Конспект урока русского языка

в 4 классе


Тема урока: Упражнение в распознавании типа склонения имен существительных, употребленных в косвенных падежах.

Автор: Рыжкова Надежда Александровна.

Пояснительная записка.
Тематическое содержание конспекта урока русского языка отличается применением технологии деятельностного метода (ТДМ).

Актуальность данного метода велика, так как давно известно, что «сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам находил, самодеятельно ими овладевал». (Дистервег)

ТДМ получила широкое применение на уроках математики. Уроки математики показали, что данная технология помогает раскрепостить учеников, развивает их самостоятельность, позволяет детям творчески мыслить и воспринимать ошибку не как непреодолимое препятствие, а как трудность, вызывающую интерес и побуждающую к поиску выхода из затруднения. ТДМ позволяет каждому ребенку демонстрировать свое продвижение по «лестнице успешности».

В настоящее время широко обсуждается вопрос использования технологии деятельностного метода на уроках различной предметной направленности в начальной школе.

На уроках русского языка также важно решать задачи формирования способностей к самостоятельности в различных видах деятельности: письме, чтении, говорении.

В своем конспекте урока русского языка я преследовала цель соблюдения всех этапов урока ОНЗ (освоения новых знаний) в технологии деятельностного метода.

1.Самоопределение к деятельности.

2.Актуализация знаний и фиксирование затруднения в деятельности.

3.Постановка учебной задачи.

4.Построение выхода из затруднения («открытие детьми нового знания»).

5.Первичное закрепление во внешней речи.

6.Самостоятельная работа.

7.Включение в систему знаний и повторение.

8.Рефлексия деятельности.
На мой взгляд, не мало важным фактором успешности урока является выбор материала для упражнений. Нет ничего лучше использования литературных произведений классиков, понятных и близких детям младшего школьного возраста. Вот почему в конспекте своего урока я использовала сказки всеми любимого А.С.Пушкина. Через творчество классиков воспитывается интерес к родному языку как к средству общения и культурному наследию русского народа.

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Упражнение в распознавании типа склонения имен существительных, употребленных в косвенных падежах».

Основные цели:

Предметные:

1. Развитие умения определять тип склонения имен существительных в косвенных падежах по совокупности признаков (род, окончание в именительном падеже)

2.Развитие письменной и устной речи.

Метапредметные:

- Развитие культуры речи, творческого мышления, памяти, внимания.

- Развитие активности и самостоятельности на уроке.

- Развитие умения работать в паре, в группе.

Личностные: Воспитание интереса к родному языку как средству общения и культурному наследию русского народа.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, обобщение.
Демонстрационный материал:

  1. Портрет А.С. Пушкина.

  2. Выставка сказок А.С. Пушкина.

  3. Опорный сигнал: «Склонение имен существительных».



  1. Алгоритм «Определение склонения имен существительных, употребленных в косвенных падежах».


Определение склонения имен существительных, употребленных в косвенных падежах.

1). Найди существительное.

2). Поставь существительное в начальную форму (И.п., ед.ч.).

3) Определи род имени существительного.

4). Определи тип склонения существительного по роду и окончанию в именительном падеже




5. Модель «лесенки успешности» для организации этапа рефлексии.


Раздаточный материал:

  1. Карточка № 1 (для индивидуального задания).


Определите склонение существительных.

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.



  1. Алгоритм. Проект выхода из затруднения (для работы в группах).


Определение склонения имен существительных, употребленных в косвенных падежах.

1). ___________________________________

2). ___________________________________

3). ___________________________________

4) ____________________________________


  1. Карточка № 2 (для работы в парах).





  1. Карточка № 3 (для самостоятельной работы).




  1. Карточка № 4 (на этапе включения в систему знаний).



4. Модель смайлика для организации этапа рефлексии:



№ п.п.

Этапы урока

Требования к этапам

Ход урока

1.

Самоопределение к деятельности (организационный момент)

1.Включение детей в деятельность (наблюдается ли готовность детей к деятельности?)

Прозвенел звонок веселый

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Мы друг другу улыбнемся,

За работу мы возьмемся.

- А вы готовы к этому?

- Сегодня главным помощником на уроке станет великий русский писатель, чье имя каждый из вас знает с детства, чье творчество любят и ценят все люди нашей страны. Чьи это строки?

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том.

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

- Конечно, это А.С. Пушкин. Вот его портрет.



2.

Актуализация знаний и фиксирование затруднения в деятельности.

1.Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

1. - На минутке чистописания мы запишем высказывание А.С. Пушкина (на доске запись):

Ска___ка – ложь, да в ней намек.

(А.С.Пушкин)

- В какой части слова пропущена буква (в корне).

- Вставьте пропущенную букву и объясните ее написание.

- Объясните смысл этого высказывания.

- Запишите это предложение.

- Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете? («Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбки», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке»).

(выставка книг)

- Вернемся к высказыванию А.С.Пушкина. Найдите существительные.


1 скл.

3 скл.

2 скл.



  1. Определение склонение имен существительных (сказка, ложь, намек).

- Определите склонение этих существительных. Объясните. (Вспомните правило).

Вывешивается эталон «Склонение имен существительных»

- Просклоняйте существительные

И.

сказка

намек

ложь

Р.

сказки

намека

лжи

Д.

сказке

намеку

лжи

В.

сказку

намек

ложь

Т.

сказкой

намеком

ложью

П.

о сказке

о намеке

о лжи


(Трое детей работают у доски. Далее проводится проверка .)

Молодцы. Вы хорошо справились.

Уверена, что следующее задание тоже будет вами успешно выполнено.







2.Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.

- Предлагаю вам выполнить самостоятельно задание на карточке. Время ограничено.



Дети обозначают тип склонения красным фломастером.

3.

Постановка учебной задачи.

Фиксирование в громкой речи:

1. где и почему возникло затруднение.

Фиксируются разные ответы (закрепляются на доске).

- Почему у вас разные ответы, а некоторые не справились. (Это задание новое для нас).

- Как вы думаете, почему возникло затруднение? (Мы не определяли склонение существительных, употребленных в косвенных падежах).







2. темы и цели урока.

- Так чем же нам следует заниматься на уроке? (Определять склонение существительных, употребленных в косвенных падежах).

- Какова тема нашего урока? (после ответа детей, тема вывешивается на доске).

- Верно, наша тема будет звучать так: «Упражнение в распознавании типа склонения имен существительных, употребленных в косвенных падежах».

- Какова цель урока? (Учиться определять склонение существительного, употребленного в косвенном падеже).

4.

Построение проекта выхода из затруднения («открытие детьми нового знания»).

1.Выбор детьми метода решения учебной задачи.

- Одна голова - хорошо, а много – лучше.

- Теперь вернитесь к заданию на карточках и попытайтесь, работая в группах, выполнить задание и выработать алгоритм определения склонения существительных, употребленных в косвенных падежах.

Предлагается определить четыре шага алгоритма и зафиксировать их.

- Вспомните, с чего мы начинали урок. Воспользуйтесь повторением.







2.Решение детьми учебной задачи с помощью выбранного метода.

Проект выхода из затруднения (выступления детей).









3.Фиксирование нового правила (алгоритма, понятия) в языке и знаково.

Давайте проверим наши предположения. Алгоритм-эталон.





(проверка по эталону)

Физкультминутка.

5.

Первичное закрепление во внешней речи.

1.Решение детьми типовых заданий на новый способ действия.


- Попробуем применить наши знания в следующем задании. Работать будем в парах.









2.Проговаривание способа решения в громкой речи (работа в парах).

(Организуется проверка по образцу на доске).

1 скл.

2 скл.

3 скл.

царевна

град

речь

дядька







- Кто ошибся?

- Подумайте, в чем ошибка? (неправильно нашел существительное, не поставил в начальную форму, ошибся в определении рода существительного).

- За безошибочное выполнение поставьте себе «+».

- У кого возникли затруднения, поставьте знак вопроса.

- Исправьте ошибку.

6.

Самостоятельная работа.

1.Самостоятельное решение и самоконтроль детьми типовых заданий.

- Молодцы! Уверена, что теперь вы сможете выполнить задание самостоятельно.

(Укажите тип склонения существительного)



Подробный образец для самопроверки предлагается фронтально.









2.Создание мотивации на успех каждого ребенка.

- Кто из вас ошибся?

- В чем ошибка?

- Исправь ошибку.

- Сделай вывод.

- Кто не ошибся?

- Вы хорошо все усвоили.

- Оцените работу на полях (плюс или знак вопроса).

7.

Включение в систему знаний и повторение.

1.Включение нового знания в систему знаний.

2.Решение заданий на повторение.

- Предлагаю вам применить свои знания в следующем задании.

- Спишите, вставьте пропущенные буквы и определите склонение существительных.



(Образец для самопроверки предлагается индивидуально)



Фиксируются ошибки, оценивается работа плюсом или знаком вопроса.

Дидактическая игра:

- Давайте поиграем в игру: «Третий лишний».

Какое слово может быть лишним и почему?

дочь, мышь, меч

вечер, река, по небу

пальто, царь, книга

ночка, ночь, ноченька

Иван, Ваня, Иванушка

(возможны другие варианты исключений)

8.

Рефлексия деятельности (итоговые занятия).

1.Что нового узнали? Каким способом?

Рефлексия учебной деятельности.

- Какую цель вы ставили на уроке? (научиться определять склонение имен существительных в косвенных падежах).

Как же определяется склонение существительных в форме косвенных падежей?

- Интересно ли вам было открывать новое на примерах , взятых из сказок А.С.Пушкина?

- Вы все старались. Надеюсь, остались довольны своей работой.

- Проиллюстрируйте свое настроение с помощью смайлика (дорисуйте изгиб губ).









2.Самооценка детьми собственной деятельности.

- Теперь давайте определим место для своего смайлика на лесенке успешности.

- Если вы выполнили самостоятельно задания без ошибок, то поставьте себя на верхнюю ступеньку.

- Если, выполняя работу, вы поставили себе только один знак вопроса, то поставьте себя на среднюю ступеньку.

- Если знаков вопроса больше одного, то поставьте себя на нижнюю ступеньку.

Учитель анализирует результаты оценивания.

- Где мы еще можем поупражняться в применении новых знаний? (дома).

Домашнее задание:

Домашнее задание будет связано с именем Пушкина.

А.Н.Толстой сказал: «Русский язык - это прежде всего Пушкин- нерушимый причал русского языка.»

- Выберите для себя любимую сказку Пушкина, прочитайте ее и найдите отрывок, который может стать заданием на определение типа склонения имен существительных.



Резервное задание (На этапе включения в систему знаний и повторений.)

Делать нечего. Она,

Ч__рной зав__сти п__лна,

Бросив зерк__льце (под) ла__ку,

Позв__ла (к) себе Чернавку.

И наказывает ей,

Сенной девушке своей,

Весть ц__ревну (в) глу[ш] л__сную

И, св__зав её, ж__вую

(Под) с__сной оставить там

(На) съедение в__лкам.


страница 1


скачать

Другие похожие работы: