Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Петрозаводский государственный университет»

Кафедра социальной работы

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВЫХ И ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 040400 – СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА (КВАЛИФИКАЦИЯ – БАКАЛАВР)

Петрозаводск

2014

Рассмотрены и утверждены к печати

на заседании кафедры социальной работы

22 января 2014 г.


Печатаются по решению редакционно-издательского совета

Петрозаводского государственного университета

Составитель

Зав.кафедрой социальной работы, к.с.н. Ю.А. Петровская
Содержание

1. Общие положения ………………………………………………………..……4

2. Общие содержательные требования к научно-исследовательским работам студентов …………………...……………………………………………………..7

3. Выбор и утверждение тем курсовых и выпускных квалификационных работ ……………………………………………………....……………………...12

4. Научное руководство курсовыми и выпускными квалификационными

работами………………………………………………………………………… 13

5. Структура и содержание курсовой и выпускной квалификационной

работ …………………………...…………………………………….................15

6. Подбор и литературная обработка материла для курсовой и выпускной квалификационной работ …………………………………………….……….19

7. Требования к оформлению курсовых и выпускных квалификационных работ……………………………... …………………………………………….21

8. Подготовка выпускной квалификационной работы к защите ……………23

9. Порядок проведения защиты выпускных квалификационных работ….….24

10. Приложение 1. Образец оформления титульного листа . ………...............26

11. Приложение 2. Образец оформления листа «Содержание»………………27

12. Приложение 3. Форма рецензии на выпускную квалификационную работу……………………………………………………………………………..28

1. Общие положения
Методические рекомендации составлены на основании ФГОС ВПО по направлению 040400 «Социальная работа», утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08 декабря 2009 г. №709.

Курсовая работа – это самостоятельное, выполненное под научным руководством преподавателя кафедры исследование поискового характера. Оно содержит в себе теоретические и практические результаты, полученные студентом в рамках изучения ряда дисциплин, в ходе прохождения практики, а также по итогам самостоятельной исследовательской деятельности.

Выполнение курсовой работы – один из важнейших видов учебной деятельности студентов. Ежегодно студенты направления подготовки «Социальная работа» выполняют одну курсовую работу в рамках одной из учебных дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта. На первом курсе курсовая работа пишется по дисциплине «Введение в профессию «Социальная работа»», на втором курсе – «История социальной работы», на третьем курсе – «Социальная политика».

Цель данного вида деятельности - более глубокое изучение различных аспектов социальной работы. В процессе написания курсовой работы студент овладевает методами научного исследования, приобретает умение применять полученные теоретические знания на практике, готовится к написанию более серьезного вида работы – выпускной квалификационной работы.

Выполнение курсовой работы направлено на решение следующих задач:

  • сформировать у студентов навыки самостоятельной работы с научными источниками и литературой, статистическими материалами, нормативно-правовой и справочной литературой;

  • научить студентов самостоятельно подбирать, систематизировать и анализировать теоретический и фактический материал;

  • сформировать умения и навыки самостоятельной разработки программы и проведения эмпирического исследования;

  • выработать у студентов умение делать на основе анализа материала соответствующие выводы по теме исследования;

  • сформировать у студентов умение излагать свои мысли научным языком, правильно оформлять и представлять научную работу.

Выпускная квалификационная работа (ВКР) – законченное научное исследование, в котором анализируются актуальные проблемы в области социальной работы, раскрывается содержание и технологии разрешения этих проблем в теоретическом и практическом аспектах на местном, региональном или федеральном уровне.

ВКР выполняется на основе теоретических знаний, анализа результатов авторских эмпирических исследований и практических навыков, полученных студентом в течение всего срока обучения. При этом работа должна быть основана на знаниях, полученных в процессе освоения учебных дисциплин, а также в процессе прохождения студентом различных видов практики, предусмотренных ФГОС.

ВКР является обязательной формой итоговой государственной аттестации, самостоятельно выполненной студентом на завершающем этапе подготовки. К защите выпускной квалификационной работы допускаются студенты, успешно завершившие в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлению подготовки 040400 – Социальная работа в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и успешно сдавшие государственный экзамен.

Цель написания ВКР - демонстрация уровня профессиональной компетентности в области социальной работы, его соответствия требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Задачи:

- систематизация и закрепление теоретических знаний, полученных в ходе освоения всех дисциплин в период обучения в университете, практических навыков, приобретенных во время прохождения всех видов практик;

- развитие навыков самостоятельной аналитической работы и научного творчества;

- развитие навыков самостоятельного проведения эмпирических исследований, направленных на изучение актуальных социальных проблем;

- развитие навыков анализа и раскрытия содержания актуальных проблем в области социальной работы, а также проектирования мер по их решению;

- развитие навыков оформления результатов научного труда;

- приобретение опыта презентации и публичной защиты результатов научной работы.

Требования к ВКР определяются (Федеральным) государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, квалификацией, присваиваемой студенту после успешного завершения итоговых аттестационных испытаний.

Выпускная квалификационная работа:

- должна представлять самостоятельное, логически завершенное научное исследование, выполненное студентом при содействии научного руководителя;

- должна быть посвящена решению актуальных проблем с учетом современного состояния, действующего законодательства в области социальной работы, развития теоретических аспектов социальной работы, а также с учетом региональных особенностей;

- должна иметь прикладной характер, рекомендации, предлагаемые на основе результатов исследований, должны иметь адресный характер и разрабатываться для конкретных организаций;

- должна содержать элементы новизны;

- должна использовать зарубежный и отечественный опыт решения проблем, отраженный в литературных источниках и неопубликованных материалах, включая источники на иностранных языках.
2. Общие содержательные требования к научно-исследовательским работам студентов
Курсовые и выпускные квалификационные работы представляют собой разновидности научно-исследовательских работ студентов. Они имеют схожую структуру и научный язык, но различаются объемом и глубиной проводимого научного изучения.

Обязательным требованием к содержательной части научной работы является наличие всех элементов научного аппарата:

  • актуальность темы исследования;

  • разработанность темы;

  • научная новизна;

  • проблемная ситуация;

  • объект;

  • предмет;

  • цель и задачи исследования;

  • гипотеза;

  • методы исследования;

  • практическая значимость и апробация.

Актуальность

Актуальность темы исследования – это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения конкретной проблемы, вопроса или задачи. Освещение актуальности не должно быть лаконичным. Актуальность темы определяет ее важность для теории и практики социальной работы.

При раскрытии актуальности темы исследования следует исходить из двух основных её характеристик:

  • недостаточная изученность выбранной темы;

  • возможность решения определенной практической задачи на основе полученных в исследовании данных.

Разработанность темы

Разработанность темы – это наличие научных работ и публикаций, практических рекомендаций и опыта по данной отрасли социальной работы, нормативно-правовой базы и основных документов. В этом разделе автору необходимо представить информационно-аналитический обзор и сделать соответствующий вывод, который, с одной стороны, будет отражать степень разработанности данной темы в научной литературе, а с другой стороны – степень изученности студентом специальной литературы, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное.

Научная новизна

Целью проведения научного исследования является получение нового знания. В первую очередь, это относится к курсовым работам третьего курса, а также выпускным квалификационным работам. Следует отметить, что, когда речь идет о курсовой или выпускной квалификационной работе, это требование сохраняется, но не является столь категоричным. Для этих научных работ новизна результатов может иметь субъективный характер, т.е. определяться не по отношению к обществу, а по отношению к исследователю.

Научную новизну исследования могут составлять следующие критерии:

  • изучение уже известного явления с помощью специальных научных методов и преобразование его тем самым в научно установленный факт;

  • изучение уже известного в науке явления на новом эмпирическом материале, в том числе на старших курсах полученным самим автором;

  • изучение известного в науке и/или практике явления более совершенными методами и др.

Проблемная ситуация

Проблема исследования предполагает наличие противоречий двух видов: познавательного и практического.

Проблема возникает тогда, когда старое знание показало свою
несостоятельность, а новое еще не приняло развернутой формы.
В связи с этим научная проблема – это противоречивая ситуация,
требующая анализа в целях выработки решения. С другой стороны, практическое противоречие подразумевает наличие такой ситуации в социальной действительности, которая беспокоит ту или иную социальную группу или общество в целом и требует новых методов практического решения.

Объект и предмет исследования

Объект исследования – это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию, на изучение которого направлен исследовательский процесс.

Объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное. Предмет – это конкретная сторона объекта исследования, которая находится в его границах. Именно предмет исследования определяет его тему.

Объектом исследования может быть социальное явление, социальная проблема, одно из направлений социальной работы и т.д. Предмет исследования, как правило, включает в себя те свойства и стороны объекта, которые подлежат изучению.

Цель и задачи

Цель – это некоторый образ будущего результата работы. Цель должна соотноситься с темой научной работы, а соответственно и с предметом исследования. В научной работе могут быть сформулированы 1-2 цели, которые формулируются через отглагольные существительные: изучение, анализ, исследование и т.д.

Задачи исследования – это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели. Формулируются через глаголы «изучить…», «обобщить…», «проанализировать…» и т. д.

Задачи, как правило, состоят из нескольких позиций, соответствующих содержанию письменной научной работы, т. е. ее основной части с учетом содержания глав и параграфов.

Гипотеза

Гипотеза – это авторское научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, факта или процесса. Такое предположение требует либо подтверждения с помощью различных методов, либо опровержения. Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы.

Гипотеза определяет главное направление научного поиска. Она является основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования.

К научной гипотезе предъявляются два основных требования:

  • гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены и не получили эмпирической интерпретации;

  • она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик и технических возможностей.

Что значит проверить гипотезу? Это значит проверить те следствия, которые логически из нее вытекают. В результате проверки гипотеза подтверждается или опровергается.

В зависимости от характера выдвигаемых предположений гипотезы могут быть: описательные, аналитические и прогнозные.

Описательные гипотезы – наиболее простые, представляют собой предположения относительно характеристик и состояний изучаемого объекта. Аналитические гипотезы более сложные, представляют собой предположения относительно причинно-следственных связей внутри объекта, между объектом, окружающей действительностью и другими объектами. Наиболее сложный вид гипотез - прогнозные гипотезы, они заключают в себе предположения относительно состояний изучаемого объекта через определенный промежуток времени в будущем.

Методы исследования

Метод – способ достижения цели, это определенным образом упорядоченная деятельность, способ построения и обоснования научного знания. Метод – это систематизированный способ достижения теоретического или практического результата, решения проблем или получения новой информации.

Полное представление о методах исследования, применяемых в социальной работе, студенты получают в результате изучения курса «Методика исследований в социальной работе».

Практическая значимость и апробация

Практическая значимость результатов исследования может заключаться в возможности:

  • решения на их основе той или иной практической задачи;

  • проведения дальнейших научных исследований;

  • использования полученных данных для подготовки/ практической деятельности специалистов социальной сферы.

Практическая значимость раскрывает результаты, которые были внедрены или предложены автором в практику социальной работы.

Апробация – это формы и виды реализации исследовательской деятельности автора по практическому внедрению результатов в публикациях, выступлениях и непосредственной практической работе в социальной сфере.


3. Выбор и утверждение тем курсовых и выпускных квалификационных работ
Утверждение тем курсовых работ и ВКР и научных руководителей осуществляется кафедрой социальной работы в начале учебного года на одном из очередных заседаний кафедры.

Тема курсовой работы и ВКР может быть выбрана студентом из списка примерных тем, предлагаемых кафедрой, либо предложена самим студентом, опираясь на его научные интересы. Тема должна быть согласована с научным руководителем.

Тема, обозначенная в наименовании работы, должна быть сформулирована кратко, отражать содержание исследования и актуальные проблемы социальной работы.

При выборе темы ВКР необходимо руководствоваться критерием научной и практической новизны и значимости, в том числе практической значимости для той организации, в которой студент осуществлял практическую деятельность или проходил практику.

Кафедра социальной работы в целях усиления практической значимости работ и усиления социального партнерства рекомендует студентам выполнять исследования в рамках курсовых работ и ВКР по заказам социальных учреждений и организаций.

Предварительный выбор темы ВКР осуществляется студентом и научным руководителем на четвертом курсе в начале учебного года. Научный руководитель сообщает тему специалисту кафедры. Окончательное закрепление за студентом руководителя и темы ВКР происходит на очередном заседании кафедры. Любые изменения в теме или смена научного руководителя происходят только по согласованию с заведующим кафедрой социальной работы.

4. Научное руководство курсовыми и выпускными квалификационными работами

Систематический контроль и консультирование по выполнению курсовой или выпускной квалификационной работы осуществляет научный руководитель. В обязанности научного руководителя также входит информирование заведующего кафедрой о состоянии и выполнении студентом отдельных разделов работы.

Каждый студент закрепляется за научным руководителем, который назначается из числа профессоров, доцентов, старших преподавателей и преподавателей кафедры.

В обязанности научного руководителя входит:

- оказывать помощь студенту при выборе темы;

- представить тему работы студента на заседании кафедры социальной работы;

- оказывать помощь в составлении плана работы, календарного плана-графика написания, оформления и подготовки ВКР к публичной защите;

- оказывать помощь в методологии и методике исследования, подборе источников и литературы;

- консультировать студента по написанию текста работы;

- осуществлять контроль за ходом выполнения научной работы и представлять отчет на заседании кафедры о состоянии работ;

- проверить завершенную работу;

- составить отзыв на ВКР;

- оказывать помощь в подготовке тезисов доклада и презентации к публичной защите ВКР.

В ходе работы научный руководитель указывает студенту на недостатки аргументации, стиля, структуры работы, дает советы по их устранению. В то же время научный руководитель не является редактором, не должен исправлять имеющиеся теоретические, методологические, стилистические, фактические, орфографические ошибки.

Обязанности студента:

- осуществлять систематическую работу по выполнению заданий научного руководителя;

- поддерживать связь с научным руководителем, регулярно (не реже одного раза в месяц) информируя его о ходе работы и отчитываться о степени ее готовности;

- по мере написания работы представлять черновой вариант текста научному руководителю, вносить коррективы в соответствии с его замечаниями;

- в сроки, установленные кафедрой, представлять окончательный вариант ВКР рецензенту и научному руководителю для написания отзыва;

- в установленное время явиться на защиту ВКР.
Общее руководство и контроль за ходом выполнения ВКР осуществляет выпускающая кафедра в лице заведующего.

Заведующий кафедрой:

- устанавливает сроки периодического отчета научных руководителей и студентов по выполнению ВКР, прохождения пробных защит ВКР, сдачи ВКР на кафедру;

- осуществляет контроль за прохождением пробных защит;

- осуществляет допуск завершенных ВКР к защите.

5. Структура и содержание курсовой и выпускной квалификационной

работ
Структура курсовой и выпускной квалификационной работ должна способствовать раскрытию избранной темы и составных элементов.

Курсовая и выпускная квалификационная работа имеют похожую общую структуру, которая включает в себя:

1. титульный лист;

2. оглавление;

3. введение;

4. основная часть (две-три главы, каждая из которых, как правило, состоит из 2-3 параграфов, после каждой главы указываются выводы);

5. заключение;

6. библиографический список;

7. приложения.

К выпускной квалификационной работе прикладываются (оформляются на отдельных листах) отзыв научного руководителя и рецензия.

Оптимальный объем курсовой работы должен составлять 25-30 страниц основного текста.

Оптимальный объем выпускной квалификационной работы - 60-80 страниц основного текста.

Структура введения:

- обоснование актуальности проблемы: теоретической и практической;

- степень научной разработанности проблемы, содержащая обзор зарубежных и отечественных исследований по данной проблеме с указанием конкретных направлений исследования, различных точек зрения по дискуссионным вопросам, результат анализа исследованности проблемы;

- цель, задачи, объект, предмет, гипотеза исследования;

- описание методов и процедур исследования, использованных в данной работе;

- указание базы исследования.

Объект исследования – это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию, на изучение которого направлен исследовательский процесс.

Объектом исследования может выступать социальная проблема общества, а также определенная клиентская группа.

Предмет исследования – определенная сторона объекта, на изучении которой сосредоточено данное исследование. Предмет исследования соотносится с темой работы, его определение логически уже, чем объект исследования.

Цель исследования определяется темой работы, задачи – её содержанием.

Гипотеза – это основной методологический инструмент исследования; это авторское научное предположение, которое проверяется в ходе работы. В результате исследования гипотеза либо находит свое подтверждение, либо опровергается.

Первая глава – теоретическая, содержит изложение и анализ существующих положений по ключевым аспектам данной темы. В ней рассматривается содержание актуальных проблем социальной работы; дается общая теоретическая трактовка исследуемой области, анализ категориально-понятийного аппарата, анализ теоретико-методологических подходов к изучению поставленных проблем; анализ факторов, влияющих на решение вопроса, приводятся различные классификации относительно данной проблемы. В главе так же рассматривается содержание социальной работы (направления, формы, методы, технологии) с теоретической точки зрения, анализируется нормативно-правовая база по исследуемому вопросу. Выводы, к которым пришел автор работы при написании первой главы, должны быть четко прописаны и учтены в последующих главах.

Если работа состоит из трех глав, то вторая глава представляет собой эмпирическую часть работы. Она включает в себя программу и анализ результатов эмпирического исследования, проведенного студентом, а также адресные рекомендации, сформулированные автором на основе результатов проведенного исследования.

Третья глава – аналитико-проектная. Она представляет собой проект, программу или методические рекомендации, направленные на совершенствование того или иного процесса, проблемы социальной работы. В ней дается детальное описание организации и содержания работ по совершенствованию рассматриваемого вида деятельности в данной организации (с учетом выводов теоретической главы, а также результатов эмпирического исследования), обосновываются рекомендации и предлагаемые мероприятия.

Заключение содержит основные итоги работы в соотношении с целью и задачами, сформулированными во введении. Делается вывод о том, в какой степени подтвердилась гипотеза исследования.

Библиографический список.

В библиографическом списке должны преобладать издания последних 5 лет, более ранние источники можно использовать только при указании на исторические и теоретико-методологические аспекты проблемы. Научная литература должна отражать современные зарубежные и отечественные взгляды на решение проблемы (монографии, сборники научных трудов, материалы конференций, научные публикации в газетах и журналах). При написании работы разрешается использование электронных источников (Интернет) с соответствующим оформлением ссылок.

При описании нормативных источников обязательно указывать дату внесения последнего изменения или дополнения.

Не рекомендуется использовать учебную литературу по основам дисциплин, а также материалы банков рефератов, курсовых работ и т.д.

В библиографический список включаются только использованные при написании данной работы источники и литература. Библиографический список курсовой работы должен содержать не менее 25 наименований, библиографический список выпускной квалификационной работы – не менее 50 наименований.

Приложения являются продолжением работы, это часть текста, имеющая дополнительное значение (справочное или второстепенное). В приложения включается только материал, имеющий прямое отношение к данной работе.

Приложение может содержать:

- первичные документы, отчетность организации,

- графики / таблицы, фотографии большого объема,

- промежуточные таблицы, схемы, расчеты и т.д.,

- методические разработки, должностные инструкции, положения.

На все приложения должны быть указаны ссылки в тексте работы. В тексте приводятся аналитические таблицы основных показателей, в приложения выносятся используемые исходные данные. В тексте приводится анализ таблицы (диаграммы, графика, схемы и т.д.) и формулируется основной вывод, но не пересказывается содержание таблиц (диаграмм, графиков, схем и т.д.), приведенных в приложении.

6. Подбор и литературная обработка материла для курсовой и выпускной квалификационной работ
Сбор теоретического материала.

Сбор теоретического материала подразумевает работу с научно-исследовательской литературой. Подбор литературы начинается сразу после выбора темы ВКР, при этом следует обращаться к предметно-тематическим каталогам, электронному каталогу Библиотеки ПетрГУ, электронному каталогу Национальной библиотеки Республики Карелия, электронным библиотечным фондам, использовать поисковую систему Интернет.

Изучение литературы по теме ВКР рекомендуется начинать с общих работ (монографий, журнальных статей, сборников научных, научно-практических конференций, авторефератов диссертаций) и статистических данных для получения представлений об основных вопросах, в рамках которых рассматривается избранная тема, далее переходить к поиску нового материала, отражающего специфику решаемых вопросов. В работе необходимо использовать законы РФ, указы Президента РФ, постановления исполнительных органов власти РФ по вопросам темы ВКР, инструктивные и методические указания министерств и ведомств, локальные нормативные акты.

Работая с литературой, необходимо составлять конспект и систематизировать содержание использованных работ в зависимости от возможности использования данного материала в работе. Это может быть цитирование для подтверждения отдельных положений работы, краткое изложение содержания источника, характеристика фактического материала. Набранный материал систематизируется в соответствии с планом работы.

При использовании изученных литературных источников необходимо следить за оформлением ссылок, точно указывая выходные данные издания или электронного ресурса. В работе необходимо ориентироваться на авторитетные источники, актуальные исследования по рассматриваемой проблеме, критически оценивать данные литературных источников. Следует учитывать, что в результате изучения и систематизации литературы, план ВКР может быть скорректирован.

Сбор эмпирического и фактического материала.

Эмпирический и фактический материал для исследовательской и проектной частей работы студент собирает в период прохождения практики с использованием наиболее подходящих научных методов исследования.

Для проведения эмпирического исследования предварительно составляется программа исследования, включающая себя методологический и методический разделы, общий и рабочий планы. Методологический раздел включает в себя обоснование актуальности конкретной проблемы, объект, предмет, цель, задачи исследования, гипотезу. Методический раздел включает описание методов и процедур исследования, обоснование выборки. Общий план представляет собой описание основных этапов исследовательской работы. Рабочий план конкретизирует общий посредством уточнения сроков и ответственных за выполнение конкретных участков работ.

Требования к стилю изложения: логичность (последовательность, определенность, ясность); научный стиль; лаконичность; грамотность.

Утверждения должны быть аргументированными, обоснованными. Материал рекомендуется излагать от первого лица множественного числа («мы»). В тексте работы следует применять единую терминологию, в случае использования синонимичных понятий, указывать на их соотношение. Числовые данные, результаты анализа, взаимосвязь исследуемых величин оформляются в иллюстрации (таблицы, диаграммы, графики и т.д.). Заимствованные цитаты, данные, таблицы и т.д. оформляются ссылками на соответствующие текстовые или электронные ресурсы (источники).

Не допускается: дословное переписывание из литературных источников; произвольное сокращение слов; изобилие цитат.
7. Требования к оформлению курсовой и выпускной квалификационной работ
Курсовая и выпускная квалификационная работы должны быть напечатаны на стандартном листе бумаги в формате А4 с соблюдением следующих требований:

- поля: левое - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - 20 мм;

- шрифт Times New Roman, кегль – 12.

- межстрочный интервал – полуторный;

- отступ красной строки - 1,25 см;

- выравнивание текста - по ширине.

Обязательным элементом работы является титульный лист. На титульном листе указывается наименование вуза и выпускающей кафедры, направление подготовки, фамилия и инициалы студента, тема ВКР или курсовой работы, ученая степень, ученое звание, должность, фамилия и инициалы научного руководителя, отметки о допуске ВКР к защите заведующего кафедрой.

Оглавление, введение, наименования глав, заключение, список литературы, приложения начинаются с новой страницы. Наименования глав, параграфов следует располагать по центру строки без точки в конце, без подчеркивания, отделяя от текста межстрочным интервалом.

Иллюстрированный материал следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые. На все иллюстрации должны быть ссылки в работе. Иллюстрации должны быть пронумерованы и иметь названия под иллюстрацией. Нумерация иллюстраций должна быть сквозной по всему тексту работы.

Таблицы располагаются непосредственно после текста, в котором они упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в тексте. Нумерация таблиц должна быть сквозной по всему тексту работы. Порядковый номер таблицы проставляется в правом верхнем углу над ее названием после слова «Таблица». Заголовок таблицы размещается над таблицей и выравнивается по центру строки, точка в конце заголовка не ставится.

Библиографический аппарат представляется библиографическим списком и библиографическими ссылками, оформленными в соответствии с требованиями действующих стандартов.

Приложение оформляется как продолжение работы. Каждое приложение начинается с новой страницы и имеет заголовок с указанием вверху посредине страницы слова «Приложение» и его обозначения (арабскими цифрами).

Все листы работы и приложений аккуратно переплетаются (брошюруются). Страницы, включая приложения, нумеруются арабскими цифрами с соблюдением сквозной нумерации. Порядковый номер страницы размещают по центру верхнего поля страницы. Титульный лист и содержание не нумеруются, но учитываются при нумерации страниц.

Завершенные курсовые работы сдаются на кафедру в установленный срок. После сдачи работа проверяется и оценивается научным руководителем.

Завершенные выпускные квалификационные работы предполагают подготовку к дальнейшей защите.

8. Подготовка выпускной квалификационной работы к защите
Законченная ВКР представляется на кафедру социальной работы, регистрируется специалистом кафедры, затем передается научному руководителю для написания отзыва за две недели до защиты.

Пробная защита ВКР проводится за месяц до защиты. Замечания и дополнения к ВКР, высказанные на пробной защите, обязательно учитываются студентом-выпускником при доработке ВКР. По итогам пробной защиты и представления ВКР в завершенном варианте, кафедра в лице заведующего принимает решение о допуске студента-выпускника к защите, делая соответствующую запись на титульном листе работы. В случае отсутствия допуска ВКР к защите, вопрос рассматривается на заседании кафедры в присутствии научного руководителя и студента-выпускника.

Выпускная квалификационная работа, допущенная кафедрой к защите, направляется на рецензию. Рецензентами могут быть преподаватели ПетрГУ и других вузов, а также практические работники социальной сферы, занимающие руководящую должность, являющиеся специалистами в той сфере, по которой написана ВКР. Внесение изменений в выпускную квалификационную работу после написания рецензии не допускается.


9. Порядок проведения защиты выпускных квалификационных работ
Защита ВКР проводится в установленное время на заседании Итоговой аттестационной комиссии (ИАК). Защита ВКР является открытой, кроме членов комиссии, на защите должен присутствовать научный руководитель ВКР и, по возможности, рецензент. Возможно присутствие студентов и преподавателей кафедры социальной работы.

Перед началом защиты председатель экзаменационной комиссии знакомит студентов с порядком проведения защиты. Защита начинается с доклада студента по теме выпускной квалификационной работы, на который отводится до 10 минут. Студент должен излагать основное содержание ВКР свободно, с отрывом от письменного текста.

Доклад следует начинать с обоснования актуальности темы исследования, его цели и задач, далее по главам раскрывать основное содержание квалификационной работы, а затем осветить основные результаты работы, сделанные выводы и предложения. В процессе защиты студенту рекомендуется использовать электронную презентацию работы, иллюстрирующую, но не дублирующую текст доклада, подготовленный раздаточный материал, иллюстрирующий основные положения работы.

После завершения доклада члены ИАК задают студенту вопросы как непосредственно связанные с темой ВКР, так и близко к ней относящиеся. При ответах на вопросы студент имеет право пользоваться своей работой.

Общее время защиты студентом ВКР с учетом дополнительных вопросов членов ИАК должно составлять не более 30 минут.

После ответов студента на вопросы слово предоставляется научному руководителю. Отзыв научного руководителя дает характеристику исполнителю выпускной квалификационной работы, степени его подготовленности к самостоятельной научной работе.

Затем слово предоставляется рецензенту. В конце выступления рецензент дает свою оценку работе. В случае отсутствия последнего на заседании ИАК рецензию читает председатель или кто-либо из членов ИАК.

После выступления рецензента начинается обсуждение работы или дискуссия. В дискуссии могут принять участие как члены ИАК, так и присутствующие заинтересованные лица. После окончания дискуссии студенту предоставляется заключительное слово. В своем заключительном слове студент должен ответить на замечания рецензента.

Решение ИАК об итоговой оценке принимается на закрытом заседании комиссии, основывается на оценках рецензента работы в целом с учетом ее теоретической и практической значимости, членов ИАК – содержания работы, ее защиты с учетом доклада выпускника и его ответов на вопросы и замечания рецензента.

Защита выпускных квалификационных работ оформляется протоколом. Протоколы подписываются членами комиссии и утверждаются председателем ИАК или его заместителем, подшиваются в отдельную папку и хранятся в деканате.

Защищенные выпускные квалификационные работы хранятся на кафедре социальной работы в течение пяти лет.

Приложение 1

Образец оформления титульного листа
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Петрозаводский государственный университет»

Факультет политических и социальных наук

Кафедра социальной работы


Социальная работа с пожилыми людьми

Выпускная квалификационная работа

студента 4 курса

направления подготовки «Социальная работа»

Иванова И.И.

_____________________

(подпись)
«___»________________2014


Научный руководитель:

доцент, к.и.н.,

Петров В.В.

______________________

(подпись)
«___» ___________ 2014

Допущено к защите: Рецензент:




(подпись)

« » «___» _________________2014

Петрозаводск, 2014

Приложение 2

Образец оформления листа «Содержание»

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….......3

Глава I. Теоретико-методологические основы исследования социальной работы с пожилыми людьми…..…………………………………………………8

1.1. Характеристика понятия «пожилой человек»...……………………………8

1.2. Социальные проблемы пожилых людей...………………………………...21

1.3. Особенности организации социальной работы с пожилыми людьми……….…………………………………………………………………..30
Глава II. Эмпирическое исследование на тему «Организация социальной работы с пожилыми людьми в г. Петрозаводске»………..…………………...49

2.1. Программа эмпирического исследования организации социальной работы с пожилыми людьми в г. Петрозаводске…………………………………..………………………………..49

2.2. Анализ результатов эмпирического исследования.…………………………………………………………………….63

2.3. Рекомендации по совершенствованию организации социальной работы с пожилыми людьми в г. Петрозаводске ………………………………………...71

Заключение……………………………………………………………………….74

Библиографический список………...…………………………….......................79

Приложение №1…………………………………………………………......... ...83

Приложение №2………………………………………………………….............84

Приложение №3………………………………………………………………….85
Приложение 3

Форма рецензии на ВКР
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Петрозаводский государственный университет»

Факультет политических и социальных наук

Кафедра социальной работы


РЕЦЕНЗИЯ

на выпускную квалификационную работу

студента (ки) 4 курса направления подготовки «Социальная работа» __________________________________________________________________,
выполненную на тему: ___________________________________________

______________________________________________________________

1. Актуальность, новизна: ________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Оценка содержания работы:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Отличительные положительные стороны работы:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Практическое значение работы и рекомендации по внедрению результатов

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5. Недостатки и замечания по работе:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Рекомендуемая оценка работы (в т.ч. относительно присваиваемой

квалификации)

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рецензент

__________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество, ученая степень, звание, должность, место работы)

«___» __________20__ ____________________

(дата) (подпись)

М.П.


страница 1


скачать

Другие похожие работы: