Вельмога Г.К.
Экономические и социальные условия территории нахождения.
До 01.09.2009 ГОУ СОШ №6 специализировалась на обучении детей с ограниченными возможностями здоровья 7 вида. К 2007 г. ГОУ СОШ №6 не набирало начальную школу в течение последних 4 лет. «Новая история» школы началась с 01.09.2008 г. В результате проведенной PR-компании к 01.09.2008 было набрано 3 первых класса и 1 пятый; к 01.09.2009 – дополнительные 2 первых, 1 пятый и 1 седьмой классы. Появились победители районных и городских туров Олимпиад по предметам: «Экономика, «Литература», «Математика», «Английский язык», «География». К 01.09.2010 г. школа была полностью укомплектована: 8 классов начальной школы и 6 классов основной ступени обучения.

Основные проблемы, которые определили настоящее социально-экономическое положение школы это:

  • ограниченный выбор для населения СПб образовательных программ, ориентированных на поддержку «сильных» - интеллектуально развитых, патриотически настроенных и государственно мыслящих молодых людей, которые получают возможность принесения пользы своей стране на постоянной основе;

  • отсутствие развитой школьной системы обучения, развития и воспитания естественнонаучно и технократически ориентированной прослойки российского общества среди подрастающего поколения;

  • недостаточно разработанные инновационные методики преподавания предметов естественнонаучной и технико-инженерной направленности с использованием новейших информационных технологий;

  • недостаточная представленность качественного общего среднего образования с инженерно-экономическим направлением (уклоном), актуального в современных и будущих социально-экономических условиях в Санкт-Петербурге и Российской Федерации

В целом, педагогический коллектив и образовательная среда ГОУ СОШ №6 к 2010 году стали востребованы при организации и проведении мероприятий районного и городского масштаба. Как «молодое» учреждение школа постоянно работает над своим собственным неповторимым имиджем. В силу своего территориального положения ГОУ СОШ №6 находится по соседству с гимназиями района №№ 4, 642. Поэтому профилизация ГОУ СОШ № 6 в изучении математики, информатики, экономики и технологий является логически верной. ГОУ СОШ №6 интегрирует и учитывает особенности соседних учреждений, предоставляя услуги населению по общему доступному среднему образованию согласно Закону об образовании. Указанные факторы можно признать как значимые основания для успешного развития.

ГОУ СОШ №6 находится в Василеостровском районе Санкт-Петербурга. Этот район школа определяет как свой образовательный «топос», при этом целью своей деятельности определила - создание условий для обучения, воспитания и развития технократической элиты, формирование комплекса развивающих программ с использованием технологических образовательных ресурсов нового поколения для сопровождение технократически одаренных детей и подростков.

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования, обеспечить формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Основные позиции плана (программы) развития образовательного учреждения (приоритеты, направления, задачи, решавшиеся в отчетном году)

Исходя из анализа современных трендов в системе образования, и исходя из потребности общества формулируется миссия ГОУ СОШ №6, которая позволяет определить основные ориентиры развития учреждения.

Миссия ГОУ СОШ №6 – воспитание будущей технократической элиты страны. Мы разрабатываем новые методики преподавания различных предметов с использованием новейших информационных технологий. Наши преподаватели – профессионалы высокого класса, они постоянно учатся и осваивают инновационные технологии. В условиях постоянно меняющейся внешней среды, мы меняемся вместе с нашими учениками для воспроизводства интеллектуальных ресурсов. Мы заботимся о безопасности и экологичности нашей школы. Стиль нашей работы - открытость, сотрудничество, конструктивный диалог.

Миссия школы опирается на три базовых принципа: технократичность, элитность, ориентация на развитие личности.

1. Принцип «Технократичности». Обеспечивается хорошей материально-технической базой школы, направленной на предпрофессиональную подготовку инженерно-технических кадров. Школа оснащена компьютерами, мобильными компьютерными классами, локальной сетью, медиатекой, видеостудией, классом «Робототехника», кабинетом «Технологии» (современная кухня), актовым залом с акустическим и музыкальным оборудованием, приборами «Архимед», подключаемым к компьютеру микроскопами, интерактивными досками и пр.

2. Принцип «Элитности». Важно подчеркнуть, что речь не идет о некой избранной «касте» учеников (в нашей школе учатся самые обычные дети). «Элитность» подразумевает индивидуальный подход к ученику. То есть принцип элитности, например, имеет отношение и к ученикам с ограниченными возможностями здоровья, и к ученикам, участвующим в предметных олимпиадах. Индивидуальный подход и безопасная образовательная среда – основное ресурсное обеспечение данного принципа.

3. Принцип «Ориентация на развитие личности». Слой будущей технократической интеллигенции, который будет управлять технологическими процессами, разрабатывать инновационные продукты и технологии – это, прежде всего, человеческий ресурс, состоящий из отдельно взятых личностей. Данный принцип реализуется через обучение этике делового и конструктивного общения, формирование корпоративной культуры среди учеников и учителей. Поиск таланта в каждом и поощрение успехов - станет основой формирования высшего интеллектуального звена и формирования ценности знания.

Наше конкурентное преимущество по сравнению с другими школами заключается в технической и кадровой возможности реализации элитного технократического образования.
Наши профессиональные ценности:

  • Ответственность

  • Профессионализм

  • Забота об ученике

  • Вера в ученика

  • Трудолюбие

  • Стремление к победе

  • Творчество


Наши методы работы:


  • Введение общей идеологии для всей школы по воспитанию будущей технократической элиты

  • Разработка новых идей интересного преподавания

  • Формирование деловой этики конструктивного общения, нацеленного на результат

  • Формирование корпоративной, общешкольной культуры среди учеников и учителей

  • Выделение индивидуальностей среди учеников и поиск таланта в каждом ученике; подчеркивание этого на корпоративном уровне.


Направления развития:
1. «Экономика» – образовательное направление, входящее в школьный компонент, поддерживаемое элективными курсами, занятиями дополнительного цикла социально-экономического и технико-экономического содержания.

2. «Технологии» - образовательное направление, входящее в школьный компонент, поддерживаемое элективными курсами, занятиями дополнительного цикла технической и прикладной естественнонаучной направленности, дающие первичные профессиональные навыки: швейное дело, робототехника, информационные технологии, материаловедение, кулинария.

3. «Информатика» - образовательное направление, входящее в школьный компонент, поддерживаемое элективными курсами, занятиями дополнительного цикла в области IT.

4. «Естественнонаучное» - образовательное направление, поддерживаемое не только основными курсами «Физика», «Химия», «Биология», но и элективными курсами, занятиями дополнительного цикла с использованием активных методов обучения.

Целевая комплексная программа развития СОШ №: 6 «Технократическая элита: воспитание и развитие» на 2011-2015 является организационно-правовой основой развития и определяет стратегию развития учреждения и действия по ее реализации.
Основные цели Программы развития:
- создание в ГОУ СОШ №6 правовых, организационных, педагогических, учебно-методических, информационно-технологических и экономических условий для обучения, воспитания и развития технократической элиты страны;

- формирование комплекса развивающих программ с использованием технологических образовательных ресурсов нового поколения, ориентированных на выявление и дальнейшее сопровождение технократически одаренных детей и подростков, и использование их потенциала на благо Санкт-Петербурга и РФ в целом.
Задачи:


  • Разработка модели подготовки школьников как будущей «технократической элиты страны».

  • Прогнозирование и разработка оптимального содержания образования, новых образовательных технологий обучения с учетом требований современного общества к выпускнику школы и особенностей ГОУ СОШ №6.

  • Способствование повышению уровня представленности учащихся ГОУ СОШ №6 в конкурсах и олимпиадах среди обучающихся внутри России и других стран.

  • Поэтапное преобразование ГОУ СОШ №6 в учреждение с высоким уровнем образования, развитой дифференциацией обучения по технико-инженерному и естественнонаучному направлениям.

  • Активная деятельность в русле опытно-экспериментальной работы, направленная на создание современной методической базы - ее разработку, апробацию и получение результатов, инновационного педагогического продукта, по действующим программам изучения технологий, экономики и предметам естественнонаучного цикла, в том числе, в рамках ОЭР.

  • Обеспечение высокого уровня образования, соответствующего современным требованиям, за счет использования государственных программ, рекомендованных Минобрнаукой как поддерживающих образовательный стандарт II поколения, а так же за счет приоритетного изучения ряда предметов (экономика, технологии, информатика и предметы естественнонаучого цикла)

  • Разработка методических рекомендаций по работе и по развитию информационного ресурса «Сетевой дневник».

  • Структурирование ресурсной базы (материально-технических и кадровых возможностей) школы с целью обеспечения её эффективного развития через систему сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, высшего и среднего профессионального образования.

  • Разработка и апробация социально-психологической методики отбора одаренной и талантливой молодежи.

  • Укрепление кадрового потенциала, формирование творчески работающего коллектива школы.

  • Совершенствование воспитательной системы школы, развитие творческой, созидающей образовательной среды, поддерживающей ценность профессионализма, элитарности, интеллектуальности, ответственности, активной гражданской позиции.

Обеспечение условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья всех участников педагогического процесса, отработка здоровъесберегающих технологий, пропаганда ценности здоровья и здорового образа жизни, занятий спортом через формирование активной позиции по отношению к своей жизни.

Цели и задачи Программы развития учреждения, которые были реализованы за 2010-2011 уч. г.:

  • Написана и утверждена Программа развития школы: «Технократическая элита: воспитание и развитие», включающая в себя три Приложения – Подпрограммы, обеспечивающие реализацию Программы развития. Подпрограммы: Подпрограмма I по теме ОЭР: «Методика организации образовательной деятельности с использованием технологических ресурсов нового поколения»; Подпрограмма II по теме: «Организация межсетевого взаимодействия ГОУ СОШ №6 и учреждений дополнительного образования, высшего и среднего профессионального образования, предприятий и организаций готовых участвовать в функционировании школы по программе развития «Технократическая элита: воспитание и развитие»; Подпрограмма III по воспитательной работы - «Мой мир, моя планета», нацеленная на воспитание активной гражданской позиции у всех участников образовательного процесса ГОУ СОШ №6 (находится в разработке). Программа представлена на педагогическом совете 28.03.2011, протокол №33.

  • Разработаны теоретические модели выпускников: начальной школы, основной ступени образования и старшей, обеспечивающие «вектор» деятельности всего педагогического коллектива школы (см. Программу развития школы).

  • Определяется оптимальное содержание образования, новых образовательных технологий обучения с учетом требований современного общества к выпускнику школы и особенностей ГОУ СОШ №6, а именно, задействован экспериментальный учебный модуль «Робототехника» в рамках учебного предмета «Технологии» для учащихся 5, 6 и 7 классов. Учащиеся ГОУ СОШ №6 постоянно и систематично принимают участие в конкурсах и олимпиадах среди обучающихся внутри России (см. раздел «Учебная работа»).

  • Школа начала поэтапное преобразование ГОУ СОШ №6 в учреждение с высоким уровнем образования, развитой дифференциацией обучения по технико-инженерному и естественнонаучному направлениям. Учителями по физике и химии началось освоение ЦЛ «Архимед»; азработан курс лабораторных работ с методическими указаниями для учителя и ученика для 7 класса (14 лабораторных работ). Другим результатом в этом направлении является курс по географии для 7 класса в режиме дистанционного обучения (35 часов).

  • Одной из двигательных, мускульных форм существования школы является ее деятельность в русле опытно-экспериментальной работы (Тема: «Методика организации образовательной деятельности с использованием технологических ресурсов нового поколения. 2010-2013»). Цели ОЭР всецело подчиняются общей разработанной стратегии развития школы. Эта работа за истекший учебный год проводилась согласно запланированному графику: реализованы 1 и частично 2 этапы - «Внедрение и апробация» (01.02.2010-31.12.2010) и 2 этап - «Обучение и обобщение» (01.01.2011-31.08.2012) работы ГОУ СОШ №6 по ОЭиИД. Краткие результаты:

1. Написано методическое пособие «Методика использования цифровой лаборатории «Архимед» на уроках физики» (7 класс). Это методические рекомендации при проведении лабораторных работ с использованием цифровой лаборатории «Архимед» на уроках физики. В пособии детально описаны рекомендации для учителя и отдельно для ученика. Готовится к печати. Данный курс является инновационным педагогическим продуктом (далее ИПП).

2. Готово методическое пособие по экономике: «Методика освоения метапредметного знания на основе интегрированных уроков учебного предмета «Экономика». В пособии изложен систематизированный опыт по технике проведения интегрированных уроков различных учебных дисциплин с предметом «Экономика». Описаны 16 уроков с методическими рекомендациями, снабженные приложением более 6000 слайдов. Готовится к печати.

3. Подготовлено к печати методическое пособие «География материков и океанов» (7 класс). В пособии изложены 35 учебных уроков с готовыми материалами для учителя и ученика. Задания для ученика сопровождаются подготовленными ресурсами, в т.ч. интернет-ссылками. Готовится к печати.

4. Описаны 25 интегрированных уроков с использованием ресурсов Виртуального филиала ИОЦ: «Русский музей: Виртуальный филиал». Описание каталога Виртуального филиала (на 80%).

5. Учебно-тематическое планирование модуля «Робототехника» в рамках предмета «Технологии». Это краткое планирование часов по курсу, описание уроков по разделам.

6. Введен в действие электронный дневник «NetSchool» для учета и мониторинга учебного процесса. Открыт в доступе родителям и учащимся.

  • Школа, соответствуя современным требованиям, за счет использования государственных программ, рекомендованных Минобрнаукой как поддерживающих образовательный стандарт II поколения, а так же за счет приоритетного изучения ряда предметов (экономика, технологии, информатика и предметы естественнонаучного цикла) ввела учебные предметы «Экономика» и «Информатика» с 3-го класса в начальной школе за счет школьного компонента, а также «Робототехника», дающие первичные основы программирования. (См. раздел Начальная школа и Учебная работа.).

  • Началась разработка по внедрению Подпрограммы II по теме: «Организация межсетевого взаимодействия ГОУ СОШ №6 и образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, готовых участвовать в функционировании школы по программе развития «Технократическая элита: воспитание и развитие».

  • Запланировано проведение в следующем году проведение психологического тестирования с целью выявления особо одаренных учеников. (См. раздел Воспитательная работа)

  • Педагогический коллектив планово проходит курсы повышения квалификации по дистанционному обучению. (См. раздел Кадры)

  • Согласно графику проводится работа по Подпрограмме III «Мой мир, моя планета», нацеленная на воспитание активной гражданской позиции у всех участников образовательного процесса ГОУ СОШ №6.


Подведение итогов реализации плана (программы) развития учреждения за отчетный год
Согласно запланированным этапам и периодам по реализации Программы развития школы завершен 1 этап (сентябрь 2010-февраль 2011):

  • Разработана миссия Школы и идеи программы развития школы.

  • Разработан текст программы развития школы «Технократическая элита: воспитание и развитие».

  • Было проведено общественное обсуждение программы развития школы «Технократическая элита: воспитание и развитие» и ее экспертиза Советом школы, родительским комитетом, ведущими специалистами в области психологии и педагогики.

  • Утвержден окончательный вариант программы развития школы «Технократическая элита: воспитание и развитие». Педагогический коллектив школы, районное педагогическое сообщество и общественность ознакомлены с окончательным вариантом программы развития школы «Технократическая элита: воспитание и развитие»

  • Назначены ответственные за реализацию Программы и Подпрограмм.

  • Началось формирование и планирование деятельности творческих групп по реализации основных направлений Программы и Подпрограмм. Разрабатывается механизм мониторинга, хода и результатов реализации Программы.

  • Началась реализация Подпрограммы воспитательной работы «Мой мир, моя планета», нацеленная на воспитание активной гражданской позиции у всех участников образовательного процесса ГОУ СОШ №6.


С января текущего год осуществляется частичная реализация 2 этапа (январь 2011-август 2012).

  • Разработка инновационных продуктов по направлениям ОЭиИД:


1) Разработаны лабораторные работы по физике с использованием цифровой лаборатории «Архимед». Планируется издание методического пособия «Методика использования цифровой лаборатории «Архимед» на уроках физики» (7 класс)

2) Разработано учебно-тематическое планирование по географии «География материков и океанов» (7 класс.) в системе дистанционного обучения с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Планируется его издание.

3) Написано методическое пособие по проведенным интегрированным урокам с предметом «Экономика»: «Методика освоения метапредметного знания на основе интегрированных уроков учебного предмета «Экономика».

4) Разрабатывается учебно-тематическое планирование по «Робототехнике» в учебном предмете «Технологии»;

5) Активно задействованы ресурсы ИОЦ: «Русский музей: Виртуальный филиал». Разработаны, описаны уроки различных дисциплин с использованием ресурсов Виртуального филиала. Составляется каталог (проделано 80% работы).

7) Внедрен в действие электронный дневник «NetSchool» для мониторинга и контроля качества образовательного процесса, находящийся в открытом доступе для родителей и учеников.

8) Началась апробация по применению цифровой лаборатории «Архимед» на уроках химии. Разработано 4 лабораторные работы.

9) Для поддержания учебных курсов по дистанционному обучению проводится видеосъемка лабораторных работ по физике, химии, гоеграфии. Данное направление может быть также полезным для детей, пропустивших очные занятия по уважительным причинам.


Задачи реализации плана (программы) развития образовательного учреждения на следующий год и в среднесрочной перспективе.
На 2011-2012 уч.г. ГОУ СОШ №6 планирует завершить 2 этап (январь 2011-август 2012):

  • Продолжить разработку инновационных продуктов по направлениям ОЭиИД.

  • Наладить деловые связи с администрациями образовательных учреждений дополнительного образования, высшего и среднего профессионального образования, готовых участвовать в функционировании школы на основе межсетевого взаимодействия учреждений.

  • Сформировать пакет документов для налаживания межсетевого сотрудничества с образовательными учреждениями дополнительного образования, высшего и среднего профессионального образования.

  • Разработать социально-психологические методики отбора одаренных и талантливых детей в средней школе.

  • Провести уточняющую комплексную диагностику, необходимую для решения задач и определения условий реализации программы развития школы.

  • Подводить промежуточные итоги и научное системное осмысление результатов реализации ОЭиИД ГОУ СОШ №6 на семинарах и конференциях.

  • Систематически реализовывать Подпрограммы воспитательной работы «Мой мир, моя планета», нацеленной на воспитание активной гражданской позиции у всех участников образовательного процесса ГОУ СОШ №6.

  • Анализ результатов 2 этапа.


Программы, проекты, конкурсы, гранты, в которых планирует принять участие учреждение в предстоящем году:
ГОУ СОШ №6 планирует последовательно реализовывать все три Подпрограммы, включенные в Программу развития школы: I «Методика организации образовательной деятельности с использованием технологических ресурсов нового поколения», II «Организация межсетевого взаимодействия ГОУ СОШ №6 и образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, готовых участвовать в функционировании школы по программе развития «Технократическая элита: воспитание и развитие», III. Подпрограмма воспитательной работы – Мой мир, моя планета», нацеленная на воспитание активной гражданской позиции у всех участников образовательного процесса ГОУ СОШ №6.

Одним из механизмов реализации Программы развития - является проектная деятельность.   В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Через реализацию совокупности проектов объединенных ведущей идеей, планируется выйти на достижение обозначенных целей и задач Программы развития ГОУ СОШ № 6. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся и педагогов в определенный отрезок времени. Как технология он  предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

Предполагаемые проекты:

1. «Пять стихий» - это пятилетний проект ГОУ СОШ №6, посвященный технологическому взаимовлиянию природных стихий - Воды, Огня, Земли, Воздуха и Человека.

2. «Интерактивный филиал Русского музея» - представляет собой уникальный ресурс, воплощающий идею доступности крупнейшего собрания национального русского искусства для учащихся школы.

3. «Классы эстетической направленности» - проект, реализуемый на базе начальной школы как первый опыт организации сетевого взаимодействия между ГОУ СОШ №6 и ГОУ ДОД ДЮЦ «ВО».

4. Лучший класс – создание ситуаций процедуры конкурсного отбора класса по какой-либо номинации с целью формирования психологической готовности учащихся к конкурсным процедурам, а так же сбора портфолио учащимися.

5. Лучший ученик – создание ситуаций процедуры конкурсного отбора учащихся по какой-либо номинации с целью формирования его психологической готовности к конкурсным процедурам, а так же сбора портфолио достижений.

6. Школа молодого лидера – проект в рамках дополнительного образования, с целью специализированного обучения учащихся основным навыкам делового сотрудничества в сфере науки и бизнеса.

7. Мой Мир, моя Планета – естественнонаучный проект в рамках дополнительного образования, с целью специализированной подготовки учащихся основам научной деятельности.

8. Технократ - проект в рамках дополнительного образования, с целью специализированной подготовки учащихся по освоению конкретных технологий изготовления материальных предметов, по изучению технологических процессов и освоению первичных инженерных навыков.

9. Конкурсы инновационных продуктов (районный и городской), а также иные, предлагаемые к участию в течении учебного года, с целью укрепления имиджа школы и представления инновационных педагогических продуктов.





страница 1


скачать

Другие похожие работы: