Петрозаводский государственный университет
Кафедра топографической и патологической анатомии

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Специальность - Лечебное дело
Форма обучения - очная
Дисциплина – Судебная медицина


Петрозаводск

2008

Тема занятия: «История развития, предмет и содержание судебной медицины. Процессуальные основы судебно-медицинской экспертизы. Судебно-медицинская экспертиза по делам о профессионально-должностных правонарушениях медицинских работников».

Студент должен знать:

  1. Судебная медицина, ее содержание и задачи. Судебная медицина и судебно-медицинская экспертиза. Связь судебной медицины с другими науками. Система предмета судебной медицины.

  2. Значение судебной медицины и судебно-медицинской экспертизы в нашей стране в улучшении качества лечебно-профилактической помощи населению.

  3. Место судебной медицины в системе высшего медицинского образования. Краткая история развития судебной медицины. Возникновение судебной медицины. Основные этапы развития судебной медицины в России. Выдающиеся деятели судебной медицины: С.А. Громов, Я.А. Чистович, П.А. Минаков, Н.С. Бокариус, Н.В. Попов, М.И. Райский, М.И. Авдеев, В.М. Смольянинов, их вклад в развитие теории и практики.

  4. Понятие о законах и задачах в государстве. Уголовный и Уголовно-процессуальный. Гражданский и Гражданский процессуальный кодексы. Преступления и проступки.

  5. Понятие об экспертизе. Заключение экспертизы как источник доказательств. Виды экспертиз. Порядок назначение экспертизы, обязательное проведение экспертизы.

  6. Судебно-медицинская экспертиза, объекты и методы судебно-медицинской экспертизы. Первичная, дополнительная, повторная, комиссионная и комплексная судебно-медицинская экспертиза. Участие врача-специалиста в следственных действиях (осмотре места происшествия и трупа на месте его обнаружения, проведении следственного эксперимента и т.п.).

  7. Судебно-медицинские эксперты и врачи-эксперты. Обязанности и права, ответственность экспертов. Пределы компетенции судебно-медицинского эксперта. Отвод эксперта.

  8. Экспертиза на предварительном следствии и в судебном заседании. Документация судебно-медицинской экспертизы: номенклатура, структура, порядок составления и передачи следственным и судебным органам.

  9. Организация и структура судебно-медицинской службы в системе Минздрава РФ. Судебно-медицинские учреждения, должностные лица этих учреждений. Принципы соподчинения судебно-медицинских учреждений.

  10. Официальные документы, регламентирующие деятельность судебно-медицинских учреждений и судебно-медицинских экспертов.

  11. Дополнительно в рабочую программу включен вопрос по изучению приказа Министра Здравоохранения РФ № 35 от 27 февраля 1991 года "О дальнейшем развитии и совершенствовании судебно-медицинской экспертизы в РСФСР".

Учебно-исследовательская работа студентов по данному разделу включает разработку и изготовление учебно-наглядных пособий (табличный фонд), а также реферирование учебной и монографической литературы.

Контроль знаний студентов осуществляется:

1. Методом опроса по каждой теме на последнем занятии цикла, проведения деловых игр.

2. При проведении зачета.

Тема занятия: «Судебно-медицинская экспертиза живых лиц. Определение степени тяжести вреда здоровью».

Студент должен знать, уметь:

  1. Ознакомиться с процессуальными и организационными основами назначения и проведения судебно-медицинской экспертизы живых лиц.

  2. Научиться правильно формулировать вопросы при назначении различных видов экспертизы живых лиц.

  3. Получить представление об основах судебно-медицинских исследований при проведении экспертизы живых лиц.

Утверждены

Постановлением Правительства

Российской Федерации

От 17 августа 2007 г. №522

Выдержка из правил

определения степени тяжести вреда,

причиненного здоровью человека

1. Настоящие Правила устанавливают порядок определения при проведении судебно-медицинской экспертизы степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека.

2. Под вредом, причиненным здоровью человека, понимается нарушение анатомической целостности и физиологической функции органов и тканей человека в результате воздействия физических, химических, биологических и психогенных факторов внешней среды.

3. Вред, причиненный здоровью человека, определяется в зависимости от степени его тяжести (тяжкий вред, средней тяжести вред и легкий вред) на основании квалифицирующих признаков, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, и в соответствии с медицинскими критериями определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

4. Квалифицирующими признаками тяжести вреда, причиненного здоровью человека, являются:

а)в отношении тяжкого вреда:

вред, опасный для жизни человека;

потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций;

прерывание беременности;

психическое расстройство;

заболевание наркоманией либо токсикоманией;

неизгладимое обезображивание лица;

значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть;

полная утрата профессиональной трудоспособности;

б) в отношении средней тяжести вреда:

длительное расстройство здоровья;

значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть;

в) в отношении легкого вреда:

кратковременное расстройство здоровья;

незначительная стойкая утрата общей трудоспособности.

5. Для определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, достаточно наличия одного из квалифицирующих признаков. При наличии нескольких квалифицирующих признаков тяжесть вреда, причиненного здоровью человека, определяется по тому признаку, который соответствует большей степени тяжести вреда.

6. Степень тяжести вреда, причиненного здоровью человека, определяется в медицинских учреждениях государственной системы здравоохранения врачом - судебно-медицинским экспертом (далее - эксперт).

7. Объектом судебно-медицинской экспертизы является живое лицо, либо труп (его части), а также материалы дела и медицинские документы, предоставленные в распоряжение эксперта в установленном порядке.

Медицинские документы должны быть подлинными и содержать исчерпывающие данные о характере повреждений и их клиническом течении, а также иные сведения, необходимые для проведения судебно-медицинской экспертизы.

При необходимости эксперт составляет ходатайство о предоставлении ему дополнительных материалов, по получении которых проведение судебно-медицинской экспертизы возобновляется.

8. В случае возникновения необходимости в специальном медицинском обследовании живого лица к проведению судебно-медицинской экспертизы привлекаются врачи-специалисты организаций, в которых имеются условия, необходимые для проведения таких обследований.

9. При проведении судебно-медицинской экспертизы в отношении живого лица, имеющего какое-либо предшествующее травме заболевание либо повреждение части тела с полностью или частично ранее утраченной функцией, учитывается только вред, причиненный здоровью человека, вызванный травмой и причинно с ней связанный.

10. Степень тяжести вреда, причиненного здоровью человека, при наличии повреждений, возникших от неоднократных травмирующих воздействий (в том числе при оказании медицинской помощи), определяется отдельно в отношении каждого такого воздействия.

В случае если множественные повреждения взаимно отягощают друг друга, определение степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, производится по их совокупности.

При наличии повреждений разной давности возникновения определение тяжести вреда, причиненного здоровью человека каждым из них, производится отдельно.

11. При определении степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, повлекшего за собой психическое расстройство и (или) заболевание наркоманией, судебно-медицинская экспертиза проводится комиссией экспертов с участием врача-психиатра и (или) врача-нарколога либо врача-токсиколога.

12. При проведении степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, повлекшего прерывание беременности, судебно-медицинская экспертиза проводится комиссией экспертов с участием врача акушера-гинеколога.

13. Степень тяжести вреда, причиненного здоровью человека, выразившегося в неизгладимом обезображивании его лица, определяется судом. Производство судебно-медицинской экспертизы ограничивается лишь установлением неизгладимости указанного повреждения.

Контрольные вопросы:

    1. Что такое судебно-медицинская экспертиза?

    2. Что является организационно-процессуальной основой проведения экспертизы живых лиц?

    3. Что является поводами для проведения экспертизы живых лиц.

    4. Перечислите виды судебно-медицинских экспертиз живого человека.

    5. Какие вопросы следует поставить перед экспертом при проведении экспертизы в связи с причинением человеку вреда здоровью.

    6. Что такое вред здоровью?

    7. Назвать юридическую классификацию степени вреда здоровью со ст.111,112,115,116 УК РФ.

    8. Какие вопросы следует задать эксперту при проведении экспертизы в связи с половыми преступлениями?

    9. Сформулируйте вопросы при проведении экспертизы о состоянии здоровья.

    10. как провести экспертизу по установлению трудоспособности конкретного лица.

Примеры контрольных задач:

АКТ № 1 СУДЕБНО - МЕДИЦИНСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ.

18\04 – 75 года на основании отношения начальника отдела милиции от 17\04 – 75 года судмедэкспертом _____________ произведено освидетельствование гр-на Губанова А.Н. для установления характера и степени тяжести телесных повреждений.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДЕЛА:

Со слов освидетельствуемого , 15 апреля 75 г. на территории рынка он вместе со случайным знакомым пил водку. Во время возникшей между ними ссоры Губанов получил ножевое ранение в живот.

ДАННЫЕ МЕДИЦИНСКИХ ДОКУМЕНТОВ:

Согласно записи в истории болезни №5894 гор. больницы больной Губанов А.Н. поступил 15\04 – 75г. в тяжелом состоянии с диагнозом : «Проникающее ножевое ранение с выпадением кишечника. Ранение брыжейки тонкого кишечника.» В больницу доставлен машиной скорой помощи на 2-ом часу с момента случившегося, с жалобами на боли в животе, рвоту, выпадение кишечника через рану.

При поступлении обнаружено :общее состояние тяжелое. В левом подреберье, на передней подмышечной линии – рана, через которую выпадают петли тонких кишок. Больному срочно была произведена операция, лапаротомия, погружение выпавшего кишечника в брюшную полость. Шов на рану брыжейки, обработка брюшной полости. При операции в брюшной полости обнаружен геморрагический выпот и фибринозный налет на серозе петель кишок. Послеоперационное состояние средней тяжести. Отмечалось вздутие кишечника и многократная рвота желчью. В день обследования больного перитонеальные явления незначительны.

ОБЪЕКТИВНО:

Общее состояние средней тяжести. Кожные покровы и слизистая бледны. Температура 37,8.Живот слегка напряжен, газы отходят. Больной жалуется на умеренные боли в животе. На коже слева, на 4 см. ниже реберной дуги – наклейка, слегка пропитанная сукровичным.
АКТ № 2 СУДЕБНО – МЕДИЦИНСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ.

5 июля 1975 г. на основании постановления Военного следователя военной прокуратуры от 29\06 – 75г. судмедэкспертом ___________ произведено освидетельствование рядового Лапина И.И. для установления характера и степени тяжести полученных им телесных повреждений.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДЕЛА И ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ:

Со слов освидетельствуемого следует, что 26 июня 1975 года получил удар топором по голове. Сознание не терял. Из истории болезни в\ч № 360 следует, что Лапин И.И. поступил в приемное отделение 26\06 – 75 года с жалобами на головную боль и кровотечение из раны правой теменной области. Диагноз при поступлении: «Рубленая рана головы. Открытый перелом (трещина) теменной кости». Состояние больного при поступлении удовлетворительное, сознание ясное. В момент получения травмы сознание также не терял. На голове повязка, пропитанная кровью. В правой теменной области – рубленая рана длиной 7 см, проникающая до кости. Рана кровоточит. В глубине раны видна трещина правой теменной кости. При первичной обработке раны произведен ее туалет. Под местной анестезией рана расширена на 2 см. При этом в глубине ее было обнаружено повреждение надкостницы и трещина кости длиной до 8 см. Наложено шелковые швы. При обзорной рентгеноскопии черепа в двух проекциях обнаружена трещина правой теменной кости (с повреждением наружной и внутренней костной пластинок).

4 июля состояние хорошее, жалоб нет.

ОБЪЕКТИВНО:

Состояние хорошее. Больной ходит. На голове, в правой теменной области, на 4.5 см. выше переднего края правой ушной раковины, имеется линейный рубец со следами не менее 5 швов. Длина рубца 7см.Верхний конец его острый, нижний закруглен ,слегка раздвоен. Рубец проходит в направлении, перпендикулярном сагиттальному шву и располагается на фоне безболезненной бледной припухлости, местами покрытой светло-коричневыми корочками и чешуйками.

Тема занятия: «Танатология. Осмотр трупа на месте происшествия

(месте его обнаружения)».

Студент должен знать, уметь:

  1. Проверка подготовки студентов к занятию с помощью контрольных карт.

  2. Демонстрация учебных слайдов по теме «Осмотр трупа на месте его обнаружения».

  3. Демонстрация фотографий из экспертной практики.

  4. Деловая игра: «Осмотр трупа (используется муляж трупа) с огнестрельным повреждением на месте происшествия».

  5. Итоговая проверка знаний, усвоенных на занятии с помощью ситуационных задач для каждого студента, с последующим их разбором и оценкой.

Контрольные вопросы:

  1. Что такое «место происшествия»?

  2. Что такое «осмотр места происшествия»?

  3. Кто организует и проводит осмотр места происшествия?

  4. Кто является участником осмотра места происшествия?

  5. Каковы задачи врача при осмотре трупа?

  6. Как документируется осмотр места происшествия?

  7. Как называется составляемый при этом документ? Кто его составляет и кто подписывает?

  8. Какие признаки дают основание констатировать смерть?

  9. Какие сведения о трупе должны быть внесены в протокол?

  10. Как устанавливают давность наступления смерти?

  11. Каково судебно-медицинское значение трупных явлений, трупной фауны?

  12. Какие следы человека могут быть обнаружены на месте происшествия?

  13. Какие виды следов крови могут быть обнаружены на месте происшествия, их судебно-медицинское значение?

  14. Какими способами следует изымать следы крови для лабораторных исследований?

Примеры контрольных задач:

Задача № 1:

У крыльца собственного дома обнаружен труп гр-на А. с колото-резаной раной правого бедра. Оружия и следов крови вблизи трупа не обнаружено.

При наружном осмотре трупа отмечено:

  1. Трупные пятна отсутствуют.

  2. Трупное окоченение хорошо выражено в жевательной мускулатуре, мышцах верхних и нижних конечностей.

  3. Температура трупа при измерении ее в прямой кишке равна 20о.

  4. Температура воздуха равна 18 о .

Вопросы:

  1. Как давно наступила смерть гр-на А.?

  2. Какой важный для следствия вывод мог сделать суд. Мед. Эксперт при осмотре места происшествия, кроме давности наступления смерти?


Задача № 2:

Эксперт прибыл на место происшествия для осмотра трупа человека, обнаруженного висящим в петле. К моменту осмотра труп лежал на полу. Действия эксперта были следующими:

  1. Снял петлю с шеи трупа, развязав узел.

  2. Проверил трупные явления (наличие трупных пятен, окоченение и др.).

  3. Описал, измерил странгуляционную борозду.

  4. Осмотрел одежду.

Вопрос:

Допущены ли экспертом ошибки?
Тема занятия: Судебно-медицинская экспертиза трупов при наступлении смерти от механической асфиксии

(судебно-медицинское исследование трупа).

Студент должен знать, уметь:

1. Методикой экспертного анализа следственных данных и медицинских документов и правильного изложения в «акте» соответствующих сведений;

2. Особенностями методики и техники суд-мед исследования трупа;

3. Методикой макроскопической диагностики;

4. Принципами рационального выбора методов лабораторных исследований и техникой изъятия объектов;

5. Особенностями методики составления заключения.

Студенты должны быть ознакомлены:

1.С особенностями следственной и суд-мед документацией;

2. С диагностикой микроскопических изменений в органах и тканях.

Материалы занятия:

1. Протоколы суд-мед. исследования трупа:

  • повешение - различные виды;

  • удавление петлей;

  • удавление руками;

  • закрытие отверстий рта и носа;

  • аспирация рвотных масс;

  • закрытие просвета гортани инородным телом;

  • утопление;

  • сдавление груди и живота;

  • поражение техническим электричеством;

  • поражение молнией;

  • действие низкой температуры;

  • действие высокой температуры.

2) Макропрепараты:

  • различные виды странгуляционной борозды;

  • ссадины и кровоподтеки на лице и шее;

  • пятна Тардье;

  • инородное тело в гортани;

  • мацерированная кожа при утоплении;

  • различные виды электрометок;

  • копоть в дыхательных путях;

  • ожоги пламенем;

  • пятна Вишневского.

3) Коллекции микропрепаратов:

  • прижизненная и посмертная странгуляционная борозды;

  • пожизненная и посмертная ссадины;

  • элекрометки;

  • легкое при утоплении;

  • аспирация рвотных масс в легкие;

  • прижизненные и посмертные ожоги;

  • легкие при действии пламени (копоть).

Контрольные вопросы:

Судебно-медицинское понятие «асфиксия», гипоксические состояния при насильственной и ненасильственной смерти:

  • классификация асфиксии;

  • асфиксия при вскрытии трупа;

  • экспертные признаки смерти от повешения и удавления петлей;

  • диагностика странгуляционной борозды;

  • прижизненность странгуляционной борозды;

  • признаки смерти от удавления руками;

  • утопление;

  • сдавление груди;

  • смерть от электричества;

  • от низкой и высокой температуры;

  • лабораторные исследования;

  • прижизненность действия пламени.

Судебно-медицинское исследование трупа.

Судебно-медицинская документация.

Большую роль в усвоении изучаемого материала имеет самостоятельная внеаудиторная работа, как обязательный этап обучения в ВУЗе.

По существующему законодательству нашей страны врачу любой специальности может быть поручено участие в уголовном процессе в качестве специалиста или судебно-медицинского эксперта, что предусмотрено статьями 78, 180, 181, УПК РСФСР.

Экспертиза трупа и, связанная с ней документация также может быть поручена врачу. Этим вопросам в соответствии с учебной программой отводится несколько занятий. Одно из них предлагается Вам, как самостоятельное.

В Вашу задачу входит:

1. Изучение материалов, собранных в папке методических указаний по данной теме.

2. Самостоятельное написание акта вскрытия, проведенного накануне в качестве показательного.

3. Изучение указанной в методичке литературы.

4. Осмыслить технику вскрытия, продемонстрированную преподавателем на занятии, подкрепить свои знания этого вопроса литературными данными.

Цель:

Изучить процессуальные положения, правила, требования, предъявляемые к судебно-медицинской документации экспертизы трупа; уметь составлять заключение (акт) судебно-медицинской экспертизы ( исследования) трупа в соответствии с принятой схемой; подготовиться к самостоятельному проведению экспертизу трупа (вскрытию) с последующим написанием акта.

В соответствии со ст. 191 УПК каждая судебно-медицинская экспертиза обязательно сопровождается составлением «Заключения судебно-медицинского эксперта».

При оформлении судебно-медицинских документов необходимо избегать в тексте непонятных или малопонятных для лиц без медицинского образования терминов (напр., латинских и других иностранных названий, диагностических выражений).

Все слова в тексте должны писаться разборчиво, полностью, без сокращений, кроме общеупотребительных. Недописанные строчки прочеркиваются. По левой стороне оставляются поля, необходимые для подшивки документа.

Каких-либо исправлений в тексте не допускается. Если внесены какие-либо исправления и добавления, то необходимо их заверить подписями и печатью.

КРАТКАЯ СХЕМА

АКТА СУДЕБНО - МЕДИЦИНСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ТРУПА:

1. Вводная часть:

а) Когда, в какое время, при каких условиях, в каком помещении, на основании какого документа эксперт произвел вскрытие трупа (фамилия, имя, отчество, возраст).

б) Обстоятельства случая, изложенные в направлении или постановлении, данные медицинских документов, если они имеются.

2. Исследовательская часть:

а) Наружное исследование:

Описание одежды, трупных явлений, всего вида трупа, повреждений.

б) Внутреннее исследование:

Описание внутренних органов, их повреждений, патологических изменений.

в) Результаты лабораторных исследований:

(судебно-химического, биологического, гистологического, медико-криминалистического).

г) Судебно-медицинский диагноз.

3. Заключение.

Подпись.


страница 1страница 2


скачать

Другие похожие работы: