ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ gerb_yelektrostal

« ОБРАЗОВАНИЕ»
ШЕСТОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Патриотизм XXI века: традиции прошлого и современный опыт

Смирнова Наталья Геннадьевна,

классный руководитель

6 « Б» класса МОУ « СОШ № 12 с УИИЯ »
г.о. Электросталь

Московская область

Смирноваc:\users\учиник\desktop\dsc05026.jpg

Наталья

Геннадьевна

Коротко о себе:

Образование: Окончила Московский Государственный университет имени М.В.Ломоносова по специальности филолог, преподаватель русского языка и литературы

Педагогический стаж: 18 лет

Квалификация: учитель высшей квалификационной категории

Место работы: МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 с УИИЯ»

Классное руководство: С 2010 года классный руководитель 6 «Б» класса

Награждена:

Благодарственным письмом Управления образования администрации г.Электросталь (2006г.)
Почетной грамотой Управления образования администрации г.Электросталь (2007г.)
Грамотой Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви(2008г.)
Грамотой Методического центра Управления образования администрации г.Электросталь (2011г.)
Грамотой Управления образования администрации г.Электросталь (2011г.)
Грамотой Управления образования администрации г.Электросталь (2011г.)

Мое педагогическое кредо

В своей работе я разделяю позицию, высказанную известным педагогом Янушем Корчаком: «Если ребенка постоянно критиковать, он учится ненавидеть. Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности. Если ребенка постоянно высмеивать, он становится замкнутым. Но если ребенка подбадривать, он учится верить в себя. Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным. Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей». Поэтому моё педагогическое кредо основывается на пяти принципах:
«Принимать,

понимать,

любить,

развивать…»

c:\users\аленочек\desktop\для сайта\1 сентября\dsc00108.jpgc:\users\учиник\desktop\img_1835.jpg


«Историческое значение каждого

человека измеряется его заслугами Родине, а

человеческое достоинство – силою его

патриотизма»

Н.Г. Чернышевский.
Введение

Тема патриотизма в нашей стране была актуальной во все времена.

Но сегодня, когда изменилось Отечество, пересматривается прошлое нашей Родины, меняются идеалы общества, а чувство патриотизма для каждого россиянина подвергается серьезным испытаниям, она становится первостепенной. А гражданско - патриотическое воспитание молодежи – острой необходимостью.

Ни для кого не секрет, что среди молодых людей большими темпами нарастает преступность, растет число наркоманов, падает нравственность, развивается правовой нигилизм, многие подростки не имеют желания нести службу в Вооруженных силах, увеличивается число призывников, уклоняющихся от военной службы. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, национализм. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.

Поведение молодежи показывает, что размытость патриотических ценностей нередко ведет к тенденции нарастания антиобщественных проявлений, которые представляют угрозу не только подрастающему поколению, но и обществу в целом. Все эти негативные явления в определенной степени имеют место и в нашем городе.

Исходя из вышеизложенного, я считаю гражданско-патриотическое воспитание – одним из главных направлений в работе классного руководителя, ведь детство и юность – самая благодатная пора для воспитания защитников Родины, законопослушных граждан, воспитания в школьниках милосердия и человеколюбия.

Серьезно подойдя к проблеме, я пришла к выводу, что задача воспитания и формирования гражданской личности, сочетающей в себе нравственную, правовую и политическую культуру, может быть решена только путем создания среды, способствующей развитию гражданско-патриотических качеств личности. А важнейшим условием для решения этой задачи должно стать качественное улучшение учебно-воспитательной, досуговой работы с детьми не только школы, но семьи и общественности.


e:\марафон\img_1838.jpg

Учащиеся 6 «Б» класса в школьном музее боевой славы 178 стрелковой Краснознаменной Кулагинской дивизии на экскурсии.


Встреча учащихся с ветераном Великой Отечественной войны Дегтяревым Александром Яковлевичемc:\users\аленочек\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\img_1639.jpg

Мой класс

В 2010 году, после выпуска одиннадцатикласссников, я снова стала классным руководителем пятиклашек. Конечно, после взрослых, самостоя-тельных, надежных и совсем уже родных, эти дети были, как мне казалось первое время, ни к чему не приспособленными, непонятливыми, совсем чужими. Но прошло совсем немного времени, и сейчас я уже не мыслю себя без них.c:\users\спартак\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\img_1489.jpg

В моем 6 «Б» 32 человека: 16 мальчиков и 16 девочек. Из неполных семей 5 человек – 15%, из многодетных- 6 человек – 18%, из неблагополучных- 0%; Уровень образования родителей следующий: высшее имеют 62%, средне - техническое – 33% и средне - специальное – 15%.

Первое с чего я начала, конечно же, со знакомства с детьми, родителями (социальный состав семей, образование родителей, определение типов мотивации учащихся). Большая работа была проведена со школьным психологом по выявлению уровня школьной тревожности и мотивации, психологической адаптации ребят к обучению в среднем звене, социальным педагогом и школьным врачом.

Приоритетным направлением в работе с детьми для меня всегда являлось

«гражданско – патриотическое воспитание школьников. Поэтому параллельно с ознакомлением, началась работа анализа фактического состояния уровня общей осведомленности учащихся и их родителей по данному направлению. Нужно было выяснить, каков уровень патриотического сознания, гражданской позиции моих пятиклассников. Для этого были выбраны самые информативные методики: составление словаря понятийных слов, ранжирование, сочинения, тестирование, анкетирование, наблюдения, беседа. Диагностика была начата по методике М. Рокича «Составление понятийного словаря» и «Ранжирование», которая позволила выявить представления учащихся о качествах человека, характеризующих его нравственную культуру и гражданскую позицию. (Приложение №1). Оказалось, что для моих пятиклассников более доступными для понимания оказались «дружба» – 65%, «честность» – 62%, «ответственность» – 43%. Менее понятными для детей были слова «мужество» – 45%, «патриотизм» – 48%, «порядочность» – 44%.

Предварительная диагностика по методике П.В. Степанова, Д.В. Григорьева (Приложение №2), проведенная в начале 5 класса, показала следующий уровень сформированности отношения школьников:

к обществу (отношение к родной природе, к Отечеству): высокий уровень – 40%, средний уровень – 28%, низкий уровень – 32%;

к людям (уважительное отношение к старшим, дружелюбие, милосердие, честность): высокий уровень – 68%, средний уровень –27%, низкий уровень – 5%;

к себе (добрая воля, самоуважение, требовательность к себе, организованность): высокий уровень - 70%, средний уровень - 16%, низкий уровень - 14%.

Диагностика показала, что значительное число учащихся не имеет четкого представления о том, в чем проявляется любовь к Отечеству, к своей малой родине. Многие не испытывают чувства гордости за школу, в которой учатся. Осознание собственного «я» у детей преобладает над понятием «мы». Анкетирование показало, что в 5 классе ребенку важнее ближнее окружение (дом, семья), чем интересы школы, Отечества.

По результатам родители тоже оказались недостаточно осведомлены в вопросах патриотического воспитания, так как это дети 90-х годов, когда многие гражданские ценности искажались, пересматривались. (Приложение № 3)

Задачи классного руководителя для достижения главной цели - воспитания у школьников гражданственности, патриотизма:

  • Изучить и выбрать наиболее эффективные методы формирования гражданско – патриотических качеств личности;

  • Организовывать и проводить мероприятия, направленные на развитие патриотизма через практическую деятельность;

  • Обеспечить возможности для самореализации, социализации подростков;

  • Демонстрировать подросткам значимость их деятельности, признание и востребованность обществом проявление их гражданских и патриотических качеств;

  • привлечение родителей к совместной деятельности по осуществлению акций патриотической направленности.

В своей воспитательной работе опираюсь на основные законодательные акты РФ по вопросу патриотического воспитания молодежи:

  1. Закон РФ «Об образовании»

  2. Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы» (Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. №795)c:\users\аленочек\desktop\18_250110.jpgc:\users\аленочек\desktop\297379.jpg


Воспитываем патриота и

гражданина России…

Гражданско- патриотическое воспитание – сложный, долговременный процесс. Нельзя взрастить патриота за короткое время с помощью нескольких классных часов или бесед. Этот процесс нуждается в системе мероприятий, учитывающих как возрастные особенности и интересы учащихся, так и необходимость тесного объединения возможностей школы, семьи и общественности.

Прежде чем освещать практические подходы и формы воспитательной работы в данном направлении, необходимо определиться с многообразием понятий и терминов.

Если каждый человек с рождения становится гражданином и должен всю жизнь поддерживать этот правовой статус, то понятие «патриот» - приобретается. За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический опыт. Обобщая, можно дать такое определение: «патриотизм» - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, являющаяся важнейшим духовным достоянием личности.

Содержание понятия патриотизма включает в себя:

  • чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

  • уважительное отношение к языку своего народа;

  • заботу об интересах Родины;

  • осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести;

  • проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

  • гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

  • гордость за свое Отечество, за символы государства;

  • уважительное отношение к историческому прошлому Родины;

  • ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

  • гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Понятие «патриотизм» тесно связано со словом «гражданственность» – комплексная характеристика личности, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу Родины, сопричастность с её судьбой. Поэтому истинный патриотизм предполагает, как видно из данных определений, единство духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

А кто такой патриот? Обобщая вышесказанное, мы приходим к следующему заключению:


Если рассматривать структуру гражданско-патриотического воспитания как совокупность качеств личности, подлежащих формированию, то она будет выглядеть следующим образом:


Трудовые качества

Эстетические качества

Правовые качества





Патриотические качества

Гражданско-патриотичекое воспитание




Физические качества






Нравственные качества




Интеллектуальные качества


В своей воспитательной работе я использую несколько принципов формирования гражданско-патриотических качеств:


  • Принцип систематичности и последовательности;

  • Принцип сознательности, активности воспитанников;

  • Принцип уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью;

  • Принцип опоры на положительное в человеке;

  • Принцип включения в деятельность.


Формы реализации гражданско-патриотического воспитания




Индивидуальные, групповые, массовые




теоретические




практические




  • Беседы

  • Сообщения

  • Встречи с интересными людьми

  • Экскурсии

  • Просмотр фильмов




  • Конкурсы

  • Выставки

  • Соревнования

  • Показательные выступления

  • Праздники

  • Викторины

 



Для того чтобы сформировать в своих детях качества патриота и гражданина, я решила работать по нескольким направлениям.
1 направление «Я помню, я горжусь…»

Становление патриота-гражданина невозможно без знания истории своей страны.

Организовывая воспитательную работу, я учитываю, что наше прошлое включает огромный идейный, нравственный заряд, помогающий делать человеческую личность мудрой, гордой за нашу Родину и наших людей…

Именно поэтому в работе по патриотическому воспитанию важно показать самоотверженность и героизм русского и других народов нашей страны в борьбе за свободу и независимость. Как мне кажется, именно мероприятия, посвященные Дням Воинской славы, помогают школьникам осознать как нравственную ценность причастность к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

c:\users\спартак\desktop\img_1652.jpg


c:\users\учиник\desktop\img_1837.jpg

Классный час «Они сражались за Родину»

Приданов Никита в 2011 году стал победителем конкурса газеты «Молва» «Спасибо, за жизнь»

А для этого я со своими учащимися проводим классные часы, уроки Мужества, организуем встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, посещаем экскурсии в школьных музеях боевой славы.

Охотно ребята делятся друг с другом рассказами о судьбе своих предков, родственников - участников Великой Отечественной войны, локальных войн. Знакомят с семейными реликвиями, хранящими память о Великой Отечественной войне. Активно участвуют в написании сочинений, посвященных героическому прошлому нашей страны. Например, Приданов Никита в 2011 году стал победителем конкурса газеты «Молва» «Спасибо, за жизнь». Никита решил рассказать всем читателям городской газеты, что в их семье хранят фронтовое письмо погибшего прадеда и о том, что оно значит для правнука и всей его семьи.

Немало в истории нашей страны славных страниц мирной жизни: достижения в науке, культуре, технике... Я считаю необходимым в своей работе знакомить учащихся с персоналиями выдающихся людей: общественных деятелей, героев, писателей, художников, музыкантов, спортсменов и других. А участие детей в различных конкурсах, викторинах, где требуется проявить свои интеллектуальные способности, еще больше подвигает их на познание историко-культурных корней, нашего духовного наследия. На мой взгляд, чем активнее дети в поиске необходимой информации, чем больше она затрагивает их интересы, тем большее влияние оказывает эта познавательная деятельность на развитие их патриотического сознания и самосознания.

c:\users\спартак\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\img_1682.jpg


Лаптев Антон – победитель городского конкурса газеты «Молва», посвященный 50-летию первого полета человека в космос и призер областной конференции студентов и школьников «Гагарин в судьбе страны, в моей судьбе»,



Проведенные мероприятия: классные часы «Они сражались за Родину»,

«У войны не женское лицо», «Великая победа», «Дорога жизни», «День всенародного единения и согласия», «Чернобыль…Быль…Боль», «Возвращение из Афганистана», «Поехали… К 50-летию первого полета человека в космос»

тематический праздник: «А ну-ка, мальчики!»
2 направление «Мой край родной»

С чего начинается Родина для любого школьника? С места, где он родился и живет. Со славных страниц его истории…

Краеведение служит одним из средств развития у школьников интереса к родной истории, помогает детям осмысливать окружающий мир, учитывать ошибки прошлого, и разумно относиться к своему будущему, призвано воспитывать у учащихся стремление сохранять и преумножать культурное

наследие предыдущих поколений.

В этом направлении мною проводятся разнообразные мероприятия:

  • экскурсии в городской краеведческий музей, музей центра

  • патриотического воспитания «Поколение», школьные музеи боевой славы МОУ «СОШ №12 с УИИЯ»;

  • экскурсии по живописным местам Подмосковья.

  • конкурс творческих работ «Моя семья в истории нашего города».

014



Экскурсионная поездка 6 «Б» класса в Московский Кремль.


На классных часах, посвященных краеведению, учащиеся узнают, в честь кого названы улицы в нашем городе, какие имеются культурные и исторические памятники и, самое главное, встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги.

Знание своего края, города, улицы, на которой живет ребенок, школы, где он учится, обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ.

e:\марафон\img_1840.jpg




Учащиеся 6-Б класса в школьном музее боевой славы 178 стрелковой Краснознаменной Кулагинской дивизии на экскурсии.







Проведенные мероприятия: конкурс сочинений «Моя семья», классный час «Моя семья в истории города», «Улица, на которой я живу», экскурсии в городской краеведческий музей, экскурсии в школьные музеи боевой славы 178 стрелковой Краснознаменной Кулагинской дивизии, поездка в Московский Кремль.

3 направление Формирование правовых знаний.

Гражданин должен не только любить свою родину, но и знать и уметь защищать свои права. Формирование правовых знаний, правда, может происходить только в правовой воспитывающей среде. Там, где дети имеют возможность участвовать в решении вопросов классной и школьной жизни, где уважаются их права и свободы, где царит доброжелательная психологическая атмосфера, защищающая ребенка от произвола (учителя, сверстников, администрации школы), где имеет ценность позиция каждого ребенка, где есть свобода выбора.

Важным в формировании такой среды, мне кажется, организация системы классного самоуправления.

Структура ученического самоуправления 6 «Б» класса



Задача всех органов самоуправления под руководством совета класса состоит в том, чтобы организовать такой образ жизни в стенах класса, где всё – для ученика и всё, что делается, – исходит от ученика.

Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решений в социальных проблемных ситуациях.
Реализованные учащимися 6 «Б» класса социально-значимые проекты

Коллективно-творческие дела

% учащихся

Результативность

Оформление кабинета №23

100%

Проведена паспортизация наглядных пособий в кабинете русского языка и литературы, создана видеотека, систематизирован дидактический материал

Благоустройство школьной территории

100%

Ежегодная работа по выращиванию рассады

Работа лекторской группы

30%

В рамках проведения месячника русского языка и литературы

Создание классного сайта

100%

Сбор фото- и видеоматериала, ведение дневника классных дел, создание презентаций

Проект «Велогородок своими руками»

65%

Участие в создании школьного велогородка

Формированию гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции способствуют и другие мероприятия: встречи с работниками ГИБДД, правоохранительных органов, тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, акции, викторины.

Учащиеся моего класса – члены школьного отряда Юных инспекторов движения «Зелёный свет». На занятиях кружка ребята изучают Правила дорожного движения, учатся их соблюдать сами и обучают этому других школьников.

dsc01278.jpg

img_3972.jpg

Победители областной игра «Форт ГАИ»

Областная игра «Добрая дорога детства»

г. Щёлково

img_4169.jpg

img_3925.jpg

Областной открытый урок «Детям Подмосковья – безопасность на дорогах!» г. Железнодорожный

Областная игра «Добрая дорога детства»

г. Пушкино


Хорошие знания и навыки соблюдения правил безопасного поведения на дороге позволили моим ребятам стать победителями областной детской игры «Форт ГАИ» в июне 2011 года, стать призёрами областных соревнования по ПДД «Добрая дорога детства» в городе Щёлково в апреле и городе Пушкино в октябре 2011 года. Учащиеся класса с удовольствием участвуют в работе агитбригады ЮИД. В своих выступлениях они пропагандируют правила дорожной безопасности, помогают ребятам формировать стереотипы безопасного поведения на дороге. В составе школьной команды ЮИД ребята принимали участие в открытых областных уроках «Дорога в школу» в г. Электросталь и «Детям Подмосковья – безопасность на дорогах» в г. Железнодорожный. Совместно с сотрудниками ГИБДД ЮИДовцы патрулируют перекрёстки, прилегающие к школе, помогая переходить дорогу младшим школьникам, распространяют памятки пешехода и водителя. Это свидетельствует о том, уже сегодня мои учащиеся имеют твердую гражданскую позицию.

Для меня очень важно, что ни один учащийся моего класса не стоит на учете ОДН И КДН.

Проведенные мероприятия: классные часы «Будем толерантны», «Конвенция по правам ребенка», «Конституция - главный закон страны»; викторина «Государственная символика России»; беседы по правилам соблюдения дорожной и пожарной безопасности; беседа с представителями ОДН и КДН.

4 направление Здоровый образ жизни

С древнейших времен славянские народы большое внимание уделяли физическому воспитанию подрастающего поколения.

Современные молодые люди также должны иметь хорошее здоровье, соответствующую физическую подготовку, необходимую не только для защиты страны, но и для профессиональной деятельности, для воспитания здорового потомства. Поэтому физическое воспитание, на мой взгляд, является составной частью содержания гражданско-патриотического воспитания.

Для активного физического воспитания в школе проводятся следующие мероприятия: осенний кросс- «Кросс Нации», «Дни здоровья», «Первенство по футболу», «Первенство по волейболу», «Веселые старты». Мои учащиеся – активные участники всех этих мероприятий.

Учащиеся 6 «Б» класса посещают школьные и городские секции

c:\users\спартак\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\img_1662.jpg


Но самой главной задачей по данному направлению я считаю работу по профилактике вредных привычек и формированию у школьников установки на здоровый образ жизни. Для пропаганды здорового образа жизни проводятся классные часы («Нет вредным привычкам!», «Сделай правильный выбор» и др.); на классных часах учащиеся смотрят фильмы (соответственно возрастным особенностям), в которых рассказывается о вреде наркотических средств, алкоголя, курения.

Организуя работу по профилактике ПАВ, я провожу встречи на классных часах со специалистом кабинета медицинской профилактики при ГЦБ Мизиной Марией Николаевной. Темы бесед:

« Вредные привычки», «Курению, алкоголю, наркотикам - нет!»

5 направление Семья

Ни для кого не секрет, что умения закладываются не только и не столько в школе, сколько в семье. От того, насколько патриотично настроены мать и отец, во многом зависит, каким будет ребенок.

Первые уроки патриотизма ребенок получает в семье. Родители передают ему свое восприятие жизни: свою любовь к природе, к народной песне, к народным традициям, к людям, которые делают жизнь лучше и интереснее.

Большое внимание на детей оказывают конкретные проявления патриотических чувств родителей в повседневной жизни. Например: отец, придя с работы, увлеченно рассказывает о своих делах на производстве, об успехах. Или: мать, листая семейный альбом, рассказывает детям о членах семьи, о бабушках и дедушках, которые воевали за родную землю, имеют награды за свой труд, подвиги, вспоминает истории из жизни семьи.

Я считаю, что развитие ребенка как личности, патриота и гражданина

невозможно без поддержки родителей, сотрудничества и взаимопонимания.

Поэтому стараюсь вместе с детьми как можно чаще привлекать родителей к участию в жизни класса и школы (ремонт класса, субботники, поездки в театр, цирк, музей, участие в городском конкурсе сочинений «Моя семья»). На родительских собраниях, лекториях, в личных беседах стараюсь повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.

Проведенные мероприятия:

родительские собрания «Я – гражданин России», «Здоровые дети – здоровое общество», «Культурные ценности семьи и их значение для ребенка»;

классные часы «Моя любимая мамочка…», «Моя родословная», «Моя семья – мое богатство»; конкурс творческих работ «Моя семья», «Традиции моей семьи».


Заключение

Как мне кажется, моя работа по гражданско-патриотическому воспитанию позволит достичь основного планируемого результата:

формирование нравственного, образованного, трудолюбивого, физически и духовно развитого, способного к саморазвитию и творчеству, любящего свой край и свое Отечество гражданина.

Конечно, до этого еще далеко, но уже сегодня я наблюдаю, как мои дети становятся более ответственными, серьезными, неравнодушными. Результаты диагностик в начале 6 класса показали, что дети за год выросли, уровень их сформированности по отношению к своей стране стал выше; они стали уважительнее относится друг к другу, стали дружнее; строже стали относиться к себе. Отношение к учебе тоже изменилось. И что немаловажно, к концу 5 класса успеваемость некоторых ребят повысилась. Так что у меня, как классного руководителя, появилась уверенность в том, что

мои ученики смогут занять активную нравственную позицию, и в будущей

взрослой жизни принесут пользу обществу, станут полноправными

гражданами страны.

Список используемой литературы
1. Я- гражданин России.//Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы.-М.: ВАКО, 2006.- 160 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)

2. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.

3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.

4. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания, 2006.

5. Патриотическое воспитание в современной школе. Программы, мероприятия, игры/ Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 288 с. –(Сердце отдаю детям).

6. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.

7. Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2003. – № 1

8. Интернет-ресурсы.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: