МЧС РОССИИ
Управление государственной

противопожарной службы

Тюменской области

625048, г. Тюмень, ул. М. Горького 72

тел. 24-56-24, факс 22-77-41

e-mail: ugps@tyumen.ru

«08» 08 2003 года № 73/3/1836
на исх. № от 200 г.






Начальникам отрядов ГПС, ПТЦ, УЦ, СЧ-27, Исетской, Юргинской, Ярковской ПЧ

_________________________





Проверка показала, что не во всех подразделениях имеется необходимая нормативно-правовая база для организации ИВР с подчиненным личным составом. Во исполнение решения оперативного совещания при начальнике управления направляю в Ваш адрес методические рекомендации по организации воспитательной работы в подчиненных подразделениях и руководства в служебной деятельности.




Приложение: методические рекомендации по организации
воспитательной работы в электронном виде на дискете.


Заместитель начальника УГПС

полковник вн. службы А.Г. Ибрагимов


УТВЕРЖДАЮ

Министр внутренних дел Российской федерации

генерал-полковник В.Б.Рушайло

«28» сентября 2000 года N 5 1/18470

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации воспитательной работы в органах внутренних дел МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации; УВДТ, УВД (ОВД) УРО, образовательных учреждениях МВД России

Методические рекомендации по организации воспитательной рабо­ты в органах внутренних дел МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской федерации, УВДТ, УВД (ОВД) УРО, образовательных учреждениях МВД России' разработаны во исполнение Концепции кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации на основе Закона Российской Федерации «О милиции». Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

I. Общие положения

1. Служба в органах внутренних дел Российской Федерации являет­ся особым видом государственной службы. Она представляет собой вы­полнение на профессиональной основе задач по защите жизни, здоро­вья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и обя­зывает руководителей органов внутренних дел МВД, ГУВД, УВД субъек­тов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) УРО, образовательных учреждений МВД России организовывать и проводить воспитательную работу со всеми категориями личного состава.

2. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях обеспечения единых подходов, требований и оценок в организации и проведении воспитательной работы начальниками органов внутренних дел, их заместителями по кадровой и воспитательной работе, другими субъектами воспитательной работы.

3. Воспитательная работа в органах внутренних дел является состав­ной частью повседневной управленческой деятельности начальников подразделений органов внутренних дел, посредством которой оказыва­ется позитивное воздействие на результативность решений оперативно-служебных и боевых задач, укрепление законности и служебной дисцип­лины, улучшение морально-психологического состояния личного состава.

4. Под воспитательной работой в органах внутренних дел понимает­ся целенаправленная деятельность руководителей, кадровых и воспита­тельных подразделений, общественных институтов по формированию у сотрудников высоких профессиональных, гражданских и морально-пси­хологических качеств, повышению уровня общей культуры, мобилиза­ции их на эффективное выполнение оперативно-служебных задач.

Руководители подразделений органов внутренних дел Российской Федерации несут персональную ответственность, как за результаты опе­ративно-служебной и боевой деятельности подчиненных, так и за состо­яние, конкретность и действенность воспитательной работы с личным составом.

5. Целью воспитательной работы в органах внутренних дел является формирование и развитие личностных качеств сотрудника как гражда­нина, профессионала, высоконравственной личности, обладающей ка­чествами, обусловленными потребностями и особенностями оператив­но-служебной деятельности.

Цель воспитательной работы достигается и реализуется посредством решения следующих задач:

  • формирования государственно-правового мировоззрения сотрудни­ков органов внутренних дел на основе государственности, патриотизма, верности Присяге, выполнения норм Кодекса чести рядового и началь­ствующего состава органов внутренних дел;

  • мобилизации личного состава органов внутренних дел на успешное решение оперативно-служебных задач, укрепление законности и слу­жебной дисциплины;

  • обеспечения дифференцированного подхода в организации и про­ведении воспитательной работы с разными категориями личного соста­ва, в первую очередь профессионального становления и формирования личности молодых сотрудников органов внутренних дел;

  • воспитания уважения к истории, культуре, языку, традициям наро­дов Российской Федерации;

  • воспитания у сотрудников органов внутренних дел профессиональ­ных качеств необходимых для осознанного выполнения служебного дол­га, в том числе и в экстремальных условиях;

  • формирования здорового морально-психологического климата в коллективах органов внутренних дел;

  • использования возможностей общественных организаций органов внутренних дел в сфере воспитательной работы с личным составом;

  • психологического обеспечения работы с кадрами органов внутрен­них дел, повышения психологической устойчивости личного состава к моральным, психическим и физическим нагрузкам в процессе выполне­ния служебных обязанностей;

  • формирования и поддержки позитивного общественного мнения о деятельности органов внутренних дел, повышения авторитета и прести­жа профессии сотрудника органов внутренних дел.

6. Основными принципами воспитания личного состава органов внутренних дел являются:

  • государственно-профессиональная направленность воспитания в процессе служебной деятельности;

  • комплексный подход к воспитанию сотрудников с опорой на дости­жения практической психологии, новейших психотехнологий;

  • требовательное и уважительное отношение к сотруднику при опоре на положительные качества личности;

  • индивидуальный и дифференцированный подход с учетом индиви­дуально-психологических, личностных, мотивизационно-волевых ка­честв сотрудников;

  • единство, согласованность и преемственность в воспитательной де­ятельности субъектов воспитания.

7. Воспитательной работе присущи следующие закономерности:

  • соответствие целей и задач, содержания и методики воспитания типу государства, характеру экономических, политических, социальных и духовных основ общества;

  • воспитательные последствия в зависимости от личного примера субъектов воспитания;

  • выбор средств, форм и методов, адекватных целям и задачам воспи­тательной работы, индивидуальным особенностям сотрудника, уровню его развития и морально-психологическим характеристикам.

8. Объектом воспитательной работы является личность конкретного сотрудника, отдельные категории сотрудников, коллективы органов внутренних дел. Особого внимания и заботы требует категория молодых сотрудни­ков.

9. Субъектами воспитательной работы с сотрудниками органов внутренних дел выступают:

  • общество в целом, государственные институты и учреждения;

  • органы регионального и местного самоуправления;

  • средства массовой информации;

  • служебные коллективы органов и подразделений внутренних дел;

  • различные общественные и религиозные объединения;

  • семьи и близкие родственники сотрудников;

  • организаторы воспитательной работы: начальники органов внут­ренних дел, их заместители по кадровой и воспитательной работе;

  • воспитатели: непосредственные начальники (командиры); педаго­ги-воспитатели; наставники; члены общественного актива органа (под­разделения).

Персональная ответственность за организацию, проведение и состо­яние воспитания личного состава возложена на начальников органов внутренних дел и их заместителей по кадровой и воспитательной работе.

II. Основные направления воспитательной работы в органах внутренних дел

10. Воспитательная работа осуществляется в следующих направле­ниях:

  • формирование государственно-правового мировоззрения;

  • профессионально-нравственное воспитание;

  • правовое воспитание;

  • патриотическое воспитание и формирование культуры межнацио­нальных отношений;

  • эстетическое воспитание и др.

10.1. Формирование государственно-правового мировоззрения со­трудников — это создание системы общественных взглядов и воззрений на роль и функции государства в обществе, место МВД России в системе государственной власти и управления Российской Федерации, значи­мость деятельности сотрудников органов внутренних дел в выполнении оперативно-служебных задач в сфере охраны прав и свобод граждан, за­щите интересов общества и государства, а также обусловленные этими взглядами убеждения и принципы деятельности личного состава.

10.2. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников ор­ганов внутренних дел представляет собой целенаправленный процесс по формированию у сотрудников высоких морально-нравственных потреб­ностей исполнения норм профессиональной этики, гражданской актив­ности, осознанной готовности выполнять свой служебный долг по защи­те жизни и здоровья, прав и законных интересов граждан, охраны правопорядка в стране.

10.3. Правовое воспитание представляет собой целеустремленное планомерное воздействие на сознание и поведение сотрудника в целях формирования правовой образованности, ценностно-правовой ориента­ции, социально-активного правомерного поведения, привития навыков практического использования правовых знаний в повседневной деятель­ности и жизни.

10.4. Патриотическое воспитание и формирование культуры межна­циональных отношений сотрудников направлено на развитие личности, обладающей важнейшими качествами гражданина-патриота России, от­ветственного за судьбу страны и способного уважать представителей дру­гих наций и народов.

10.5. Эстетическое воспитание направлено на формирование и раз­витие у сотрудников разностороннего духовного мира в эмоционально-чувственной сфере.

III. Методы и средства воспитательной работы

11. Основные направления воспитательной работы с сотрудниками органов внутренних дел реализуются соответствующими методами и средствами.

12. В воспитательной работе с сотрудниками органов внутренних дел используются следующие методы:

12.1. Методы изучения объектов воспитания:

  • целенаправленное наблюдение; - биографический метод;

  • изучение личности сотрудника по документам; - анализ практической деятельности;

  • тестирование сотрудника; - письменные и устные опросы сотрудника;

  • индивидуальные (групповые) беседы с сотрудниками и др.

12.2. Методы воспитательных воздействий: убеждение; пример; упражнение; включение в различные виды деятельности; поощрение; принуждение.

12.3. Методы корректировки поведения сотрудников:

переубеждение; переучивание; критика и самокритика; доверие.

13. В воспитательной работе используются следующие средства:

  • индивидуально-воспитательная работа; - средства массовой информации;

  • государственно-правовое информирование личного состава;

  • культурно-массовая работа и организация досуга;

  • моральное и материальное стимулирование воспитательной работы.

14. Воспитательная работа в органах внутренних дел осуществляется с использованием:

  • комнат воспитательной работы; - кабинетов психологической разгрузки;

  • культурно-досутовых учреждений; - технических средств пропаганды;

  • средств массовой информации; - наглядной агитации.

15. Оценка результативности воспитательной работы осуществля­ется по:

  • результатам оперативно-служебной деятельности;

  • состоянию законности и служебной дисциплины, оценке жалоб юридических и физических лиц на деятельность органов внутренних дел и сотрудников;

  • уровню общественного престижа органа внутренних дел;

  • состоянию морально-психологического климата и сплоченности в коллективе;

  • состоянию организации психологической работы с личным соста­вом;

  • состоянию организации социальной работы и правовой защиты личного состава;

  • организации состязательности между коллективами органов внут­ренних дел и отдельными сотрудниками;

  • эффективности деятельности общественных организаций в коллек­тиве.

IV. Примерные должностные обязанности прямых начальников в системе органов внутренних дел как организаторов воспитатель­ной работы с личным составом

16. Руководители органов внутренних дел' в полном объеме осуще­ствляют руководство всей системой воспитательной деятельности под­чиненных им начальников органов, подразделений, кадрового и воспи­тательного аппарата непосредственно, а также через своего заместителя по кадровой и воспитательной работе.

16.1. Руководители органов внутренних дел проводят воспитатель­ную работу в процессе:

  • повседневного общения с подчиненными, личных встреч, индиви­дуальных бесед;

  • проведения оперативных совещаний, собраний, подведения итогов работы, рассмотрения жалоб, разбора конфликтов;

  • осуществления дисциплинарной практики;

  • выдвижения на вышестоящую должность, зачисления в резерв кад­ров, представления к присвоению очередных и внеочередных специаль­ных званий, направления на учебу, увольнения со службы;

  • служебной и общественно-государственной подготовки, правового и государственного информирования личного состава;

  • встреч и бесед с членами семей сотрудников;

  • участия в культурно-просветительных, досуговых мероприятиях, спортивных соревнованиях.

16.2. При организации и проведении воспитательной работы с под­чиненными руководитель обязан:

  • осуществлять повседневное руководство воспитательной работой, определять ее основные задачи и направления в конкретный период, сроки их реализации, утверждать перспективные и текущие планы вос­питательной работы органа внутренних дел, контролировать их испол­нение;

  • обеспечивать взаимосвязь планов служебной деятельности и воспи­тательной работы, единство требований по участию руководящего соста­ва всех уровней в их реализации;

  • принимать меры по укреплению дисциплины и законности, пресе­чению фактов сокрытия случаев дисциплинарных проступков и наруше­ний законности, беспринципности в их оценке, повышению ответствен­ности нижестоящих руководителей за этот участок работы;

  • обеспечивать подготовку подчиненных руководителей по основам педагогики и психологии, организации работы с кадрами с приемом за­четов по проверке их знаний и умений в этой сфере управленческой де­ятельности;

  • отражать в служебных аттестациях и характеристиках подчиненных руководителей степень их участия в воспитательной работе с подчинен­ными, способность направлять и организовывать выполнение в коллек­тиве воспитательных задач;

  • лично участвовать в индивидуальной воспитательной работе с под­чиненными, осуществлять контроль за ее организацией и проведением руководителями нижестоящего уровня;

  • развивать состязательность в коллективах, заинтересованность со­трудников в добросовестном исполнении служебных обязанностей, ра­ционально использовать моральные и материальные формы стимулиро­вания труда личного состава;

  • создавать оптимальные условия для развития наставничества в орга­нах и подразделениях внутренних дел, активизации участия обществен­ных организаций и органов общественной самодеятельности сотрудни­ков в проведении воспитательной работы с личным составом;

  • анализировать состояние воспитательной работы и принимать меры по ее совершенствованию, использовать разнообразные формы и мето­ды морального и материального стимулирования воспитательной рабо­ты;

  • организовывать отчеты руководителей служб и подразделений об их участии в воспитательной работе с подчиненными, своевременно и адек­ватно оценивать их вклад в формирование здорового морально-психо­логического климата в служебном коллективе;

  • своевременно рассматривать жалобы, предложения и заявления подчиненных, членов их семей и граждан, принимать адекватные меры;

  • способствовать формированию общественного мнения граждан, направленного на повышение авторитета органа внутренних дел и его сотрудников.

16.3. Обязательным объективным условием, способствующим эф­фективности осуществляемой руководителем воспитательной работы, является проявление постоянной заботы о социальной и правовой защи­те сотрудников и членов их семей, ветеранов органов внутренних дел, создании необходимых условий для службы, быта и отдыха личного со­става, особенно при выполнении оперативно-служебных задач в чрез­вычайных обстоятельствах и экстремальных условиях.

V. Примерные должностные обязанности заместителя Министра внутренних дел, заместителя начальника ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД), УРО, РУБОП, УВО (ОВО), ОУМТ и ВС — начальника управления (отдела) по кадро­вой и воспитательной работе в сфере воспитания личного состава

17. В качестве непосредственного руководителя воспитательного аппарата заместитель Министра внутренних дел, заместитель начальни­ка Главного управления (управления) внутренних дел субъекта Рос­сийской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) УРО, РУБОП, УВО (ОВО), ОУМТ и ВС — начальник управления (отдела) по кадровой и воспита­тельной работе выполняет следующие должностные обязанности:

17.1. Реализует Концепцию кадровой политики Министерства внут­ренних дел Российской Федерации, требования Инструкции по органи­зации воспитательной работы в органах внутренних дел.

17.2. Привлекает руководителей всех уровней к организации и про­ведению воспитательной работы, укреплению законности и дисципли­ны среди личного состава.

17.3. Руководит, направляет, контролирует и мобилизует деятель­ность всех нижестоящих субъектов воспитательной работы, организует их обучение современным и эффективным формам и методам воспита­тельной работы, выявляет, обобщает, распространяет и внедряет поло­жительный опыт этой деятельности.

17.4. Проводит мероприятия по повышению роли и активизации участия первых руководителей всех уровней в воспитательной работе, социальной и правовой защите личного состава, повышении их персо­нальной ответственности за результативность этой деятельности.

17.5. Обеспечивает формирование государственно-правового миро­воззрения сотрудников, патриотизма, верности Конституции Российс­кой Федерации и Присяге, укрепление и развитие боевых и трудовых традиций органов внутренних дел, с использованием форм пропаганди­стского и агитационного воздействия.

17.6. Организует профессионально-нравственное воспитание сотрудников и формирование у них моральных и деловых качеств, нрав­ственных установок, личной убежденности, в необходимости соблюде­ния Конституции Российской Федерации, верности Присяге, соблюде­ния норм Кодекса чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Участвует в проведении мероприятий по повышению профессионализма личного состава, возрождению и развитию состяза­тельности в служебной деятельности сотрудников и органов внутренних дел.

17.7. Организует и осуществляет комплекс мероприятий по эстети­ческому воспитанию личного состава, формированию эмоционально-чувственной сферы личности, развитию общей культуры и эстетических потребностей, самодеятельного художественного творчества, снятию психоэмоциональных нагрузок, организации культурного досуга и пло­дотворного взаимного общения сотрудников и членов их семей.

17.8. Организует и проводит мероприятия в сфере культурно-про­светительной, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, направленных на формирование у сотрудников и членов их се­мей потребности приобщения к здоровому образу жизни.

17.9. Участвует в организации взаимодействия и сотрудничества с органами законодательной и исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации, другими правоохранительными органами, обществен­ными организациями и религиозными конфессиями, творческими со­юзами, деятелями науки, литературы и искусства при проведении воспитательной работы с личным составом.

17.10. Содействует деятельности общественных объединений со­трудников органов внутренних дел и организует взаимодействие с ними при проведении воспитательной работы с различными категориями сотрудников, укреплении законности и дисциплины среди личного состава.

17.11. Оказывает содействие сотрудникам в защите их прав и закон­ных интересов в случае правового преследования, а также для получения ими в полном объеме законодательно установленных социальных льгот, гарантий и компенсаций.

17.12. Участвует в организации и проведении служебных проверок по фактам нарушений дисциплины и законности сотрудниками, прини­мает меры по предупреждению правонарушений среди личного состава. взаимодействует по этим вопросам с подразделениями собственной бе­зопасности.

17.13. Организует и непосредственно участвует в комплексном и контрольном инспектировании состояния воспитательной работы с лич­ным составом, законности и дисциплины в подчиненных органах и под­разделениях внутренних дел, вносит соответствующие предложения по совершенствованию этой работы.

17.14. По поручению руководства организует своевременное рас­смотрение писем, заявлений и жалоб граждан, публикаций в печати, со­общений по радио и телевидению, касающихся вопросов деятельности личного состава органов внутренних дел, принимает меры по устране­нию выявленных недостатков.

17.15. Проводит индивидуальную воспитательную работу с непос­редственно подчиненными ему руководителями кадрового и воспита­тельного аппарата.

страница 1страница 2страница 3страница 4


скачать

Другие похожие работы: