Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ
Методические указания

и планы семинарских занятий
Часть 2

Петрозаводск

Издательство ПетрГУ

2012

Рассмотрены и рекомендованы к печати

на заседании кафедры социологии факультета политических

и социальных наук ПетрГУ 18 марта 2011 года


Печатаются по решению редакционно-издательского совета

Петрозаводского государственного университета

Составитель

С. А. Кислов, кандидат философских наук, доцент

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 17. Неофрейдизм в социологии

  1. Психосоциологические концепции А. Адлера, К. Юнга и К. Хорни.

  2. Дихотомии человеческого существования в интерпретации Э. Фромма.

  3. Концепция социального характера Э. Фромма.


Темы докладов и рефератов

  1. Любовь как предмет социологической интерпретации (по кн. Э. Фромма «Искусство любить»).

  2. Почему человек бежит от свободы? (по кн. Э. Фромма «Бегство от свободы»).

  3. Природа человека и его характер (по кн. Э. Фромма «Человек для себя»).

  4. К. Юнг об индивидуальном и коллективном бессознательном.


Основная литература

    1. Психоанализ и культура. Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М., 1995.

    2. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности// СоцИс. 1992. № 7; 1993. № 9, 11.

    3. Фромм Э. Бегство от свободы. Минск, 2004.

    4. Фромм Э. Человек для себя. Минск, 1992.

    5. Фромм Э. Искусство любить. М., 1991.

    6. Юнг К.-Г. Коллективное бессознательное. М., 1995.


Дополнительная литература

Добреньков В.И. Психоаналитическая социология Эриха Фромма: Учебное пособие. М., 2006.
Вопросы для самоконтроля

  1. С чем согласны и что отвергают в концепции З. Фрейда представители неофрейдизма?

  2. Как А. Адлер оценивал место и роль «комплекса неполноценности» в структуре человека и его поведения? Какие виды компенсации «комплекса неполноценности» и соответствующие им стили жизни он выделял?

  3. Согласно концепции К. Юнга, структура человеческой психики состоит из четырех универсальных элементов. Каких? Что понимал К. Юнг под коллективным бессознательным?

  4. Какую классификацию личностей по критерию их отношения к социальной среде предложил К. Юнг?

  5. Какие чувства и стремления, по мнению К. Хорни, управляют человеком, обусловливают его поведение?

  6. Какие типы конфликтной, невротической личности и соответствующие им модели поведения выделяет К. Хорни?

  7. Каковы, по К. Хорни, источники «неврозов нашего времени»?

  8. «Представление о том, что мы имеем индивидуума с его определенным набором естественных потребностей, с одной стороны, а общество, удовлетворяющее или подавляющее эти потребности, с другой стороны, является неверным». О взглядах какого автора говорит здесь Э. Фромм?

  9. Э. Фромм предложил рассматривать человеческую сущность как структуру фундаментальных противоречий, «экзистенциальных дихотомий». Назовите их.

  10. Каковы, по утверждению Э. Фромма, типичные ориентации (пути) по разрешению дисгармонии человеческого существования?

  11. Существует лишь один путь единения человека с миром – любовь. Какое определение любви предлагает Э. Фромм?

  12. В работе «Анатомия человеческой деструктивности» Э. Фромм выделяет два вида агрессии у человека. Какие?

  13. Какие типы злокачественной агрессии он рассматривает?

  14. В стремлении преодолеть собственную ограниченность, стать творцом собственной жизни человек всегда оказывается перед дилеммой: либо созидать, либо разрушать. Каковы источники агрессивности – что об этом говорили представители фрустрационной теории, З. Фрейд, Э. Фромм?

  15. В книге «Бегство от свободы» Фромм пишет: «Определенный социальный класс, стремясь к своему освобождению, свято верил в то, что борьба за его собственную свободу является борьбой за свободу вообще. В результате цели борющегося класса идеализировались, а сам класс привлекал на свою сторону всех угнетенных. Тем не менее, в ходе этой борьбы классы, добившись некоторых побед, сами становились обладателями привилегий». Подтвердил ли, на ваш взгляд, опыт СССР это утверждение?

  16. Как объяснить появление авторитарных, тоталитарных систем? Какие точки зрения приводит Э. Фромм в работе «Бегство от свободы»? Как он сам отвечает на этот вопрос?

  17. Какие, по Фромму, предпосылки способствуют возникновению, развитию и победе фашизма?

  18. В книге «Бегство от свободы» Э. Фромм утверждает, что в современном обществе вместо реальной власти правит власть «анонимная». Что включает в себя понятие «анонимная власть»? Почему она более действенна?

  19. Каковы механизмы бегства от свободы?

  20. По утверждению Фромма, опора и поддержка нацистов – это низшие слои среднего класса. Почему идеология нацизма оказала такое влияние на низы среднего класса?

  21. Что такое социальный характер? Как он формируется? Какие позитивные и негативные качества американского социального характера отмечает Э. Фромм? Каковы характерные черты авторитарного характера? Каковы функции социального характера?

  22. Фромм разграничивает социальные характеры плодотворной и неплодотворной ориентации. Обрисуйте их.

  23. Какие виды социальных характеров неплодотворной ориентации выделяет Э. Фромм?

  24. Главная тенденция изменений в социальном характере, по мнению Э. Фромма,- это отчуждение. Что понимается под отчуждением?

  25. Насколько применим анализ Э. Фроммом в «Бегстве от свободы» социальных и психических явлений к сегодняшней российской действительности? Можно ли сказать, что современный российский человек подвержен соблазну в любой момент встать под знамена какого-нибудь диктатора и тем самым стать сытым и хорошо одетым роботом и почему? «Тревога, беспомощность и неуверенность в завтрашнем дне», «изоляция и одиночество» - это ситуационные, временные моменты или некая глобальная, неминуемая тенденция современности?

  26. Какие факторы, по мнению Э. Фромма, обусловливают формирование в современном обществе чувства индивидуального бессилия, ничтожности?

  27. История человека как социального существа и как индивида представляет собой процесс индивидуализации. Что представляет собой процесс индивидуализации, каково его содержание?

  28. Что означает одиночество (физическое и моральное)?

  29. Проинтерпретируйте следующее высказывание Э. Фромма («Бегство от свободы»): «Биологическое несовершенство человека было основополагающим фактором появления цивилизации»

  30. Размышляя о кризисе современного общества и путях его преодоления, Э. Фромм приходит к выводу, что надежды на достижение материального изобилия, неограниченной личной свободы, счастья для наибольшего количества людей и господства над природой потерпели крах. Что, по его мнению, является обязательным условием физического выживания рода человеческого?

  31. Каковы характерные черты общества здорового и общества патологического? Какие практические преобразования предлагает Э. Фромм на пути к здоровому обществу?

  32. «Влияние нынешних тенденций современного политического развития ставит под угрозу одно из важнейших достижений нашей культуры – уникальность и индивидуальность личности». Применим ли этот вывод Э. Фромма к ситуации конца ХХ – начала ХХI в.?


Тема 18. Теории межличностного взаимодействия

Занятие 1

  1. Дж. Мид – основоположник парадигмы символического интеракционизма.

  2. Теория управления впечатлениями И. Гофмана.

  3. Ч. Кули: теория «зеркального «Я» и теория малых групп.

  4. Чикагская школа символического интеракционизма (Г. Блумер).

страница 1страница 2 ... страница 7страница 8


скачать

Другие похожие работы: