Проект

Концепция формирования системы стандартов в сфере оценочной деятельности с учетом международных стандартов оценки
В рамках Национальной предпринимательской инициативы в соответствии
с задачами долгосрочного стратегического развития России по обеспечению динамичного развития экономики, укреплению позиций России в мировом сообществе, с учетом проводимой Правительством Российской Федерации политики по снижению инвестиционных и предпринимательских рисков, развитию финансовых рынков, повышению прозрачности ведения бизнеса разработан ряд программных документов, в том числе план мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование оценочной деятельности», утвержденный Правительством Российской Федерации от 26 сентября 2013 г. № 1744-р (далее – дорожная карта).

Концепция формирования системы стандартов в сфере оценочной деятельности с учетом международных стандартов оценки (далее - Концепция), разработана в соответствии с дорожной картой с целью определения основных направлений развития системы стандартов в сфере оценочной деятельности в Российской Федерации.

I. Основные итоги и необходимость развития методологии
оценочной деятельности

Оценочная деятельность как вид профессиональной деятельности ее субъектов по определению рыночной, кадастровой и иных видов стоимости объектов оценки, являющийся неотъемлемым институтом рыночной экономики, получила новое развитие с началом рыночных отношений в Российской Федерации.

Результаты оценочной деятельности широко используются в корпоративной практике (при выкупе акций у миноритарных акционеров, осуществлении сделок с финансовыми и нефинансовыми активами, подготовке финансовой отчетности), в процедурах банкротства, приватизации, изъятия земель путем выкупа для государственных и муниципальных нужд, при залоге имущества, а также в сфере налогообложения, в связи с чем их качество имеет высокую социальную и экономическую значимость. Все большее значение приобретает оценка активов российских организаций, расположенных в иностранных юрисдикциях, а также обеспечение адекватной оценки российских активов для усиления инвестиционной активности, устранения ценового дисконта российских активов стоимости по сравнению с активами других развивающихся стран.

Базовым законодательным актом Российской Федерации в указанной сфере является Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон). В 2008 году в Федеральный закон были внесены изменения, направленные на закрепление принципа саморегулирования оценочной деятельности. К настоящему времени созданы институты, необходимые для существования профессии. Сформирована нормативная правовая база осуществления оценочной деятельности. Появилось значительное количество1 саморегулируемых организаций, создан Национальный совет по оценочной деятельности. Получил развитие рынок оценочных услуг.

Вместе с тем, несмотря на имеющиеся положительные результаты, текущее состояние института независимой оценки характеризуется наличием проблем, обусловленных в том числе разнонаправленностью интересов заказчиков, потребителей оценочных услуг.

Особенностью оценочной деятельности является то, что ее субъектом выступает физическое лицо – оценщик2, являющийся носителем профессиональных знаний и выражающий свое профессиональное мнение в отношении стоимости объекта оценки с учетом подходов и методов оценки, выбранных им в соответствии с требованиями законодательства, а также стандартов и правил саморегулируемых организаций, членом которых он является.

В связи с этим большое значение имеет развитие методологии оценки, формируемой на всех уровнях регулирования, обеспечение адекватного уровня квалификации оценщиков, а также соблюдение ими норм профессиональной этики.

На развитие методологии оценки оказывает влияние усиление интеграции России в международную экономику, в том числе в рамках присоединения России к Всемирной торговой организации, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), участия в деятельности Межгоссовета ЕврАзЭС, развития города Москвы как международного финансового центра.

В связи с этим осуществлен ряд шагов по усилению взаимодействия между российскими и зарубежными организациями в области оценочной деятельности. Так ряд российских саморегулируемых организаций оценщиков являются членами Совета по международным стандартам оценки3, который в настоящее время входит в группу негосударственных организаций, устанавливающих международные стандарты, направленные на укрепление глобальных финансовых рынков. Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2011 г. № 1558-р в деятельности указанной организации в качестве институционального члена с 2012 года участвует Минэкономразвития России.

За период 2006-2013 гг. с учетом международных стандартов оценки разработаны 6 федеральных стандартов оценки, 4 из которых регулируют вопросы осуществления оценочной деятельности. Саморегулируемыми организациями оценщиков утверждено более 70 стандартов и правил в части методологии оценки и профессиональной этики. Однако их состав и качество, включая наличие норм, разработанных в развитие федеральных стандартов оценки, а не дублирующих их, степень актуализации с учетом изменений в том числе международной практики, не в полной мере отвечают требованиям современного этапа развития оценочной деятельности.

Несовершенство результатов разработки и применения стандартов оценки во многом вызвано функциональными сбоями институтов негосударственного регулирования при реализации переданных им в рамках административной реформы задач по стандартизации (установлению «правил игры»), контролю (обеспечению соблюдения установленных правил), гарантированию ответственности своих членов перед третьими лицами, обеспечению комфортных условий для потребителей и сокращению транзакционных издержек в регулируемой сфере.

С учетом указанного основные проблемы, характеризующие сферу стандартизации оценочной деятельности, проявляются в:

недостаточности действующих федеральных стандартов для осуществления контроля за оценщиками;

отсутствии единообразного подхода к формированию системы стандартов и правил саморегулируемых организаций;

значительном расхождении российских стандартов с международными стандартами оценки;

формальном подходе саморегулируемых организаций к разработке стандартов и правил осуществления оценочной деятельности, а также контролю за выполнением установленных требований.

Особенности текущего состояния рынка оценочных услуг не позволяют обеспечить в полной мере надлежащее качество и надежность результатов оценочной деятельности, в связи с чем необходимо определить принципы, цели, задачи и направления развития системы стандартов оценки на среднесрочный период.

II. Цели, задачи и принципы развития системы стандартов

Целью развития системы стандартов в области оценочной деятельности является повышение степени удовлетворенности потребителей качеством оценочных услуг за счет повышения достоверности и сопоставимости результатов оценочной деятельности, а также прозрачности и последовательности оценочных процедур.

Реализация указанной цели должна быть обеспечена с учетом следующих положений.

Во-первых, следует учитывать интенсификацию международного сотрудничества в области профессиональных услуг в связи с необходимостью устранения последствий мировых финансовых кризисов последних лет, а также по итогам анализа их причин.

Рабочей группой представителей регулируемых профессий, сформированной по запросу «Группы двадцати»4, председательство в которой осуществлялось в 2013 г. Российской Федерацией, представлены предложения о конвергенции регулирования в сфере финансовых профессий и отраслей, снижении разрозненности практики оценки активов в странах, участницах «Группы двадцати», целесообразности усиления инициатив со стороны национальных регулирующих органов по развитию теоретической и методологической базы оценки на международном уровне.

В настоящее время процессы гармонизации стандартов оценки на международном уровне выражаются как в заключении соответствующих соглашений органами, разрабатывающими международно признаваемые стандарты оценки, так и в приведении в соответствие с международными стандартами оценки национальных стандартов или прямом применении международных стандартов оценки. Анализ такой информации был проведен в 2013 г. в рамках работы рабочей группы по подготовке дорожной карты, сформированной автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов».

При формировании системы стандартов в области оценочной деятельности приоритетом является повышение качества информации, формируемой в отчетах об оценке. Мировой опыт показывает, что характеристики, определяющие полезность информации, формируемой в области оценки, составления финансовой и нефинансовой отчетности, аудита, актуарной деятельности и других профессиональных отраслях достигаются непосредственным использованием международно признанных стандартов или применением их в качестве основы построения национальной системы стандартизации.

С целью обеспечения унификации национальной оценочной практики с общепризнанной в мире практикой, большего доверия к деятельности оценщиков, международного признания отчетов об оценке, необходимо обеспечить гармонизацию российских стандартов оценки с международными стандартами оценки, а в перспективе представляется целесообразным предусмотреть непосредственное применение международных стандартов оценки, разработанных Советом по международным стандартам оценки.

При этом изменения в системе стандартов оценки должны происходить постепенно с учетом возможностей, потребностей и готовности профессиональной и другой заинтересованной общественности, а также органов государственной власти.

Во-вторых, в связи с расширением сферы применения оценочных услуг и возросшим общественным запросом на достоверные и сопоставимые результаты определения стоимости, с прозрачными процедурами и источниками информации, представляется важным обеспечение развития профессии оценщика как единой профессии (без разделения на подотрасли) и реализации системного подхода к разработке актов, регулирующих методологию и процедуры оценочной деятельности, в том числе федеральных стандартов оценки.

Для поддержания единства и целостности системы стандартов в области оценочной деятельности необходимо обеспечение стабильности этой системы. Первостепенное значение в этом имеет выявление рисков развития (в частности неадекватность реальной экономической ситуации, несопоставимость информации, непоследовательность регулирования). Предотвращение или смягчение последствий этих рисков требует осуществления органами государственной власти и профессиональным сообществом комплекса соответствующих мер.

В-третьих, с учетом широкого использования в оценочной деятельности данных, формируемых в смежных отраслях, включая данные управленческого, бухгалтерского, кадастрового учета, в целях координации терминологии и снижения неопределенности для пользователей при формировании системы стандартов оценки необходимо обеспечить уменьшение расхождений между понятиями, используемыми в оценке и в смежных отраслях.

С учетом изложенного основными целями развития системы стандартов в сфере оценочной деятельности на первом этапе выступают обеспечение актуализации методологии оценки, непротиворечивости стандартов, правил, методик, разрабатываемых в области оценочной деятельности (2013 – 2014 гг.); на втором этапе - обеспечение непосредственного применения международных стандартов оценки (2015 -2017 гг.).

Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:

формирование целостной системы федеральных стандартов оценки, охватывающей все области деятельности профессиональных оценщиков и определяющей единые процедуры и принципы оценки;

установление единых требований и принципов разработки стандартов, правил, методических рекомендаций, руководств и указаний саморегулируемых организаций, а также контроля за их выполнением;

обеспечение включения в практику оценочной деятельности положений международных стандартов оценки;

установление и реализация процедур признания, применения и контроля за применением официального текста международных стандартов оценки на русском языке.

Формирование системы стандартов оценки как в среднесрочном, так в долгосрочном периоде должно базироваться на следующих принципах:

согласованности и однозначности понимания всех видов оценок путем установления общих понятий и требований к проведению оценки и составлению отчетов об оценке;

преобладания экономического содержания стандартов над их юридической формой;

преобладания в стандартах оценки принципов над техническими рекомендациями по детальному применению подходов и методов оценки;

обеспечения руководства по применению федеральных стандартов оценки на базе стандартов, правил, рекомендаций саморегулируемых организаций при реализации единых подходов к формированию документов по всем направлениям системы стандартизации оценочной деятельности;

прозрачности деятельности по подготовке и утверждению, а также публичного обсуждения новых стандартов и изменений, вносимых в действующие стандарты.

Процесс разработки документов, составляющих систему стандартов в области оценочной деятельности, будет осуществляться на основе взаимодействия с профессиональными организациями в сфере оценочной деятельности и смежных отраслях на национальном и международном уровне.

III. Направления формирования системы стандартов в сфере оценочной деятельности с учетом международных стандартов оценки

С целью создания целостной системы федеральных стандартов, охватывающей все области деятельности профессиональных оценщиков и определяющей процедуры оценки в соответствии с едиными принципами, работу целесообразно вести в соответствии со следующими направлениями:

1. Формирование базовых стандартов, определяющих принципы оценочной деятельности, требования к процедурам подготовки и проведению оценки, составлению отчета об оценке, а также терминологию и понятия (как содержащиеся в законодательстве Российской Федерации, так и специальные, вводимые для целей оценочной деятельности), используемые при оценке всех типов активов и для любых целей оценки для обеспечения их единообразного понимания оценщиками и потребителями оценочных услуг.

В рамках этой работы предполагается уточнение действующих стандартов оценки: «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)», «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)», «Требования к отчету об оценке (ФСО №3)» с целью их актуализации с учетом результатов анализа правоприменительной практики, в том числе в части применения электронной формы отчета об оценке, а также изменений в международных стандартах оценки.

2. Формирование федеральных стандартов по оценке различных видов объектов, включая стандарты по оценке бизнеса, недвижимости, машин и оборудования, нематериальных активов, финансовых инструментов.

Утверждение указанных стандартов, в том числе стандарта по оценке финансовых инструментов будет способствовать более качественному функционированию рыночных отношений и эффективному развитию фондового рынка, что обеспечит приток денежных средств в наиболее эффективные инвестиционные проекты, перспективные активы, сферу инноваций.

3. Формирование федеральных стандартов оценки для различных целей. В настоящее время к этой группе можно отнести действующий стандарт «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО №4)». Для этой группы необходимо дополнительно разработать еще ряд стандартов, включая федеральный стандарт оценки для целей залога, федеральный стандарт оценки для целей составления финансовой отчетности, федеральный стандарт по оценке активов в публичном секторе, федеральный стандарт по оценке культурных ценностей и объектов культурного наследия.

4. Формирование федеральных стандартов, устанавливающих требования к компетентности оценщиков и экспертов саморегулируемых организаций, а также к соблюдению ими профессиональной этики, разработка типового (эталонного) кодекса этики.

Процесс оценки требует формирования профессионального суждения, в том числе в отношении использования различных фактических данных или допущений при подготовке отчета об оценке. Потребителю оценочных услуг необходима уверенность, что профессиональное мнение оценщика вырабатывалось в условиях прозрачности и минимизации влияния любых субъективных факторов на процесс оценки.

В связи с тем, что носителем профессионального мнения и, как следствие, субъектом оценочной деятельности является оценщик, крайне важным является обеспечение его независимости. Под независимостью для целей Концепции понимается как отсутствие аффилированности, так и поведение, позволяющее оценщику выразить мнение, свободное от влияния факторов, способных скомпрометировать его профессиональное суждение.

Представляется целесообразным определить требования к выявлению и раскрытию потенциальных конфликтов интересов, контрольные меры и процедуры, которые позволяют обеспечить степень независимости и объективности, при которой результаты оценки можно будет рассматривать как свободные от давления, а также установить положения, регулирующие взаимоотношения между заказчиками и исполнителями работ по оценке.

Необходимо отметить, что активную роль на рынке оценочных услуг играют организации, заключающие договоры на проведение оценки, а также эксперты саморегулируемых организаций, осуществляющие проверку отчета об оценке на предмет соответствия законодательству, стандартам и правилам, в соответствии с чем для них также должны быть предусмотрены соответствующие требования.

В соответствии с целями оценки могут варьироваться требования к оценщикам, участвующим в процессе оценки и подписывающим отчет об оценке. Характеристика квалификации, необходимой оценщику для осуществления определенного вида деятельности в рамках проведения оценки, устанавливается профессиональным стандартом, формируемым прежде всего для применения при разработке профессиональных образовательных программ в области оценочной деятельности, федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

В рамках работы по данному направлению предполагается уточнение действующих стандартов оценки: «Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО №5)»; «Требования к уровню знаний эксперта саморегулируемой организации оценщиков (ФСО №6)», а также разработка новых документов.

5. Формирование требований и единых принципов разработки стандартов и правил саморегулируемых организаций оценщиков.

С учетом анализа правоприменительной практики реализации институтами негосударственного регулирования возложенных на них функций представляется необходимым выработать единые требования к стандартам и правилам, разрабатываемым саморегулируемыми организациями оценщиков и обязательных к применению оценщиками (их структуре, актуализации), обеспечивать их предварительное обсуждение в рамках работы Экспертно-консультационного совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития России и Национального совета по оценочной деятельности.

6. Формирование методических указаний, рекомендаций и руководств по применению стандартов оценки. В рамках данного направления осуществляется методическое и информационное обеспечение оценочной деятельности (в том числе в части определения состава и порядка расчета используемых оценщиком показателей, состава и источников исходной для оценочных процедур информации, применения методов оценки) путем подготовки документов, носящих рекомендательный характер.

IV. Практическая реализация направлений формирования системы стандартов в сфере оценочной деятельности с учетом международных стандартов оценки

В соответствии с положениями Федерального закона регулирование оценочной деятельности осуществляется Национальным советом по оценочной деятельности в части разработки федеральных стандартов оценки, за исключением случаев нарушения сроков, предусмотренных программой разработки федеральных стандартов оценки. Саморегулируемые организации оценщиков осуществляют функции по разработке и утверждению стандартов и правил оценочной деятельности.

Минэкономразвития России в соответствии с положениями Федерального закона осуществляет полномочия по утверждению федеральных стандартов оценки, программы разработки федеральных стандартов оценки, а также разработке федеральных стандартов оценки в случае нарушения сроков, предусмотренных программой разработки федеральных стандартов оценки.

Таким образом, с учетом приказа Минэкономразвития России от 1 июня 2011 г. № 260 «Об утверждении Программы разработки федеральных стандартов оценки», в настоящее время у Минэкономразвития России есть полномочия по разработке четырех федеральных стандартов оценки: «Оценка стоимости недвижимого имущества», «Оценка машин и оборудования», «Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности», «Оценка стоимости акций, долей участия в уставном (складочном) капитале (бизнеса)».

С целью создания условий для оперативной актуализации федеральных стандартов оценки в соответствии с пунктом 40 дорожной карты необходимо разработать предложения по внесению изменений в Федеральный закон, направленных на установление права Минэкономразвития России на внесение изменений в федеральные стандарты оценки.

В целом, принимая во внимание то, что оценочная деятельность представляет собой профессиональную деятельность, основанную на суждении оценщика с учетом выбранных им подходов и методов оценки, функции информационного и методического обеспечения в указанной сфере целесообразно сохранить за профессиональным сообществом. При этом в целях формирования единых подходов к осуществлению оценочной деятельности необходимо организовать работу по координации деятельности саморегулируемых организаций оценщиков и развитию системы федеральных стандартов оценки с учетом обеспечения их соответствия целям, задачам и принципам, установленным Концепцией.

Такая работа может быть реализована на первом этапе (2013-2014 гг.)
в рамках полномочий Минэкономразвития России на базе Экспертно-консультативного совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития России, на втором этапе (2015 - 2017 гг.) - на базе Национального совета по оценочной деятельности после его преобразования путем уточнения функций, структуры, состава органов управления, а также процедур их формирования.

На втором этапе (2015 - 2017 гг.) предполагается рассмотреть возможность прямого применения при осуществлении оценочной деятельности международных стандартов оценки, разрабатываемых Советом по международным стандартам оценки.

Указанная задача потребует осуществления мер по подготовке официального текста международных стандартов оценки на русском языке, внесению изменений в Федеральный закон, направленных на определение порядка признания международных стандартов оценки, механизма введения международных стандартов оценки в правовое поле Российской Федерации, механизмов актуализации, обобщения и распространения опыта применения международных стандартов оценки, а также реализации соответствующих мероприятий.

Для активного применения международных стандартов оценки в Российской Федерации важное значение имеет законодательное признание, в частности придание официального статуса отчета об оценке, составленного в соответствии
с международными стандартами оценки.

Процедуры признания и одобрения международных стандартов оценки (включая технические рекомендации, разработанные Советом по международным стандартам оценки) подразумевают включение их в систему нормативных правовых актов Российской Федерации с проведением профессиональной общественной экспертизы при введении в действие каждого стандарта.

Механизм обобщения и распространения опыта применения международных стандартов оценки субъектами оценочной деятельности важен для формирования единообразной практики, сопоставимости отчетов об оценке. Такой механизм предполагает в частности формирование обучающих, информационно-методических материалов по применению международных стандартов оценки.
V. Результаты реализации Концепции

Концепция разработана на период 2013 – 2017 гг. По истечении указанного срока, а также (при необходимости) ежегодно в конце года, содержание Концепции подлежит уточнению.

Концепция призвана обеспечить на период до 2018 года основу развития системы стандартов в сфере оценочной деятельности с учетом международных стандартов оценки.

Реализация Концепции должна повысить степень удовлетворенности потребителей качеством услуг в области оценочной деятельности за счет повышения достоверности и сопоставимости результатов оценки, доступности для восприятия отчетов об оценке, сформировать инфраструктуру для применения международных стандартов оценки, а также создаст основу для интеграции российской оценки в международное поле, будет способствовать повышению квалификации оценщиков и экспертов саморегулируемых организаций, развитию финансовой грамотности потребителей результатов оценочной деятельности.

Приложение
План работы Минэкономразвития России по формированию системы стандартов в области оценочной деятельности с учетом международных стандартов оценки на 2013-2017 гг.


№ п/п

Наименование мероприятия

Срок исполнения

1.

Обсуждение проекта Концепции с привлечением профессиональной и научной общественности, потребителей оценочных услуг, делового сообщества


январь

2014 г.

2.

Утверждение Концепции

февраль

2014 г.


3.

Разработка в соответствии с Концепцией и утверждение федерального стандарта оценки «Оценка стоимости недвижимого имущества»



февраль
2014 г.

4.

Разработка предложений по внесению изменений в Федеральный закон в части установления права уполномоченного федерального органа на внесение изменений в федеральные стандарты оценки с учетом обсуждения с представителями профессионального сообщества


апрель

2014 г.

6.

Разработка в соответствии с Концепцией и утверждение федерального стандарта оценки «Оценка акций, долей в уставном (складочном) капитале (бизнеса)»


июль

2014 г.

5.

Разработка в соответствии с Концепцией и утверждение федерального стандарта оценки «Оценка стоимости машин и оборудования»


июль

2014 г.

7.

Внесение изменений в утвержденные федеральные стандарты оценки в целях обеспечения их соответствия положениям международных стандартов оценки


октябрь

2014 г.

8.

Внесение изменений в Федеральный стандарт оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)» в части установления требований к электронной форме отчета об оценке


октябрь

2014 г.

9.

Разработка в соответствии с Концепцией и утверждение федерального стандарта «Оценка для целей залога»


декабрь

2014 г.

10.

Разработка в соответствии с Концепцией и утверждение федерального стандарта оценки «Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности»


февраль

2015 г.

11.

Участие в формировании официального текста международных стандартов оценки на русском языке


июль

2015 г.

12.

Разработка нормативных правовых актов, обеспечивающих применение международных стандартов оценки

декабрь

2015 г.


13.

Разработка предложений по повышению квалификации оценщиков и экспертов саморегулируемых организаций оценщиков в части международных стандартов оценки


март

2015 г

14.

Обеспечение участия в деятельности Совета по международным стандартам оценки


2013 – 2017 гг.

15.

Сотрудничество с органами СНГ, ЕврАзЭС, ЕЭП иными зарубежными национальными и наднациональными органами регулирования по вопросам стандартизации в сфере оценочной деятельности (при необходимости)


2014 – 2017 гг.













1 На 1 декабря 2013 г. в Единый федеральный реестр саморегулируемых организаций оценщиков включено 14 организаций.

2 В соответствии с Федеральным законом оценщик может осуществлять свою деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, либо на основании трудового договора с юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным Федеральным законом.

3 Совет по Международным стандартам оценки (International Valuation Standards Council, СМСО) - организация, зарегистрированная в 2008 году с целью разработки Международных стандартов оценки (МСО) и обеспечения международной координации процессов стандартизации оценочной деятельности. В состав СМСО входит 74 членов из 54 стран.

4 В состав указанной рабочей группы вошли Институт дипломированных финансовых аналитиков (CFA Institute), Международная ассоциация специалистов в области реструктуризации, несостоятельности и банкротства (INSOL International), Институт международных финансов (Institute of International Finance), Совет по международным стандартам бухгалтерского учета (International Accounting Standards Board), Международная ассоциация актуариев (International Actuarial Association), Международная сеть корпоративного управления (International Corporate Governance Network), Международное страховое общество (International Insurance Society), Совет по международным стандартам оценки.


страница 1


скачать

Другие похожие работы: