МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Петрозаводский государственный университет»

Кафедра семейной медицины, общественного здоровья, организации здравоохранения, безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф

ИСТОРИЯ ФАРМАЦИИ

Методические указания

по ведению занятий

для студентов специальности «Фармация»

Петрозаводск

Издательство ПетрГУ

2013

Рассмотрены и рекомендованы к печати на заседании

редакционной комиссии по отрасли науки и техники «Медицина» 15 марта 2013 года
Печатается по решению редакционно-издательского совета

Петрозаводского государственного университета

Издаются в рамках реализации комплекса мероприятий

Программы стратегического развития ПетрГУ

на 2012-2016 гг.


Составитель

В.И.Глазков, старший преподаватель

курса общественного здоровья и здравоохранения

ВВЕДЕНИЕ

В течение тысячелетий фармация являлась составной частью медицины и прошла вместе с ней (условно) 5 периодов развития: Первобытное общество (около 2 млн. лет – 4-е тысячелетие д.н.э.), Древний мир (5-е тысячелетие д.н.э. – середина 1-го тысячелетия н.э.), Средние века (середина 1-го тысячелетия н.э. – середина XVII в.), Новое время (середина XVII в. - начало XX в.), Новейшая история (1918 год - начало XXI в.)
В первобытно-общинном строе фармация существовала в виде лекарствоведения - наблюдения за действием растений и их частей, объектов животного, минерального происхождения на животных и людей, а затем уже целенаправленного их применения (врачевание).
В государствах Древнего мира - Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима лекарствоведение поднялось на более высокий уровень благодаря появлению специалистов – врачей, которые начали развивать фармацию вместе с другими направлениями медицины. Стали появляться законодательные акты государств, регулирующих медицинскую деятельность. А в связи с тем, что изготовлением лекарств продолжали заниматься врачи, как и лечебной деятельностью, развивалась и фармация. Начали появляться аптеки – учреждения для хранения лекарств.
В Средние века при аптеках были лаборатории, где из лекарственного сырья готовились лекарства в виде различных лекарственных форм: порошков, растворов, настоев, отваров, мазей и др. Большой толчок развитию фармации дала химия (алхимия). Её развитие в связи с поисками волшебного камня - панацеи, (лекарства от всех болезней) попутно позволило получить множество химических соединений, которые стали сами лекарственными средствами или основами для получения лекарственных средств.
В Новое время с начала XVIII в. и до настоящего времени врачебная и фармацевтическая деятельность в связи с увеличением номенклатуры лекарственных средств, усложнением технологии их приготовления постепенно начинают разграничиваться, фармация развивается как самостоятельная наука и отрасль знания, частями которой становятся такие самостоятельные науки, как: фармако- гнозия; фармацевтическая технология; аналитическая, фармацевтическая, токсикологическая химия; фармакология.

Часть I

ИСТОРИЯ ФАРМАЦИИ

очное отделение

Тематический план лекций по изучению дисциплины «История фармации»

1

Цели и задачи изучения истории фармации. Основные источники изучения истории фармации. Организация учебного процесса. Врачевание и лекарствоведение в первобытнообщинном строе. Первые лекарственные средства.


2

2



Фармация в странах Древнего Востока (страны Месопотамии, древний Египет, древняя Индия, древний Китай, Тибетская медицина) Медицина античного мира – Древняя Греция, Древний Рим.


2

3

Фармация раннего (V – X в.в.) и классического

( XI – XV в.в.) средневековья (Византийская

империя, монастырская фармация, Арабские халифаты, Западная Европа, Американский континент).

2

4

Фармация в эпоху Возрождения. Развитие фармации в период теории флогистона (середина XVII - конец XVIII в.в.) и в Западной Европе (на рубеже XVIII – XIX вв.). Ф.Х. Самюэль Ганеман и гомеопатия.

2

5

Фармация в период образования и развития Русского государства (конец XIII - XVII вв.)


2

6

Развитие отечественной фармации в XVIII – XIX вв.


2

7

Аптечное дело и фармацевтическое производство в России в XX веке
Итого

2
14










Тематический план семинарских занятий по изучению дисциплины «История фармации»




Цели и задачи изучения истории фармации. Основные источники изучения истории фармации. Организация учебного процесса. Распределение тем рефератов и требования к их написанию и оформлению.


2



Фармация в эпоху первобытно - общинного строя. Возникновение врачевания в человеческом обществе (матриархат, патриархат). Зарождение народной медицины и фармации. Первые лекарственные средства.


2



Фармация древнего мира: Древний Восток - Египет, Месопотамия, Индия, Китай.


2



Фармация в античном мире – Древней Греции, Древнем Риме. Первые научные труды по фармакологии - Гиппократ, К. Гален, Асклепиад, А.К. Цельс, Диоскорид).


2



Фармация в средние века (Византийская империя, монастырская фармация.)


2



Фармация эпохи раннего и развитого феодализма (V – XV вв.). Фармация в Арабских Халифатах.


2



Фармация народов Америки. ( I в. до н.э.- XVI н.э.)


2



Фармация в Западной Европе. Салернская медицинская школа. (V – XVI вв.)


2



Фармация в эпоху Возрождения. (XIV – XVI в.в.)

2



Фармация мануфактурной стадии капитализма (середина XVII – вторая половина XVIII вв.),


2



Фармация промышленного капитализма (конец XVII вторая по-

ловина XIX вв.),


2

12.


Медицина и фармация Древнерусского (IX – XV вв.) и Московского (XV – XVII вв.) государства. История применения лекарственных растений в народной медицине России. Аптекарская палата, Аптекарский приказ, лекарская школа.


2

13.

Реформы Петра I в области медицины и фармации. Вклад М.В. Ломоносова, его учеников и последователей в фармакогнозию (С.П. Крашенинников, И.И. Лепехин, С.П. Соколов, Н.Я. Озерецковский). И.Т. Ловиц. Профессора фармации Т.А. Смеловский, Н.Э. Лясковский, К.И. Щекин.


2

14

Медицина периода разложения феодализма и зарождения капитализма в России (вторая половина XIX – начало ХХ вв.). Развитие клинической медицины (Г.А. Захарьин, С.П. Боткин, Н.И. Пирогов, Н.В. Склифосовский) и вклад ее в совершенствование российской фармации. Н.И Лунин и открытие витаминов. Ю.К. Трапп и развитие аптечного дела в России. Дальнейшее развитие высшего фармацевтического образования.


2

15

Советский период развития отечественной медицины и фармации. Советская фармацевтическая наука в ХХ в. З.В. Ермольева и ее роль в открытии отечественных антибиотиков. Роль трудов А.Ф. Гаммермана, С.В. Аничкова, В.В. Закусова в развитии отечественной фармакологии. Лекарственная революция ХХ в. и ее последствия.


2

16


История развития аптечного дела в Карелии

2

17

История медицинской этики и деонтологии. Медицинская этика и деонтология в практической деятельности провизора. Зачёт.

2




И т о г о

34


1.Семинарское занятие № 1

Цели и задачи изучения истории фармации. Основные источники изучения дисциплины. Организация учебного процесса. Распределение тем рефератов и требования к их написанию и оформлению.

Цель занятия:

- ознакомить студентов с предметом «История фармации», требования курса;

- сформировать у студентов понятие о фармации, истории фармации и методах её изучения.

Студент должен знать:

- источники изучения истории фармации (основные и дополнительные);

- требования к написанию и оформлению реферата.

Вопросы к занятию № 1

1)определение фармации как науки. История фармации как предмет для изучения;

2)источники изучения истории лекарствоведения древности (данные археологии, палеопатологии и палеоботаники, этнологии, наскальных рисунков, глиняных табличек, надписей на саркофагах, колоннах храмов, папирусов, летописи);

3)порядок написания и оформления реферата.

Список рекомендуемой литературы

1.Семенченко В.Ф. История фармации. Учебное пособие для студентов фарм. вузов, Изд. центр «МарТ» Ростов н/Д 2003 – 640с. Стр. 8 – 11.

2. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник М.:Academia, 2004 – 560с. Стр. 10 – 13.

3. Материал лекций.

4.Романов Б.Е. Введение в историю медицины и фармации. Методическое пособие П.: ПетрГУ, 2006 - 80с. Стр. 4, 54, 64.

Комментарий

Для подготовки к семинарскому занятию необходимо, в соответствии с обсуждаемой темой, внимательно прорабатывать нужные разделы основной литературы и лекций. Кроме того следует ознакомиться с дополнительными источниками.
2.Семинарское занятие № 2

Фармация в эпоху первобытно-общинного строя. Возникновение врачевания и лекарствоведения в человеческом обществе (матриархат, патриархат). Зарождение народной медицины и народной фармации. Первые лекарственные средства.

Цель занятия:

-охарактеризовать эпоху первобытнообщинного строя как особую общественно-экономическую формацию и общие закономерности развития общества в этот период;

-сформировать у студентов представление о появлении знаний о лекарственных средствах в первобытном обществе.

Студент должен знать:

- периоды появления знаний у первобытного человека о лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения.

Вопросы к занятию № 2

1)состояние первобытного общества и знаний по лекарствоведению в период матриархата;

2) состояние первобытного общества и знаний по лекарствоведению в период патриархата.

Темы сообщений:

1)Врачевание и лекарствоведение в первобытно - общинном строе. Народная медицина и народная фармация.

2)Народное врачевание и традиционная медицина: связь времён.

Список рекомендуемой литературы

1.Семенченко В.Ф. История фармации. Учебное пособие для студентов фарм. вузов, Изд. центр «МарТ» Ростов н/Д 2003 – 640с. Стр. 11 - 18

2. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник М.:Academia, 2004 – 560с. Стр. 13 – 37.
3. Материал лекций.

Комментарий

Для подготовки к семинарскому занятию необходимо, в соответствии с обсуждаемой темой, внимательно прорабатывать нужные разделы основной литературы и лекций. Кроме того следует ознакомиться с дополнительными источниками. Необходимо отметить, что элементы здравоохранения имелись уже в древности. Например, в период первобытно - общинного строя имеются случаи помощи рожавшей женщине в период матриархата. В период патриархата начали развиваться хирургия и травматология.
3.Семинарское занятие № 3

Фармация древнего мира: Древний Восток (Египет, Месопотамия, Индия, Китай).

Цель занятия:

- сформировать у студентов представления об основных чертах фармацевтической науки в Древнем Мире.

Студент должен знать:

- выдающихся мыслителей, внесших вклад в развитие медицины и фармации Древних государств.

Вопросы к занятию № 3:

1)лекарствоведение Древнего Египта;

2)лекарствоведение Древней Индии;

3)лекарствоведение Древнего Китая;

4) лекарствоведение Тибета.

Темы сообщений:

1)развитие медицины и фармации в странах Древнего Востока;

2)гомеопатия – отражения главного принципа лечения в Тибетской медицине.

Список рекомендуемой литературы

1.Семенченко В.Ф. История фармации. Учебное пособие для студентов фарм. вузов, Изд. центр «МарТ» Ростов н/Д 2003 – 640с. Стр. 19 - 50

2. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник М: Academia, 2004 – 560с.

3. Материал лекций.

Комментарий

О состоянии развития медицины и тесно связанной с ней фармацией в странах Древнего Востока мы узнаём из надписей на саркофагах, колоннах храмов, клинописи на скалах и глиняных табличках. Известно свыше 200 тысяч различных папирусов из Египта – Кахунский, Эберса, Брушга, Имхотепа. Сохранились древние медицинские книги в Индии (Веды), Китае и Тибете. Кроме того археологи обнаружили на территории цивилизаций Древнего Востока в соответствующих слоях сосуды с остатками растений и мазей. Таким образом, сведения о развитии фармации в странах Древнего Востока отрывочны и не систематичны. Тем не менее, из имеющихся источников известно, что к периоду зарождения рабовладельческого строя люди уже имели целый ряд лекарственных средств.
4.Семинарское занятие № 4

Фармация в античном мире – Древней Греции, Древнем Риме.

Первые научные труды по фармакологии. Гиппократ, Гален, Асклепиад, А.К. Цельс, Диоскорид.

Цель занятия:

- сформировать у студентов представления о характерных чертах развития медицины и фармации в античных государствах.

Студент должен знать:

- выдающихся мыслителей, внесших вклад в развитие медицины и фармации античных государств.

Вопросы к занятию № 4:

1)медицина Древней Греции. Асклепейоны. Врачебные школы;

2)Гиппократ и его вклад в развитие медицины и фармации;

3)выдающиеся древнеримские врачи

Темы сообщений:

1)Медицина и фармация Древней Греции. Гиппократ II Великий и его роль в развитии медицины и лекарствоведения.

2)Развитие медицины и фармации Древнего Рима.

Список рекомендуемой литературы

1.Семенченко В.Ф. История фармации. Учебное пособие для студентов фарм. вузов, Изд.центр «МарТ» Ростов н/Д 2003 – 640с. Стр. 51-81

2. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник М.: Academia, 2004 – 560с.

3. Материал лекций.

Комментарий

Развитие медицины и фармации Древней Греции было связано с другими науками, которые объединялись общим понятием «философия». Была характерна стихийная диалектика, основой которой служила атомистическая теория Демокрита. Материалистической школе Древней Греции противостояла идеалистическая Пифагора и Платона. Развитие медицинской науки в Древней Греции было обусловлено ростом колоний, развитием торговли, возникновением эпидемий, увеличение численности армии, что обусловливало увеличение численности врачей. Открывается ряд школ по подготовке врачебных кадров – г. Кротон, острова Книдос и Косс.

Лечение осуществлялось или в специальных помещениях храмов - «асклепейонах», или в светских лечебницах на дому у врачей – «ятрейнях».

Врачи Древней Греции дали новые решения многих вопросов медицины и особенно фармации. На практике новые принципы первым применил Гиппократ (460 – 377 д.н.э.) Он дал ключ к пониманию физиологии, патологиии и фармакологии (применению лекарств.) Закончил он медицинскую школу на острове Косс, был врачом в 18 поколении. Огромный интерес представляет фармакотерапия, нашедшая отражение в «Сборнике Гиппократа», который являлся основным источником сведений о состоянии фармации Древней Греции. Сборник даёт нам представление о том, что древнегреческие врачи изготовляли и применяли как простые, так и сложные лекарства. Каждый врач имел свои запасы лекарственного сырья, которые хранились в специально отведённом для этой цели помещении: кладовой, амбаре и.т.д. По-гречески помещения назывались – apotheca.

В этих аптеках каждый врач с помощью своих рабов готовил лекарства. В «Сборнике» имеются довольно подробные описания технологии приготовления сложных лекарств. Применялись твёрдые, жидкие, мягкие и газообразные лекарственные формы. При приготовлении использовались вспомогательные вещества. Ученик Платона и Аристотеля – Теофраст из Эфеса прожил долгую жизнь и написал большое кол-во трудов по ботанике. Он первым создал классификацию растений. Девятая книга «Исследований о растениях» Теофраста посвящена лекарственным растениям, их заготовке и применению. Крупнейшим эллинистическим центром в Египте была Александрия, которая представлена врачами Эразистратом и Герофилом. Герофил утверждал, что нет такой болезни, против которой нельзя было найти лекарство.

Развитие медицины и фармации в Древнем Риме было связано с богатыми традициями Древней Греции. Большое место в древнеримской народной медицине и фармации занимало лечение травами и сельскохозяйственными растениями. Однако оно имело и свои характерные черты – наследие древней медицины коренного населения Италии – этрусков, сабинян, латинян и др. народов. Виднейшими представителями древнеримской медицины и фармации являются: Асклепиад из Вифинии (128 – 56 д.н.э.), Авл Корнелий Цельс (30-25 д.н.э. – 45-50 н.э.), Клавдий Гален (131 – 201 н.э.), Диоскорид Педаний (I в.). С распадом Римской империи (476 г.) в её восточной части – Византии получило своё завершение развитие медицины и фармации рабовладельческого общества.
5.Семинарское занятие № 5

Фармация в Средние века – Византийская империя, монастырская фармация.

Цель занятия:

- сформировать у студентов понятие о развитии фармации в начале Средних Веков – Византийская империя, монастырская фармация.

Студент должен знать:

- состояние фармации в Византийской империи, монастырскую фармацию.

Вопросы к занятию № 5:

1) состояние и развитие медицины и фармации в Византии. Основная заслуга медицины и фармации средневековой Византии;

2) понятие о средневековых монастырях, состояние монастырской медицины и фармации.

Темы сообщений:

1)К.Гален. Его учение и вклад в развитие фармации;

2)Состояние фармации в Византийской империи.

Список рекомендуемой литературы

1.Семенченко В.Ф. История фармации. Учебное пособие для студентов фарм. вузов, Изд.центр «МарТ» Ростов н/Д 2003 – 640с. Стр. 82 - 92

2. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник М.: Academia, 2004 – 560с.

3. Материал лекций.

страница 1страница 2страница 3


скачать

Другие похожие работы: