Автор В.Ю. Свиридова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Школьные предметы художественного цикла отличаются от других предметов своими целями, средствами и методами их преподавания.                                                                

  Главная цель этого цикла развитие эстетического сознания, то есть создание у школьника такого образа действительности, который соотнесен с идеалами прекрасного. Неоценима роль литературы в общем развитии школьников. Литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней, духовной жизни человека, обогатить нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове в целом повысить общую культуру человека.     

 Стратегическая цель литературного образования в школе воспитание интеллигентной личности, чутко и с пониманием относящейся к миру (к окружающим людям, животным, природе), живущей «по законам красоты» (Лев Толстой).               Более конкретная цель воспитание образованного, творческого читателя, который имеет сформированную потребность в чтении. Такой читатель знает, что читать, ориентируется в широком мире литературы (у него сформировано «жанровое ожидание»,имеется представление о творческом почерке разных писателей и поэтов), знает и как читать (обладает умением адекватно понять произведение), опираясь на представления о художественных приемах, на вкус, развитые эстетические чувства.   В основе данного курса лежит единый методологический подход в изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики  художественной образности.  Эстетическое осмысление действительности посредством художественного образа это то общее, что характеризует разные виды искусства: музыку, живопись, скульптуру, литературу. Чтобы разобраться в эстетической стороне действительности, ребенок должен соприкоснуться с разными видами искусства: музыкой, живописью, литературой. Общность всех видов искусства в способности художника воображать, фантазировать, создавать не понятия, а образы. Без использования термина «художественный образ» ведется постепенное формирование общего представления об этом понятии, как основном для понимания особенностей литературного творчества: в произведении явления действительности предстают перед нами пропущенными через призму восприятия художника, картина мира насыщена его чувствами и отношением к изображаемому.Соответственно, текущая цель курса осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества, развитие нравственно-эстетического опыта младшего школьника.                                                                                                                           Особенностью реализованной в учебниках системы литературного образования является:      

1) выстроенная логика знакомства младших школьников с особенностями литературы как искусства;                                                                                                    

  2) ознакомление за время обучения в начальной школе с минимальным понятийным инструментарием, необходимым для анализа и оценки литературных произведений на уровне представлений без обязательного запоминания;

3) развивающий характер вопросов и заданий, создающий условия для «открытий», которые делают сами школьники в процессе познания, и способствующий осознанности процесса учения.


          Содержание данного курса литературного чтения разработано на основе дидактических принципов, направленных на оптимальное общее развитие каждого ученика, и является составной частью целостной дидактической системы Л.В. Занкова.    Система начального литературного образования на своем специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования: развитие личности школьника, его творческих способностей; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.   Произведения подобраны таким образом, чтобы развернуть перед школьниками идею ценности и хрупкости мира, где мир понимается и как общий всему человечеству природный и культурный дом, и как отечество, и как пространство человеческих чувств. Тексты, вопросы и задания к ним показывают школьнику, как трудно и как важно стать человеком: научиться переживать и сопереживать, ценить, любить и защищать этот мир: мир природы, людей и искусства, мир чувств.                                                                                   

 Таким образом,задачами начального курса литературы являются:

- расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях; - воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей; развитие интереса детей к чтению и потребности в нем, сделав каждый текст эмоционально близким, каждого автора интересным;                 

 - создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе практического ознакомления с литературоведческими понятиями;                                                                                                                     

  - развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (слушания, чтения вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывание по поводу текста), собственного творчества (устное и письменное высказывание на свободную тему).                                                                                           

Преподавание литературного чтения опирается на стихийное творческое начало, присущее ребенку до школы. Как правило, дошкольник является слушателем и синкретическим творцом одновременно в области литературы и в рисовании, музыке, игре. Курс литературного чтения продолжает, - но целенаправленно, - воспитание слушателя, читателя и творца. При этом происходит обогащение читательского опыта и литературного кругозора, формируется осознанная потребность в чтении                              Курс предполагает развитие способности самостоятельно воспринимать литературу, а также развитие культуры эмоций. Решение этих задач предполагает постоянное расширение читательского кругозора. Перед учеником должна развернуться широкая картина видов и жанров литературы, произведения разного эмоционального наполнения, разнообразие сюжетов, характеров и отношений героев, а также многообразие художественных средств создания образа.     Приобщение детей к искусству литературы требует особой методики, не разрушающей процесс восприятия и понимания художественного произведения. Важно работать с текстом деликатно, не прямолинейно, не «в лоб», а бережно поддерживая ростки эмоционального отношения к прочитанному. Совместное наслаждение от литературных открытий, удовольствие от проникновения в глубинный смысл произведения поможет «заразить» ученика интересом к чтению.

Методика работы с текстом учитывает                                                                                        1) принципиальную целостность художественного образа, важность, «неслучайность», незаменимость каждого художественного элемента; целостное эмоциональное впечатление, оказываемое произведением при восприятии                                                      2) возможность личностного восприятия, «индивидуального» прочтения художественного образа; возможность различной аналитической интерпретации деталей художественного произведения;                                                                                              

 3) необходимость сочетания понятийного отношения к прочитанному (различать явления литературы) и эмоционального (сопереживать); при этом ведущую роль играют чувства как основа мотивации интереса к чтению (наслаждение красотой слова и удовольствие ученика от своего растущего умения понимать ее).                                Культура восприятия литературы основывается на понимании ее образной природы и включает владение языком словесных образов, ориентирование в системе основных литературоведческих понятий.                                                                                                      Курс нацеливает не на заучивание терминов и их определений, а на уяснение с их помощью специфики литературы. Литературоведческой терминологией учащиеся пользуются практически, то есть как инструментом, помогающим понять художественный смысл произведения. Развитие речи детей, как и обучение навыку чтения, в системе общего развития учащихся является общепредметной задачей. На уроках литературного чтения эта задача решается комплексно. При этом связаны воедино и работа над техникой и выразительностью чтения, смысловой анализ текста, творческая речевая деятельность ученика. Навык осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения вырабатывается при размышлении над особенностями текста в процессе его слушания и перечитывания с различными целями. Вопросы и задания составлены таким образом, что ученик несколько раз перечитывает текст произведения, решая познавательную задачу: перечитай с определенной интонацией, в разном темпе, найди завязку и развязку истории. Литературный анализ текста помогает углубить понимание смысла текста, позволяет понять, так ли мы его читаем, почему мы читаем именно так, а не иначе.  Подбор текстов разного вида, жанра, стиля позволяет применять разные словесные и несловесные средства чтения: модуляцию речи, паузы, логическое ударение, тембр и темп чтения, мимику, жесты. Вопросы и задания к текстам направлены на мотивацию перечитывания: «прочти с разной интонацией, в разном темпе, меняя места пауз и логических ударений, с различной громкостью, с разным настроением» все эти задания помогают подобрать наиболее точную манеру чтения соответственно особенностям текста. Отрабатывается выразительное осмысленное чтение целыми словами с осознанным выбором интонации; практикуется чтение по ролям, чтение наизусть, драматизация произведений; развивается навык устного и письменного высказывания по образцу, с опорой на картинку и в свободной форме.          Наблюдение за художественными особенностями текста связывает понимание литературы с навыком осознанного чтения. Дети читают, выражая то, что открыли и поняли в произведении                                                                                                                          

На материале предмета «Литературное чтение» возможно развитие и других общеучебных навыков. Например, большое внимание уделяется овладению навыками работы с информацией как в учебнике (дополнительные элементы учебника, приложения и проч.), так и вне его, в справочной литературе. Движение в освоении этих навыков идет в сторону расширения сферы интересов детей. Вырабатывается умение ориентироваться в большом текстовом массиве, этому служит ряд специальных заданий, выполняя которые школьники вынуждены находить информацию, постоянно возвращаться к уже прочитанным текстам, чтобы «примерить», подходят ли они по содержанию и по выраженному в них эмоциональному настроению к новым изучаемым главам. Эти возвраты к уже прочитанному имеют несколько целей: с одной стороны, это прием, позволяющий школьникам удерживать и пополнять поле литературных текстов. С другой стороны, этот прием помогает формировать общеучебное умение работы с учебником (умение найти нужное место в уже прочитанной книге, умение листать и бегло просматривать уже изученный текст). При этом развивается умение сравнивать одно из важных общеучебных умений и способов действия: школьники постоянно ставятся перед задачей сопоставления художественных произведений разных времен и народов, произведений разных авторов на одну тему, произведений одного автора на разные темы, разрешая возникающие эстетические и нравственные коллизии, тем самым продвигаясь в литературном развитии и в общем развитии в целом.   Курс направлен также на воспитание умения решать творческие задачи, импровизировать, разыгрывать воображаемые ситуации. Творческая речевая деятельность детей может выражаться в устном и письменном высказывании на свободную тему (сочинение), в выражении собственного отношения к прочитанному (пропедевтика работы в жанре отзыва).     

 При решении задачи развития речевой деятельности школьников собственное литературное творчество детей (сочинение сказок, стихов, рассказов) занимает особое место как один из наиболее эффективных способов проникновения в тайны художественного образа и развития воображения. Учебники, реализующие данную программу и разработанные в соответствии с образовательным стандартом, носят деятельностный характер, направлены на воспитание коммуникативной культуры, на формирование способов практических действий с книгой, умения переносить знания из сферы учебных действий в сферу самостоятельного чтения. Система вопросов в учебниках нацелена на формирование не только внутрипредметных, но и общеучебных умений, навыков и способов деятельности, на формирование мышления как способности к открытию, а не узнаванию и воспроизводству полученного знания.     Воспитание чувства юмора на уроках литературы не является факультативным моментом. Чувство юмора это показатель интеллектуального развития, оно уберегает читателя от однозначной и категоричной оценки литературного произведения, прививает осознание того, что возможны и другие мнения. Чувство юмора, которое присуще самому тону учебников (принципиально неакадемичный стиль, обращение к юному читателю как к коллеге, подтрунивание над ним и подбадривание в сложных ситуациях; игра - интрига, вовлекающая школьника в деятельность исследователя) размывает жесткую дистанцию, которая существует между учителем и учеником, уравнивает их в позиции читателя, создает атмосферу творческой свободы.                                                                           Воплощению авторской концепции курса способствует ряд структурных элементов учебника: «Лента времени» (с 1 класса),страницы режима дня и времен года (в 1 и 2 классе), «Картинная галерея», «Консультанты» (в 3 и 4 классе), «Справка» и «Историческая справка».       В курсе «Литературное чтение» актуализируются межпредметные связи с такими курсами, как «Окружающий мир», «Музыка»,«Изобразительное искусство».

Во 2 классепроисходит накопление читательского опыта, продолжается развитие техники чтения на основе смысловой работы с текстом. Программа предусматривает дальнейшее формирование отношения к литературе как к искусству, рассмотрение литературы в контексте других видов искусства на основе практического сравнения произведений литературы, живописи, музыки. Углубляется работа над выявлением позиции автора, «вычитыванием» авторской оценки изображаемого. Расширяются представления учащихся о средствах художественной выразительности прозы и поэзии: учащиеся анализируют смысл названия произведения, поступки героев, их имена, портреты, речь, знакомятся с художественным смыслом эпитета, сравнения, олицетворения, гиперболы, ритма. На основе знакомства с литературой разных жанров, различной по стилю, времени и месту написания, предполагается формирование у школьников убеждения, что мир литературы интересен, разнообразен и что каждый читатель может найти в нем близкое и нужное себе. Второклассникам прививается интерес к литературе.

Итогом второго года обучениядолжно стать понимание образного характера литературы, осознание особенностей литературы по сравнению с другими видами искусства, осознание особенностей искусства в целом по сравнению с наукой, желание обращаться к чтению вновь и вновь.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ.

2 класс ( 4 часа в неделю, всего 136 часов)

Литература - вид искусства.Другие виды искусства: живопись, музыка. Отличие искусства от науки. Отличие литературы от других видов искусства.

 Отличие художественного текста от научного (наличие сюжета развития действия в художественном тексте; выражение авторского отношения к описываемым событиям в художественном тексте; использование художественных приемов для создания образа в художественном тексте).

Народное творчество.Загадки.     

    Волшебная сказка (Сестрица Аленушка и братец Иванушка»). Особенности построения волшебной сказки. Противостояние земного и волшебного мира. Некоторые черты древнего восприятия мира, отражающиеся в волшебной сказке (возможность превращения человека в животное, растение, явление природы).        

 Бытовая сказка («Мужик и медведь»). Самые древние герои бытовой сказки (люди и животные). Самые древние сюжеты бытовых сказок (проясняют причины конфликта или дружбы между человеком и животным). Смысл бытовой сказки, действующими лицами которой является человек и зверь: показать преимущество человека (зверь сильнее физически, но человек умнее и хитрее, поэтому и побеждает                                                        

  Сказки о животныхСказка о животных, где автор (Р. Киплинг) использует самые древние сюжеты (объясняющие происхождение животных и особенности их внешнего вида). Сказка о животных, где автор (Д. Мамин-Сибиряк) использует сюжет народной сказки о животных, но награждает животных разнообразным эмоциональным миром и проявляет авторское отношение к происходящему. Сказка о животных, где автор (В. Бианки) использует законы построения древней сказки и одновременно свои научные знания в области биологии. Сказка о животных, где автор (С. Козлов) использует сюжет народной сказки и древнюю композицию, но посвящает сказку внутреннему миру своего героя. Сказка о животных, где автор (Л. Муур, Л. Петрушевская), используя композицию волшебной сказки, ставит и решает современные нравственные проблемы (ценности живого общения и хорошего отношения друг к другу).                           Авторская литератураВолшебная сказка в стихах и ее связь с народной сказкой (А. Пушкин). Использование сюжетов народных сказок (о рыбаке и его жене; о мертвой царевне). Использование композиционных особенностей народной сказки (троекратные повторы, цепочка событий), использование особого ритма, характерного для народного творчества (повтор речевых конструкций и слов), использование сюжетных линий, характерных для народных волшебных сказок. Два мира: земной и волшебный; волшебный помощник, волшебный цвет и волшебное число. Неповторимая красота авторского языка.                                                                                                             

  Волшебная сказка зарубежных писателей (Ш. Перро). Использования сюжета и композиционных особенностей народной волшебной сказки. Два мира: земной и волшебный; волшебный помощник и волшебное число. Единые законы разворачивания сюжета в волшебных сказках. Типичность завязки, кульминации -развязки. Бродячие сюжеты в сказках народов мира. Сложность и распространенность авторского языка.  Волшебная сказочная повесть (отрывки: А. Толстой, Л. Лагин, О. Пройслер). Сосуществование двух жанров: волшебной сказки и рассказа.                            

  Жанр рассказа (Л. Толстой, А. Гайдар, К. Паустовский, Л. Пантелеев, Н. Носов, В. Драгунский). Жанровые особенности: жизненность изображаемых событий; достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем; возможность вымысла. Нравственная коллизия, определяющая смысл рассказа. Роль названия и композиции рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе: способы выражения отношения к героям.   

  Поэзия. Представление о поэтическом восприятии мира как о восприятии, помогающем обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений.          

   Способность поэзии создавать фантастические и юмористические образы. Способность поэзии выражать самые важные переживания: красоты окружающего мира, дружбы, любви. Представление о том, что для Поэта природа  живая: обнаружение в стихотворении образов-олицетворений. Представление о важности в создании художественного образа таких поэтических приемов, как сравнение, звукопись, контраст, гипербола, эпитет (называем его «определением»). Использование авторской поэзией жанровых и композиционных особенностей народной поэзии: скороговорки (Е. Благинина), считалки (Ю. Тувим), колыбельной и потешки (Саша Черный), кумулятивной сказки (Д. Хармс), народной песни (И. Суриков); создание сказочной картины мира средствами поэзии (А. Пушкин, К. Бальмонт, И. Суриков). Практическое освоение простейших видов художественных приемов: сравнения, гиперболы (называем ее преувеличением), контраста, олицетворения.    Представление о том, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в поэтических текстах, но и в прозе (С. Козлов).   Лента времени. Продолжение работы с лентой времени. Помещение на ленту времени имен писателей и поэтов; произведений фольклора и авторской литературы.

 Литература вокруг нас. Создание условий для выхода младших школьников за рамки Учебника: привлечение текстов Хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотеки к работе на уроках. Знакомство с детскими журналами и другими периодическими изданиями, словарями и справочниками.

  Навыки чтения и слушания. Дальнейшее развитие навыков слушания на основе целенаправленного восприятия элементов формы и содержания литературного произведения. Развитие навыков чтения и говорения на основе эмоциональной передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту. Дальнейшее формирование навыков свободного высказывания в устной и письменной форме.

  

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу второго класса.

Обучающиеся должны

иметь представление:

- об особенностях жанра рассказа; об отличиях сказки и рассказ;

- о поэзии как об особом взгляде на мир;

- о существовании разных видов искусства (литературы, живописи, музыки);

- знать:

- наизусть6-8 стихотворений разных авторов;

- имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы;

-  имена 2-3 современных писателей (поэтов); название и содержание их произведений, прочитанных в классе;

- названия и содержание нескольких произведений любимого автора;

-уметь:

- читать целыми словами вслух и про себя; темп чтения 50-60 слов в минуту;

- оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки;

- узнавать изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение);

- устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем).


№ п/п

Тема раздела, урока

Кол-во

часов

 

Тип урока

Вид контроля,

измерителя

Элементы

содержания урока

Требования к уровню

подготовки обучающихся

УУД

Глава 1. Вступление или Детективное начало…(9 часов)

1-2

Герой прозаического и поэтического текста В.Драгунского «Что я люблю», И.Токмаковой «Мне грустно – я лежу больной».

2

Вводный урок. Урок формирования знаний.

Индивидуальный.

Ознакомление с новым учебником. Анализ поэтического и прозаического текстов. Составление рассказа по аналогии.

Уметь различать элементы книги. Знать способы ориентирования в учебнике.

 Сочувствие к окружающим

3-4

Герой прозаического произведения В.Драгунского «Что любит Мишка».

2

Урок формирования знаний

Текущий.

Анализ текста. Сравнительная характеристика героев.

Иметь представление об особенностях жанра рассказа. Уметь оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки.

 Иметь свою точку зрения. Уметь доказывать и слушать товарищей.

5

Герой поэтического текста Б.Заходера «О границах поэтического текста».

1

Урок формирования знаний

Индивидуальный.

 

Работа с литературными приёмами для создания художественного образа. Творческая работа.

Иметь представление о поэзии как особом взгляде на мир.

 Формировать интерес к слову, к родному языку

6

Годовой круг. Взгляд поэта и исследователя. Д.Кедрин «Скинуло кафтан зелёный лето».

1

Урок формирования знаний

Групповой.

Нахождение поэтических образов в стихотворениях. Словарная работа. Виды рифм. Творческая работа «Секреты моего лета.

Уметь заучивать наизусть. Знать времена года и их отличительные признаки.

Гордость за свою Родину, за её красоту. 

7-8

Лирический герой в произведениях различных видов искусства: литературы, живописи, музыки. А.Пушкин «Тиха украинская ночь»; Л.Бетховен «Лунная соната»; А.Куинджи «Лунная ночь на Днепре».

2

Урок формирования знаний

Индивидуальный.

 

Природа художественного образа на примере различных видов искусства. Отработка выразительности чтения: темп, громкость, интонация…

Уметь заучивать наизусть.

 Эмоционально воспринимать произведения разных жанров и видов .Представлять сходство и различие литературы и других видов искусства (музыка, живопись)

9

Сравнительный анализ научного и художественного текстов. М.Пришвин «Осеннее утро»; В. Друк «Роман».

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Индивидуальный.

 

Отличие научного текста от художественного. Творческая работа. Характер исследователя.

Уметь узнавать изобразительно-выразительные средства художественного произведения.

 Вести диалог.

Глава 2. Завязка, тайны искусства…(12часов)

10

Художественный образ в поэзии и живописи.

1

Урок формирования знаний

Текущий.

 

Единство природы и искусства. Кроссворд. Анализ и сравнение поэтического и живописного произведений.

Уметь выразительно читать и описывать картины.

 Осознано использовать при выразительном чтении паузы, логические ударения,,выбирать темп речи.

11

Олицетворение как поэтический приём. Д.Кедрин «Осенняя песня».

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Фронтальный.

Работа с приёмами олицетворения и сравнения. Строфа в стихотворении. Творческая работа.

Иметь представление о создании текста на определенную тему.

 

 Бережное отношение к природе

12

Приёмы олицетворения в поэзии и живописи.

 М.Лермонтов «Утёс»; Н.Мушкудиани «Что его беспокоит»; М. Чюрлёнис «День»; Н.Рерих «Стражи ночи».

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

 

Индивидуальный.

 

Анализ и сравнение поэтического и живописного произведений. Кроссворд. Описание картин.

Уметь заучивать наизусть и описывать картины.

Иметь представление о существовании различных видов искусств.

 

Воспринимать поэзию как особый взгляд на мир 

13-14

Как смотрят на мир поэт и исследователь. Считалка, стихотворение, произведение устного народного творчества. И.Пивоварова «как я читал»; Г.Корнилова «Про бабочку».

2

Урок формирования знаний

Индивидуальный.

 

Работа с лентой времени. Исследовательская работа. Жанры фольклора

Уметь видеть поэзию в окружающем мире, бережно относится к природе.

 Видеть отличия народного и авторского текста

15-16

Различие текстов со сходной тематикой, принадлежащих к разным жанрам. Г.Корнилова «Вертолет»; Н.Орлова «Самолет»; К.Арон, С.Сахарнов «Воздушный богатырь».

2

Урок формирования знаний

Текущий.

 

Работа с текстами, относящихся к разным жанрам, но на одну тематику. Этапы сюжета. Творческая работа.

Уметь пересказывать прочитанное.

 Умение работать в группах

17

Художественный образ в литературе. С.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…». Олицетворение и сравнение.

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Групповой.

Лирический герой. Слово как средство создания образа. Эпиграф. Тропы.

Уметь заучивать наизусть

 

18

Восприятие художественного образа, созданного на языке разных видов искусств (поэзии, живописи, музыки). И.Пивоварова «песня зарянки»; М Мусоргский «Танец  невылупившихся птенцов»; М.Чюрлёнис «Соната звёзд».

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

 

Индивидуальный.

 

Средства создания образов в музыкальных, поэтических и живописных произведениях. Викторина. Описание картин.

Уметь выразительно читать стихи и описывать картины. Иметь представление о существовании различных видов искусств.

 

 Представлять сходства и различия литературы и других видов искусства

19-20

Поэтический взгляд на мир в стихотворных текстах различных жанров. С.Козлов «Ёжик в тумане», «Красота»; М.Цветаева «Одна половинка окна».

2

Урок формирования и совершенствования знаний.

 

Групповой.

Индивидуальный.

 

Поэзия как особый взгляд на мир. Исследовательская работа. Работа с иллюстрацией. Лента времени. Ролевое чтение.

Иметь представление о поэзии как особом взгляде на мир.

 

 

21

Обобщающий урок по темам второй главы. Тестовая работа.

1

Урок контроля ЗУН.

Индивидуальный.

Актуализация знаний. Тестовая работа.

Уметь отвечать на вопросы письменно.

 

Глава 3. Погоня за секретами литературы ( 34часа)

22-23

Художественный образ в поэтическом тексте. Японские трехстишия. Хокку Бассё и Тиё. Э.Нийт «Каменный замок на камне чернел».

2

Урок формирования знаний

Текущий.

 

Творческая работа. Словарная работа. Художественный образ как целостное художественное впечатление.

Иметь представление о поэзии как особом взгляде на мир.

 

24-25

Ироническое отношение автора к герою. К Чуковский «Федотка»; Е.Черовецкий «Петя был тяжело болен»; С.Михалков «Про мимозу». Переносный смысл слова. Гипербола.

2

Урок формирования знаний

Текущий.

 

Знакомство с ролью гиперболы в построении образа. Ирония автора. Кроссворд. Переносный смысл слов.

Уметь оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки.

 

26-27

Нравственная коллизия в рассказе. Л.Толстой «Прыжок».

2

Урок формирования знаний

 

Фронтальный.

Характер главного героя, его поступки. Смысл термина «главный герой». Осмысление поступка героя. Составление плана. Элементы сюжета.

Уметь определять тему и выделять главную мысль произведения, оценивать поступки героя.

Чувства сопереживания, пересказывать текст подробно и выборочно

28

 Эмоциональная окраска текста. С.Михалков «Бараны».

1

Урок формирования знаний

 

Текущий.

 

Трагическое и комическое в литературном произведении. Прогнозирование ситуации.

Уметь устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного.

 Уметь определять тему произведения

29

Аллитерация (звукопись). Д.Биссет «Приключения дядюшки Тик-Так».

1

Урок формирования знаний

Фронтальный.

 

Значение звукописи в построении художественного образа. Игра «Кто как говорит». Инсценирование.

Уметь выразительно читать и инсценировать.

 

30

Как смотрит на мир поэт и художник. И.Суриков «Всё темней, темней и тише»; М.Врубель «К ночи».

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Групповой.

Индивидуальный.

 

Сходные образы в поэзии и живописи. Эпиграф. Образ как некое целостное впечатление.

Уметь выразительно читать стихи и описывать картины. Иметь представление о существовании различных видов искусств.

 

31

Сказочный образ мира во вступлении к поэме А.Пушкина «Руслан и Людмила».

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Индивидуальный.

 

Знакомство со сказочным образом мира. Звукопись. Кроссворд. Работа с иллюстрациями.

Уметь заучивать наизусть.

 

 

32

Авторская сказка. Ш.Перро «Кот в сапогах».

1

Урок формирования знаний

 

Индивидуальный.

 

Волшебные помощники героев сказки. Викторина. Словарная работа. Законы, по которым развивается действие в сказках. Творческая. работа

Иметь представление о различиях авторской и народной сказок.

 Работа в группах.Распределение ролей. Умение планировать.

33

Сравнительный анализ европейской сказки с русской народной сказкой.

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Фронтальный.

 

 Сравнительный анализ. Работа с лентой времени. Волшебные помощники в сказках .Редактирование кадров диафильма.

Иметь представление о различии европейской и русской народной сказки.

 

34

Герой волшебной сказки и сказки о животных.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

 

Текущий.

 

Викторина. Сравнительный анализ волшебных сказок и сказок о животных.

Уметь пересказывать сказки.

 Умение проводить сравнительный анализ, выделять главную мысль.

35

Обобщающий урок по теме «Авторские и народные сказки.

1

Урок-викторина.

Групповой.

Выполнение заданий в группах.

Уметь взаимодействовать в группе.

 

36-38

Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

3

Урок формирования и совершенствования знаний.

Текущий.

 

Особенности формы изложения и лексики. Кроссворд. Словарная работа. Элементы сюжета. Характеристика героев. Чтение по ролям.

Уметь читать по ролям, давать характеристику героям по их поступкам.

Чувство гордости за русскую литературу 

39

Красота и выразительность пушкинского стиха «Опрятней модного паркета».

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Групповой.

 

Исследовательская работа. Анализ произведения и нахождение авторских литературных приемов.

Уметь заучивать наизусть

 

 Уметь находить выразительные средства.

40

Авторская сказка о животных. Р.Киплинг «Откуда у кита такая глотка».

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Индивидуальный.

 

Исследовательская работа. Анализ сказки. Жанровая специфика сказки. Творческая работа.

Иметь представление об отличии сказки от научного текста.

 Умение добывать знания из других источников

41-42

Научно-популярные тексты о животных. И.Акимушкин «Обезьяньи носы», «Броненосцы».

2

Урок формирования и совершенствования знаний.

 

Текущий.

 

Исследовательская работа. Реальное и фантастическое в природе. Отличие художественного текста от научного

Иметь представление об отличие художественного текста от научного

 

43-45

Может ли художник быть учёным: сложный авторский взгляд на мир. В.Бианки «Как муравьишка домой спешил».

3

Урок формирования знаний.

 

Фронтальный.

 

Презентация. Общее в авторском и народном творчестве.  Сравнительный анализ. Законы сказочного жанра.

Уметь пересказывать текст и читать целыми словами.

 Высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию

46

Шуточный или юмористический художественный образ. Т.Собакин «Две коровы и коровка»; Ю.Мориц «Сто фантазий»; Б.Заходер «Страна Вообразилия».

1

Урок формирования знаний.

Фронтальный.

 

Чувство юмора как эстетическое чувство. Творческая работа. Рифмы.

Уметь выразительно читать стихи.

 Определять тональность и характер произведения (героический, юмористический)

47-48

Разная природа вымысла. Н.Носов «Фантазёры».

2

Урок формирования и совершенствования знаний.

 

Индивидуальный.

Фронтальный.

 

Различие между фантазией и неправдой, между умыслом и вымыслом. Характеристика поступков героев. Чтение по ролям. Работа в парах.

 Уметь читать по ролям

 Доброе отношение к людям.

49

Природа необычного, фантастического в литературном тексте. Ф.Галас «Мир наоборот»; В.Шлёнский «Другу»; П.Ершов «Конёк-горбунок».

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

 

Групповой.

 

Природа необъяснимого в отношениях между людьми. Кроссворд. Главный герой и его помощники. Творческая работа.

Иметь представление о теме и главной мысли произведения.

 Формировать понимание значения чтения для ребёнка и его близких

страница 1страница 2страница 3


скачать

Другие похожие работы: