Какова методика планирования воспитательной работы в классе
Планирование воспитательной работы не ограничивается составлением плана воспитательной работы, как это часто, к сожалению, практикуется в школе.

Планирование – творческий процесс, не прекращающийся на протяжении всей работы с детьми.

Планирование, необходимое в первую очередь учителю, а не администрации школы, является насущей частью его профессиональной деятельности его в работе с детьми. Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива и учащихся, осмыслении ими целей и задач своей совместной деятельности, на желании сделать школьную жизнь интересной, полезной, творческой.

Планирование должно быть увлекательным для школьников и реализоваться в разных формах, например: «разведка полезных дел» «мозговой штурм», «защита проектов плана», «аукцион полезных дел» Родительский коллектив, участвуя в планировании, продумывает совместные дела, которые можно подготовить и провести с детьми, работу микрокружков, клубов, секций, которые будут вести родители. Классный руководитель определяет содержание, различные формы работы с детьми в соответствии с поставленными целями и требованиями, предъявляемыми к плану воспитательной работы.

При составлении проекта плана совместной деятельности учащихся и родителей следует учитывать:


Деятельность родителей

Деятельность педагога-воспитателя

Деятельность учащихся

1

2.




Родительский комитет проводит опрос (анкеты, беседы) по сле­дующим вопро­сам:

1) Каким формам педагогического просвеще­ния Вы отдае­те предпочте­ние?

2) В каких делах класса Вы хо­тите участво­вать?

I. Изучение психолого-педагогической литерату­ры, рекомендаций, передового опыта, знакомство с планом работы школы, общественных организа­ций.

II. Педагогическая диагно­стика.

Ш.Составление характери­стики классного коллек­тива.

IV.Формулировка целей вос­питательной работы. V. Отбор форм воспиты­вающей деятельности.

Знакомство с пла­ном работы школы. Разведка полезных дел (для учащихся младших классов);

«мозговая атака» (для подростков); «аукцион полезных дел» (для старшеклассников).



После опроса родителей и коллективного планирования можно провести совместное собрание родителей и учащихся.

Цель: разработка раздела плана «Жизнедеятельность классного коллектива».

Окончательный вариант коллективных дел заносится в план («Жизнедеятельность классного коллектива»). Затем проводим родительское собрание. Цель: составление плана работы коллектива родителей.

Педагог оформляет раздел плана «Работа с родителями».

Скоординировав свои предложения с предложениями детей и родителей, педагог оформляет план воспитательной работы.
ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СТРУКТУРА ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБО ТЫ?

Структура плана воспитательной работы

I. Характеристика классного коллектива:

  • состав класса и его общая характеристика (количество учащихся - мальчиков, девочек; познавательный уровень и общее развитие учащихся, их работоспособность и успеваемость; интерес к общим делам класса; наличие в классе детей из неполных семей и семей, нуждающихся в повышенном внимании педагога);

  • сплоченность класса (на какой стадии развития находится коллек­тив, есть ли актив класса, действуют ли советы дел, инициативные группы, умеют ли учащиеся сами объединяться для выполнения различные видов деятельности, характер отношений учащихся в коллективе, наличие группировок в классе); ценностные ориента­ции;

  • связь классного коллектива с общешкольным, с микрорайоном школы (выходит ли коллектив в организации своих дел за рамки класса, организует ли дела для младших товарищей, для школы в целом, вносит ли предложения для улучшения жизни школы, мик­рорайона).




  1. Воспитательные задачи.

  2. Жизнедеятельность классного коллектива.

  3. Работа с родителями учащихся.

  4. Индивидуальная работа с учащимися.

КАКОВЫ ПОДХОДЫ К ОФОРМЛЕНИЮ ПЛАНА ВОСПИЕТА ТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ?

Существуют различные подходы к оформлению раздела плана

«Жизнедеятельность классного коллектива» и собственно планированию дел:

  1. Планирование по ключевым делам (В.А. Караковский).

  2. Календарное планирование.

  3. План-сетка.

  4. Планирование по видам деятельности (Н.Е. Щуркова).

При желании педагог может разработать и свой оригинальный вариант оформления плана воспитательной работы.1

КАКОВЫ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РА БО ТЫ ?

Существуют разные подходы к планированию:

  • целенаправленность плана;

  • учет возрастных особенностей учащихся, ведущих интересов в классном коллективе;

  • преемственность, систематичность, последовательность запланированных дел;

  • реальность;

  • разнообразие форм и методов;

  • творческий характер планирования.


Продуманный неформальный план воспитательной работы окажет несомненную помощь в организации воспитывающей деятельности в классе, координации усилий педагогов, родителей, детей в создании условий для развития и коллектива, и личность каждого школьника.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: