Ильин А.Ю.

ФПСН

Политическая философия как учебная дисциплина и ее методическое обеспечение.

С середины 20 века происходит кардинальная ревизия при объяснениях политического. Изменения связаны с высокими темпами развития науки и политической науки в частности, появление и приспособление не используемых ранее методов и подходов к анализу политики. Более того, заговорили о глубокой пропасти разделивший 20 век со всеми предшествующими столетиями в методах решения политических антиномий. Политическая философия как способ познания политического, как одна из динамично развивающихся дисциплин имеет множество объяснительных систем. Она дает представления об основных мировоззренческих, онтологических и гносеологических аспектах политики и имеет огромную не только познавательную, но и практическую значимость. Способствуя формированию фундаментальных представлений о политике, философская подготовка специалиста в области политических наук является одним из важнейших условий его профессионализма как будущего политолога, не зависимо от того, связана его работа с научной, аналитической работой или деятельностью в области политических технологий.

Однако следует отметить своего рода противоречие между значением дисциплины и научным и дидактическим ее обеспечением.

За весь период действия государственных стандартов по политологии в каждом из них появлялись курсы под такими названиями как философия политики или политическая философия. В новых проектах предлагается и третье название теория и философия политики. Количество часов отводимых на их чтение изменилось от 100 до 265 часов, как и форма отчетности от зачета до двух экзаменов (в примерном учебном плане, рекомендуемом УМО). Блоки вопросов, требующих изучения оставались практически без изменений. Набор определенных стандартами основных дидактических единиц каждый специалист оставляет за собой, порой включением не со-стыкуемых друг с другом подходов, а то и совершенно подменяя темы, предлагаемые государственным стандартом, собственным набором (порой случайно подогнанных) тем. Собственно и сам предмет и даже название дисциплин используемых, как взаимозаменяемых или дополняемых друг друга остается в научных кругах дискуссионным и зачастую понимаемым лишь интуитивно. Неопределенность в научных кругах по поводу дисциплины, точнее, многочисленные ее трактовки сказались и на том, что ВАК 5 лет назад ликвидировал специальность 090010 – философия политики и права.

Как результат учебная литература по политической философии, изданная в последнее время ограниченна небольшим числом изданий и их авторов, в которых представлены или отдельные аспекты курса (Б. Г. Капустин, И. А. Гобозов, М М. Федорова), или осуществлена попытка повторить структуру действующего стандарта ( А. С. Панарин, В. В Ильин, В. И. Коваленко), или предложить собственное видение курса, при этом, порой, не придерживаясь, требований стандарта (К. С. Гаджиев, В. П. Макаренко, А. Г. Дугин, А. И. Демидов, И. А.  Василенко и др). Однако сами работы являются лишь приближением к систематическому изложению курса или попыткой демонстрации собственных взглядов с использованием философской терминологии. Появление в учебной работе литературы зарубежных авторов не снимает проблему, методического обеспечения курса, так как проблемы философского освящения политики характерны и для зарубежных школ. Поэтому насущной проблемой является не только пересмотр действующего стандарта, но и создание учебника.

Не менее важной проблемой в преподавании курса политической философии являются пробелы в области истории науки и философии, неспособность к философской рефлексии. Как следствие, преподаватель вынужден затрачивать огромное количество времени для ликвидации пробелов в общефилософской и исторической подготовке. Студент изучает, к примеру, «Политику» Аристотеля, однако не имеет представления о «Метафизике», многие философские понятия, категории являются не познанными величинами. Сам язык философской абстракции являются пугающим, в лучшем случае рассуждения студентов о языке философии напоминают обывательское представление как словесной эквилибристике не более.

Для подготовки специалиста требуется более глубокая и многосторонняя подготовка. Требуется пересмотр не только структуры подготовки специалистов, но и содержания большинства курсов. В частности, в вузе было бы логичным предварять изучение политической философии курсами по истории философии, философии и методологии науки, историю политической мысли всеобщей историей, как минимум нового и новейшего времени. Учитывая ограниченность стандарта временными рамками и желанием вместить максимально большое число курсов, это проблема становится почти не выполнимой. Единственная возможность исключить повторяемость одних и тех же курсов под разными названиями детальной проработкой структуры и содержания программ.




страница 1


скачать

Другие похожие работы: