«Избирательное право»

(круглый стол с использованием мультимедийной презентации)



Цели урока:

  • Распространение знаний в области избирательных прав граждан в молодежной среде

  • Формирование у молодежи активной жизненной позиции

  • Повышение значимости выборов в глазах будущих избирателей

Документы: Всеобщая декларация прав человека, Конституция РФ, Избирательный кодекс.


Основная часть.

«Круглый стол», где будут рассмотрены 4 вопроса, предварительно подготовленные группами учащихся. Дети представляют мини-проекты по каждому вопросу, по теме урока разработана презентация .

1. Зачем нужны выборы? Что такое избирательное право? Участие в выборах – право или обязанность?

2. Принципы избирательного права

3. Избирательный процесс. Референдум.

4. Избирательные системы.

Практикум. Отработка основных вопросов темы (задания прилагаются)

Предварительная работа.

  • Анкетирование учащихся по вопросам «Зачем нужны выборы?», «Участие в выборах – право или обязанность?

  • Деление учащихся на группы (совместная работа с психологом)

  • Работа с учащихся по основным вопросам темы, составление макета проектов, на тему «Что такое выборы?»

1. Организационный момент

Вводное слово.

Сегодня на «Круглом столе» мы продолжаем изучение темы «Права человека и гражданина» в курсе «Человек и Общество». И сегодня мы поговорим об избирательном праве.

Право выбора – одно из фундаментальных прав человека. В статье 21 Всеобщей декларации прав человека указывается «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей».

Наверное, каждый взрослый человек в современном обществе знает, что такое выборы. Одни всегда принимают в них участие, другие делают это от случая к случаю, третьи – наблюдают за этим процессом со стороны. В представлении обычного гражданина выборы часто сводятся к простой процедуре заполнения бюллетеня, которая не более чем эпизод в их повседневной жизни. Важность выборов многие склонны недооценивать. Справедливо ли это? Попробуем найти ответ на этот вопрос и другие, интересующие нас:

Слайд 1 1.Зачем нужны выборы?

2.Что такое избирательное право?

3.Принципы избирательного права

4.Избирательный процесс. Референдум.

5.Типы избирательных систем

6.Участие в выборах – право или обязанность?

Для более эффективной работы мы заранее создали творческие группы, которые занимались изучением этих вопросов. И то, что у них получилось они нам представят. Первая часть нашего урока – это теория, вторая часть будет носить практический характер, и я думаю, что все мы получим несомненную пользу от сегодняшнего занятия.

2. Основная часть.

Отчёт 1 группы по вопросам:

  • Слайд 2 «Что такое выборы?»



Выборы – это юридически узаконенная процедура, в рамках которой граждане определяют, кто будет представлять их интересы в тех или иных органах власти. Но, выборы – это не только мероприятие, в ходе которого выявляется, кто займёт депутатское кресло или станет президентом. Политическая миссия выборов значительно более широкая.

Во-первых, выборы укрепляют веру простых людей в то, что они имеют возможность контролировать правительство и принимаемые им решения. Слайд 3

Во-вторых, выборы помогают людям выказать поддержку или разочарование существующим правительством.

В-третьих, выборы – это эффективный способ политического просвещения народа.

В-четвёртых, выборы – есть барометр общественного мнения.

Таким образом, каждый ответственный гражданин должен понимать, что его голос всегда очень важен при определении власти в государстве.

Озвучивание результатов анкетирования.

По шутливому выражению Б. Шоу «демократия – это изобретение, обеспечивающее нам правительство, которое мы заслужили»

  • Что такое избирательное право?

Чтобы принимать участие в выборах, нужно владеть избирательным правом.

Слайд 4. Избирательное право – это право граждан избирать и быть избранными в государственные органы. Избирательное право может быть активным и пассивным.

Активное право – это право выбирать и отзывать депутатов, участвовать в плебисцитах, референдумах.

Пассивное избирательное право допускает, что гражданин может быть выбран депутатом или главой государства.

Сегодня в большинстве государств мира существует избирательное право. Однако, для этого потребовалась более, чем 200 – летняя борьба. Обратим внимание на то, что к началу XX столетия правом голоса владели исключительно мужчины, демократия носила «мужской» характер. В США женщины получили избирательное право в 1920 г., Греции – 1956, Швейцарии – в 1971 году.

Следует отметить, что и сегодня во всеобщем избирательном праве существуют ограничения или цензы. Слайд 5.

Ценз гражданства, т.е. принимать участие в выборах могут только граждане государства.

Ценз оседлости, т.е. голосовать могут те, кто прожил в государстве определённое время.

Имущественный ценз – запрет на участие в выборах тех, кто обанкротился.

Моральный ценз – запрет на участие в выборах лиц, которые лишены свободы за совершение преступлений.

Образовательный ценз – требование кандидатам в депутаты иметь соответствующий уровень образования.

В Российской Федерации. Слайды 6 -7.

  • избирать имеют право лица, достигшие 18 летнего возраста.

  • С 18 – летнего возраста можно избираться депутатом местного совета

  • С 21 года – депутатом Государственной Думы

  • С 35 – президентом страны

Некоторые лица ограничены в праве избирать и быть избранными:

  • Лица, признанные судом недееспособными. Слайд 8.

  • Лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы.

Участие в выборах – право или обязанность? Слайд 9.

Люди по-разному относятся к выборам. В последнее время некоторые страны сталкиваются с проблемой неучастия в выборах большей половины населения страны. Неучастие граждан в выборах называется абсентеизмом. Слайд 10. Участие в выборах, это, в первую очередь, конституционное право граждан. Вместе с тем, нельзя просто игнорировать то, что многие люди совсем отказываются от исполнения своего гражданского долга. Поэтому, во многих странах голосование на выборах рассматривается как гражданский долг. Например. В Австралии, Греции, Чили избиратели, которые не приняли участие в голосовании, подвергаются штрафам. В Италии, уклонение от выборов фиксируется в судебных органах на протяжении 5 лет, кроме того, мэр коммуны составляет списки граждан, которые вывешиваются для всеобщего обозрения. Это своего рода моральное наказание для несознательных граждан.

Озвучивание результатов анкетирования.

Отчёт 2 группы.

  • Принципы избирательного права . Слайд 11.

Принципы избирательного права


всеобщее прямое свободное

равное тайное

Слайд 12. Принципы избирательного права – это те требования, при соблюдении которых выборы признаются законными.

Всеобщим избирательным правом в выборах обладают (при определённых цензах) все взрослые граждане мужского и женского пола.

Выборы являются равными. Устанавливается единая норма представительства, согласно которой создаются примерно равные по численности избирательные округа, избиратель включатся только в один список для голосования. Каждый голосует лично, голосование за других лиц не допускается.

Выборы являются прямыми. Депутаты и президент избираются гражданами непосредственно.

Выборы являются свободными. Избиратель сам решает, участвовать ли ему в выборах или нет и за кого голосовать.

Голосование на выборах является тайным. Контроль за волеизъявлением избирателей со стороны исключён. Однако это не лишает избирателя права добровольно высказаться о том, как он проголосовал.

Отчёт 3 группы.

  • Слайд 13. Избирательный процесс. Референдум.

Избирательным процессом мы называем действия всех политических субъектов, которые так или иначе связаны с выборами. Весь избирательный процесс можно условно разделить на 3 стадии:

1). Слайд 14. Стадия подготовки, куда включаются такие действия, как назначение даты выборов, создание избирательных округов и избирательных комиссий (территориальных, окружных, участковых), составление списков избирателей, выдвижение и регистрация кандидатов.

2). Слайд 15. Избирательная компания, которая включает агитационно-пропагандистские действия кандидатов или политических партий, принимающих участие в выборах.

3). Слайд 16. Голосование, подсчёт голосов, общее подведение итогов.

Избирательный процесс во всех странах регулируется Конституцией и Избирательным кодексом.

Референдум – это непосредственное обращение к избирателям для принятия решения по какому-нибудь внутри или внешнеполитическому вопросу. Если выборы – это механизм представительной демократии, то референдум – элемент непосредственной демократии.

Родиной референдума считается Швейцария.

Отчёт 4 группы.

  • Избирательные системы. Слайд 17.

Для того чтобы лучше ориентироваться в избирательном процессе, нужно понимать, что многие особенности связаны с тем, в рамках какой избирательной системы проходят выборы.

Избирательные системы в зависимости от способа голосования разделяются на мажоритарные и пропорциональные.

Слайд 18.При мажоритарной избирательной системе (Беларусь, США, Великобритания, Франция) от каждого избирательного округа выбирается один депутат. И, значит, выдвижение кандидатов происходит в округах, на которые разбивается страна. Победителем становится кандидат, получивший большинство голосов избирателей. Мажоритарная система может быть абсолютного или относительного большинства. Система абсолютного большинства требует, чтобы кандидат во время выборов набрал 50 % голосов + 1 голос. Если этого не происходит, то назначается второй тур выборов, в котором соперничают кандидаты, набравшие большинство голосов в первом туре. Как правило, система абсолютного большинства допускает второй тур, т.к. практически никто из кандидатов не способен получить поддержку в 1- м туре. А во втором туре достаточно получить простое большинство голосов.

Система относительного большинства позволяет определить победителя в 1-ом туре. Им становится кандидат, который получил наибольшее количество голосов в сравнении с другими. При этом в некоторых странах устанавливается необходимый минимальный % участия избирателей в выборах для того, чтобы выборы были признаны настоящими, в некоторых странах это условие отсутствует.

Слайды 19- 20. Пропорциональная избирательная система (Россия, Испания, Швейцария, Нидерланды, Чехия) основана на голосовании не за конкретного кандидата, а за список кандидатов – представителей конкретной партии. В этом случае для всех избирателей страна становится будто бы большим округом, в котором соперничают политические партии. Эта система допускает не только наличие партий, но и некоторую готовность избирателей к анализу их политических проектов в рамках существующего политического спектра.

Та и другая система, безусловно, имеет свои достоинства и недостатки, потому в некоторых странах применяют смешанную систему, основанную на принципах мажоритарной и пропорциональной систем (Франция, Италия, Россия, Польша).

Выбор способа голосования во многом зависит от традиций политической культуры того или иного государства, а также от формы правления и расстановки политических сил.

Промежуточная рефлексия.

Учащимся предлагается прочитать вопросы на слайдах и ответить на них.

  • Слайд22. Может ли страна обойтись без выборов?

  • Слайд23. Можно стать президентом РФ не имея высшего образования?

  • Слайд24. Какие существуют избирательные системы?

  • Задай вопрос по теме соседу справа.

  • Слайд25. Могут ли в демократическом государстве участвовать в выборах люди, имеющие минимальный уровень доходов?

  • Слайд26. Перечислите принципы избирательного права.

  • Слайд27. Могут ли женщины голосовать на выборах?

  • Слайд28. Вы приходите на выборы, а возле кабинки стоит человек, указывающий вам, за кого голосовать. Правомочно ли это?

  • Слайд29. Можно ли вынести на референдум вопрос о снижении брачного возраста?

3. Практикум.

Задание 1 Решение кроссворда

Задание 2. Составление памятки Слайд 32.

«Что должен знать о выборах гражданин, и какие он имеет права как избиратель?»

Цель: проверить учащихся на знания избирательного законодательства.

Основные требования к памятке:

  • Использовать все возможности стиля памятки-обращения

  • Зафиксировать конкретные права избирателей

  • Можно говорить об условиях голосования

  • Памятка может содержать призывы к гражданам.

Список использованной литературы:

  1. Конституция РФ.

  2. Федеральный Закон от 6 декабря 1994г. № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ».

  3. Федеральный Закон от 21 июня 1995г. № 90-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ».

  4. Федеральный Закон от 17 мая 1995г. № 76-ФЗ «О выборах Президента РФ».

  5. Федеральное собрание России: опыт первых выборов. М.,1994

  6. М.В. Баглай «Конституционное право Российской Федерации», издательство НОРМА-ИНФРА М. 1998г. С.-343

  7. «Конституционное право России: Лекции». Саратов 1995

  8. Федеральный Закон о Выборах Президента Российской Федерации (2002 с изменениями от 2006)

  9. Федеральный Закон N 51-ФЗ о Выборах Депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ (2005 с изменениями от 2006)

  10. Федеральный закон N67-ФЗ об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (2002 с изменениями от 2006)




страница 1


скачать

Другие похожие работы: