Содержание


  1. Информационно-концептуальный модуль образовательной программы………………..3

    1. Информационная карта………………………………………………………………….3

    2. Концепция автора образовательной программы………………………………………3

    3. Пояснительная записка к образовательной программе……………………………….4
  2. Образовательный стандарт программы……………………………………………………6

    1. Образовательный стандарт программы 1 года бучения………………………………6

    2. Образовательный стандарт программы 2 года бучения………………………………7


  3. Содержательный модуль образовательной программы…………………………………..8

3.1. Учебно-тематический план образовательной программы 1 года обучения………...8

3.2. Учебно-тематический план образовательной программы 2 года обучения………...8

3.4.Описание содержания разделов программы 1 года обучения………………………..9

3.5.Описание содержания разделов программы 2 года обучения………………………..9

4. Организация образовательного процесса…………………………………………………..10

4.1. Организация образовательного процесса 1 года обучения………………………….10

4.2. Организация образовательного процесса 2 года обучения………………………….13

5. Оценочно-результативный модуль образовательной программы………………………..16

5.1. Система текущего и итогового контроля 1 года обучения………………………….16

5.2. Система текущего и итогового контроля 2 года обучения………………………….17

Литература для педагога……………………………………………………………………….18

Литература для обучающихся…………………………………………………………………20

1.Информационно-концептуальный модуль образовательной программы


    1. Информационная карта

Кружковое объединение – «Занимательный мир открытий»

Педагоги дополнительного образования: Сизова Любовь Николаевна, Фоменко Светлана Александровна

Образовательная программа – рабочая


Тип программы - тематическая

Вид программы – авторская

Целевая установка – исследовательская направленность

Специфика содержания – расширенная

Уровень усвоения – общекультурный

Форма реализации – стационарная

Функциональное назначение - образовательное

Способ реализации – групповой

Возрастной диапазон – 7-10 лет.


    1. Концепция автора образовательной программы

Краски, формы, звуки, ароматы природы удивительно разнообразны. Жуки, бабочки, стрекозы, цветы многообразны по форме и оттенкам, листья, узорные снежинки, сверкающие капли росы – всё это так красиво, и всё это вызывает интерес и восторг у ребёнка. Даже на островках природы в городе – во дворах, в парках, на газонах всегда, в любое время года и при любом состоянии погоды, можно встретиться с природной красотой.

Наблюдая за явлениями и объектами природы, человек овладевал мудростью жизни, научился строить дома, шить одежду, создавать самые разнообразные механизмы и машины. И всё это он заимствовал у природы – и стал могущественным и сильным. Однако, окрылённый успехами, он едва не погубил свой большой дом – природу. И сейчас, как никогда, надо изучать законы природы, подчиняться им, ибо человеку принадлежит особое место в биосфере.

Процесс формирования новых отношений, процесс становления и развития экологической культуры не прост и длителен, поэтому экологическое образование человека надо начинать с самых ранних лет. В этом процессе особенно велика роль начального этапа обучения.

Младший школьник – это ребёнок – «почемучка». Любознательность младшего школьника по сравнению с дошкольником усиливается по целому ряду причин. Ребёнок младшего школьного возраста – это ученик. Он учится и осознаёт себя не столько объектом, сколько самостоятельным субъектом познания. Значимость этого возрастного этапа возрастает в связи с появлением стремления самим докопаться до сути явлений. Именно поэтому младший школьный возраст и называют возрастом «почемучек». Высокая познавательная активность, любознательность, заинтересованность ребёнка в ознакомлении с природой – это бесценный дар, которым нужно умело пользоваться для развития его мышления, расширения природоведческого кругозора, экологической культуры.

Ребёнок – «почемучка» - это исследователь. Его интересуют не столько названия предметов и явлений, кто это и что это. Как дошкольника его интересует множество «почему?» Почему происходит смена времён года? Почему заяц зимой белый, а летом серый? Почему медведь зимой спит? Почему у медуницы цветки разного цвета? Почему кузнечик зелёный? И т.п. Множество «почему?», на которые младший школьник стремится и должен получить ответ. Но не в готовом виде. Иначе ребёнок теряет интерес ко всему окружающему. Об этом надо помнить, вовлекая ребёнка в ту или иную активную деятельность с целенаправленным поиском ответов.

В последние десятилетия ухудшение состояния окружающей среды не только вызывает опасение учёных, но и переносится в категорию проблем, решаемых на государственном уровне. Осознавая всю серьёзность проблемы, Россия включается в мировой процесс движения к устойчивому развитию. Важная роль в этом процессе отводится образовательным учреждениям.

В контексте концепции устойчивого развития главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры как направленного качества личности.

Одной из эффективных форм работы по изучению экологии является исследовательская деятельность, в ходе которой происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.

Ориентированность на экологическое воспитание детей в природной обстановке позволяет активно приобщаться к исследовательской работе по изучению природных сред и экосистем своего родного края.

Ежегодно проводятся конференции среди учащихся среднего и начального звена. Данные конференции показали, желание ребят участвовать в исследовательской деятельности. Основной причиной, по которой педагоги начального звена отказываются от участия в конференциях и конкурсах является незнание основных подходов к проектированию и конечно сложности в подготовке детей младшего звена. Для устранения этих проблем была разработана данная программа.

В процессе освоения программы дети получают основные понятия об окружающем мире, представление о взаимосвязях в системе «человек-природа». Узнают дополнительные, увлекательные знания в области экологии и биологии, знакомятся в занимательной форме с основными методиками изучения окружающей среды. Занятия по данной программе включают разные методы обучения: практические и самостоятельные работы, беседа, рассказ, игры, экскурсии, просмотр видеофильмов и т.д. Основной упор программы сделан на начальную научно - исследовательскую деятельность учащихся.

Данная программа позволяет воспитанникам продолжить образование, посещая занятия в среднем звене, по программе «Первые шаги в мир науки» (авторы: Сизова Л.Н., Фоменко С.А.): Рецензия от Кандидата педагогических наук, главного специалиста Управления делами Администрации городского округа Стрежевой О.И. Аладко, 2013г.; приз «За лучшую образовательную программу» на городском конкурсе профессионального мастерства педагогов г. Стрежевого в номинации: «Педагог дополнительного образования детей» 2011г.

В дальнейшем могут себя реализовать в деятельности «Научного общества учащихся» старшего звена, занимаясь индивидуально по программе «Методика и практика научного исследования» (авторы: Фоменко С.А., Корсакова А.П.): Диплом II степени на «Областном этапе Х Всероссийского конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования детей», 2012г.)


    1. Пояснительная записка к образовательной программе

Разработкой данной программы занимались: педагоги дополнительного образования высшей категории Сизова Л.Н., Фоменко С.А. Программа создана в соответствии с требованиями, разработанными группой учёных ТОИПКРО г.Томска, и в соответствии с требованиями ФГОС. Программа утверждена решением методического совета учреждения.

Программа может меняться, в зависимости от набора детей: уровня знаний, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. Темы занятий могут меняться местами, в случае не благоприятной погоды для данной темы. Диагностика может проводиться различными способами: тестирование, конкурсы, игра.

Цели программы:

  • формирование основ экологической культуры;

  • расширение знаний в области биологии и экологии;

  • формирование начальных навыков самостоятельной исследовательской деятельности;

  • выявление одарённых детей.

Задачи программы:

Образовательные:

  • расширять познания в экологии и биологии;

  • расширить знания в области охраны и природопользования.

Развивающие:

  • развивать имеющиеся у детей представления об окружающем мире, умение наблюдать, сопоставлять, делать выводы, развивать воображение, творческие способности, логическое мышление;

  • развивать навыки, смекалку, чувство ответственности, повышать уровень познавательной деятельности.

Воспитательные:

  • умение вести себя в мире природы, стараясь не причинять ей ущерба;

  • воспитание начальных навыков экологической культуры, элементарных навыков взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения;

  • воспитание доброты, ответственного отношения к природе и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни и к себе.


Доступность программы заключается в создании условий для творческого и интеллектуального развития личности ребёнка.

Преемственность и согласованность её с образовательными программами общеобразовательной школы: связь со школьными предметами окружающий мир, природоведение, сибиривединие.

Технологичность: используются разные формы и методы работы с детьми (игры, экологические сказки, викторины, практические занятия, эксперименты, исследования, опыты, наблюдения, мастер-классы, экскурсии и т.п.) Применение личностно – ориентированного обучения с мультимедийными технологиями.

Новизна программы «Занимательный мир открытий» состоит в:

1) развитие начального научного мышления детей через практическую опытническую деятельность;

2) освоение школьниками начального звена начальных навыков исследования (большинство, известных программ, ориентировано только на школьников старшего возраста).

Практическая значимость: данная программа предназначена для широкого использования в учреждениях дополнительного образования и общего образования, а также может быть использована в массовой педагогической практике, входить в учебные планы летних оздоровительных лагерей эколого-биологической направленности.

Материально-техническое оснащение программы: для реализации данной программы используется специальное оборудование, такое как: компасы, увеличительные стёкла, микроскопы, ноутбук, мультимедийный проектор и т.д.
Программа предназначена для детей начального школьного возраста, рассчитана на 2 года обучения. Численность в группах 10 – 15 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 1 час.

1г.о.(1кл) – первый уровень получения знаний (1. практические занятия: опыт, эксперимент, наблюдение, исследование, изготовление поделки или макета; 2. игровые занятия: проверка и анализ полученных знаний в игровой форме). На данном уровне ребята учатся выполнять простейшие эксперименты (определить крахмал в картофеле, покрасить лепестки цветка пищевыми красителями и т.д.), учатся узнавать птиц по тени, зверей по следам, растения по гербарию. Занятия проходят на базе СОШ.

2г.о.(2кл) - второй уровень получения знаний. Занятия проводятся на базе МБОУ ДОД ЦЭВД. Программа второго года обучения предполагает, большую часть времени на работу с микроскопами и приборами, а так же много времени уделяется выходу в природу, сбору материала, а затем его анализу.

Программа обучения составляет: 1г.о. - 29 ч. (занятия начинаются с 1 октября), 2г.о. – 34ч., 3г.о. – 34г.

Данная программа будет доработана на 4г.о.



страница 1страница 2страница 3


скачать

Другие похожие работы: