактики, лечения, организационных форм оказания медицинской помощи. Однако критерии экономической эффективности – наряду с медицинской и социальной эффективностями – могут помочь в установлении очередности и проведения тех или иных мероприятий в условиях ограниченных ресурсов.

Расчет экономической эффективности в здравоохранении связан с поиском наиболее экономичного использования имеющихся ресурсов. Этот показатель является необходимым составляющим звеном в оценке функционирования системы здравоохранения в целом, отдельных ее подразделений и структур, а также экономическим обоснованием мероприятий по охране здоровья населения.
Величина экономического эффекта

Экономическая эффективность =

Экономические аспекты, связанные с медицинской программой
Обеспечение эффективности здравоохранения при сочетании возможностей производителей услуг здравоохранения, потребностей населения и результативности деятельности можно представить в виде следующей схемы (рис. 4).

При разработке планов экономического и социального развития основное внимание уделяется увеличению объема оказываемых услуг, а также увеличению выпуска высококачественной конкурентноспособной продукции при наиболее рациональном использовании трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Эффективность деятельности учреждения можно представить в виде следующей схемы (рис. 5).

Относительная экономия каждого вида ресурсов рассчитывается как разность между объемами ресурсов, необходимых для оказания услуг исходя из условий базисного года, и их плановой величиной.

Для понимания особенностей проявления экономической эффективности в здравоохранении большой интерес представляет анализ эффективности последовательных затрат труда медицинских работников. Наиболее эффективными являются первоначальные затраты труда на уровне профилактики заболеваний или на уровне, обеспечивающем перелом в ходе болезни. Последующие затраты способствуют ускорению выздоровления, но, в принципе, они уже не являются столь эффективными, как первоначально.

Доля прироста услуг (продукции) в результате повышения производительности труда рассчитываются по формуле:


Социальная

эффективность

Медицинская

эффективность

Экономическая

эффективность

Д е я т е л ь н о с т ь

Возможности

производителей

услуг

Потребность

населения

в медицинских

услугах

Показатели

деятельности,

результаты

Ресурсы

Затраты

Потери людского потенциала

(заболеваемость, смертность,

инвалидность)


о

б

ще

с

т

в

о

, г

о

с

у

д

а

р

с

т

в

о


Экономика страны

Комплексная оценка



Здравоохранение




Рис. 4 Обеспечение эффективности здравоохранения


Прирост

прибыли

Рис. 5 Эффективность деятельности ЛПУ

Qпт = (1 – Ч / Q) x 100,
где Ч – прирост численности работающих, %,

Q – прирост объема услуг, %.
Основные показатели затрат ЛПУ:

  1. Рентабельность – отношение выручки (В) или прибыли (П), полученной от оказания услуги к себестоимости (С) услуги:


Р = В/С или Р = П/С.


  1. Себестоимость за единицу продукции (средние выдержки) – доля затрат (С) в общем количестве оказанных услуг (К):


Сед = К/С
3. Производительность труда:

– отношение выручки к численности персонала:
ПТ = В/Ч,
– объем прибыли, созданной каждым работником:
ПТ = П/Ч,
– в натуральных единицах:
ПТ = К/Ч.
4. Фондоотдача – отношение стоимости выпущенной продукции (оказанных услуг) к стоимости основных фондов (Ф)

– выраженная в денежных единицах:
Фот = В/Ф,
–выраженная в натуральных единицах:
Фот = К/Ф.
Знание экономической эффективности лечения и предупреждения заболеваний позволяет получить информацию о затрачиваемых средствах, что, в свою очередь, более точно позволяет определять нормативы финансирования.

Для определения эффективности общественного производства на уровне отдельных предприятий отрасли, применяется система показателей, включающая как обобщающие, так и частные показатели.

Кроме данных показателей используются методы, описанные в Методических рекомендациях по оценке экономической эффективности лечебно-профилактической помощи (М.: МЗ СССР, 1983), согласно которым расчет экономической эффективности проводится с народно-хозяйственных позиций.

Так, при определении убытков от заболеваемости с временной утратой трудоспособности учитываются потери от недопроизводства национального дохода, выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств социального страхования и затрат на лечение. Эффект от сокращения заболеваемости, рассчитываемый как уменьшение потерь в расчетном периоде по сравнению с базисным с учетом всех трех слагаемых.

Таблица 3

Показатели экономической эффективности

1. Обобщающие показатели

а) темпы роста производительности

продукции /услуг;

б) оказание услуг на 1 рубль затрат;

в) относительная экономия:

– основных производственных фондов,

– нормируемых оборотных средств,

– материальных затрат (без амортизации),

– фонда оплаты труда,

г) общая рентабельность,

д) снижение затрат на 1 рубль товарной

продукции.

2. Показатели эффективности

использования труда

а) темпы роста производительности

труда,

б) доля прироста объема услуг в резуль-

тате повышения производительности

труда,

в) экономия живого труда годового

количества работников (по сравне- нию с условиями базисного года),

г) отношение прироста заработной платы

к приросту производительности труда

3. Показатели эффективности

использования основных про-

изводственных фондов и обо-

ротных средств


а) фондоотдача,

б) оказание услуг на 1 рубль сред- негодовой стоимости нормируе-

мых оборотных средств,

в) отношение прироста оборотных

средств к приросту объема оказан-

ных услуг (товарной продукции),


4. Показатели эффективности

использования материальных

ресурсов

а) материальные затраты (без амортиза-

ции) на 1 рубль оказанных услуг (то-

варной продукции),

б) расход наиболее важных видов мате-

риальных ресурсов в натуральном вы-

ражении на 1 рубль оказанных услуг

(товарной продукции)

5. Показатели эффективности

нового оборудования

а) рост производительности труда,

б) снижение себестоимости услуг,

в) относительная экономия материаль-

ных ресурсов,

г) экономический эффект в результате

внедрения нового оборудования

6. Показатели эффективности

капитальных вложений


а) удельные капитальные вложения:

– на единицу производственной мощ-

ности,

– на 1 рубль прироста услуг / продукции,

б) срок окупаемости капитальных вло-

жений






    1. Экономический анализ в управлении


Экономический анализ как функция управления – это оценка результатов действия как других функций управления производством (организация, планирования, направления, учета, контроля и стимулирования), благодаря чему предоставляется возможность выработать решения (плановые, организационные и др.), способствующие переводу деятельности учреждений на более высокий уровень развития.

Значимость экономического анализа в управлении обусловили формирование самостоятельной отрасли экономической науки – анализа хозяйственной деятельности. Он представляет собой систему знаний о содержании работы учреждений, методах, задачах в формах организации, процедурах рассмотрения конкретных производственных ситуаций в целях оценки результатов деятельности, выявления факторов их изменения, изыскания резервов дальнейшего повышения эффективности проводимых мероприятий.

Для ЛПУ выделяют следующие основные задачи экономического анализа:

1. Выявление потребностей общества в услугах ЛПУ. В ходе экономических расчетов определяются организационные мероприятия, выявляются факторы, которые могут оказать влияние на потребности в медицинских услугах.

2. Изучение полноты удовлетворения потребностей общества в услугах ЛПУ и контроль соблюдения установленных нормативов. По отчетным данным ЛПУ выявляется соответствие количества оказанных услуг, потребности в них, изучены их состав по различным признакам.

3. Оценка эффективности использования ресурсов. Выявляется роль, которую играют трудовые и материальные ресурсы и хозяйственной деятельности ЛПУ.

4. Выявление и оценка факторов отклонений фактических показателей хозяйственной деятельности ЛПУ от нормативных и определение резервов. При решении этой задачи в наибольшей степени проявляется действенность экономического анализа.

5. Подготовка аналитической информации для выбора оптимальных управленческих решений. В ходе анализа формируются предложения об устранении недостатков и улучшении работы учреждения. Успех хозяйственной деятельности в наибольшей степени зависит от полноты и правильности решения этой задачи анализа.

Глубина экономического анализа деятельности ЛПУ зависит от состояния информационной базы. Она включает:

  1. официальные документы, регулирующие деятельность ЛПУ;

  2. планово-нормативную документацию, хозяйственные договоры и соглашения;

3) бухгалтерскую и статистическую отчетность, которая содержит данные, характеризующие деятельность ЛПУ по отдельным направлениям (результаты исполнения сметы расходов, сведения о состоянии сети, штатов, материально-технической базы учреждений);

4) акты ревизий, справки обследований и проверок, объяснительные записки, заявления и жалобы населения.

Для получения объективных результатов анализа деятельности учреждений необходимо предварительно проверить достоверность информационной базы. Особое значение имеет проверка достоверности отчетности. Проверка включает контроль за соблюдением правил составления и представления отчетности, полнотой и своевременностью проведения инвентаризации, наличием взаимной согласованности показателей разных форм отчетности, правильностью плановых показателей, включенных в отчетность, преемственность показателей за смежные периоды и др.

Экономический анализ может успешно выполнить свои задачи только принадлежащей его организации. В организации анализа работы ЛПУ выделяются следующие этапы:

  1. составление планов и программ проведения анализа;

  2. сбор необходимой информации;

  3. аналитическая обработка информации;

  4. оценка результатов деятельности учреждения;

  5. обобщение результатов анализа.

Содержание каждого этапа может иметь особенности в зависимости от вида анализа. Выделяют текущий, оперативный, перспективный, внешний и внутренний.

Текущий анализ. Представляет собой комплексное изучение результатов деятельности ЛПУ по отчетным периодам (месяц, квартал, год). Главная его задача – установление полноты выполнения ЛПУ своих функций, эффективности использования ресурсов, выявление недостатков в работе и резервов для ее улучшения.

Оперативный анализ. Заключается в постоянном контроле за деятельностью ЛПУ и эффективностью использования всех ресурсов. В ходе оперативного анализа рассматривается выполнение отдельных функций ЛПУ, корректируется работа по всем направлениям деятельности ЛПУ.

Перспективный анализ. Состоит в выявлении в процессах хозяйственной деятельности перспективных тенденций, способных коренным образом улучшить механизм функционирования учреждений. Объектом перспективного анализа является динамика изменения показателей.

Внешний анализ. Заключается в оценке рентабельности работы учреждения, интенсивности использования его финансовых средств в целом. На основе внешнего анализа определяются взаимоотношения ЛПУ с акционерами, кредиторами и налоговыми органами.

Внутренний анализ. Состоит в рассмотрении механизма достижения экономических результатов. В процессе этого анализа прослеживается формирование прибыли учреждения, изучается структура оказываемых услуг, характер и причины отклонения цен на услуги от запланированных.

Различают также анализы:

– по полноте охвата: полный, локальный, тематический;

– по методам изучения объектов: комплексный, сплошной, выборочный;

– по периодичности проведения: систематический, разовый;

Основные направления экономического анализа деятельности ЛПУ:

  1. Использование основных фондов.

  2. Использование коечного фонда.

  3. Исполнение медицинской техники: использование персонала; финансовые расходы.

Основные фонды ЛПУ – это материальная основа его функционирования. В их структуру входит активная и пассивная части.

На долю пассивной части (здания, сооружения, передаточные устройства) приходится около 80%, на долю активной (приборы, аппараты, медицинская техника – 20%.

Главными показателями использования основных фондов являются: фондовооруженность, фондоотдача и фондоемкость.

Фондовооруженность труда показывает, какая часть стоимости основных фондов приходится на одного работающего:
Стоимость основных фондов

Фондовооруженность =

Среднегодовое число работающих
Для оценки оснащенности медицинского персонала техникой используют такой показатель, как:
Стоимость активной части

Фондовооруженность труда основных фондов

медицинских работников =

Среднегодовая численность

медицинского персонала
Для того, чтобы охарактеризовать, в какой степени в течение года использовались основные фонды для лечебно-диагностического процесса, рассчитывают фондоотдачу:
Число пролеченных за год

Фондоотдача = х 1000,

Стоимость основных фондов
где под числом пролеченных больных за год подразумевается:

в стационаре – число госпитализированных,

в поликлинике – число посещений.
Показатель, обратный фондоотдаче называется фондоемкостью:
Стоимость основных фондов

Фондоемкость = х 1000

Число пролеченных за год

Коэффициент износа – это доля стоимости основных фондов, оставшаяся на списание в затратах в последующих периодах. Коэффициент, дополняющий его до единицы, называется коэффициентом годности.

Анализ использования коечного фонда заключается в расчете показателей использования коечного фонда (делятся на экономические и стоимостные).

К экономическим показателям относятся следующие:

1. Показатель использования коечного фонда
Число койко-дней, проведенных

Показатель использования больными в стационаре

коечного фонда = х 100

Плановое число койко-дней

Плановое число койко-дней определяется произведением среднегодового числа коек на количество дней работы койки в течение года, которое по нормативу составляет для большинства профилей коек в городских больницах 340 дней.

В оптимальном случае экономический показатель использования коечного фонда составляет 100%. Если он менее 100%, больница работает с недогрузкой, если более 100% – с перегрузкой (т.е. появляются незапланированные койки).

2. Средняя длительность работы койки в год – это отношение числа койко-дней, проведенных больными, к среднегодовому числу коек.

Если больница работает в соответствии с планом, данный показатель составляет 340 дней. Соответственно, если больше или меньше 340 дней, больница работает с пере- или недогрузкой.

Основными причинами невыполнения плана могут быть:

– недостаточное поступление больных (что требует сокращения количества коек, их перепрофилирование);

– незапланированный простой коек (вследствие экстренной необходимости ремонта, внутрибольничной инфекции и т.д.).

Показатель меняется синхронно с предыдущим.

В настоящее время основными причинами нерационального использования коечного фонда являются следующие:

1. Недостаточное использование коечного фонда (когда больница в целом или некоторые отделения работают с недогрузкой). Стоимость содержания незанятой койки составляет 70-75% от стоимости содержания занятой, так как большинство расходов (за исключением расходов на питание и медикаменты) сохраняются. В этих условиях необходимо либо перепрофилирование коечного фонда, либо его сокращение.

2. Высокая средняя длительность пребывания больных в стационаре (особенно по сравнению с западными странами). Сокращение этого показателя возможно за счет следующих факторов:

– улучшения работы догоспитального этапа (максимальное обследование больных, переход на преимущественно плановую госпитализацию, организация работы дневных стационаров, стационаров на дому, центров амбулаторной хирургии, развитие служб реабилитации);

– перепрофилирование стационара с учетом дифференциации по степени интенсивности ухода и лечения;

– сокращение непроизводительных потерь времени в стационаре (четкое планирование и реализация всех видов обследований и консультаций, что возможно в условиях компьютеризации больницы; отсутствие дублирования в обследованиях; организация работы вспомогательных служб в выходные и праздничные дни; введение механизма материального стимулирования медицинского персонала на сокращение длительности лечения при сохранении его высокого качества).

При интенсификации использования коечного фонда, т.е. увеличении показателей среднегодовой занятости койки, стоимость койки увеличивается за счет появления дополнительных расходов на питание и медикаменты для больного, а стоимость 1 койко-дня (и лечения 1 больного) сокращается, так как эти статьи расходов занимают небольшой удельный вес в их общей структуре. При снижении показателя динамика противоположна.

На стоимостные показатели влияют и такие факторы, как:

– мощность больницы (стоимостные показатели выше в маломощных больницах, где лечится небольшое число больных, а хозяйственные расходы велики; снижаются при числе коек 300-400 и вновь возрастают в крупных стационарах, где сосредоточена дорогостоящая техника и работают наиболее высококвалифицированные специалисты.);

– профиль коек (в специализированных отделениях стоимостные показатели выше);

– организация работы (в частности, организация экономичного расходования различных ресурсов, рационализация расходов – приобретение оптимальных по цене и качеству продуктов питания, медикаментов и т.д.).

Анализ использования медицинской техники основан на расчете следующих показателей (коэффициентов):
Время возможного использования

оборудования

К календарного обслуживания = ,

Число дней в году

Чем выше этот коэффициент (при прочих равных условиях), тем более эффективно используется имеющееся оборудование.
Число фактических часов работы оборудования

К сменности =

Максимально возможное число часов работы

оборудования
Данный показатель следует рассчитывать отдельно по дорогостоящему оборудованию. Промежутки времени могут быть различными – год, месяц.

Анализ использования персонала проводится на основании следующих показателей:

Число занятых должностей

Укомплектованность штатов = х 100

Число должностей по штатному

расписанию
Для врачей и среднего медперсонала этот показатель рассчитывается отдельно. При низкой укомплектованности штатов может снизиться качество медицинской помощи. В то же время за счет неукомплектованности штатов создается финансовый резерв, который может распределяться с учетом коэффициента трудового участия в условиях бригадного подряда.

1. Число врачей (численность среднего медперсонала), обслуживающих стационар, в расчете не 100 коек.

2. Число работников, обслуживающих стационар, в расчете на 100 коек

3. Соотношение числа врачей и численности среднего медперсонала. Оно должно составлять не менее 1 : 3 – 1 : 4. В России этот показатель намного ниже. В западных странах он достигает 1 : 8 и выше.

4. Удельный вес аттестованных врачей и среднего медперсонала и распределение аттестованных по квалификационным категориям.

5. Производительность труда = Результаты труда (например, число оказанных услуг) / Затраты живого труда (человеко-часы, человеко-дни).

6. Трудоемкость = Затраты живого труда / Результаты труда.

Данный показатель характеризует, сколько должно быть «вложено» труда для достижения единицы результата.

Анализ финансовых результатов. При анализе финансовых средств в первую очередь необходимо по смете определить структуру доходов и расходов. Основными документами при этом являются Баланс исполнения сметы расходов(форма № 1) и Отчет об исполнении сметы доходов и расходов учреждения (форма № 2).

В структуре доходов определяются доли средств, поступающих из бюджета, фонда ОМС, по договорам с предприятиями, за платные услуги, кредиты и другие заемные средства. Желательно, чтобы доля заемных средств не превышала 40%.

В структуре расходов выделяют удельный вес таких расходов, как:

  • заработная плата (а в новых условиях – единый фонд оплаты труда, включающий заработную плату и фонд материального поощрения);

  • начисления на заработную плату;

  • расходы на питание;

  • расходы на приобретение медикаментов и перевязочных средств;

  • расходы на приобретение мягкого инвентаря и оборудования;

  • прочие статьи расходов (канцелярские, хозяйственные расходы; амортизационные отчисления, расходы на командировки и т.д.).

В условиях действия нового хозяйственного механизма также учитываются фонды производственного (например, оплата путевок на санаторно-курортное лечение сотрудников) и социального (например, приобретение оборудования и инвентаря, капитальный ремонт зданий) развития.

Кроме того, анализируется соотношение основных и оборотных (необходимых для проведения производственного цикла) средств, количество и структура заемных средств, наличие задолженностей (в том числе кредиторской). Среди многообразия показателей, характеризующих финансовую устойчивость ЛПУ, можно выделить:

  • коэффициент абсолютной ликвидности, показывающий платежеспособность ЛПУ (какая часть краткосрочных заемных средств может быть при необходимости немедленно погашена);

  • ликвидность активов, свидетельствующая о том, сколько рублей текущих активов приходится на 1 рубль текущих обязательств;

  • ресурсоотдача – объем оказания медицинских услуг, которые приходятся на 1 рубль – отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных фондов и оборотных средств (или прибыли и себестоимости); отдельно можно рассчитать рентабельность собственного и авансированного капитала;

  • коэффициент покрытия, показывающий, как текущие кредитные обязательства обеспечены оборотными средствами.

Таким образом, анализ экономической деятельности ЛПУ. Включающий большое многообразие составляющих, – необходимое условие его дальнейшего существования и развития.


    1. Планирование предпринимательской деятельности.

Бизнес-планирование.
План здравоохранения – это составная часть государственного плана экономического и социального развития страны, который направлен на наиболее рациональное и эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов здравоохранения как важнейшей отрасли народного хозяйства.

Планы здравоохранения являются прежде всего отраслевыми.

Основные причины планирования здравоохранения в России:

– направленность на достижение результатов улучшения здоровья граждан.

– реализация заданных национальных программ,

– адекватность финансовых ресурсов здравоохранения,

– обеспечение социальной справедливости и доступности медицинской помощи,

– обеспечение внедрения современных медицинских технологий.

Выделяют следующие методы планирования в здравоохранении:

  • аналитический,

  • сравнительный,

  • нормативный,

  • экономико-математический.

Медицинское учреждение как объект бизнес-планирования является объектом с ограниченными ресурсами. Часто для учреждения задаются внешние условия деятельности и нормируется процесс расходования бюджетных и целевых средств. Бизнес-планирование в отрасли чаще всего применяется в отношении инвестиционных проектов.

Инвестиционный проект – это обоснование экономической целесообразности объема и сроков капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством РФ, утвержденными стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план проекта).

Проект реализуется и достигает определенных поставленных перед ним целей на ограниченный промежуток времени. Началом проекта можно считать рождение замысла, начало реализации проекта либо начало вложения средств. Окончанием проекта может считаться окончание финансирования, достижение поставленных целей, прекращение, модернизация проекта, вывод проекта из эксплуатации.

Бизнес-план наряду с другими финансовыми документами служит для обоснования необходимости инвестиций и дают представление о том, каким образом предполагается решить задачи выхода на рынок с новыми товарами или достигнуть других целей, намеченных инвестиционным проектом.

Российское законодательство не предусматривает в обязательном порядке разработку бизнес-плана, который на практике является новым документом для предприятий, нуждающихся в привлечении инвестиций.

Бизнес-план – это заранее намеченная, практически осуществимая система согласования взаимоувязанных во времени предпринимательских действий, обеспечивающих достижение целей предпринимательского проекта.

Бизнес-план предпринимательского проекта выполняет две основные задачи: во-первых, помогает предпринимателю оценить рациональные масштабы и ожидаемые результаты проекта. А во-вторых, способствует достижению взаимопонимания между предпринимателем и его компаньонами, коммерческими партнерами и внешними инвесторами, заинтересованными в реализации данного проекта.

Разделы бизнес-плана учреждения здравоохранения:

  1. Краткая характеристика ЛПУ – правовой статус, перечень видов деятельности.

  2. Описание основных видов деятельности – анализ положения дел, суть проекта, правовое обеспечение деятельности.

  3. Производственный план – основная лечебная деятельность, перспективы развития.

  4. План маркетинга – анализ сегментов рынка, потребностей, возможностей предложения услуг, конкуренция.

  5. Организационный план – схема управления, кадры учреждения.

  6. Финансовый план – стратегия доходов и расходов.

  7. Оценка экономической эффективности – выбор количественных критериев эффективности деятельности, пути их достижения.

Описание основных направлений деятельности и условий их реализации составляет основную часть первого раздела. Причем, исходя из анализа тенденций и основных показателей развития ЛПУ, можно с определенной вероятностью наметить пути совершенствования лечебно-диагностического процесса на основе стратегического бизнес-планирования.

Стратегическое планирование – это управленческая деятельность по созданию и поддержанию соответствия между стратегическими целями организации, ее потенциальными возможностями и шансами в сфере маркетинга.

Структурировать цели и задачи стратегического развития организации – обязанность руководителя.

Идея разработки бизнес-плана деятельности чаще всего связана с обновлением ассортимента оказываемых услуг, освоением новых медицинских услуг и технологий.

Описание сути нового направления, его актуальности и значимости связано с развитием новых медицинских услуг или обеспечением конкурентоспособности уже существующих методик и технологий лечения.

Перечень видов услуг в бизнес-плане развития должен:

  • содержать описание услуг,

  • раскрывать их основные преимущества и недостатки, потенциальную и реальную потребность в услугах,

  • отвечать на вопросы:

– на удовлетворение какой потребности направлен бизнес-план,

– какую призван удовлетворить в первую очередь,

– насколько изменчив спрос и т .д.

Маркетинговые исследования становятся актуальными для ЛПУ, так как рынок насыщен идентичными платными услугами, оказываемыми всеми учреждениями здравоохранения.

При этом предложение отдельных медицинских и сервисных услуг здравоохранения превышает спрос и конкурентную борьбу за потребителя.

Цены, определяемые спросом или конъюктурой рынка, колеблется от максимально высоких до минимально возможных размеров.

Целенаправленная ценовая политика учреждения должна устанавливать на услуги такие цены и так изменить их в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть определенной долей рынка и получить необходимый объем прибыли или безубыточности.

Доля рынка медицинских услуг – часть рынка отрасли, которая используется учреждениями для продажи своих услуг.

Сегментирование рынка – разделение общей совокупности потребителей медицинских услуг на определенные группы (сегменты), различающиеся по целому ряду факторов (социальное положение, уровень доходов, семейное положение, пол, возраст и др.).

Финансовый план отражает планирование финансовых ресурсов и финансовой устойчивости учреждения и эффективное использование денежных средств. В этом разделе объединены планово-учетные документы:

– оперативный план,

– план доходов и расходов от предпринимательской деятельности,

– план движения денежных средств и возможности взаимозачетов,

– балансовый отчет.

В балансовом отчете отражаются полные сведения о собственности учреждения (перечень активов) и задолженности (пассивы). Этот документ показывает чистую стоимость и ликвидность организации.

Формализация данных баланса необходима при подаче налоговых деклараций и запрашивается всеми кредиторами и инвесторами.

Оценка суммарной эффективности является составной частью соответствующего раздела. Экономическую эффективность деятельности оценивают с помощью количественных критериев и показателей.

Специфика деятельности в здравоохранении связана с необходимостью, наряду с финансовыми критериями, обеспечивать постоянный уровень качества медицинской помощи, ее доступность, отвечать на растущие потребности населения в расширении сервисных и комфортных условий предоставления медицинской помощи.

Состав бизнес-плана может быть изменен в зависимости от конкретных условий и специфики ЛПУ, но должен отвечать цели обеспечения эффективной, безубыточной работы.

Распределение объемов фактически оказываемой медицинской помощи между источниками финансирования в соответствии с расчетными значениями безубыточных объемов служит основой для оценки эффективности деятельности учреждений здравоохранения.


страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5


скачать

Другие похожие работы: