Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Общественное здоровье и здравоохранение
Методические рекомендации для студентов медицинского
факультета по специальности «Педиатрия»


Петрозаводск
Издательство ПетрГУ

2008

Рассмотрены и утверждены к печати на заседании
редакционной комиссии по отрасли науки и техники «Медицина»

25 января 2008 года

Печатаются по решению редакционно-издательского совета

Петрозаводского государственного университета

Составитель

А. А. Фомин, д. мед. н., доцент,

зав. курсом общественного здоровья и здравоохранения




Введение
Цель дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» — дать знания и умения, необходимые будущему врачу для работы в учреждениях здравоохранения, по вопросам:

  • общественное здоровье и факторы его определяющие;

  • системы, обеспечивающие сохранение, укрепление и восстановление здоровья населения в целом и отдельных однородных групп населения;

  • управление и экономика здравоохранения;

  • тенденции развития здравоохранения в зарубежных странах.

По завершении курса «Общественное здоровье и здравоохранение» студенты должны знать:

  1. методику исследования здоровья населения с целью его сохранения, укрепления и восстановления;

  2. вопросы организации медицинской и медико-профилактической помощи населению;

  3. основы управления, планирования, экономики и финансирования здравоохранения.

По завершении обучения студенты должны овладеть следующими умениями:

  • вычислять и оценивать основные виды статистических величин;

  • владеть методиками расчета и оценки показателей здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения;

  • использовать информацию о здоровье населения и деятельности лечебно-профилактических учреждений для предложения мероприятий по повышению качества и эффективности медицинской и медико-профилактической помощи.

В соответствии с утвержденной Министерством образования и науки РФ программой дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» (Москва, 2005) на самостоятельную работу студентам выделено 43 часа. Самостоятельная работа по специальности «Педиатрия» проводится по теме «Оценка эффективности работы врача-педиатра участкового», которая является актуальной в связи с национальным проектом «Здоровье».

Самостоятельная работа студентов
по специальности «Педиатрия»

Тема самостоятельной работы студентов «Оценка эффективности работы врача-педиатра участкового» является продолжением изучения следующих блоков программы дисциплины: организация лечебно-профилактической помощи детскому населению; анализ деятельности и оценка лечебно-профилактической помощи врача-педиатра участкового; медицинская демография. Блок программы «организация лечебно-профилактической помощи детскому населению» является основным в самостоятельной работе и состоит из следующих разделов: первичная медико-санитарная помощь; система охраны здоровья матери и ребенка. Следующий блок программы «анализ деятельности и оценка лечебно-профилактической помощи врача-педиатра участкового» включает такие цели: студент должен знать основные показатели работы, методические подходы к оценке эффективности работы врача-педиатра участкового; уметь вычислять и анализировать основные показатели деятельности врача-педиатра участкового и делать оценку в целом. Последний блок программы «медицинская демография» рассматривает причины и критерии детской и младенческой смертности.

Министерством здравоохранения и социального развития (Минздравсоцразвития) России издан ряд нормативно-правовых документов по первичной медико-санитарной помощи и организации лечебно-профилактической помощи детскому населению, в частности:

  1. Приказ от 29 июля 2005 г. № 487 «Об утверждении Порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи»;

  2. Приказ от 4 августа 2006 г. № 584 «О порядке организации медицинского обслуживания населения по участковому принципу»;

  3. Приказ от 18 января 2006 г. № 28 «Об организации деятельности врача-педиатра участкового»;

  4. Приказ от 9 февраля 2007 г. № 102 «О паспорте врачебного участка (педиатрического)»;

  5. Приказ от 19 апреля 2007 г. № 282 «Об утверждении критериев оценки эффективности деятельности врача-педиатра участкового».

Рассмотрим более подробно содержание вышеперечисленных приказов.
Приказ от 29 июля 2005 г. № 487

«Об утверждении Порядка организации оказания
первичной медико-санитарной помощи»


1. Настоящий Порядок регулирует вопросы, связанные с организацией оказания первичной медико-санитарной помощи населению на территории Российской Федерации.

2. Первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания и включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; медицинскую профилактику важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образование; проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.

3. Первичная медико-санитарная помощь, в том числе медицинская помощь женщинам в период беременности, во время и после родов оказывается учреждениями муниципальной системы здравоохранения преимущественно по месту жительства:

3.1. амбулаторно-поликлиническими учреждениями: амбулатория, центр общей врачебной (семейной) практики, районная (в т. ч. центральная), городская поликлиника, детская городская поликлиника, женская консультация.

4. В оказании первичной медико-санитарной помощи могут также участвовать учреждения государственной и частной систем здравоохранения на основе договоров со страховыми медицинскими организациями.

5. Учреждения, обеспечивающие первичную медико-санитарную помощь, осуществляют свою деятельность в соответствии с установленным порядком.

6. Обязанность учреждений по оказанию первичной медико-сани-
тарной помощи исполняется медицинскими работниками данных учреждений: терапевтами участковыми, педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными), акушерами-гинекологами, другими врачами-специалистами, а также специалистами со средним медицинским и высшим сестринским образованием, в соответствии с установленным порядком.

7. Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

8. Амбулаторно-поликлиническая помощь включает:

– оказание первой (доврачебной, врачебной) и неотложной медицинской помощи больным при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях;

– проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, абортов, выявление ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых болезней и факторов риска;

– диагностику и лечение различных заболеваний и состояний;

– восстановительное лечение;

– клинико-экспертную деятельность по оценке качества и эффективности лечебных и диагностических мероприятий, включая экспертизу временной нетрудоспособности;

– диспансерное наблюдение больных, в том числе отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг;

– диспансеризацию беременных женщин, родильниц;

– диспансеризацию здоровых и больных детей;

– динамическое медицинское наблюдение за ростом и развитием ребенка;

– организацию питания детей раннего возраста;

– организацию дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, в том числе обеспечение необходимыми лекарственными средствами;

– установление медицинских показаний и направление в учреждения государственной системы здравоохранения для получения специализированных видов медицинской помощи;

– установление медицинских показаний для санаторно-курортного лечения, в том числе отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг;

– медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательных учреждений общего и коррекционного типов;

– проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, вакцинопрофилактики в установленном порядке;

– осуществление санитарно-гигиенического образования, в том числе по вопросам формирования здорового образа жизни;

– врачебную консультацию и медицинскую профориентацию;

– медицинское обеспечение подготовки юношей к военной службе.

9. Стационарная помощь, предоставляемая населению муниципальных образований в больничных и стационарно-поликлинических учреждениях, включает:

– оказание неотложной медицинской помощи больным при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях;

– диагностику, лечение острых, хронических заболеваний, отравлений, травм, состояний при патологии беременности, в родах, в послеродовом периоде, при абортах и прочих состояний, требующих круглосуточного медицинского наблюдения или изоляции по эпидемическим показаниям;

– восстановительное лечение и реабилитацию.

10. Госпитализация в больничное (стационарно-поликлиническое) учреждение осуществляется по медицинским показаниям:

– по направлению врача лечебно-профилактического учреждения, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности;

– скорой медицинской помощью;

– при самостоятельном обращении больного по экстренным показаниям.
Приказ от 4 августа 2006 г. № 584

«Порядок организации медицинского
обслуживания населения по участковому принципу»


1. Настоящий Порядок регулирует вопросы организации медицинского обслуживания населения по участковому принципу.

2. Участковый принцип организации медицинского обслуживания населения, обеспечивающий доступность и качество медицинской помощи, является основной формой организации деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь населению муниципальных образований.

3. Организация медицинского обслуживания населения по участковому принципу осуществляется органами управления здравоохранением муниципальных образований в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также настоящим Порядком.

4. Органы управления здравоохранением муниципальных образований осуществляют организацию медицинского обслуживания населения по участковому принципу с учетом критериев территориальной
(в том числе транспортной) доступности доврачебной помощи, врачебной помощи, скорой медицинской (неотложной) помощи.

5. Медицинское обслуживание населения по участковому принципу осуществляется: в городском округе – поликлиникой, в том числе детской, центром (отделением) общей врачебной (семейной) практики, поликлиническим отделением стационарно-поликлинического учреждения; в муниципальном районе – поликлиникой, в том числе детской, центром (отделением) общей врачебной (семейной) практики, поликлиническим отделением стационарно-поликлинического учреждения, амбулаторией.

6. Установление зон обслуживания и закрепление населения за амбулаторно-поликлиническими и стационарно-поликлиническими учреждениями производятся органами управления здравоохранением муниципальных образований в целях соблюдения принципа оказания первичной медико-санитарной помощи по месту жительства с учетом численности, плотности, возрастно-полового состава населения, уровня заболеваемости, географических и иных особенностей территорий.

7. Распределение населения по врачебным участкам осуществляется руководителями амбулаторно-поликлинических или стационарно-поликлинических учреждений в зависимости от конкретных условий оказания первичной медико-санитарной помощи населению в целях максимального обеспечения ее доступности и соблюдения иных прав граждан.

8. Руководители амбулаторно-поликлинических или стационарно-поликлинических учреждений в целях обеспечения права граждан на выбор врача и лечебно-профилактического учреждения прикрепляют граждан, проживающих вне зоны обслуживания амбулаторно-поликлинического учреждения или стационарно-поликлинического учреждения, к врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам) для медицинского наблюдения и лечения, не превышая численности населения на одну должность участкового врача более чем на 15 процентов от нормативной, предусмотренной пунктом 11 настоящего Порядка.

9. В амбулаторно-поликлинических и стационарно-поликлинических учреждениях могут быть организованы врачебные участки:

– терапевтический;

– педиатрический;

– врача общей практики;

– семейного врача;

– комплексный терапевтический участок.

10. Обслуживание населения на врачебных участках осуществляется: врачом-терапевтом участковым, медицинской сестрой участковой на терапевтическом участке; врачом-педиатром участковым, медицинской сестрой участковой на педиатрическом участке; врачом общей практики (семейным врачом), помощником врача общей практики, медицинской сестрой врача общей практики на участке врача общей практики (семейного врача); врачом-терапевтом участковым, фельдшером (акушеркой), медицинской сестрой участковой на комплексном терапевтическом участке.

11. Рекомендуемая численность прикрепленного населения на врачебных участках в соответствии с нормативной штатной численностью медицинского персонала составляет: на терапевтическом участке – 1700 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше; на педиатрическом участке – 800 человек детского населения 0–17 лет включительно; на участке врача общей практики – 1500 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше; на участке семейного врача – 1200
человек взрослого и детского населения; на комплексном терапевтическом участке – 2000 и более человек взрослого и детского населения.

12. Комплексный терапевтический участок формируется из населения врачебного участка амбулаторно-поликлинического или стационарно-поликлинического учреждения с недостаточной численностью прикрепленного населения (малокомплектный участок) или населения, обслуживаемого врачом-терапевтом амбулатории, и населения, обслуживаемого фельдшерско-акушерскими пунктами (фельдшерскими пунктами).

13. Врачи-терапевты участковые, врачи-педиатры участковые, врачи общей практики (семейные врачи), фельдшеры, медицинские сестры участковые, медицинские сестры врача общей практики в рамках своей компетенции осуществляют ведение паспорта врачебного участка, информационной (компьютерной) базы данных состояния здоровья обслуживаемого населения.
Приказ от 18 января 2006 г. № 28

«Об организации деятельности врача-педиатра участкового»

ПОЛОЖЕНИЕ

об организации деятельности врача-педиатра участкового


1. Настоящее Положение регулирует организацию деятельности врача-педиатра участкового.

2. На должность врача-педиатра участкового назначается специалист, имеющий высшее медицинское образование по специальности «Педиатрия» или «Лечебное дело» и сертификат специалиста по специальности «Педиатрия».

3. Врач-педиатр участковый в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также настоящим Порядком.

4. Врач-педиатр участковый осуществляет свою деятельность в медицинских организациях преимущественно муниципальной системы здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь детям:

– детских поликлиниках;

– амбулаториях;

– стационарно-поликлинических учреждениях;

– других медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь детскому населению.

5. Врач-педиатр участковый оказывает первичную медико-санитарную помощь контингенту, сформированному преимущественно по территориальному принципу и на основе свободного выбора врача пациентами.

6. Врач-педиатр участковый:

– формирует врачебный участок из прикрепившегося контингента;

– проводит динамическое медицинское наблюдение за физическим и нервно-психическим развитием детей;

– проводит диагностическую и лечебную работу на дому и в амбулаторных условиях;

– осуществляет работу по охране репродуктивного здоровья подростков;

– проводит первичный патронаж новорожденных и детей раннего возраста в установленные сроки;

– организует и принимает участие в проведении профилактических осмотров детей раннего возраста, а также детей в декретированные возрастные сроки;

– разрабатывает комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий, обеспечивает контроль за выполнением режима, рационального питания, своевременного проведения мероприятий по профилактике у детей алиментарных расстройств, рахита, анемии и других заболеваний;

– обеспечивает своевременное направление детей на консультации к врачам-специалистам, при соответствующих показаниях — на госпитализацию;

– обеспечивает проведение иммунопрофилактики детей;

– проводит динамическое наблюдение за детьми с хронической патологией, состоящими на диспансерном наблюдении, их своевременное оздоровление и анализ эффективности диспансерного наблюдения;

– обеспечивает подготовку детей к поступлению в образовательные учреждения;

– обеспечивает поступление информации о детях и семьях социального риска в отделение медико-социальной помощи детской поликлиники, органы опеки, попечительства;

– обеспечивает работу стационара на дому;

— обеспечивает выполнение индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов;

– обеспечивает проведение дополнительного лекарственного обеспечения детей, имеющих право на получения набора социальных услуг;

– выдает заключение о необходимости направления детей в санаторно-курортные учреждения;

– обеспечивает проведение мероприятий по профилактике и раннему выявлению у детей гепатита В и С, ВИЧ-инфекции;

– осуществляет диспансерное наблюдение детей с наследственными заболеваниями, выявленными в результате неонатального скрининга, и патронаж семей, имеющих детей указанной категории;

– своевременно направляет извещения в установленном порядке в территориальные органы Роспотребнадзора о случаях инфекционных заболеваний и поствакцинальных осложнениях;

– обеспечивает медицинскую помощь юношам в период подготовки к военной службе;

– проводит работу по врачебному консультированию и профессиональной ориентации с учетом состояния здоровья детей;

– проводит подготовку медицинской документации по переводу детей по достижении соответствующего возраста в городскую (районную) поликлинику;

– руководит деятельностью среднего медицинского персонала, осуществляющего оказание первичной медико-санитарной помощи;

– ведет медицинскую документацию в установленном порядке, анализируя состояние здоровья прикрепленного контингента к врачебному педиатрическому участку и деятельность врачебного педиатрического участка.

7. В труднодоступных и отдаленных районах, в сельской местности с недостаточным числом врачей-педиатров возможно проведение диспансерного наблюдения детей из прикрепившегося контингента, в том числе детей раннего возраста, врачом общей практики (семейным врачом) с последующим направлением детей с отклонениями в состоянии здоровья к врачам-специалистам.

Приказ от 9 февраля 2007 г. № 102

«О паспорте врачебного участка (педиатрического)»
(в сокращении)


Утвердить:

Учетную форму № 030/у-пед «Паспорт врачебного участка (педиатрического)» согласно приложению № 1, в которое внесены 17 таблиц, которые не будут представлены в методических рекомендациях.
Приказ от 19 апреля 2007 г. № 282

«Об утверждении критериев оценки эффективности
деятельности врача-педиатра участкового»

КРИТЕРИИ

оценки эффективности работы врача-педиатра участкового


1. Основной целью введения критериев оценки эффективности работы врача-педиатра участкового является оперативный анализ внутри лечебно-профилактического учреждения диагностической, лечебно-профилактической и организационной работы на педиатрическом участке для улучшения качества оказания медицинской помощи прикрепленному контингенту и мониторинга состояния здоровья детей.

2. Основными учетными медицинскими документами при оценке эффективности работы врача-педиатра участкового являются:

– история развития ребенка (учетная форма № 112/у);

– паспорт врачебного участка (педиатрического) (учетная форма № 030/у-пед);

– ведомость учета врачебных посещений в амбулаторно-поликлини-
ческих учреждениях, на дому (учетная форма № 039/у-02).

3. По результатам проверки эффективности работы врачей-педиатров участковых составляется акт с выводами и конкретными предложениями по совершенствованию лечебно-диагностической и профилактической работы на педиатрическом участке и план работы по устранению выявленных в ходе проверки недостатков.

Критерии оценки эффективности и анализ работы врача-педиатра участкового будут приведены в макете самостоятельной работы, который будет описан ниже и состоит из двух частей:

I. Таблицы с данными для самостоятельной работы (в методических рекомендациях они будут без цифр, 10 заполненных вариантов будут выдаваться на практическом занятии);

II. Пример расчетов оценки эффективности работы врача-педиатра участкового (в методических рекомендациях будет даваться пример).

Предлагаю образец оформления титульного листа самостоятельной работы.

Петрозаводский государственный университет

Медицинский факультет

Курс общественного здоровья и здравоохранения

Преподаватель_____________________________

Самостоятельная работа для студентов 4 курса

по теме: «Оценка эффективности работы
врача-педиатра участкового»


Вариант № __

Выполнил (а)

Фамилия, инициалы, № группы

___________________________


СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
I. Таблицы с данными для самостоятельной работы

II. Пример расчетов оценки эффективности работы врача-педиатра участкового


  1. Характеристика прикрепленного контингента




  1. Оценка профилактической работы врача-педиатра участкового:

а) охват дородовым патронажем;

б) охват патронажем детей первого года жизни;

в) полнота охвата профилактическими осмотрами детей;

г) полнота охвата профилактическими прививками детей в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок (выборочно);

д) удельный вес детей первого года жизни, находящихся на грудном вскармливании.


  1. Оценка качества медицинской помощи:

а) качество диспансерного наблюдения детей;

б) полнота охвата лечебно-профилактической помощью детей, состоящих под диспансерным наблюдением.


  1. Оценка динамики заболеваемости детей:

а) динамика показателя первичной заболеваемости у детей;

б) динамика показателя общей заболеваемости (распространенность)
у детей.


  1. Анализ случаев смерти детей на дому и случаев досуточной леталь-
    ности детей в стационаре:


а) анализ случаев смерти детей пятнадцатилетнего возраста на дому;

б) анализ случаев досуточной летальности детей в стационаре.
Итоги и вывод

Предложения

I. Макеты таблиц для самостоятельной работы

1. Характеристика прикрепленного контингента
Таблица 1

страница 1страница 2 ... страница 19страница 20


скачать

Другие похожие работы: