Требования к итоговой государственной аттестации специалиста

1 Общие положения

Итоговая государственная аттестация специалиста включает выпускную квалификационную работу (дипломную работу) и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.

1.1 Требования к государственному экзамену

На государственном экзамене выпускник должен подтвердить знания в области общепрофессиональных базовых и специальных дисциплин, достаточных для работы ученым агрономом и профессионального выполнения своих обязанностей, а также для последующего обучения в аспирантуре.

Выпускной экзамен должен быть проверкой конкретных функциональных возможностей студента, способности его к самостоятельным суждениям на основе имеющихся знаний.

1.2 Требования к дипломной работе специалиста

Дипломная работа является заключительным этапом подготовки ученых агрономов. Она должна выявить уровень общенаучной и специальной подготовки выпускника, определить его способность к самостоятельной работе и степень владения научными методами исследования в соответствии с современным состоянием и перспективами развития агропромышленного комплекса.

Выпускная квалификационная работа (дипломная работа) представляет собой выполненное под руководством научного руководителя самостоятельное исследование конкретной проблемы.

Выпускная квалификационная работа по специальности 110201.65 «Агрономия» представляет собой законченную разработку, включающую результаты теоретического и экспериментального исследования. В работе должны быть сбалансировано представлены теоретическое обоснование и выполненная исследовательская, практическая работа. Выпускная квалификационная работа должна выявить высокий уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методическую подготовленность, владение умениями и навыками профессиональной деятельности. Объем работы должен быть в пределах 60…85 страниц стандартного печатного текста.

1.2.1.Выполнение дипломной работы

В ходе выполнения дипломной работы решаются следующие задачи.

  • систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении конкретных профессиональных задач;

  • развитие навыков самостоятельной работы, овладение методиками и общими принципами исследования;

  • выявление подготовленности студентов к осуществлению самостоятельной практической деятельности.

Подготовка дипломной работы включает следующие этапы.

1. Выбор темы.

Тема дипломной работы выбирается в соответствии с перечнем вопросов общей тематики кафедры. Весьма желательным является вариант, когда студент в течение всего периода обучения в университете (со II по V курс) придерживается одной и той же избранной тематики, постепенно конкретизируя и уточняя ее. В этом случае работа, начатая на I курсе как реферативная, может быть в дальнейшем с большим успехом продолжена как в экспериментальной, так и в теоретической части.

Преемственность научной работы студента от курса к курсу в этом случае может выглядеть следующим образом.

Курсовая работа на III курсе: критический литературный обзор, обобщение экспериментальных данных полученных на I и II курсах обучения. Курсовая работа на IV курсе: критический литературный обзор обязательно дополняется теоретическим и трехлетними практическими исследованиями по заявленной теме. Эти исследования используются в качестве пилотажных при написании дипломной работы.

Тематика дипломных работ должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития аграрной науки, ориентироваться на практическую деятельность по избранной специальности. Новизна темы дипломной работы тщательно проверяется в процессе библиографического поиска.

Приказ об утверждении тем дипломных работ издается не позднее 3…6 месяцев до дня защиты дипломных работ. После издания приказа темы дипломных работ изменению не подлежат.

2. Составление программы и разработка методики выполнения работы. После того как тема выбрана и закреплена, вся дальнейшая работа направляется, корректируется и контролируется научным руководителем. Он выдает задание, помогает в составлении календарного графика выполнения работы, рекомендует основную литературу по теме, систематически консультирует по возникающим вопросам и проверяет выполнение работы.

Эксперимент направлен на проверку выдвинутой гипотезы (или гипотез). Перед началом эксперимента необходимо тщательным образом спланировать его методическое обеспечение. В этом сложном вопросе желательна активная позиция самого студента. При выборе методик студенты могут пользоваться знаниями, полученными в курсе основ научных исследований, специальных дисциплин. Совместное обсуждение с научным руководителем выбранных студентом методик в любом случае окажется полезным профессиональным опытом, даже в том случае, когда они подобраны неудачно.

3. Выполнение работы:

А) Изучение источников литературы по избранной теме. Необходимо предварительно ознакомиться с источниками литературы и научными отчетами кафедры по выбранному направлению исследований, обосновать его актуальность. Научный руководитель указывает студенту лишь основную литературу по теме, чтением которой, конечно, нельзя ограничиться.

Б) Проведение полевых опытов и лабораторных исследований, сбор и анализ производственных данных и результатов собственных наблюдений и их обобщение, разработка (проектирование) мероприятий в соответствии с поставленной задачей, формулирование выводов и предложений производству.

4. Написание работы

Дипломная работа пишется по определенному плану. Последовательность изложения, взаимосвязь и соподчиненность ее отдельных частей находят свое отражение в структуре работы.

Структура и содержание дипломной работы

Титульный лист, включающий следующие сведения: название учебного заведения, факультета; полное название работы; фамилия и инициалы автора с указанием курса и группы обучения; фамилия и инициалы научного руководителя студента, его ученой степени (звания).

Титульный лист занимает всю первую страницу работы. План расположения сведений на титульном листе показан в приложении 1.

Оглавление работы, которое дается на второй странице, вслед за титульным листом. Оглавление содержит нумерацию и наименование всех разделов работы с указанием страниц их расположения в тексте. Таким образом, оглавление дает краткое представление о содержании работы, а указание страниц помогает быстро найти интересующие читателя разделы.

Оглавление дипломной работы, как и титульный лист работы, располагается на отдельной странице (или нескольких страницах). Названия и нумерация разделов, приводимая в оглавлении, должны полностью соответствовать их названиям и нумерации в основной части работы.

Введение

Во введении должны быть по возможности кратко, но четко изложены: проблема, актуальность исследования — почему автор выбрал именно эту тему, цели и задачи исследования — для чего проводится исследование.

Цель исследования формулируется, исхода из проблемы, которую следует разрешить студенту в процессе выполнения дипломной работы, ориентирует на конечный результат, на представляемые и желаемые результаты поиска.

Важный компонент введения — построение рабочей гипотезы. Гипотеза — это изложение логически обоснованного предположения о характере и сущности связей между изучаемыми явлениями. Рабочая гипотеза исследования строится, исходя из проблемы, цели и предмета исследования.

Задачи исследования формулируются как вопросы, на которые должен быть получен ответ для достижения поставленных целей исследования.

Такими задачами могут быть:

  • проведение анализа литературных источников по исследуемой проблеме;

  • влияние изучаемого фактора на урожайность, рост, развитие, качество продукции;

  • провести констатирующий эксперимент с целью выявления уровня влияния этого фактора;

  • сравнительная оценка реакции растений на внешнее воздействие.

Основная часть дипломной работы

Глава 1. Литературный обзор

Источниками информации должны служить статьи в сельскохозяйственных журналах и сборниках, монографии, диссертации, материалы конференций и симпозиумов. В качестве вспомогательных источников информации могут выступать реферативные журналы и библиографии (списки литературы, содержащиеся, как правило, в конце монографий и учебников). Основным источником информации являются библиотеки.

Неоценимым источником научной информации (в особенности на иностранных языках) в настоящее время является сеть Internet.

Собранные выписки следует каждый раз сопровождать полным перечнем библиографических данных с тем, чтобы не пришлось разыскивать эти сведения еще раз при окончательном оформлении работы.

Важно отметить: чтобы литературный обзор не производил впечатление устаревшего, не менее половины (а желательно и больше) упоминаемых в нем источников должны быть изданы в последние 10 лет.

Решение об объеме и окончании поиска и обобщения литературы должно приниматься студентом совместно с научным руководителем. Важно, чтобы этот этап работы был закончен в установленный срок.

Литературный обзор по выбранной проблематике пишется по материалам, собранным на этапе информационного поиска. Литературный обзор может иметь свою собственную внутреннюю структуру, то есть делиться на параграфы (подразделы). Не следует слишком усложнять эту структуру, подразделов литературного обзора в студенческой работе не должно быть больше трех. Литературный обзор в целом и его отдельные параграфы должны иметь собственные названия, не повторяющие тему дипломной работы.

В рассмотрении разных литературных источником следует соблюдать меру: не отводить изложению одного источника слишком много места (несколько страниц). В обзоре необходимо четко разграничить обсуждаемые положения, взятые из литературы, и собственные (авторские) суждения. Каждое утверждение или положение, заимствованное у другого автора, должно сопровождаться ссылкой, иначе оно будет восприниматься в лучшем случае как ваше собственное, а в худшем — как плагиат.

В тексте могут использоваться и цитаты, при этом они должны воспроизводиться дословно, а в ссылке, кроме прочего, должна быть указана страница, на которой расположен цитируемый фрагмент. Увлечение цитатами — распространенный недостаток студенческих работ. Их не должно быть слишком много (желательно, не более одной на странице и не на каждой странице), и они не должны быть слишком длинными (желательно, не более 4…5 строк).

При изложении литературного обзора лучше придерживаться безличной формы («Как показало проведенное исследование...», «На основании полученных данных...», «Представляется возможным сделать следующие выводы...»).

Необходимо соблюдать логику изложения материала. Это предполагает плавные, естественные переходы между отдельными составными частями всей научной работы и между параграфами литературного обзора, в частности. Для этого можно использовать «переходные фразы», смысл которых может заключаться в выводах из уже изложенного и в отсылках к следующей части работы.

Обзор литературы заканчивается формулировкой основных выводов, сделанных при анализе материалов литературной главы. Такая структура текста позволяет сделать логичный переход от обзорной к экспериментальной части работы.

Хорошо подготовленный литературный обзор позволяет провести критический анализ работ из выбранной области исследований и отметить оставшиеся нерешенными проблемы, показывает необходимость уточнения или проверки некоторых положений, сформулированных ранее, то есть дает возможность поставить конкретные задачи собственного исследования и сформулировать гипотезы относительно его результатов.

Глава 2. Экспериментальная часть

Накопление данных экспериментальных исследований — основной этап в выполнении дипломной работы.

При ее выполнении предусматривается личное участие студента в закладке опытов, проведении сопутствующих наблюдений и исследований, статистической обработке результатов исследований, анализе полученных результатов с формулировкой выводов и предложений. В процессе сбора материала его документирование ведется в соответствии с требованиями методики научно-исследовательской работы (НИРС).

При выполнении дипломной работы на основе производственных данных, результатов НИР других научно-исследовательских учреждений (НИУ) и авторов используются статистические отчеты хозяйств, перспективные планы, архивные материалы, метеорологические сводки, отчеты о НИР или публикации НИУ, материалы личных наблюдений дипломников в период производственной практики или участия в выполнении технологических операций.

Собранные для работы материалы должны отличаться высокой степенью достоверности.

Правильно оформленную первичную документацию студент представляет научному руководителю до написания дипломной работы.

2.1. Методы, объект, предмет исследования

Методика исследований предусматривает место, время и способы выполнения работы по избранной теме. В полевых экспериментах разрабатывается схема опыта (содержание изучаемых вариантов), план расположения вариантов и повторений, перечень сопутствующих научных наблюдений со ссылкой на методику и сроки их проведения, способ учета урожая, метод статистической обработки результатов исследований и их эколого-экономической оценки. Важно не только перечислить, но следует показать, почему выбраны именно эти, а не другие методы. Здесь же должна быть описана и процедура, т.е. способ организации исследования. Описание методов исследования, выборки испытуемых, методов ста­тистической обработки данных. Эта часть работы содержит обоснование вы­бора использованных методов и конкретных методик, их описание.

Описание — как исследование проводится, где (указать базу, на которой проводилось исследование), когда (годы), объект, предмет исследования, другими словами — что исследуется в работе.

Объект исследования — это то, на что направлен процесс изучения (растения, удобрения, средства защиты, регуляторы роста и т.д.). Предметом изучения выступают наиболее значимые конкретные свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению.

При рассмотрении методики проведения научно-исследовательской работы приводится схема полевого опыта, указываются размеры и конфигурация делянок, число повторностей, размещение делянок. Кратко излагается агротехника культуры в опыте, отличительные особенности в соответствии со схемой опыта. Указываются методики полевых и лабораторных исследований, учета урожайности в опыте, а также анализа показателей качества производимой продукции.

2.1.1. Характеристика почвенного покрова опытного участка

2.1.2. Климатические условия зоны проведения опыта

2.1.3. Характеристика агрометеорологических показателей в годы

проведения исследований

2.1.4. Описание объектов исследования

2.2. Методы исследований и обработки материалов

2.3. Результаты исследований и их обсуждение

В этой части должны быть представлены результаты проведенного исследования, причем:

• результаты могут носить качественный характер и заключаться, например, в констатации определенных качественных изменений изучаемого объекта.

• если результаты носят количественный характер, т.е. являются результатом проведенных измерений или оценивания, то они могут быть оформлены в таблицу, схему, диаграмму. Кроме численного показателя высчитывается процент того или иного результата в сравнении с контролем. Результаты статистического анализа данных могут быть представлены либо в текстовой форме, либо в табличной. При этом необходимо приводить не только значения самих статистических показателей, но и обязательно указывать уровень их статистической достоверности. При изложении результатов исследований полученный экспериментальный материал систематизируется, представляется в виде таблиц, рисунков, графиков, диаграмм с текстовым описанием. Излагаемые в экспериментальной части дипломной работы данные должны быть подвергнуты статистической обработке с приведением критериев существенности, на основе которых оценивается степень достоверности влияния изучаемых в опыте приемов.

Данные, приведенные в табличной форме, должны быть интерпретированы и объяснены и в текстовом виде. Если объем основной части велик, то некоторые таблицы и диаграммы могут быть вынесены в приложение. Результаты исследований в таблицах представляются по отдельным годам (фазам развития) или в виде усредненных данных. Результаты исследований в разрезе повторений или другие первичные данные выносятся в приложения к дипломной работе. В приложениях приводятся также расчеты по статистической обработке экспериментальных данных, не использованная в тексте информация или другие материалы, являющиеся документальным подтверждением полученных результатов.

По каждой таблице проводится обстоятельное обсуждение полученных данных. При этом, автор должен на основе собственных наблюдений и сведений других исследователей критически оценить приведенные данные, сформулировать свои взгляды на затронутую проблему.

Иллюстрации (чертежи, рисунки, графики, схемы, диаграммы, фотографии) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей.

При необходимости под иллюстрацией помещают поясняющие данные. Можно, используя фотографии, при помощи сканера преобразовать изображение в графический файл и затем вставить в текст.

2.3.2.Экономическая (экологическая) оценка эффективности изучаемых агроприемов.

Экономическая оценка эффективности изучаемых агроприемов дается на основе расчета, как правило, прямых затрат, определения себестоимости продукции, экономии топливо-смазочных материалов и других ресурсов. Выполняется под руководством консультанта одной из кафедр экономического факультета.

Экологическая оценка изучаемых агроприемов приводится на основе почвозащитной их эффективности, расчета баланса гумуса под отдельной культурой или в звене севооборота и других показателей в соответствии с рекомендациями кафедры почвоведения, мелиорации и экологии.

Заключение

Заключение содержит оценку того, насколько автору ВКР удалось реализовать поставленные цели и задачи. При этом решение каждой из поставленных во введении (или литературном обзоре) задач должно быть отражено и в выводах. Здесь же отмечается теоретическая и практическая значимость проведён­ного исследования. В заключении высказы­вается предположение о перспективах дальнейшего изучения данной пробле­мы

Выводы и предложения производству

Выводы не должны быть излишне формальными («проведено исследование», «получены результаты»). Они должны иметь конкретное содержание. В выводах даются аргументированные ответы на поставленные вопросы, выделя­ется существенное, главное как результат исследовательской работы студента.

Список использованной литературы

Сюда включают все использованные при написании работы литературные источники (не менее 60 наименований) с полным указанием библиогра­фических данных. Указывается схема доступа к Интернет – источникам, с их полным описанием.

Приложения (пример расчета статистической обработки результатов учета урожая и т. п.) Обычно в приложении даются таблицы полученных данных, графики, гистограммы и т.п., которые нецелесообразно включать в основную часть. Другими словами, приложения включают те материалы, которые дают наиболее полную и детальную информацию о проведённом исследовании и полученных результатах, но включение которых загромождает основной текст работы и может затруднить ее восприятие. В приложение также выносятся наиболее интересные или типичные протоколы, рисунки испытуемых, образцы письменных работ и т.д.

5. Оформление дипломной работы

После согласования окончательного варианта дипломной работы с руководителем, работу, аккуратно и четко перепечатанную, брошюруют в специальной папке или переплетают.

Первой страницей дипломной работы является титульный лист (см. Приложение 1), второй — содержание. В содержании в хронологической последовательности указываются названия всех разделов дипломной работы с обозначением номеров страниц, на которых они помещены: введение, главы, параграфы, заключение, список литературы, приложения. Вслед за содержанием приводится основной текст работы, подразделенный на главы и параграфы. После заключения и выводов, начиная с новой страницы, необходимо поместить список использованной литературы. Приложения номеруются и помещаются в конце дипломной работы. В тексте на них делается ссылка.

Оформление дипломной работы осуществляется в соответствии с общими требованиями к учебным работам, принятыми на кафедре агрономии, землеустройства и кадастров ПетрГУ.

6. Рецензирование дипломной работы

С целью получения дополнительной объективной оценки труда диплом­ника специалистами в соответствующей области проводится рецензирование дипломной работы.

После оформления и проверки дипломной работы студент представляет ее на подпись научному руководителю, консультантам по экономическому обоснованию, заведующему кафедрой. После допуска к защите заведующим кафедрой студент передает дипломную работу на рецензию.

В качестве рецензентов могут привлекаться специалисты в области сельского хозяйства, преподаватели кафедры. Списки рецензентов подготавливает кафедра к предварительной защите.

Оформленная дипломная работа вместе с отзывом руководителя предос­тавляется дипломником рецензенту не позднее, чем за 10 дней до защиты.

В рецензии должно быть отмечено значение изучения данной темы, ее ак­туальность, насколько успешно дипломник справился с рассмотрением теоре­тических и практических вопросов. Затем дается развернутая характеристика каждого раздела дипломной работы с выделением положительных сторон и недостатков. В заключении рецензент излагает свою точку зрения об общем уровне дипломной работы и выставляет оценку, которая выносится на рассмот­рение ГАК. Объем рецензии должен составлять 2…3 страницы печатного текста (приложение 2).

Подписанная рецензентом рецензия представляется в ГАК вместе с ди­пломной работой в установленные сроки.

В случае, если руководитель или рецензент, исходя из содержания ди­пломной работы, не считают возможным допустить слушателя к защите ди­пломной работы в ГАК этот вопрос рассматривается в соответствующей учеб­ной структуре ПетрГУ с участием руководителя и автора дипломной работы.

7. Документы, предоставляемые на защиту

Дипломником представляются на защиту следующие документы.

1. Зачетная книжка.

2. Полностью оформленная дипломная работа, содержащая:

- стандартный титульный лист, подписанный дипломником, руководителем и заведующим кафедрой (первый лист, вшивается);

- текст дипломной работы с оглавлением, списком использованной лите­ратуры и приложениями.

3. Отзыв руководителя (вкладывается).

4. Рецензия (вкладывается).

8. Подготовка к защите и защита дипломной работы

Защита дипломной работы происходит на открытом заседании Государственной Аттестационной Комиссии, на котором могут присутствовать, задавать вопросы и обсуждать дипломную работу все желающие.

Задачей ГАК является определение уровня теоретической подготовки студента, его подготовленности к профессиональной деятельности и принятия решения о возможности выдачи студенту диплома о соответствующей квалификации.

Поэтому важно не только написать высококачественную работу, но и уметь квалифицированно ее защитить. Высокая оценка руководителя и рецензента может быть снижена из-за плохой защиты.

Для успешной защиты необходимо подготовить презентацию в программе Microsoft Power Point и текст выступления. Доклад — длительностью не более 10 минут. В его содержание рекомендуется включить:

1. Обращение к присутствующим (приветствие, представление — по регла­менту).

2. Название темы работы (если председательствующий незадолго перед этим объявлял тему, то повторять ее не нужно).

3. Рассказ о целях и задачах работы.

4. Рассказ о структуре работы.

5. Цель, предмет, объект, гипотеза, задачи.

6. Методики.

7. Описание проведенных экспериментов и полученных результатов.

8. Выводы.

9. Возможные варианты дальнейших исследований.

Эта общая схема доклада; более конкретно его содержание определяется дипломником совместно с научным руководителем.

Поскольку на одну защиту по регламенту отводится ограниченное время, члены комиссии не имеют возможности подробно вникать в суть проделанной работы (исключение составляют научный руководитель и рецензент, которые не всегда входят в состав комиссии). Поэтому приобретают дополнительное значе­ние факторы косвенной убедительности сообщения. Это значит, что студенту следует хорошо подготовиться к защите во всех отношениях. Ориентация на со­держание материала, рациональная аргументация — прямой путь убеждения. Ори­ентация на личность выступающего, качество изложения, иллюстрации — косвен­ный путь.

По окончании доклада дипломнику задают вопросы председатель, члены комиссии, присутствующие. Вопросы могут относиться к теме дипломной ра­боты, специального курса или общей психологии, поэтому перед защитой целе­сообразно восстановить в памяти весь курс и особенно те разделы, которые имеют прямое отношение к теме дипломной работы. Дипломнику разрешается пользоваться своей дипломной работой. По докладу и ответам на вопросы ГАК судит о широте кругозора дипломника, его эрудиции, умении публично выступать и аргументировано отстаивать свою точку зрения при ответах на вопросы.

После ответов дипломника на вопросы зачитывается отзыв научного ру­ководителя, в котором излагаются особенности данной работы, отношение сту­дента к своим обязанностям, отмечаются положительные и отрицательные сто­роны работы, а также оглашается внешняя рецензия. Затем предоставляется за­ключительное слово дипломнику.

Оценивается работа по 4-х балльной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

Критериями оценки дипломной работы являются:

  • научный уровень, степень освещенности в ней вопросов темы, значение для юридической практики;

  • использование нормативных актов, правовой литературы;

  • активное использование материалов практики;

  • творческий подход к разработке темы;

  • правильность и научная обоснованность выводов;

  • тиль изложения;

  • аккуратность в оформлении работы;

  • степень профессиональной подготовленности, проявившаяся как в содержании работы, так и в ответах студента на вопросы в процессе защиты работы.

Оценка результата защиты дипломной работы производится на закрытом заседании ГАК. При оценке принимаются во внимание оригинальность и науч­но-практическое значение темы, качество выполнения и оформления работы, а также содержательность доклада и ответов на вопросы. Оценка объявляется по­сле окончания защиты всех работ на открытом заседании ГАК.

Помимо оценки, в качестве поощрения, ГАК определяет возможность рекомендовать материалы дипломной работы на конкурс дипломных работ, на конференции молодых ученых, к опубликованию в печати, к внедрению (в практику работы, в учебный процесс).

В случае если выставлена оценка «неудовлетворительно», ГАК определяет, может ли работа быть представлена к повторной защите (после доработки), или же необходимо сменить тему исследования, выбрав новую в установленном порядке. Повторная защита возможна в течение трех лет после окончания вуза.

Защита дипломной работы перед ГЭК проводится согласно графику деканата. После предоставления слова председателем ГЭК студент выступает с докладом, где раскрывает содержание дипломной работы в течение 8…10 минут.

Затем студент отвечает на вопросы членов ГЭК и присутствующих. После оглашения отзыва научного руководителя и рецензии на дипломную работу он также дает ответы и пояснения по замечаниям рецензента.

Сообщение дипломника должно быть четким и кратким, ответы на вопросы и замечания — ясными и тактичными. Выпускник может воспользоваться заключительным словом по существу вопросов, затронутых в дискуссии. Дополнительную характеристику аттестуемой работы и студента-дипломника может изложить в своем выступлении научный руководитель. После этого защита дипломной работы считается законченной.

Общая оценка защиты дипломной работы перед ГЭК учитывает содержание и сложность работы, ее оформление, уровень владения студентом излагаемым материалом, правильность и полноту ответов на вопросы, оценку работы рецензентом и научным руководителем.

Приложение 1

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Петрозаводский государственный университет»

Агротехнический факультет

Кафедра агрономии, землеустройства и кадастров
Специальность: 110201.65 «Агрономия»

Дипломная работа

допущена к защите:

зав. кафедрой, д. с.-х. н.,

профессор И. О. Фамилия ___________

Дипломная работа
Выращивание клюквы болотной в промышленных условиях
Исполнитель: студент группы 42501

И. О. Фамилия ________________

Руководитель:

И. О. Фамилия ______________

Консультант по экономическим вопросам:

И. О. Фамилия _____________


Петрозаводск, 2013

Приложение 2

ОТЗЫВ

Научного руководителя на выпускную квалификационную работу

Студента(ки) _______________________________________________________

Специальности ____________________________________________________

Тема выпускной квалификационной работы __________________________

__________________________________________________________________
Научный руководитель ____________________________________________

(Уч. степень, уч. звание, должность, Ф.И О.)

В отзыве необходимо отметить следующие моменты: актуальность темы исследова­ния; основные проблемы, рассмотренные в выпускной квалификационной работе; выделить вопросы наиболее интересно исследованные; определить научную и практическую значимость; степень само­стоятельности при написании выпускной квалификационной работы, уровень теоретической подготовки ди­пломника, его знание основных концепций и научной литературы по избранной теме.

В заключении необходимо указать отвечает ли работа предъявленным требованиям и допускается ли к защите.

«_____»_______________200__г.
Место работы и должность научного руководителя_________________________

____________________________________________________________________

Ф.И.О.______________________________________________________________

Подпись________________
С отзывом ознакомлен

Зав. кафедрой агрономии, землеустройства и кадастров ________
Приложение 3

РЕЦЕНЗИЯ

На выпускную квалификационную работу

Студента(ки)_______________________________________________________

Специальность_____________________________________________________

Тема выпускной квалификационной работы_____________________________

__________________________________________________________________
При рецензировании дипломной работы обращается внимание на обязательное отражение в рецензии следующих вопросов:

- актуальность темы;

- перечень рассматриваемых вопросов, соответствие содержания работы ее

названию;

- соответствие сделанных автором выводов и предложений производству приведенным результатам работы;

- грамотность написания и качество оформления дипломной работы;

- положительные стороны и недостатки работы;

- заключение о соответствии работы предъявляемым требованиям и какой оценки она заслуживает;

. После устранения (при необходимости) отмеченных рецензентом недостатков, студент представляет дипломную работу с рецензией и отзывом научного руководителя в деканат факультета не позднее, чем за два дня до защиты ее перед Государственной экзаменационной комиссией (ГЭК).

Рецензия подписывается рецензентом с указанием его ученой степени, ученого зва­ния, должности и места работы. Для лиц, не являющихся штатными сотрудниками МПСИ, подпись должна быть заверена печатью организации.
«____»____________20__г.

Место работы и должность рецензента ___________________________________

__________________________________________________________________

Ф.И.О.____________________________________________________________

Подпись_________________

С рецензией ознакомлен

Зав. кафедрой агрономии, землеустройства и кадастров ________


страница 1


скачать

Другие похожие работы: