Нормативно-правовые вопросы введения и реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

в общеобразовательных учреждениях Республики Башкортостан

С.С. Пичугин, зав.кафедрой ТиМНО ИРО РБ,

к.п.н., доцент, член-корр. МАНПО

Лысов С.С., помощник ректора ИРО РБ

по правовым вопросам
Как известно, с 1 сентября 2012-2013 учебного года КУК ОРКСЭ включен в обязательную часть основной образовательной программы начального общего образования в 4-ом классе в объеме 34 часа (1 час в неделю) в течение всего учебного года. В этой связи предусмотрено увеличение количества учебных часов на изучение учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования за счет регионального компонента, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования. 

Нормативно-правовой основой введения и реализации курса в общеобразовательных учреждениях республики КУК ОРКСЭ являются:

    • Конституция Российской Федерации (ст. 13, 14, 28);

    • Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании»;

    • Федеральный закон от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

    • Федеральный закон от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях»;

    • Поручение Президента Российской Федерации от 02 августа 2009 года №Пр-2009 в части введения с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»;

    • Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 года (№ВП-П44-4632);

    • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 года №1578-р «Об утверждении плана мероприятий по апробации в 2009-2011 гг. комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» и перечне субъектов Российской Федерации, участвующих в апробации»;

    • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 года №84-р «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»;

    • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

    • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 ноября 2009 года №667 «О Межведомственном координационном совете по реализации плана мероприятий по апробации в 2009-2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 года №1578-р»;

    • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 года №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

    • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 февраля 2012 года №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 года №1312»

    • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 08 июля 2011 года №МД-883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ»;

    • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июля 2011 года №МД-942/03 «О выполнении поручения Президента Российской Федерации»;

    • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 октября 2011 года №МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»;

    • Приказ Министерства образования Республики Башкортостан от 28 апреля 2012 года №769 «О рекомендуемых базисном учебном плане и примерных учебных планах для образовательных учреждений Республики Башкортостан на 2012-2013 учебный год».

Критерии готовности общеобразовательного учреждения

к введению и реализации КУК ОРКСЭ

  1. Эффективность организационно-мотивационной работы по введению и реализации курса ОРКСЭ:

    • Проведение малого педагогического совета с педагогами начальной школы, ознакомление с государственной политикой в сфере духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающихся.

    • Создание школьной команды по вопросам внедрения КУК ОРКСЭ, состоящей из членов администрации ОУ, педагогов начальной школы с опытом инновационно-проектной деятельности, а также из представителей органов государственно-общественного управления.

    • Ознакомление членов школьной команды с нормативно-правовой базой введения КУК ОРКСЭ, составление плана-графика мероприятий по введению КУК ОРКСЭ, подбор педагогов начальной школы и учителей-предметников для ведения курса в 2012/2013 учебном году и на перспективу.

    • Мотивирующие мероприятия. Проектирование мер по психологическому сопровождению введения КУК ОРКСЭ.

    • Установление связей на межшкольном/муниципальном уровне по координации работы школьных команд и решению проблем взаимодействия в рамках муниципальной образовательной сети по вопросам преподавания курса. Участие в работе муниципального методического объединения педагогов.

    • Проектирование работы школьного МО учителей ОРКСЭ для разработки технологий и содержания преподавания курса в целом и отдельных модулей с учетом этнокультурных особенностей региона, условий и возможностей ОУ.

2. Эффективность организации работы с родителями (законными представителями) по выбору модулей курса ОРКСЭ:

  • Обеспечение организационно-педагогических условий для реализации максимальной свободы волеизъявления родителей (законных представителей) по вопросам выбора модуля изучения КУК ОРКСЭ.

  • Проведение родительских собраний по вопросам введения КУК ОРКСЭ, его целей и задач, светского, культурологического характера преподавания, его нравственно-развивающего характера.

  • Организация встреч родителей с преподавателями модулей курса для ознакомления с особенностями содержания 1 модуля, формами и методами педагогической работы.

  • Обеспечение условий для ознакомления родителей с содержанием программы и учебников по каждому модулю КУК ОРКСЭ.

  • Организация индивидуальной консультационной работы с родителями обучающихся, особенно из числа тех, кто испытывает трудности в социальной адаптации.

  • Наличие протоколов родительских собраний и письменных заявлений родителей (законных представителей) о выборе определенного модуля для изучения КУК ОРКСЭ.

3. Осуществление мер, обеспечивающих встроенность курса ОРКСЭ в образовательный процесс. Определение возможностей сетевого взаимодействия с другими ОУ по вопросам, связанным с преподаванием курса ОРКСЭ:

  • Внесение соответствующих изменений, связанных с введением КУК ОРКСЭ, в содержание основной образовательной программы ОУ, программы развития школы. Выделение целей образования, связанных с КУК ОРКСЭ, которые требуют корректировки в новых условиях.

  • Внесение соответствующих изменений в учебный план ОУ, разработка рабочих программ КУК ОРКСЭ, его модулей и других материалов.

  • Внесение соответствующих изменений в программу внеурочной деятельности в части организации деятельности по КУК ОРКСЭ и модели взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей.

  • Корректировка программы развития УУД (ситуации, задания, упражнения, которые позволяют формировать УУД на метапредметном и предметном уровнях в рамках КУК ОРКСЭ), программы духовно-нравственного развития и воспитания.

  • Внесение соответствующих изменений в систему оценивания, которая включает в себя описание планируемых результатов образования, перечень показателей достижения планируемых результатов и инструментарий для оценки их достижения в рамках КУК ОРКСЭ.

  • Принятие решения о возможном количестве учебных групп (в том числе на основе комплектования учебных групп из классов одной параллели и из 4-х классов различных близлежащих ОУ) и организации изучения курса в рамках образовательной программы. Составление учебного расписания с учетом выбранных модулей.

  • Участие ОУ в создании муниципального (межшкольного) банка данных, включающего сведения о выбранных модулях, количестве обучающихся 4-х классов, выбравших тот или иной модуль, о наличии и количестве комплектов УМК и электронных дополнений к ним по различным модулям, о наличии и количестве сертифицированных педагогов по курсу ОРКСЭ, расписание по ОУ и межшкольное расписание преподавания курса, дорожные карты по оптимальному использованию кадрового потенциала в рамках муниципальной образовательной сети, наличие и график работы транспортных средств по доставке педагогов в другие ОУ и т.д.

4. Разработанность нормативно-правового обеспечения ведения курса ОРКСЭ.

  • Разработка локального акта об организации изучения КУК ОРКСЭ в рамках основной образовательной программы НОО ОУ.

  • Разработка локального акта о количестве учебных групп (в том числе на основе комплектования учебных групп из 4-х классов одной параллели и из классов различных близлежащих ОУ).

  • Разработка и заключение межшкольных договоров по организации преподавания курса ОРКСЭ на межшкольном/муниципальном уровне (в случае межшкольного взаимодействия).

  • Разработка примерных локальных актов, регулирующих экскурсионно-образовательную деятельность педагогов в рамках КУК ОРКСЭ, требующих письменного согласия родителей (законных представителей), согласования вопроса с представителями религиозных организаций, уведомления педагогов об ответственности за жизнь, безопасность и здоровье детей при осуществлении экскурсионных маршрутов.

5. Обеспеченность учебно-методическим и научно-методическим сопровождением курса ОРКСЭ:

  • Изучение и отбор учебно-методических комплексов по КУК ОРКСЭ, отвечающих требованиям ФГОС НОО, в соответствии с результатами выбора родителями (законными представителями) модулей обучения (учебники, методические пособия для учителя, электронные приложения к учебникам, книги для родителей, книги и хрестоматии для учителя, дидактические и методические материалы).

  • Разработка плана методической работы в ОУ, обеспечивающей сопровождение введения КУК ОРКСЭ. Организация деятельности РМО/ШМО с целью обеспечения научно-методического и учебно-методического сопровождения учителей, преподающих КУК ОРКСЭ.

  • Стимулирование педагогов, преподающих КУК ОРКСЭ, к сетевому взаимодействию, участию в работе форумов, организация дистанционных форм обучения педагогов в целях получения своевременной методической помощи в преподавании курса.

  • Наличие доступа к печатным и электронным образовательным ресурсам, в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных хранилищах.


    • c:\documents and settings\альфия\рабочий стол\media\image16.jpeg
    Реализация на уровне ОУ моделей взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей, обеспечивающих организацию внеурочной деятельности по КУК ОРКСЭ, а также создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение введения КУК ОРКСЭ.

6. Материально-техническое сопровождение введения курса ОРКСЭ:

  • Обеспечение соответствующего количества учебных помещений для проведения занятий по КУК ОРКСЭ.

  • Создание соответствующей информационно-образовательной среды для изучения курса ОРКСЭ (наличие мобильных компьютерных классов, АРМ учителя для проведения занятий на дистанционной основе, для индивидуального обучения школьников).

  • Создание условий для проектирования коммуникативно-образовательной среды со свойствами поликультурности и диалогичности.

7. Информационное обеспечение введения курса ОРКСЭ, работа с общественностью и СМИ:

  • Размещение информации на стенде и интернет-сайте ОУ в целях информирования заинтересованных структур о введении и реализации КУК ОРКСЭ, который впоследствии станет инструментом организации мониторинга хода реализации КУК ОРКСЭ, а также средством информирования родителей, участников местного сообщества, СМИ об открытых мероприятиях, уроках-инсценировках, уроках-праздниках, а также позволит наладить системное тесное сотрудничество с родителями обучающихся на протяжении всего изучения курса.

  • Публикации педагогов ОУ, преподающих КУК ОРКСЭ, в педагогических и научно-методических периодических изданиях и СМИ.

  • Организация изучения мнения родителей и общественных организаций в целях миинимизации возможных рисков при введении и реализации КУК ОРКСЭ.

8. Подготовка кадров к преподаванию курса ОРКСЭ:

  • Обеспечение подготовки сертифицированных специалистов численностью не менее количества выбранных родителями модулей курса ОРКСЭ по программам повышения квалификации в объеме не менее 72 часов.

9. Финансовое обеспечение введения и реализации курса ОРКСЭ:

  • Распределение средств на изучение КУК ОРКСЭ в соответствии с собственной системой оплаты труда, принятой в ОУ с учетом необходимости дополнительной оплаты труда учителям, в том числе стимулирующих надбавок и доплат в связи с делением классов на группы.

10. Организация управления процессом введения и реализации курса ОРКСЭ:

  • Разработка системы организационных механизмов управления введением и реализацией КУК ОРКСЭ.

  • Разработка организационного механизма мониторинга и контроля за ходом введения и реализации КУК ОРКСЭ, включающая следующие элементы: цели контроля (какая информация собирается в процессе контроля), субъекты контроля (кто контролирует), объекты контроля (что контролируется), процедуры контроля (каким образом осуществляется контроль) и периодичность контроля (как часто осуществляется контроль).

Продумывание системы изучения и минимизации рисков при введении и реализации КУК ОРКСЭ, способов влияния на настрой педагогов, принятие мер по обеспечению профессионального и личностного развития педагогов, поиска путей достижения высших результатов в их развитии.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: