Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения регионального экзамена по русскому языку в 7 классе
Пояснения к демонстрационному варианту
Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику экзамена по русскому языку в 7 классе и широкой общественности составить представление о структуре и содержании будущих вариантов экзаменационной работы, о форме предъявления материала и уровне сложности заданий. Критерии оценивания экзаменационной работы позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности ответов.

Эти сведения дают возможность учащимся выработать стратегию подготовки к сдаче регионального экзамена по русскому языку.
Региональный обязательный экзамен по русскому языку в 7 классе
Демонстрационный вариант 2012 г.
ФИО учащегося ______________________________________________

Наименование учреждения _____________________________________

Класс ___________________

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 90 минут. Работа состоит из 3-х частей.

Часть 1 включает 16 заданий (А1-А16). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. При выполнении задания обведите номер выбранного ответа в экзаменационной работе кружком. Если Вы обвели не тот номер, то зачеркните обведённый номер крестиком, а затем обведите номер правильного ответа.

Часть 2 состоит из 4 заданий (В1-В4), требующих краткого ответа. Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно. Записывайте ответы на эти задания в экзаменационной работе в отведённом для этого месте словами или цифрами, разделяя их при необходимости запятыми. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Часть 3 состоит из 1 задания (С1), требующего развернутого ответа (сочинение-рассуждение). Записывайте ответ на это задание на отдельном бланке.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Желаем успеха!
Часть 1

При выполнении заданий этой части (А1-А16) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.
А1 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. пара ботинок

  2. четверо суток

  3. по приезде в город

  4. более моложе


А2 В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

  1. ра..менять, и..живший, ра..тягивать

  2. пр..тормозить, пр..городный, пр..чудливый

  3. ра..лом, и..дать, бе..полезный

  4. пр..клеить, пр..лестный, пр..ключение


А3 В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) не стоит свеч.., встанеш.. утром

2) пуститься вскач.., праздничный кулич..

3) назнач.. встречу, черная туш..

4) ударить наотмаш.., похож.. на артиста
А4 Укажите причастие с пропущенной в суффиксе буквой Я.

1) собира..щий вещи

2) стро..щийся дом

3) пиш..щий чернилами

4) стел..щиеся растения
А5 В каком предложении на месте пропуска пишется одна буква Н?

1) Тума..ая мгла преграждала путь.

2) За стекля..ой дверью показалась чья-то фигура.

3) В центре поселка построе..а новая школа.

4) Перед нами расстилалось невспаха..ое поле.
А6 В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е?

1) в разгорающ..мся пламен..

2) в верхн..м ярус..

3) о корабле, находивш..мся в гаван..

4) под иссушающ..м солнц..м
А7 В каком варианте ответа НЕ со словом пишется раздельно?

1) Книга оказалась (не)интересной.

2) (Не)заметно встреча подошла к концу.

3) Он считался (не)заменимым сотрудником.

4) Шумит поток, (не)скованный зимой.
А8 Укажите ряд слов, требующих дефисного написания.

1) чуть(чуть), (по)весеннему небу

2) (кое)где, одеться (по)зимнему

3) куда(нибудь), пришёл (во)время

4) выть (по)волчьи, (по)нашему мнению

А9 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?

Н(1)кто н(2) понимал н(3) его замыслов, н(4) его н(5)сбывшихся мечтаний.


1) 1, 4

2) 2, 4

3) 2, 5

4) 1, 3, 4


А10 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Гул моря (1) изредка (2) заглушаемый криком чаек (3) доносился до лагеря (4) нарушая тишину ночи.


1) 1, 2, 3

2) 1, 2, 4

3) 2, 3, 4

4) 1, 3, 4


А11 Укажите словосочетание, где выделенное слово является главным.


1) вьющимися растениями

3) колеблющиеся от ветра

2) поблагодарив соседа

4) изучая правила


А12 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Переводя текст,

  1. мне понадобится словарь.

  2. обдумывается его структура.

  3. я узнал много нового.

  4. должен учитываться стиль речи.


Прочитайте текст и выполните задания A12-A15; B1-В5; С1.
(1)Тёму проводили из дому с большим почетом. (2)Отец сам вез Тёму, чтобы сдать его с рук в руки гимназическому начальству. (3)Дорогой Тёме отец говорил о том, что его ждет в гимназии, о товариществе, как в его время преследовали ябед – накрывали шинелями и били.

(4)Тёма слушал знакомые рассказы и чувствовал, что он будет надежным хранителем товарищеской чести. (5)В его голове рисовались целые картины геройских подвигов.

(6)Сердце его немного дрогнуло при виде большого класса, набитого массой детских фигур.

(7)Следующий урок был рисование. (8)Тёме дали карандаш и бумагу.

 (9)Тёма начал выводить с модели какой-то нос, но у него не было никаких способностей к рисованию. (10)Выходило что-то совсем несообразное.

–(11)Ты совсем не умеешь рисовать? – спросил Вахнов.

–(12)Не умею, – ответил Тёма.

–(13)Сотри! (14)Я тебе нарисую.

(15)Тёма стер. (16)Вахнов в несколько штрихов красиво нарисовал ему большой, выпуклый, с шишкой нос.

–(17)Разве он похож на этот нос? – спросил огорченно Тёма, сравнивая его с моделью римского носа.

–(18)Ну, вот глупости, ты можешь рисовать всякий, какой захочешь... (19)Ну, скажешь, что у дяди твоего такой нос... (20)Хочешь, я покажу тебе фокус?

(21)Вахнов сунул в руку Тёмы какой-то продолговатый предмет.

–(22)Крепко держи!

(23)И Вахнов с силой дернул шнурок. (24)В то же мгновение Тёма с пронзительным криком, уколотый двумя высунувшимися иголками, хватил со всего размаха Вахнова по лицу.

(25)Учитель молчал в течение минуты, потом медленно подошел к Тёме.

–(26)Только выдай, сегодня же отделаем под шинелями, – прошептал Вахнов.

(27)Учитель уставился на Тёму.

–(28)Ваше рисование?

(29)Тёма протянул свой нос.

–(30)Это что ж такое?

–(31)Это моего дяди нос, – отвечал Тёма.

–(32)Вашего дяди? – загадочно переспросил учитель. – (33)Хорошо-с, ступайте из класса!

–(34)Я больше не буду, – прошептал Тёма.

–(35)Иди, – прошептал Вахнов. – (36)Постоишь до конца урока и придешь назад. (37)Молодец! (38)Первым товарищем будешь!

(39)Тёма вышел из класса и стал в темном коридоре у самых дверей. (40)Немного погодя в конце коридора показалась фигура в форменном фраке.

–(41)Вы зачем здесь? – наклонясь к Тёме, спросил господин.

–(42)Учитель сказал мне постоять здесь.

–(43)Ваша фамилия?

–(44)Карташев.

–(45)Вы маленький негодяй, однако! – проговорил господин, совсем близко приближая свое лицо, таким голосом, что Тёма задрожал от страха.

–(46)За что Карташев выслан из класса? – спросил он, распахнув дверь.

(47)При появлении господина весь класс шумно встал и вытянулся в струнку.

–(48)Дерется, – проговорил учитель. –(49)Я дал ему модель носа, а он вот что нарисовал и говорит, что это нос его дяди.

(50)Светлый класс, масса народа успокоили Тёму. (51)Он понял, что сделался жертвой Вахнова, понял, что необходимо объясниться, но, на свое несчастье, он вспомнил и наставление отца о товариществе.

(По Н.Г. Гарину-Михайловскому)
Николай Георгиевич Гарин-Михайловский  (1852г.-1906г.) – русский писатель, публицист, крупный инженер-изыскатель, строитель, путешественник, общественный деятель. Тетралогия Гарина-Михайловского («Детство Тёмы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры») посвящена судьбам молодого поколения интеллигенции «переломного времени».
А13 В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Тёма не сказал учителю, что в произошедшем на уроке виноват Вахнов?».

1) (24)В то же мгновение Тёма с пронзительным криком, уколотый двумя высунувшимися иголками, хватил со всего размаха Вахнова по лицу.

2) (4)Тёма слушал знакомые рассказы и чувствовал, что он будет надежным хранителем товарищеской чести.

3) –(26)Только выдай, сегодня же отделаем под шинелями, – прошептал Вахнов.

4) (50)Светлый класс, масса народа успокоили Тёму.
А14 Какой тип речи представлен в предложениях 20-25?


  1. описание

  2. рассуждение

  1. повествование

  2. описание и повествование


А15 Укажите правильную морфологическую характеристику слова УКОЛОТЫЙ из 24 предложения текста.


  1. наречие

  2. деепричастие

  1. причастие

  2. прилагательное


А16 Какое средство художественной выразительности использовано в предложении 47 (При появлении господина весь класс шумно встал и вытянулся в струнку)?

  1. сравнение

  2. метафора

  3. фразеологический оборот

  4. антитеза

Часть 2
При выполнении заданий этой части (В1-В4) запишите ваш ответ сразу после каждого задания. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми.


Ответы к заданиям B1-B3 запишите словами.


В1 Укажите способ образования слова ОГОРЧЁННО (предложение 16)
Ответ: _________________________________________________________________
В2 Из предложения 25 выпишите производный предлог.
Ответ: _________________________________________________________________
В3 Из предложений 40-41 выпишите слово с чередующейся гласной в корне слова.
Ответ: _________________________________________________________________
Ответы к заданию B4 запишите цифрами.
В4 Среди предложений 45-49 найдите предложения с деепричастными оборотами. Напишите номера этих предложений.
Ответ: _________________________________________________________________
Часть 3
Используя прочитанный текст, выполните задание С1. Запишите ваш развёрнутый ответ (сочинение-рассуждение) на отдельном бланке (листке).
С1 На основе прочитанного текста напишите сочинение-рассуждение, ответив на вопрос: «Почему Тёма не сказал учителю правду?».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных вам предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Система оценивания экзаменационной работы по русскому языку в 7 классе
Часть 1
За выполнение каждого из заданий А1-А16 с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, что обведён только номер верного ответа.

Если обведены два ответа и более, в том числе правильный, и неверные ответы не перечёркнуты, то ответ не засчитывается.

Максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый, правильно выполнивший 16 тестовых заданий первой части работы, – 16 баллов.
Ключи к заданиям А-А16


Номер задания

Ответ

А1

4

А2

2

А3

3

А4

2

А5

3

А6

2

А7

4

А8

2

А9

4

А10

4

А11

3

А12

3

А13

2

А14

3

А15

3

А16

3


Часть 2
За верное выполнение заданий второй части экзаменационной работы (В1-В4) экзаменуемый получает по 1 баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. В заданиях, где в качестве ответа записывается несколько слов или цифр, 1 балл выставляется, если верно указаны все слова или цифры.

Максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый, правильно выполнивший 4 тестовых задания второй части работы, – 4 балла.
Ключи к заданиям В1-В4


Номер задания

Ответы

В1

суффиксальный

В2

в течение

В3

наклонясь

В4

45, 46


Часть 3

Проверка задания С1

Ответ на задание С1 (сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом содержания текста) оценивается по следующим критериям.




Критерии оценивания развернутого ответа (сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста)

Баллы

СК1

Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос на основе интерпретации текста.




Экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный вопрос. Ошибок в интерпретации текста нет.

2

Экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный вопрос в целом, но допустил 1ошибку в его интерпретации.

1

Экзаменуемый не сумел дать обоснованный ответ на поставленный вопрос,

или

экзаменуемый допустил 2 (или более) ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста.

0

СК2

Наличие примеров-аргументов




Экзаменуемый привёл из текста 2 примера-аргумента, которые соответствуют обоснованному ответу на поставленный вопрос.

2

Экзаменуемый привёл из текста 1 пример-аргумент, который соответствует обоснованному ответу на поставленный вопрос.

1

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, соответствующего обоснованному ответу на поставленный вопрос,

или

приведённые экзаменуемый примеры-аргументы не соответствуют обоснованному ответу на поставленный вопрос,

или

экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста.

0

СК3

Смысловая цельность, речевая связность и
последовательность изложения





Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

  • логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но

допущена 1 логическая ошибка,

и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более 1 логической ошибки,

и/или

имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

0

СК4

Композиционная стройность работы




Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет.

1

Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершённости.

0

СК5

Соблюдение орфографических норм




Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1ошибки.

2

Допущены 2 ошибки.

1

Допущены 3 ошибки и более.

0

СК6

Соблюдение пунктуационных норм




Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок.

2

Допущены 3 ошибки.

1

Допущены 4 ошибки и более.

0

СК7

Соблюдение грамматических норм




Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка.

2

Допущены 2 ошибки.

1

Допущены 3 ошибки и более.

0

СК8

Соблюдение речевых норм




Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок.

2

Допущены 3 ошибки.

1

Допущены 4 ошибки и более.

0

СК9

Фактическая точность письменной речи




Фактических ошибок в изложении материала, в понимании и употреблении терминов нет.

1

Экзаменуемым допущены 1 и более ошибки в изложении материала или в употреблении терминов.

0




Максимальное количество баллов за задание С1

16 баллов


При оценке грамотности (СК5-СК8) следует учитывать объём сочинения.

Указанные в таблице нормативы применяются для проверки и оценки сочинения, суммарный объём которого составляет 70-110 слов.

Если объём развернутого ответа составляет 50-69 слов, то по каждому из критериев СК5-СК8 не ставится больше 1 балла:

СК5 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;

СК6 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;

СК7 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;

СК8 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.

Если в развернутом ответе в целом насчитывается менее 50 слов, то такая работа по критериям СК5-СК8 оценивается нулём баллов.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение третьей части работы, – 16 баллов.
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 36 баллов.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: