Готовимся к ЕГЭ по литературе

Занятие 1

Учимся читать фрагмент текса эпического произведения.

Вопросы. Структура занятия.

  1. Теоретико-литературная основа урока.

    • Происхождение слова «эпос».

    • Особенности эпоса как рода литературы.

    • Прозаическая речь и поэтическое слово.

    • Тематика художественного произведения.

    • Сюжет эпического произведения. Сюжетно-композиционные элементы (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог).

    • Герой эпического произведения.

  2. Самостоятельная работа.

Вспомните процесс работы А.С.Пушкина над романом «Евгений Онегин» и его высказывания о Татьяне; историю создания Л.Н.Толстым романа-эпопеи «Война и мир» - изменение первоначального замысла.

  1. Теоретико-литературная основа урока.

    • Герой и его автор.

    • Проблематика художественного произведения.

    • Художественное обобщение в эпосе. (Типизация. Индивидуализация.)

    • Идея эпического произведения. Конфликт.

  2. Готовимся к анализу фрагмента текста эпического произведения.

    • Внимательно прочитай фрагмент текста эпического произведения.

    • Назови центральное событие эпизода.

    • Выдели этапы развития этого события и составь план.

    • Выдели в тексте важные по смыслу детали времени и пространства и охарактеризуй обстановку действия.

    • Сформулируй главную мысль эпизода.

(Пример – работа с фрагментом текста А.С.Пушкина «Капитанская дочка». – Гринев вместе с Пугачевым едет в Белогорскую крепость «Стой! Стой!» - раздался голос, слишком мне знакомый…мы оба замолчали, погрузясь каждый в свои размышления.»

  1. Обоснуй деление эпизода на части и названия пунктов плана.

    • В путь.

    • Просьба Савельича.

    • Напоминание о заячьем тулупе.

    • Превратности судьбы.

    • Тайна Гринева.

    • Дворянин и разбойник.

    • Судьба бунтовщика.

    • Калмыцкая сказка.

    • Позиция Гринева.

    • Молчаливые размышления.

  2. Проанализируй следующий эпизод самостоятельно

Текст произведения (Авторский текст)

Вопросы для пересказа («троечник»)

Вопросы для анализа («отличник»)

Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. <…>

Что происходит?

Чью точку зрения на происходящее предлагает читателю автор и почему?

Очередь была за мною. Я глядел смело на Пугачева, готовясь повторить ответ великодушных моих товарищей. Тогда, к неописанному моему изумлению, увидел я среди мятежных старшин Швабрина, обстриженного в кружок и в казацком кафтане. Он подошел к Пугачеву и сказал ему на ухо несколько слов. "Вешать его!" - сказал Пугачев, не взглянув уже на меня. Мне накинули на шею петлю. Я стал читать про себя молитву, принося богу искреннее раскаяние во всех моих прегрешениях и моля его о спасении всех близких моему сердцу. Меня притащили под виселицу. "Не бось, не бось", - повторяли мне губители, может быть, и вправду желая меня ободрить. Вдруг услышал я крик: "Постойте, окаянные! погодите!.." Палачи остановились. Гляжу: Савельич лежит в ногах у Пугачева. "Отец родной!" - говорил бедный дядька. - "Что тебе в смерти барского дитяти? Отпусти его; за него тебе выкуп дадут; а для примера и страха ради, вели повесить хоть меня старика!" Пугачев дал знак, и меня тотчас развязали и оставили. "Батюшка наш тебя милует" - говорили мне. В эту минуту не могу сказать, чтоб я обрадовался своему избавлению, не скажу однако ж, чтоб я о нем и сожалел. Чувствования мои были слишком смутны. Меня снова привели к самозванцу и поставили перед ним на колени. Пугачев протянул мне жилистую свою руку. "Цалуй руку, цалуй руку!" - говорили около меня. Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению. "Батюшка Петр Андреич!" - шептал Савельич, стоя за мною и толкая меня. - "Не упрямься! что тебе стоит? плюнь да поцалуй у злод... (тьфу!) поцалуй у него ручку". Я не шевелился. Пугачев опустил руку, сказав с усмешкою: "Его благородие знать одурел от радости. Подымите его!" - Меня подняли и оставили на свободе. Я стал смотреть на продолжение ужасной комедии.

Кто участники события?
Что отмечает герой?
Как ведет себя Гринев?
Каким образом вызволил Савельич Гринева?

Какую цену за помилование «барского дитяти» хотел Пугачев?

Как выражено отношение рассказчика к увиденному?

Как вы объясняете поведение и чувства Гринева?
Почему Савельич бросился в ноги самозванцу?

Объясните позицию Гринева. (найдите и истолкуйте цитату)

Почему Гринев называет происходящее ужасной комедией?

Охарактеризуйте каждого персонажа эпизода и его роль в развитии событий романа («хорощист»)



  1. Сравни вопросы разных групп и сделай вывод о том, какой ответ необходимо давать на экзамене (рассуждение). Выводы:

а) чтобы подготовиться к пересказу фрагмента, надо поставить такие вопросы, чтобы ответ был легко найден в самом тексте (вопросы для пересказа требуют воспроизведения текста)

б) чтобы объяснить позицию Гринева в эпизоде, необходимо определить предметы внимания Гринева; найти прямые оценки им происходящего; охарактеризовать душевное состояние героя; объяснить его поведение. (вопросы для анализа требуют рассуждения)


  1. Памятка ученику «Помоги себе сам»

Приучи себя читать в учебнике о героях, конфликте, об особенностях построения произведения и мастерстве писателя. Для этого6

    • Используй цветные закладки необходимых страниц.

    • Составляй план важной для тебя статьи учебника.

    • Делай пометки цитат из статей учебника карандашом. Старайся их запомнить.

    • Перенимай опыт использования теоретико-литературных понятий в рассуждении о произведении. Уточняй значение терминов по словарю.

    • Обращай внимание на цитирование критиком текста художественного произведения. Выучи 2-3 важных цитаты.


Занятие 2

Учимся читать фрагмент текста драматического произведения

  1. Пьеса – произведение для сцены. Каждый режиссер-постановщик интерпретирует одну и ту же пьесу по-своему. А читатель сам ведет разговор с автором (создает обстановку, характер, облик персонажей, интонацию их речи).

  2. Особенности драматургического произведения.

    • Произведение начинается списком действующих лиц с авторским комментарием. (Афиша, афишка).

    • Произведение делится на действия (акты) и явления.

    • Нет прямых высказываний автора, только ремарки (указания на место и время действия, как говорит и ведет себя персонаж).

    • В основе произведения – диалог персонажей.

  3. Самостоятельная работа.

1.Найдите в литературоведческом словаре и запомните значение слов»:

«троечник» - драма, комедия, трагедия;

«хорошист» - ремарка, реплика, диалог, монолог, речевая характеристика;

«отличник» - мизансцена, интрига, открытый финал.

2. Фрагмент комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» (Действие первое, явление II)

  • Прочитаем внимательно;

  • Выделим самое важное в речи персонажей.

  • Вопрос: В какой обстановке обсуждается известие о приезде ревизора? (В тексе учителем выделены высказывания, выражения, отдельные слова, характеризующие атмосферу жизни и взаимоотношения чиновников)

  • Самопроверка.

Чиновники, как утверждает городничий, живут в своей глухой провинции семейственно, это подтверждается:

    1. Присутствием в их речи разговорной («смерть люблю узнать») и просторечной лексики;

    2. Добрососедским обращением друг к другу;

    3. Сплетнями как источником новостей;

    4. Общими интересами и времяпрепровождением;

    5. Негласной договоренностью о взаимном покрывательстве «грехов». («дело семейственное»)

  • Вопрос: как речь характеризует чиновников – участников диалога?

  • Самопроверка. Уровень образованности чиновников низок, а «начитанность» проявляется только в чтении чужих писем, которые для них интереснее «Московских ведомостей». Каждый из них нарушает закон (примеры). И все это безнаказанно!

  • Вопрос: Как каждый из этих трех чиновников относится к известию о ревизоре?

  • Вывод: какова основная мысль этого эпизода драматического произведения?

  • Самопроверка. Ревизор нежелателен и опасен этому сообществу чиновников, погрязших в грехах, поэтому им необходимо предотвратить его возможные расследования и скрыть от его глаз чиновничье попустительство и казнокрадство.

  1. Памятка «Анализ фрагмента драматического произведения»

  1. Внимательно прочитай фрагмент драматического произведения.

  2. Назови центральное событие эпизода.

  3. Охарактеризуй обстановку действия: выдели в тексте важные по смыслу высказывания персонажей и истолкуй их смысл.

  4. Найди в репликах участников диалога свои особенности (лексику, построение, интонацию фраз, ссылки на авторитеты, повторы, умолчания и пр.

  5. Сформулируй главную мысль эпизода.

  6. В эпизоде, представляющем собой монолог героя, найди (что?) те детали, те слова, те высказывания, которые (зачем?) помогут точно, емко охарактеризовать героя и отношение к нему автора.







страница 1


скачать

Другие похожие работы: