Идем в школу! А когда?

В каком возрасте вашему малышу пора собираться в школу? Ведь иногда случается, что активный, сообразительный и любознательный малыш, переступив ее порог, вдруг становится вялым, скучным, апатичным и капризным. Обычно так происходит, когда учебная нагрузка оказывается для него чрезмерной и все силы уходят на преодоление сложностей. Как правило, это означает, что взрослые поторопились.

Российские педагоги не рекомендуют отдавать детей в школу ранее семи лет без консультации с психологом. Начало школьных занятий для неподготовленного ребенка станет "серьезным психологическим ударом" - заявляет профессор кафедры общей психологии Московского государственного педагогического университета Юрий Арзуманов.

По мнению специалистов, для успешного овладения грамотой и письмом ещё до начала обучения у ребёнка должны быть сформированы необходимые для этого предпосылки:

1. Полноценное владение речевыми звуками (правильное их произношение, умение различать на слух, а также определять присутствие и примерное место заданных звуков в слове).

2. Достаточный словарный запас (умение подбирать синонимы и антонимы, родственные слова; употреблять слова, имеющие абстрактное значение, приставочные глаголы, существительные, обозначающие профессии или названия спортсменов по видам спорта, а также сложные существительные и прилагательные, притяжательные прилагательные и др.).

3. Умение грамматически правильно оформлять предложения и образовывать от одних слов другие, иными словами - "сформированность грамматических систем".

4. Владение связной речью.

5. Сформированность представлений о форме и величине предметов и их расположенность в пространстве по отношению друг к другу.

Одним словом, развитие устной речи - главное условие быстрого овладения грамотой и письмом. Конечно, нельзя забывать о полноценности таких психических функций у ребёнка, как память, внимание, мышление и др. Важна и развитая ручная моторика.

Однако нередко "проблемными" становятся дети, приходящие в 1-й класс с большим багажом навыков и умений, в том числе - умеющие читать. Такие дети обычно быстро теряют интерес к учебе, поскольку "всё знают", и останавливаются в развитии. Специалисты считают, что всё-таки лучше, если ребёнок к моменту поступления в школу умеет читать. Но если у родителей возникает беспокойство, что его чадо "слишком много знает", имеет смысл отдать сына или дочь в гимназию, где уровень обучения будет оптимальным для поддержания интереса к учебе.

Возможные предпосылки для отмены старта.

Социальные противопоказания:

Единственный ребенок, воспитывающийся в большой семье. В такой ситуации одновременная вовлеченность 3-5 взрослых в процесс обучения ребенка будет достаточно высокой. Масса родственников станет контролировать успехи одного малыша. Для шестилетнего ребенка такой психологический прессинг, такая мера ответственности слишком велики.

Выбор привилегированной школы, гимназии или лицея, как правило, связан с ежедневными, часто длительными, поездками туда и обратно. Программы обучения в таких учебных заведениях усложнены, значит, к высоким интеллектуальным нагрузкам добавится усталость от длительного путешествия и раннего подъема, а это уже грозит здоровью и психическому развитию шестилетнего малыша. К семи же годам выносливость организма существенно повышается.

Психологические противопоказания:

Низкий уровень мотивационной готовности к обучению. Ребенок еще не наигрался, у него не появилась тяга к теоретическим знаниям. Школьная дисциплина и ежедневные учебные занятия будут тяжелы для малыша. А время, проведенное в стенах школы, воспринимается ребенком как вычеркнутое из жизни.

Неблагоприятный психологический климат в семье. Некоторые родители, переживая "не лучшие времена", полагают, что учеба отвлечет от семейных неприятностей их ребенка. Однако, учеба в такой ситуации только провоцирует дополнительные трудности. Семейные проблемы мешают детям полноценно учиться, особенно в стенах дома. Успеваемость неминуемо снижается, что становится лишним поводом для домашних раздоров.

Рождение братика или сестрички. Первоклассник и грудной ребенок - не самое лучшее сочетание. Ночной плач, суета, недосыпание и общее утомление спровоцируют плохой школьный старт, а дальше ситуация вполне может превратиться в снежный ком. Если в вашей семье случается такое совпадение, то оставьте ребенка в садике.

Медицинские противопоказания:

Различные психические и соматические заболевания, недавно перенесенные травмы головного мозга и позвоночника. Как бы хорошо ни был подготовлен малыш к школе, учебный режим потребует от него напряжения умственных и физических сил, что может привести к рецидивам и осложнениям. За год ситуация значительно изменится в лучшую сторону, да и в целом ребенок окрепнет. Эта рекомендация касается и часто болеющих детей. Низкий иммунитет и связанные с этим часто возникающие заболевания могут привести к серьезным перегрузкам.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: