НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ГЛАВА 24. Единый социальный налог

(в редакции федеральных законов от 29.12.2000 № 166; от 30.05.2001 № 71; от 07.08.2001 № 118; от 31.12.2001 № 198)
Статья 234. Общие положения

Настоящей главой Кодекса устанавливается единый социальный налог (далее в настоящей главе - налог), предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.

Статья 235. Налогоплательщики

1. Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам:

организации;

индивидуальные предприниматели;

физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.

2. Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, он исчисляет и уплачивает налог по каждому основанию.

Статья 236. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абзаце четвертом подпункта 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц.

Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).

2. Объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения является валовая выручка, определяемая в соответствии с Федеральным законом "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", с учетом положений пункта 3 статьи 237 настоящего Кодекса.

3. Указанные в пункте 1 настоящей статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если:

у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде;

у налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей или физических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Статья 237. Налоговая база

1. Налоговая база налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 настоящего Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.

При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 настоящего Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подпункте 7 пункта 1 статьи 238 настоящего Кодекса).

Налоговая база налогоплательщиков, указанных в абзаце четвертом подпункта 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, определяется как сумма выплат и вознаграждений, предусмотренных пунктом 2 статьи 236 настоящего Кодекса, за налоговый период в пользу физических лиц.

2. Налогоплательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, определяют налоговую базу отдельно по каждое физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

3. Налоговая база налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 настоящего Кодекса.

Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, налоговая база определяется как произведение валовой выручки и коэффициента 0,1.

4. При расчете налоговой базы выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их рыночных цен (тарифов), а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен. При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов.

5. Сумма вознаграждения, учитываемая при определении налоговой базы в части, касающейся авторского договора, определяется в соответствии со статьей 210 настоящего Кодекса с учетом расходов, предусмотренных пунктом 3 части первой статьи 221 настоящего Кодекса.

Статья 238. Суммы, не подлежащие налогообложению

1. Не подлежат налогообложе­нию:

1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными ак­тами субъектов Российской Федерации, решениями представи­тельных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ре­бенком, пособия по безработице, беременности и родам;

2) все виды установленных законодательством Российской Фе­дерации, законодательными актами субъектов Российской Федера­ции, решениями представительных органов местного самоуправле­ния компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в ' соответствии с законодательством Российской Федерации), свя­занных с:

возмещением вреда, причиненного увечьем или иным поврежде­нием здоровья;

бесплатным предоставлением жилых помещений и коммуналь­ных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;

оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудо­вания, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

увольнением работников, включая компенсации за неиспользо­ванный отпуск;

возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;

трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществле­нием мероприятий по сокращению численности или штата, реорга­низацией или ликвидацией организации;

выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командиро­вочных расходов).

При оплате налогоплательщиком расходов на командировки работни­ков как внутри страны, так и за ее пределы не подлежат налогообло­жению суточные в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской федерации, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропор­тов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на во­кзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебно­го заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. При непредставлении документов, подтвер­ждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы та­кой оплаты освобождаются от налогообложения в преде­лах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичный порядок налогообложения при­меняется к выплатам, производимым физическим лицам, находящимся во вла­стном или административном подчинении организации, а также членам совета директоров или любого аналогичного органа компа­нии, прибывающим для участия в заседании совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой компании;

3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком:

физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской

Федерации;

членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

4) суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, на­правленным на работу (службу) за границу, налогоплательщиками — финансируемыми из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями — в пределах размеров, установ­ленных законодательством Российской Федерации;

5) доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, полу­чаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохо­зяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйст­венной продукции, ее переработки и реализации — в течение пяти

Настоящая норма применяется в отношении доходов тех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, которые ранее не пользо­вались такой нормой;

6) доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые зарегистрированных в установленном порядке членами родовых, семейных общин малочисленных на­родов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;

7) суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

8) суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводче­ских, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций;

9) стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком ли­цам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательст­вом Российской Федерации;

10) суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, а также из средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность Президента Россий­ской Федерации, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в де­путаты Государственной Думы, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты законодательного (представительного) ор­гана государственной власти субъекта Российской Федерации, кан­дидатов, зарегистрированных кандидатов на должность главы ис­полнительной власти субъекта Российской Федерации, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в выборный орган местного само­управления, кандидатов, зарегистрированных кандидатов на долж­ность главы муниципального образования, кандидатов, зарегистри­рованных кандидатов на должность в ином федеральном государст­венном органе, государственном органе субъекта Российской Фе­дерации, предусмотренном Конституцией Российской Федерации, конституцией, уставом субъекта Российской Федерации и избирае­мых непосредственно гражданами, кандидатов, зарегистрирован­ных кандидатов на иную должность в органе местного самоуправления, предусмотренную уставом муниципального образования и за­мещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений и избирательных блоков за выполне­ние этими лицами работ, непосредственно связанных с проведени­ем избирательных кампаний;

11) стоимость форменной одежды и обмундирования, выдавае­мых работникам, обучающимся, воспитанникам в соответствии с за­конодательством Российской Федерации, а также государственным служащим федеральных органов власти бесплатно или с частич­ной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании;

12) стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодатель­ством Российской Федерации отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников;

13) выплаты, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза, при условии, что данные выпла­ты в денежной и натуральной формах производятся не чаще одного раза в три месяца и не превышают 10 000 рублей в год.

14) выплаты в натуральной форме товарами собственного производства - сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей - в размере до 1 000 рублей (включительно) в расчете на одно физическое лицо - работника за календарный месяц.

2. Не подлежат налогообложению выплаты работникам организаций, финансируемых за счет средств бюджетов, не превышающие 2 000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период по каждому из следующих оснований:

суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившим­ся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;

суммы возмещения (оплата) работодателями своим бывшим ра­ботникам (пенсионерам по возрасту и (или) инвалидам) и (или) чле­нам их семей стоимости приобретенных ими (для них) медикамен­тов, назначенных им лечащим врачом.

3. В налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации), помимо выплат, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.

Статья 239. Налоговые льготы

1. От уплаты налога освобождаются:

1) организации любых организационно-правовых форм — с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 рублей в течение налогового пе­риода, начисленных работникам, являющимся инвалидами I, II и III групп,

2) следующие категории налогоплательщиков-работодателей — с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 рублей в течение налогового периода на ка­ждого отдельного работника:

общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов ко­торых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, их региональные и местные отделения;

организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процен­тов, а доля заработанной платы инвалидов в фонде оплаты труда со­ставляет не менее 25 процентов;

учреждения, созданные для достижения образовательных, куль­турных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, на­учных, информационных и иных социальных целей, а также для ока­зания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых яв­ляются указанные общественные организации инвалидов.

Указанные в настоящем подпункте льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реализаци­ей подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утвер­ждаемым Правительством Российской Федерации по представле­нию общероссийских общественных организаций инвалидов,

3) налогоплательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, являющиеся инвалидами I, II и III групп, в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 рублей в течение налогового периода;

4) российские фонды поддержки образования и науки - с сумм выплат гражданам Российской Федерации в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставляемых учителям, преподавателям, школьникам, студентам и (или) аспирантам государственных и (или) муниципальных образовательных учреждений.

2. В случаях, если в соответствии с законодательством Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие на территории Российской Федерации деятель­ность в качестве индивидуальных предпринимателей, не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение, медицинскую помощь за счет средств Пенсионного фонда Россий­ской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, фондов обязательного медицинского страхования, они ос­вобождаются от уплаты налога в части, зачисляемой в соответству­ющие фонды.

Освобождаются от уплаты налога налогоплательщики, указан­ные в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, с под­лежащих налогообложению выплат и иных вознаграждений, выплачиваемых в пользу ино­странных граждан и лиц без гражданства, в случае, если такие иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации или условиями договора с работодателем не обладают правом на государственное пенсион­ное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, осуществ­ляемую соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, фондов обязательного медицинского страхования — в части, зачисляемой в тот фонд, на выплаты из которого данный иностранный гражданин или лицо без гражданства не обладает правом.

Статья 240. Налоговый период

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Статья 241 Ставки налога

1. Если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, для налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следу­ющие ставки:


Налоговая база на одного работника

Федеральный

бюджет

Фонд социального

Фонды обязательного медицинского страхования


ИТОГО

нарастающим итогом

с начала года




страхования

РФ

Федеральный

Террито- риальные




До 100.000 рублей

28,0 %

4,0 %

0,2 %

3,4 %

35,6 %

От 100.001 рубля

до 300.000 рублей

28.000 руб.

+ 15,8 % с суммы, пре-вышающей 100.000 руб.

4.000 руб.

+ 2,2 % с суммы, пре-вышающей 100.000 руб.

200 руб.

+ 0,1 % с

суммы, пре-

вышающей

100.000 руб.

3.400 руб.

+ 1,9 % с суммы, пре-вышающей 100.000 руб.

35.600 руб.

+ 20 % с суммы, пре-вышающей 100.000 руб.

От 300.001 рубля

до 600.000 рубля

59.600 руб.

+ 7,9 % с суммы, пре-вышающей 300.000 руб.

8.400 руб.

+ 1,1 % с суммы, пре-вышающей 300.000 руб.

400 руб.

+ 0,1 % с суммы, пре-вышающей 300.000 руб.

7.200 руб.

+ 0,9 % с суммы, пре-вышающей 300.000 руб.

75.600 руб.

+ 10,0 % с суммы, пре-вышающей 300.000 руб.

Свыше 600.000 рублей

83.300 руб.

+ 2,0 % с суммы, пре-вышающей 600.000 руб.

11.700 руб.

700 руб.

9.900 руб.

105.600 руб.

+ 2 % с суммы, пре-вышающей 600.000 руб.


Если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, для налогоплательщиков – сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными от­раслями хозяйствования, при­меняются следующие ставки:


Налоговая база на одного работника

Федеральный бюджет

Фонд социального

Фонды обязательного медицинского страхования


ИТОГО

нарастающим итогом

с начала года



страхования

РФ

Федеральный

Террито- риальные




До 100.000 рублей

20,6 %

2,9 %

0,1 %

2,5 %

26,1 %

От 100.001 рубля

до 300.000 рублей

20.600 руб.

+ 15,8 % с суммы, пре-вышающей 100.000 руб.

2.900 руб.

+ 2,2 % с суммы, пре-вышающей 100.000 руб.

100 руб.

+ 0,1 % с

суммы, пре-

вышающей

100.000 руб.

2.500 руб.

+ 1,9 % с суммы, пре-вышающей 100.000 руб.

26.100 руб.

+ 20 % с суммы, пре-вышающей 100.000 руб.

От 300.001 рубля

до 600.000 рубля

52.200 руб.

+ 7,9 % с суммы, пре-вышающей 300.000 руб.

7.300 руб.

+ 1,1 % с суммы, пре-вышающей 300.000 руб.

300 руб.

+ 0,1 % с суммы, пре-вышающей 300.000 руб.

6.300 руб.

+ 0,9 % с суммы, пре-вышающей 300.000 руб.

66.100 руб.

+ 10,0 % с суммы, пре-вышающей 300.000 руб.

Свыше 600.000 рублей

75.900 руб.

+ 2,0 % с суммы, пре-вышающей 600.000 руб.

10.600 руб.

600 руб.

9.000 руб.

96.100 руб.

+ 2 % с суммы, пре-вышающей 600.000 руб.


2. В случае, если на момент уплаты авансовых платежей по налогу налогоплательщиками, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое, лицо, деленная на количество месяцев,

истекших в текущем налоговом периоде, составляет сумму менее 2 500 рублей, налог уплачивается по максимальной ставке, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, независимо от фактической величины налоговой базы на каждое физическое лицо. Налогоплательщики, у которых налоговая база удовлетворяет указанному в настоящем абзаце критерию, не вправе до конца налогового периода использовать регрессивную шкалу ставки налога.

При расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника у налогоплательщиков с численностью работников свыше 30 человек не учитываются выплаты в пользу 10 процентов работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а у налогоплательщиков с численностью работников до 30 человек (включительно) - выплаты в пользу 30 процентов работников, имеющих наибольшие по размеру доходы.

При расчете налоговой базы в среднем на одного работника учитывается средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом Государственным комитетом Российской Федерации по статистике.

При определении условий, предусмотренных настоящим пунктом, принимается средняя численность работников, учитываемых при расчете суммы налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет.

3. Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 4 насто­ящей статьи, применяются следующие ставки:


Налоговая база
нарастающим
итогом с начала года

Федеральный бюджет

Фонды обязательного
медицинского страхования

Итого

Федеральный



Территориальный

До 100 000 рублей

19,2 %

0,2 %

3,4 %

22,8 %

До 300 000 рублей

19 200 рублей +

10,8 % с суммы

превышающей

100 000 рублей

200 рублей +

0,1 % с суммы

превышающей

100 000 рублей

3 400 рублей +

1,9 % с суммы

превышающей

100 000 рублей

22 800 рублей +

12,8 % с суммы

превышающей

100 000 рублей

От 300 001 рубля до
600 000 рублей

40 800 рублей + 5,5 % с суммы,
превышающей
300 000 рублей

400 рублей

7 200 рублей +
0,9 % с суммы,
превышающей
300 000 рублей

48 400 рублей +

6,4 % с суммы,
превышающей
300 000 рублей

Свыше 600 000 рублей

57 300 рублей +
2,0 % с суммы,
превышающей
600 000 рублей

400 рублей

9 900 рублей

67 600 рублей +
2,0 % с суммы,
превышающей
600 000 рублей


4. Адвокаты уплачивают налог по следующим ставкам:


Налоговая база
нарастающим
итогом с начала года

Федеральный бюджет

Фонды обязательного
медицинского страхования

Итого

Федеральный



Территориальный

До 100 000 рублей

14,0 %

0,2 %

3,4 %

17,6 %

От 100 001 рубля до

300 000 рублей

14 000 рублей

+ 10,6 % с суммы, превышающей 100 000 рублей

200 рублей +

0,1 % с суммы, превышающей 100 000 рублей

3 400 рублей +

1,9 % с суммы, превышающей 100 000 рублей

17 600 рублей +

12,6 % с суммы,

превышающей

100 000 рублей

От 300 001 рубля до
600 000 рублей

35 200 рублей + 5,4 % с суммы,
превышающей
300 000 рублей

400 рублей

7 200 рублей +
0,8 % с суммы,
превышающей
300 000 рублей

42 800 рублей +

6,2 % с суммы,
превышающей
300 000 рублей

Свыше 600 000 рублей

51 400 рублей + 2,0 % с суммы,
превышающей
600 000 рублей

400 рублей

9 600 рублей

61 400 рублей +
2,0 % с суммы,
превышающей
600 000 рублей


Статья 242. Определение даты осуществления выплат и иных вознаграждений (получения доходов)

Дата осуществления выплат и иных вознаграждений или получения доходов определяется как:

день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты) — для выплат и иных вознаграждений, начислен­ных налогоплательщиками, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса;

день фактического получения соответ­ствующего дохода — для доходов от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, а также связанных с этой деятельностью иных доходов;

день выплаты вознаграждения физическому лицу, в пользу которого осуществляются выплаты, - для налогоплательщиков, указанных в абзаце четвертом подпункта 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса.

Статья 243. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками-работодателями

1. Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

2. Сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

3. В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.

По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.

В случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором произошло такое занижение.

Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса. В случае, если по итогам налогового периода сумма фактически уплаченных за этот период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование) превышает сумму примененного налогового вычета по налогу, сумма такого превышения признается излишне уплаченным налогом и подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса.

4. Налогоплательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм налога, относящегося к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.

5. Ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, налогоплательщики обязаны представлять в региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации сведения (отчеты) по форме, утвержденной Фондом социального страхования Российской Федерации, о суммах:

1) начисленного налога в Фонд социального страхования Российской Федерации;

2) использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;

3) направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

4) расходов, подлежащих зачету;

5) уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

6. Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в федеральный бюджет. Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

7. Налогоплательщики представляют налоговую декларацию по налогу по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Налоговые органы обязаны представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации копии платежных поручений налогоплательщиков об уплате налога, а также иные сведения, необходимые для осуществления органами Пенсионного фонда Российской Федерации обязательного пенсионного страхования, включая сведения, составляющие налоговую тайну.

Налогоплательщики, выступающие в качестве страхователей по обязательному пенсионному страхованию, представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения и документы в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в отношении застрахованных лиц.

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации представляют в налоговые органы информацию о доходах физических лиц из индивидуальных лицевых счетов, открытых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.

8. Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения.

Сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению.

Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.

Статья 244. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками, не являющимися работодателями

1. Расчет сумм авансовых платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода налогоплательщиками, указанными в под­пункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, производится налоговым органом исходя из налоговой базы данного налогопла­тельщика за предыдущий налоговый период и ставок, указанных в пун­кте 3 статьи 241 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 6 настоящей статьи.

Для исчисления суммы налога (авансового платежа по налогу) применяемые ставки налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, уменьшаются на ставки тарифа страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию, подлежащего уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом указанные ставки по налогу не могут быть ниже, чем одна вторая ставок по налогу, установленных для данной категории налогоплательщиков пунктом 3 статьи 241 настоящего Кодекса с учетом их изменения при применении регрессивной шкалы.

Данные о начисленных и уплаченных суммах страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам) представляются налогоплательщиком в налоговый орган одновременно с представлением расчетов и (или) налоговой декларации по налогу.

2. Если налогоплательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного налогового периода, они обязаны в пятидневный срок по истечении месяца со дня начала осуществления деятельности представить в налоговый орган по месту постановки на учет декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода за текущий налоговый период. При этом сумма предполагаемого дохода определяется на­логоплательщиком самостоятельно.

Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом исходя из суммы предполагаемого дохода с учетом предполагаемых расходов, связанных с извлечением доходов, и ставок указанных в пункте 3 статьи 241 настоящего Кодекса.

3. В случае значительного (более чем на 50 процентов) увеличения дохода в налоговом периоде налогоплательщик обязан (а в случае значительного уменьшения дохода – в праве) представить новую декларацию с указанием сумм предполагаемого дохода за текущий налоговый период. В этом случае налоговый орган производит перерасчет авансовых платежей налога на текущий налоговый период по ненаступившим срокам уплаты не позднее пяти дней с момента подачи новой декларации. Полученная в результате такого перерасчета разница подлежит уплате в установленные для очередного авансового платежа сроки либо зачету в счет предстоящих авансовых платежей.

4. Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на осно­вании налоговых уведомлений:

1) за январь — июнь — не позднее 15 июля текущего года в разме­ре половины годовой суммы авансовых платежей;

2) за июль — сентябрь — не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;

3) за октябрь — декабрь — не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

5. Расчет налога по итогам налогового периода производится налогоплательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, за исключением адвокатов, самостоятельно, исходя из всех полученных в налоговом периоде доходов с учетом расходов, связанных с их извлечением, и ставок, указанных в пункте 3 статьи 241 налогового Кодекса.

При этом сумма налога исчисляется налогоплательщиком отдельно в отноше­нии каждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за налоговый период, и суммой налога, подлежащей уплате в соответствии с налоговой декларацией, подлежит уплате не позднее 15 июля года, следующего за налоговым периодом, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса.

6. Исчисление и уплата налога с доходов адвокатов осуществляют­ся коллегиями адвокатов (их учреждениями) в порядке, предусмотренном стать­ей 243 настоящего Кодекса.

При этом налоговый вычет на сумму страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам) на обязательное пенсионное страхование предоставляется адвокатам в порядке, аналогичном порядку, изложенному в пункте 2 статьи 243 настоящего Кодекса.

7. Налогоплательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, представляют налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

При представлении налоговой декларации адвокаты обязаны представить в налоговый орган справку от коллегии адвокатов (ее учреждений) о суммах уплаченного за них налога за истекший период.

Статья 245. Особенности исчисления и уплаты налога отдельными категориями налогоплательщиков

1. Налогоплательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, не исчисляют и не уплачивают налог в части суммы налога, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации.

2. От уплаты налога освобождаются Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная пограничная служба Российской Федерации, Федеральная служба специального строительства Российской Федерации, в составе которых проходят службу военнослужащие, Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, военные суды, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в части сумм денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудниками органов налоговой полиции, уголовно-исполнительной системы и таможенной системы Российской Федерации, имеющими специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной и приравненной к ней службы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Федеральные суды и органы прокуратуры не включают в налоговую базу для исчисления, налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, суммы денежного содержания судей, прокуроров и следователей, имеющих специальные звания.

4. Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации, Государственный таможенный комитет Российской Федерации не включают в налоговую базу для исчисления налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, суммы денежного содержания и вещевого обеспечения сотрудников органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации, переводимых с 1 июля 2002 года на условия оплаты труда федеральной государственной службы.
Президент Российской Федерации В. ПУТИН

5 августа 2000 года № 117-ФЗ

страница 1


скачать

Другие похожие работы: