Петрозаводский государственный университет

Кафедра истории дореволюционной России

Методические указания для студентов

по дисциплине «История России (1796-1855 гг.)»


  1. Общие положения к освоению курса


1.1. Цель дисциплины, ее место в учебном процессе

Курс "История Отечества. 1796-1855." является составной час­тью базового курса отечественной истории с древнейших времен до наших дней. Данный хронологический отрезок общего курса охваты­вает период разложения феодально-крепостнической системы хозяйства и становления буржуазных отношений еще в рамках старой системы — в предреформенный период. В политическом отношении это период приспособления абсолютной монархии и ее институтов к запросам времени, потребностям сохранения международного престижа и хозяйственной самостоятельности страны. Шесть десятилетий, в которые ук­ладывается читаемый курс, не случайно оказываются наполнены раз­ного рода реформаторскими начинаниями, большей частью незавершен­ными. Самодержавие Александра I и Николая I оказалось способным с помощью традиционных механизмов управления а иногда прибегая и к правительственному либерализму как методу осуществления полити­ки, поддерживать социальную и политическую стабильность в стране. В эти десятилетия Россия участвовала в европейских войнах, шло расширение территории за счет культурно и экономически развитых территорий (Царство Польское, Великое княжество Финляндское, Бессарабия). В это время начинается промышленная и социальная модернизация страны, заложившая основу стремительных буржуазных преобразований второй половины XIX в.Цель данного курса таким образом, проследить коренные социаль­но-экономические сдвиги в развитии России, отражение их в государ­ственной политике и общественной жизни на конкретном фактическом материале.

1.2. Задачи изучения дисциплины

В результате изучения курса “История Отечества. 1796-1855” студент-историк должен получить теоретические представления о направлении эволюции социально-экономического и политического устройства Российской империи в первой половине XIX века; выяснить степень эффективности приспособления феодальных по своей природе социальных и политических институтов, сложившихся в ХVIII в. к буржуазным отношениям; проследить процесс складывания общественного самосознания в дан­ный период и обнаружить на фактическом материале тесную взаимозависимость правительственного курса и общественного мнения; выявить специфику национальной политики самодержавия в данный период и оценить ее результаты; рассмотреть основные направления внешней политики самодержавия и иметь представление об изменении международного положения Рос­
сии.

В результате изучения курса студент должен знать:

- базовый материал учебной дисциплины (понятия, имена, даты);

- причины, содержание, характер и итоги внутриполитической деятельности императоров Павла I, Александра I, Николая I;

- основные события внешней политики изучаемого периода, понимать

  • основные направления общественной мысли и формы общественного движения изучаемого периода

  • основные тексты источников, отражающих формирование внутриполитического курса и развитие общественной мысли изучаемого периода;

В итоге студент должен понимать:

  • сущность процессов изменения социальной структуры российского общества в изучаемый период;

  • закономерности развития практики государственного управления, взаимодействия центра и окраин

  • сущность основных социальных и политических конфликтов изучаемой эпохи

  • сущность основных историографических проблем по отдельным темам изучаемого курса;

В результате изучения курса студент должен уметь:

- отбирать, анализировать и объективно интерпретировать материал при подготовке к практическим занятиям и при подготовке исследовательской работы;

- излагать в системе исторические события и процессы изучаемого периода российской истории.
2. Формы учебных занятий, их темы, объем:

лекции, семинары, групповые и индивидуальные консультации, самостоятельная работа студентов, контрольные работы (форма промежуточной проверки знаний), экзамен (форма итоговой проверки знаний);


    1. Лекции

Тема 1. Россия в социально-экономическом отношении в первой половине XIX в.

Лекция 1. Основные параметры и темпы экономического развития России в первой половине XIX века.

Территория и население. Процесс колонизации на завершающем этапе строительства Империи. Россия – многонациональная империя.

Общественное разделение труда, хозяйственная специализация.

Сельское хозяйство в первой половине XIX века. Признаки разложения феодально-крепостнической системы хозяйства. Ремесло и кустарное производство. Развитие промышленности и начало промышленного переворота. Его особенности в России.

Лекция 2. Сословия в России в период зарождения капиталистических отношений.

Динамика сословной структуры в течение XVIII в. Сословная политика самодержавия в это время (основные тенденции).

Дворянство, его политическое и сословное положение в государстве. Элементы кризиса крепостнической экономики и попытки преодолеть упадок дворянского сословия. Характеристика помещичьего хозяйства в первой половине XIX в.

Крестьянство в первой половине XIX в. в экономическом и правовом отношении. Крестьянское законодательство и "крестьянский вопрос".

Городское население. Русский город и городское самоуправление в дореформенный период. Буржуазные элементы в социально-экономической жизни России и причины их слабого развития.

Духовенство, его правовое и экономическое положение.

Тема 2. Россия при Павле I. 1796-1801 гг.

Лекция 3. Внутренняя политика Павла I.

Характеристика Павла I и его историографическая репутация. Административные нововведения. Военные преобразования. Крестьянский вопрос, манифест 5 апреля 1797 г. (о "трехдневной барщине") и его историческая оценка.

Сословная политика Павла I, ущемление прав дворянства и складывание антипавловской оппозиции.

Лекция 4. Дворцовый переворот 11 марта 1801 г.

Влияние Великой французской революции на русское общество. Отношение правительства к "революционной опасности", репрессивные распоряжения и попытки создать новые идеологические опоры самодержавия. Мальтийский орден в России.

Внешняя политика Павла I и участие России в антинаполеоновской коалиции. Кампания 1799 г. Союз России и Франции (1800 г.)

Предистория дворцового переворота 1801 г. Заговор 1798-1799 гг. Второй заговор. Цареубийство 11 марта 1801 г.

Тема 3. Александр I и его внутренняя политика (1801-1812 гг.)

Лекция 5. Проекты либеральных реформ в 1801-1803 гг. и попытки их реализации.

Источники и историография о проблеме реформ в политике правительства в начале XIX в.

Личность Александра I и его мировоззрение. Феномен правительственного либерализма.

Расстановка сил после дворцового переворота 1801 г. и борьба за власть. Негласный комитет. Политические проекты в обществе и их выразители. Указ о правах Сената. Коронационные проекты и Жалованная грамота российскому народу (1801). Образование министерств (1802 г.)

Крестьянские проекты 1801-1803 гг. Указ о “вольных хлебопашцах” и его значение.

Лекция 6. Политика правительства в сфере просвещения. Проекты  М. Сперанского.

Открытие университетов в Дерпте, Казани, Харькове, Вильно. Университетские уставы начала XIX в. Педагогический институт в Петербурге и его реорганизация в университет (1804-1819 гг.). Лицеи.

Цензурный устав 1804 г. Литература и печать 1800-х гг. Литературные объединения и журналы.

М. М. Сперанский и его проекты 1802-1812 гг. "Введение к Уложению государственных законов" и его принципы. Судьба реформаторских замыслов и причины их краха. "План финансов" Сперанского. Его опала и ссылка.

Консервативная оппозиция 1807-1812 гг., ее идейные источники и выразители. Записка "О древней и новой России..." Н. М. Карамзина.

Тема 4. Внешняя политика Александра I.

Лекция 7. Внешняя политика и дипломатия Александра I до 1812 г.

Международное положение России в начале XIX в., принципы и методы осуществления внешней политики. «Конституционная дипломатия».

Русско-немецкие, русско-британские отношения. Присоединение России к антинаполеоновской коалиции и участие кампаниях 1805, 1806,1807 гг. Тильзитский мир.

Русско-шведская война 1808-1809 гг. и присоединение Великого княжества Финляндского. Боргосский сейм.

Ближневосточное направление российской политики. Присоединение Грузии. Русско-персидская и русско-турецкая войны в начале XIX в.

Лекция 8. Отечественная война 1812 г. и заграничные походы русской армии (1813-1814 гг.)

Расстановка сил и планы сторон накануне столкновения России и Франции. Концепции превентивной и оборонительной войны у русского командования. Международное положение России и поиски союзников.

Начало войны и ее периодизация. Оборона Смоленска. Отступление русской армии.

Бородинская битва и ее значение. Оставление Москвы. Тарутинский маневр.

Контрнаступление русской армии и изгнание Наполеона. Историческое значение войны 1812 г.

Заграничные походы русской армии. Кампании 1813 и 1814 гг. (основные сражения). Шестая антинаполеоновская коалиция. Вступление союзников в Париж. Парижский мир.

Лекция 9. Внешняя политика России после наполеоновских войн (1814-1825 гг).

Венский конгресс и основы послевоенного устройства Европы. Режим Реставрации и позиция русского правительства.

Священный союз, его идеологические источники и цель. Девальвация принципов Священного союза и ослабление позиций России. Конгрессы Священного союза (Аахенский, Троппау-Лайбахский, Веронский). Революции в Испании, Неаполе, Пьемонте и их подавление союзниками. Доктрина вмешательства и принятие Александром I идеи "всеевропейского революционного заговора".

Греческая проблема и позиция России. Заявления Александра I o приоритетах России в восточном вопросе (1824-1825 гг.)

Тема 5. Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.

Лекция 10. Последние проекты реформ 1815-1820 гг.

Крестьянский вопрос в 1815-1820 гг. Освобождение крестьян в Прибалтике и освободительные инициативы петербургского дворянства. Отказ правительства от реформ.

Польский вопрос после Венского конгресса. Присоединение к России Царства Польского и его конституционное устройство. Конституция 1815 г. и открытие первого польского сейма. Варшавская речь Александра I 27 марта 1818 г. и ее отголоски.

Уставная грамота (1820). Кризис правительственного конституционализма и его причины.

Лекция 11. Реакционная тенденция в политике Александра I.

А.  А. Аракчеев и "аракчеевщина". Проекты военных поселений и их реализация.

Религиозные движения при Александре I. Государственный мистицизм и создание объединенного министерства духовных дел и народного просвещения (1817 г.) А. Н. Голицын и его оппоненты.

Репрессии против университетов. Д. П. Рунич и М. Л. Магницкий.

Личный кризис Александра I и его смерть в Таганроге (1825 г.)

Тема 6. Общественное движение при Александре I.

Лекция 12. Русское общество в 1801-1825 гг.

Формы и проявления общественной активности: масонские ложи и политизация масонства, литературные общества, ланкастерские школы. Журналистика. "Либералисты" и проблема европейских влияний. Феномен тайных обществ и их европейские прообразы.

Лекция 13. Движение декабристов.

Декабризм как идейный и организационный феномен и его предпосылки. Эволюция декабристских организаций: Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества. Общество Соединенных славян.

Программные документы декабристов. Конституция Н. М. Муравьева и "Русская правда" П. И. Пестеля.

Междуцарствие и подготовка восстания. День 14 декабря в Петербурге и восстание на Юге. Суд и следствие над декабристами.

Основные проблемы историографии декабризма.

Тема 7. Внутренняя политика Николая I (1825-1855 гг.) Военно-бюрократическая монархия.

Лекция 14. Административные преобразования и усиление военно-бюрократических методов управления во второй половине 20-х-начале 30-х гг.

Николай I и николаевская система в литературе. Источники и проблема периодизации николаевского царствования.

Концепция административных реформ. Комитет 6 декабря 1826 г. Собственная Е. И. В. канцелярия и ее роль. Создание III отделения.

Сословный вопрос и укрепление позиций дворянства в законодательстве 1830-х гг.

Кодификация права. Полное собрание законов Российской империи.

Государственно-церковные отношения при Николае I.

Лекция 15. Крестьянский вопрос в правительственной политике Николая I.

Отношение Николая I к освобождению крестьян. Деятельность секретных комитетов по крестьянскому делу. Комитет 1835 г. Создание V отделения Собственной Е. И. В. канцелярии и министерства государственных имуществ. П. Д. Киселев.

Реформа государственной деревни (1838-1841 гг.)

Секретный комитет 1839 г. Указ об обязанных крестьянах 1842 г.

Секретные комитеты 1840-х – начала 1850-х гг., итоги их деятельности.

Лекция 16. Просвещение в николаевскую эпоху.

Официальная идеология ("самодержавие, православие, народность"), ее источники и влияние на общественную мысль и систему образования. С. С. Уваров. Университетский устав 1835 г. и положение о гимназиях. Наука и печать.

Кризис официальной идеологии и нарастание реакции в конце 1840-х гг. Дело Кирилло-Мефодиевского общества. Дело петрашевцев.

Тема 8. Восточный вопрос во внешней политике Николая I. Восточная война 1853-1856 гг.

Лекция 17. Восточный вопрос в 20-х - начале 30-х гг. XIX в. Русско-иранская (1826-1828) и русско-турецкая (1828-1829 гг.) войны. Ункяр-Искелесийский договор с Турцией и усиление российского влияния на Ближнем Востоке.

Восточный вопрос в конце 30-х-40-х гг. Лондонские конвенции 1840 и 1841 гг. Международное положение России накануне Восточной войны.

Предпосылки конфликта и втягивание России в войну. Ошибки российской дипломатии. Повод к войне и ее начало. Синопское сражение.

Высадка англо-французского десанта в Крыму. Битва при Альме. Оборона Севастополя. Военные неудачи на Крымском театре.

Военные действия на Кавказском и Дунайском театрах войны.

Парижский мир. Причины и последствия "крымской катастрофы".

Тема 9. Национальная политика Николая I.

Лекция 18. Польский вопрос при Николае I.

Николай I и Польша. Причины нарастания противоречий в Царстве Польском. Судьбы польской конституции и национал-либеральная оппозиция. Политика Константина Павловича в Польше.

Варшавское восстание 19 ноября 1830 г. “Польская война” и отношение к ней русского общества. Боевые действия русской армии под началом И. И. Дибича и И. Ф. Паскевича. Взятие Варшавы.

Ликвидация конституционного статуса Царства Польского. Европа и "польский вопрос".

Лекция 19. Завоевание Кавказа.

Народы Кавказа в первой половине XIX в. Этапы завоевания Кавказа и его методы.

Мюридизм. Складывание государства мюридов. Источники сопротивления завоеванию. Шамиль. Военные действия в 20-е, 30-е, 40-е и 50-е гг. Русская администрация в крае.

Тема 10. Николаевское самодержавие и Европа.

Лекция 20.

Отношения Николая I к европейским революциям 1830 и 1848 г. Европейское общественное мнение о России и Николае I. Маркиз де Кюстин и др.

Попытки реставрации Священного союза. Мюнхенгрецкие конвенции (1833 г.)

Участие России в подавлении революции в Венгрии в 1849 г.

Отражение реакционного курса во внутренней политике. "Мрачное семилетие".

Личные и политические итоги николаевского царствования.

Тема 11. Николаевское правительство и русское общество.

Лекция 21. Массовые движения в первой половине XIX в.

Дискуссионность вопроса о феномене социального протеста. Формы, динамика, результаты массовых движений. Методы их подавления. Восстания военных поселян, крестьянские выступления, холерные бунты и пр.: общее и особенное.

Лекция 22. Общественное движение при Николае I.

Общественные отклики на восстание декабристов. Кружки 20-х гг. Особенности "разночинского" периода освободительного движения.

П. Я. Чаадаев.

Западничество и его модели. Радикальные западники (А. И. Герцен, В. Г. Белинский), либеральное западничество (Т. Н. Грановский, Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин).

Славянофилы и славянофильство.

"Выбранные места из переписки с друзьями" Н. В. Гоголя и его критика В. Г. Белинским. Оживление общественного движения в конце 40-х гг. XIX в. и правительственная реакция.


    1. Практические занятия

2.2.1. Задачи и формы работы на практических занятиях

Практические занятия по разделам курса “отечественная история” являются важной и неотъемлемой частью аудиторной работы. Они дополняют и корректируют проблематику лекций, поскольку в объеме лекционного времени невозможно рассмотреть многие вопросы с достаточной глубиной. Во вторых, эти занятия кардинально расширяют в процессе коллективного обсуждения тех или иных проблем рамки их понимания студентом. В-третьих, и это главное в ходе подготовки к занятиям студент самостоятельно производит отбор и изучение рекомендованных источников и литературы, таким образом, аудиторная работа связывается с внеаудиторной. Главная ценность самостоятельной работы на практических занятиях — приобретение умений и навыков работы с источником, поиска и использования источников, литературы, справочного материала. Это те элементы творчества, те зачатки исследовательского подхода, которые, должны быть присущи специалисту-историку.

Обычно студенту приходится использовать одновременно несколько типов документов при подготовке одного вопроса.

- законодательные акты правительства.

- полицейские донесения и отчеты “о состоянии умов” в России.

- проекты и записки, исходящие от частных лиц

- источники мемуарного и эпистолярного характера (письма и дневники современников).

- политико-философские сочинения и пр.

Так при подготовке пункта плана “Аграрно-крестьянский вопрос в правительственной политике Александра I” (Тема 2) студент не должен пройти мимо текстов императорского указа 20 февраля 1803 г. “О свободных хлебопашцах” и “Положений” о лифляндских и эстляндских крестьянах 1816 и 1817 гг. (Они помещены в рекомендованных по теме сборниках документов: “Российское законодательство... Т.6. С. 32-34; Федоров В. А. Сборник документов... С. 63-66).

Меру обеспокоенности правительства состоянием крепостной деревни и, главное, слухами о скором даровании “воли” можно почувствовать, знакомясь с “обозрениями расположения умов...” регулярно составляемыми А.Х. Бенкендорофом для Николая I. Хронологически более поздние, они тем не менее живо передают механизм складывания очагов крестьянских возмущений и страх правительства перед бунтом. (См.: Федоров В. А. Сборник документов... № 13. С. 42-46).

Нельзя не обратить внимание в этой связи и на различные проекты освобождения, исходившие как из правительственных сфер, так и от частных лиц. В упомянутых сборниках студент найдет около 10 таких записок с прямыми рекомендациями отмены крепостного права и предложением методов и сроков проведения реформы. О реакции правительства на инициативу “снизу” студенту должно быть уже известно из лекции, а также из рекомендованной прямо по данной теме монографии С. В. Мироненко “Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX в. ” (М., 1989.)

Неизбежный вопрос — о причинах несостоятельности реформаторства “сверху” и “снизу”, слабого отклика на принципиально важные акции правительства (вроде указа 1803 г.) студент должен решить сам, следуя, конечно же в русле выводов специалистов, и в конечном счете выбирая из нескольких мнений то, что более близко его собственному.

Расширять по тому же вопросу круг документальных аргументаций можно бесконечно. Взяв политические сочинения славянофилов, Н. М. Карамзина, М. М. Сперанского, — везде мы наткнемся на отношение авторов к крепостничеству, высказанные подчас в яркой и образной форме. Опубликованные мемуары (а в квалифицированный комментарий входит именной и предметный указатель, облегчающий поиск “нужной” темы у мемуариста) послужат еще одним, уже ретроспективным, аргументом современников против крепостного права.

Остается при подготовке ответа выстроить хронологически-предметную канву эволюции ”аграрно-крестьянского вопроса” в заданных временных рамках, то есть, проще говоря, уяснить, когда впервые правительство осознает пагубность крепостничества, в какой последовательности принимаются акты в пользу крестьян, каких категорий крестьян они касались, какая аргументация при этом использовалась, чтобы убедить помещиков в насущности, законности этих мер, как-никак нарушающих Жалованную грамоту дворянства 1785 года. Студенту при подготовке данного вопроса, относящегося ко времени Александра I, должна быть уже видна историческая перспектива, то есть судьба крестьянского вопроса в николаевское царствование: “точечные” попытки ослабить придавленность крепостной деревни, локальное (и удачное) изменение статуса государственных крестьян в 1837-1842 гг. реформой П. Д. Киселева, наконец, положение дел накануне реформы 1861 года.

Всем этим аспектам проблемы уместно уделить внимание в 10-12-ти минутном ответе на вопрос. В случае, если преподавателем предлагается текст одного из упомянутых источников для специального анализа, все вышеназванные заключения и выводы могут прозвучать как резюме непосредственно после разбора данного текста. Разумеется, при знании фактического материала интерпретация источника, иллюстрирующего этот материал, не должна вызывать трудностей, даже если сам источник незнаком студенту. Этот прием коллективного анализа документа — обычный элемент практических занятий по курсу.

Совершенно особое место в ряду вопросов программы, занимают те, что касаются взглядов и сочинений виднейших политических и социальных мыслителей. Первый среди них — Н. М. Карамзин, выступающий в своей “Записке...” не от собственного имени, а от имени, по крайней мере, части (консервативной) русского общества. Этот вопрос предполагается рассмотреть в форме доклада, о чем будет сказано ниже.

Рассматривая вопросы темы №7 о “Философических письмах” П. Я. Чаадаева и взглядах славянофилов полезно остановиться на ком-то из ранних славянофилов персонально — А. С. Хомякове, И. В. Киреевском или братьях Аксаковых. Вопросы эти представляют немалую трудность. Необходимо кроме составления для себя представлений о месте того или иного мыслителя в общественной полемике, в контексте исторических событий, знать содержание принадлежащих им текстов, необходимо, выбрав несколько сочинений для анализа, составить представление о поднятых в них проблемах, точке зрения авторов, стиле изложения. Способность интерпретировать иногда пространные тексты, видеть в них основную идею, структурировать, сопоставлять с другими текстами должна стать серьезным приобретением начинающего историка. На практическом занятии по данной теме студент интенсивно мыслит, двигаясь вслед за П. Я. Чаадаевым или И. С. Аксаковым. Для того чтобы их идеи и взгляды стали “узнаваемыми”, надо прочесть достаточный объем сочинений авторов, избранных для анализа, делая выписки по следующим основным проблемам, фигурирующим практически у всех:

- историческая судьба русского народа — в прошлом и в будущем

- государственный порядок и формы организации власти, признанные идеальными

- отношение к конституции

- отношение к религии и православной церкви

- отношение к крепостному праву
Возможно провести сопоставление взглядов П. Я. Чаадаева на основании текста “Первого философического письма” (опубл. в рекомендованном собрании сочинений в 2-х тт.) со взглядами К. С. Аксакова, высказанными в статье последнего “Об основных началах русской истории”, или А. С. Хомякова “О старом и новом” (то и другое студент найдет в кн.: “Материалы по истории СССР. Освободительное движение...” С. 203-225). Перед тем, как обратиться к текстам самих славянофилов, следует прочесть этот материал по учебнику, обращая особое внимание на условия, в которых действовали славянофилы или П. Я. Чаадаев, и к работам одного-двух исследователей славянофильства. Если, по мнению студента, живой оригинальный текст покажется богаче схемы или будет в чем-то расходиться с ней, не будет лишним указать на этот факт, приведя конкретные примеры1. Вот почему важно в процессе чтения делать выписки не только высказываний, наиболее точно выражающих программу славянофильства, но и отклоняющихся от схемы. Всякое замеченное и текстуально подтвержденное отклонение от “схемы” украсит коллективное обсуждение. Важно, чтобы аргументация студента была основана на совокупности данных источника, а не на одной-двух произвольно выхваченных фразах.

Подобные приобретения от самостоятельной работы с источником, возможно, будут иметь место и при обсуждении программных документов декабристов (Тема 3).

Многие вопросы первой темы ориентируют студента не столько на поиск источников из числа предложенных, сколько на формирование общей объемной картины исторического явления. Это возможно только в ходе чтения обширной литературы, имеющейся по вопросам развития сельскохозяйственного производства, промышленности, ремесла, городского быта. Ориентировать студента в выборе 2-3 исследований по каждому вопросу может сборник “Очерки экономической истории России первой половины XIX в.” под ред. М. К. Рожковой. Последний вопрос темы — положение дворянства — должен предполагать и характеристику сословного быта, самосознания дворянского класса, его политических притязаний. Поможет ее сформулировать чтение книги Ю. М. Лотмана “Беседы о русской культуре”, а также перевода работы английского историка Ричарда Пайпса “Россия при старом режиме” (См. список литературы в Приложении, 4.1).

При подготовке темы 5 “Положение национальных окраин России” следует ориентироваться на материалы лекций и дополнительный список литературы (Приложение, 4.2). Вопрос о завоевании Кавказа целесообразно разделить на три части. Первая может включать чисто фактические сведения: этапы и направления продвижения русских войск во время Кавказской войны, основные сражения и стычки с горцами; вторая — сведения о социальном строе горских обществ и военно-религиозной природе сопротивления “мюридов”. Это поможет назвать причины длительности и ожесточения Кавказской войны, говорить о специфике ее форм, принципиальной невозможности “административного” присоединения непокоренных народов. Наконец, третья часть ответа может быть иллюстративной и опираться на предложенные документальные публикации, полностью подтверждающие тезис об особой, кровавой, часто бессмысленной войне на Кавказе.

Здесь, как и при подготовке вопросов общего лекционного курса, связанных с боевым действиями, важна работа с картой Кавказа. Ее можно найти на вкладыше основной карты в атласе под ред. К. В. Базилевича (М.,1951) а также во многотомном издании “История СССР с древнейших времен до наших дней...”
Д о к л а д не является основной формой работы студента на практических занятиях, однако есть определенное число вопросов, которые только выигрывают от лаконичного и компактного освещения их в одном выступлении. При этом, разумеется, вся группа должна подготовить этот вопрос и участвовать в обсуждении доклада.

Например, разбор вопроса о причинах и содержании обращения Н. М. Карамзина к императору Александру I в записке “О древней и новой России...” предполагает прочтение всеми студентами этого довольно пространного (около ста страниц) текста.

Задачей доклада является самостоятельная и углубленная разработка предложенного вопроса с привлечением дополнительной литературы. Студент должен:

1. Показать исторически фон и контекст проблемы, избранной для доклада

2. Осветить определенные им самим основные стороны проблемы, широко привлекая источники для анализа.

3. Продумать и изложить систему аргументов в пользу тех выводов, которые он поддерживает.

4. Четко сформулировать выводы по проблеме.

5. При необходимости коснуться дискуссионных точек зрения, встречающихся в литературе.
Доклад не должен представлять собой простой пересказ почерпнутых в литературе сведений. Он должен содержать результаты самостоятельной работы студента над историографией и источниками, касающимися избранной темы, попытку организации материала в соответствии с собственным видением главных сторон проблемы.
Порядок работы над докладом.
I. Осмысление поставленной проблемы, уточнение основных формулировок по ней, предложенных в учебниках.

II. Просмотр имеющейся литературы с выписками из нее и внимательное чтение источников, касающихся темы доклада.

III. Составление плана выступления.

IV. Написание текста выступления или отдельных его фрагментов (если основную часть доклада предполагается произнести без предварительных записей).

При этом нужно учесть, что устный доклад, как правило, звучит не более 15-20 минут, и в то же время он должен включить постановку проблемы, развернутое изложение ее сторон с привлечением историографических и источниковедческих доказательств, формулировку выводов и пр. (см. пункты 1, 2, 3, 4). Поэтому целесообразно предварительно обсудить с преподавателем на консультации, как лучше построить выступление, какие проблемы считать первостепенными, а что лучше опустить. Во-вторых, полезно заранее продумать и написать текст выступления целиком (объем текста для двадцатиминутного доклада не превышает 8-10 страниц стандартного формата). Текст этот может существовать и в виде тезисов, которые при выступлении “озвучиваются” более развернуто. В любом случае тезисы должны опираться на сделанные из литературы и источников выписки. Последние лучше давать в пересказе, чем цитировать.

В начале доклада должна быть четко поставлена проблема, а в конце, по пунктам, должны быть предложены выводы, которые будут полезны слушателям, знакомым с проблемой более поверхностно. Важно указать в конце или в начале выступления на использованные при подготовке источники и литературу.

Важным элементом занятия, на котором представляется доклад, становится его обсуждение. Можно предложить студентам разработку доклада в паре: основной докладчик — оппонент. Последний может, проделав ту же, что и докладчик, работу с темой, составить свое выступление в виде трех-четырех альтернативных выводов (которые также нуждаются в подкреплении ссылками на источники и литературу) или прямых возражений основным выводам докладчика. Оппонирование возможно и в форме комментирования основного доклада. В случае удачного оппонирования это выступление засчитывается наравне с докладом.

Обсуждение доклада слушателями в итоге должно привести к формированию у каждого студента четких представлений о важнейших сторонах изучаемого вопроса. Темы докладов не должны рассматриваться как факультативные. Такие темы как “Политика правительства в Великом княжестве финляндском”, “Записка Н. М. Карамзина “О древней и новой России...”, “План государственных преобразований М. М. Сперанского” включены в экзаменационные билеты.

2.2.2. Темы практических занятий, список обязательных источников и литературы к ним

Тема 1. Россия в социально-экономическом отношении в первой половине XIX в.

(Занятие 1-3)
1. Сельское хозяйство. Кризис крепостнической системы.

2. Торговля внутренняя и внешняя.

3. Мелкая промышленность и ремесленное производство.

4. Крупная промышленность. Положение промышленных рабочих.

5. Финансы и финансовая политика правительства. Государственный бюджет.

6. Города и городское население. Буржуазные элементы города.

7. Городское самоуправление и хозяйство.

8. Крестьянство и его положение (по отдельным категориям крестьян). Крестьянский вопрос в первой половине XIX в.

9. Дворянство, его сословное, политическое, экономическое положение в государстве.
Источники и литература:

Очерки экономической истории России первой половины XIX в. Сб. статей / Ред. М.К.Рожковой. М., 1959.

Российское законодательство X-XX вв. М., 1988. Т. 6. Законодательство первой половины XIX века.

Федоров В. А. Сборник документов по истории СССР для семинарских и практических занятий (период капитализма). Первая половина XIX в. М., 1974. Разд. 1. С. 17-46.

Тема 2. Внутренняя политика правительства в первой половине XIX в.

(Занятие 4)
1. Политические проекты и административные преобразования первых лет XIX в.

2. М.М.Сперанский и его “План государственного преобразования”.

3. Н.М.Карамзин и его записка “О древней и новой России...” в ее политическом и гражданском отношениях”.

4. Аграрно-крестьянский вопрос в правительственной политике Алек­сандра I.
Источники и литература:

Ерошкин Н.П. Крепостническое самодержавие и его политические институты. М., 1981.

История Российского государства IX — первая четверть XIX в. Докумен­ты и материалы. М., 1993

Карамзин Н.М. “О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях”. М., 1991.

Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в Рос­сии в начале XIX в. М., 1989.

Предтеченский А.В. Очерки социально-политической истории России в первой четверти XIX в. М-Л., 1957.

Российское законодательство X-XX вв. М., 1988. Т. 6. Законодательство первой половины XIX в. Гл.: “Законодательство о государственных учреждениях”.

Сперанский М.М. Проекты и записки. Сб. под ред. С. Н. Валка. М.-Л., 1961.

Федоров В.А. Сборник документов по истории СССР для семинарских и практических занятий... С. 49-66.
Тема 3. Движение декабристов

(Занятия 5-6)
1. Русское общество после наполеоновских войн. Формирование идеоло­гии декабристов. Союз спасения. Союз благоденствия.

2. Программные документы декабристов. Конституция Н.М.Муравье­ва.

3. Программные документы декабристов: “Русская правда” П.И.Пес­теля.

4. Лидеры Северного общества: С. П. Трубецкой*.

5. Лидеры Южного общества: С. И. Муравьев-Апостол*.

6. Восстание 14 декабря 1825 г. в Петербурге.

7. Движение декабристов и русское общество.
Источники и литература:

Избранные социально-политические и философские произведения декабристов / Ред. С. Я. Щипанов. М., 1955-1957. Т. 1-3.

Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий. Освободительное движение и общественная мысль в России XIX в. Учеб. пособие для вузов. Сост. В. А. Федоров, Н.И. Цимбаев. М., 1991. С. 39-142.

Нечкина М. В. Декабристы. М.-Л. 1975.

Окунь С. Б. История СССР. Курс лекций. Ч. 2. 1812-1825. Л., 1978. С. 142-231.

Федоров В. А. Декабристы и их время. М., 1992.

Федоров В. А. Сб. документов по истории СССР для семинарских и практических занятий... С. 151-195.
Тема 4. Военно-бюрократическая монархия Николая I

(Занятие 7)
1. Собственная Е. И. В. канцелярия и ее место в системе государ­ственного управления.

2. Сословное законодательство 30-40 х гг. XIX в.

3. Кодификация права. “Уложение о наказаниях” (1845).
Источники и литература:

Ерошкин Н. П. Крепостническое самодержавие и его политические институты. М., 1981.

Окунь С. Б. Очерки истории СССР. Вторая четверть XIX в. М., 1957.

Российское законодательство X-XX вв. Т. 6. Гл.: ”Уголовное законодательство”.

Троцкий И. М. Третье отделение при Николае I. Л., 1990.

Тема 5. Положение национальных окраин России.

(Занятие 8)
1. Польский вопрос в правление Николая I. Политика правительства в Царстве Польском.

2. Политика России на Кавказе в 30-50-е гг. XIX в.

3. Финляндия в составе Российской империи*.
Источники и литература:

Аскенази Шимон. Россия — Польша. 1815-1830 / Ред. и предисл. А.А.Ки­зе­­вет­тера. СПб., 1915.

Корнилов А.А. Русская политика в Польше со времен разделов до начала XX века. Исторический очерк. Пг., 1915.

Корнилов Г.Д. Русско-финляндские таможенные отношения в конце XIX — начале XX века. Л., 1971.

Кяйвяряйнен И.И. Международные отношения на севере Европы в начале XIX в. и присоединение Финляндии к России. Петрозаводск, 1966.

Милютин Д.А. Воспоминания генерал-фельдмаршала гр. Д.А.Милюти­на. 1816-1843. Под ред. Л.Г.Захаровой. М., 1997.

Ордин К.Ф. Собрание сочинений по финляндскому вопросу. СПб., 1899.

Россия в Кавказской войне. Сб. документов. Изд. журнала “Звезда”. Вып. 1-3. СПб., 1996-97.
Тема 6. Общественная мысль при Николае I.

(Занятия 9-10)
1. Теория “официальной народности” и ее влияние на общество.

2. Университеты России в 30-40-е гг. XIX в.*

3. П. Я. Чаадаев и его “Философические письма”.

4. Ранние славянофилы: идеи и деятельность.
Источники и литература:

Лемке М.К. Николаевские жандармы и русская литература. 1826-1855. СПб., 1909.

Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий. Освободительное движение... Разд. I. С. 143-234.

Русское общество конца 20-х-30-х гг. / Под ред. Н.И.Цимбаева. М., 1989.

Русское общество 40-х-50-х гг. / Под ред. Н.И.Цимбаева. М., 1991. Ч. 1, 2.

Федоров В.А. Сб. документов по истории СССР для семинарских и практических занятий... С. 195-205, 226-258.

Хомяков А. С. О старом и новом. М., 1989.

Чаадаев П.Я. Собр. соч. и избранные письма. М., 1989. Т. 1, 2.

Эймонтова Р.Г. Русские университеты на грани двух эпох. От России крепостной к России капиталистической. М., 1985.


    1. Контрольные и самостоятельные работы

Контрольная № 1.

страница 1страница 2 ... страница 5страница 6


скачать

Другие похожие работы: