ДОКЛАД

«О результатах работы Министерства природных ресурсов

и охраны окружающей среды Удмуртской Республики

в 2012 году и задачах на 2013 год»

Основной целью сегодняшней коллегии является подведение итогов работы Минприроды УР в 2012 году и определение основных направлений нашей деятельности на текущий год.

Все вы знаете, что 2013 год объявлен в России и Удмуртии Годом охраны окружающей среды. Это обстоятельство, безусловно, обуславливает необходимость усиления нашей деятельности.

Для правильного понимания результатов работы министерства я бы хотел буквально в нескольких словах охарактеризовать внешние условия, в которых нам пришлось работать в истекшем году.


  1. Климатические особенности 2012 года и экологическая обстановка


В течение года не происходило серьезных природных катаклизмов. В спокойном режиме был пропущен весенний паводок, и не было зарегистрировано значительного материального ущерба от вредного воздействия вод.

Вместе с тем, следует упомянуть ситуацию с несанкционированным размещением 4-хлористого углерода в пос. Балезино. Наше министерство приняло участие в мероприятиях по ликвидации последствий данного ЧП, обеспечивая постоянный отбор проб анализ содержания 4-хлористого углерода в различных средах: воде, воздухе и почве.

Что касается текущей экологической обстановки на территории Удмуртии, то наиболее информативным является сравнение республики с ее соседями.
Доля населения, проживающая в зонах с высоким ИЗА в УР и соседних регионах. Кировская обл. – 45%, Башкортостан – 57%, УР – 59 % Татарстан – 65%, Пермский край – 67%.



Выбросы загрязняющих веществ на одного жителя в УР и соседних регионах. УР – 135 кг. Татарстан – 152 кг, Кировская обл. – 161 кг, Башкортостан – 182 кг. Пермский край – 226 кг,

Образование отходов на одного жителя в УР и соседних регионах.

УР – 650 кг. Татарстан – 974 кг, Кировская обл. – 994 кг, Башкортостан – 8244 кг, Пермский край – 14733 кг.

Удмуртия не входит в число лидеров по производству образующихся отходов, ни среди субъектов РФ, ни среди регионов ПФО. В республике ежегодно образуется порядка миллиона тонн отходов производства и потребления, т.е. на каждого жителя республики приходится 650 кг.

Таким образом, можно констатировать, что экологическая обстановка, а вернее техногенное и антропогенное негативное воздействие на ОС в УР продолжают оставаться достаточно высокими. Поэтому деятельность министерства в соответствии с Программой социально – экономического развития УР и была направлена на решение указанных проблем.

При этом работа Минприроды УР, как и во все предыдущие годы, происходила с учетом чрезвычайно большого и разнообразного числа функций (более 100), исполнять которые приходилось в условиях минимальной штатной численности нашего органа.

В сравнении с аналогичными органами других регионов ПФО это наиболее низкий как абсолютный, так удельный показатель.

Особенностью прошедшего года явилось начало перехода планирования и реализации деятельности министерства на программно целевой принцип.

В соответствии с Указом Президента Удмуртской Республики до 2014 годы планируется осуществить поэтапный переход к формированию проекта бюджета Удмуртской Республики по программно-целевому принципу. Во исполнение этого решения министерством разработан проект государственной программы Удмуртской Республики «Окружающая среда и природные ресурсы на 2013-2015 годы». Она разработана с учётом Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года, Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы.
Следует отметить, что в сфере водохозяйственной деятельности Минприроды УР уже в 2012 году работает по государственным программам. А именно: принята и согласована по срокам и мероприятиям РЦП Развитие водохозяйственного комплекса УР с аналогичной ФЦП. Здесь можно уже говорить и системности в планировании, финансировании и реализации водохозяйственных мероприятий. Именно поэтому я хотел бы начать с итогов 2012 года именно по этому направлению.

В Перечне природоохранных мероприятий водохозяйственное направление является самым финансово емким. Затраты на природоохранные мероприятия в области использования, охраны водных и гидротехнических сооружений в 2012 г. составили 25,6 млн. рублей или 22,8 % от средств, предусмотренных бюджетом Удмуртской Республики. Для сравнения в 2011 г. они составляли 27,6 млн. рублей или 23 %.

Организуют деятельность данного направления: 2 отдела (отд. планирования и реализации проектов строительства и ремонта ГТС; отд. водохозяйственных мероприятий и водного хозяйства) и сектор по предоставлению прав пользования водными объектами. Общая численность трех подразделений составляет - 8 чел.
В 2012 г. в рамках программ развития водохозяйственного комплекса министерством проводилась большая работа по привлечению средств федерального бюджета по линии Федерального Агентства водных ресурсов в виде субсидий на осуществление капитального строительства и капитального ремонта ГТС и субвенций на осуществление переданных отдельных полномочий РФ в области водных отношений.

В собственности Удмуртской Республики находится 10 самых крупных гидротехнических сооружений . Их безаварийная эксплуатация, текущий ремонт и охрана в 2012 году, как и ранее, финансировались из бюджета УР.
2 пусковой комплекс по укреплению берега Ижевского водохранилища является продолжением реализации данных работ, начатых от водосброса плотины, протяженностью 1,152 км и расположенного в районе парка им. Кирова.

Общий объём расходов составит 529 млн. рублей с планируемым финансированием из федерального бюджета в объеме 377 млн. рублей, из средств бюджета Удмуртской Республики – 152 млн. рублей.

В 2012 году выполнено работ на сумму 153 млн. рублей, из которых 135 млн. рублей – средства федерального бюджета и 18 млн. рублей – из бюджета Удмуртской Республики. Коэффициент эффективности капвложений составил – 3,66.

Реализация проекта в полном объеме позволит предотвратить дальнейшее ухудшение экологического состояния Ижевского водохранилища. Ввод объекта в эксплуатацию планируется в 2013 году.

В 2012 году завершен капитальный ремонт гидроузла на реке Варзинка в с. Варзи-Ятчи Алнашского района и начаты работы на гидротехнических сооружений Камбарского водохранилища на р. Камбарка в г. Камбарка.
Капитальный ремонт сооружений гидроузла на реке Варзинка в селе Варзи-Ятчи Алнашского района Удмуртской Республики позволит предупредить аварийную ситуацию и предотвратить нанесение ущерба от вредного воздействия вод в размере 245,8 млн. рублей. Введен в эксплуатацию в 2012 году.
В 2011 году Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды на праве оперативного управления было передано водосбросное сооружение Камбарского водохранилища, которые находятся в аварийном состоянии и требуют капитального ремонта.

Общая сметная стоимость выполнения работ составляет- 71,8 млн. рублей. В 2012 году было освоено – 22,26 млн. рублей, из которых 19,83 млн. рублей -федерального бюджета и 2,43 млн. рублей средств бюджета Удмуртской Республики.

На 2013 год предусмотрено финансирование в общей сумме 29 млн. рублей, в том числе средства федерального бюджета составят 22,3 млн. рублей и средства бюджета Удмуртской Республики – 6,66 млн. рублей.

Выполнение капитального ремонта гидротехнических сооружений Камбарского водохранилища на реке Камбарка в городе Камбарка Удмуртской Республики позволит предотвратить ущерб от вредного воздействия вод в размере 1 миллиард 92 млн. рублей.

Планируемый ввод в эксплуатацию - 2013 год.

В соответствии с Водным кодексом Правительству Удмуртской Республики переданы отдельные полномочия Российской Федерации в области водных отношений. Исполнение полномочий возложено на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики и обеспечивается субвенциями из федерального бюджета.

Объем субвенций из федерального бюджета, полученный на осуществление переданных полномочий с 2008 по 2012 годы, составил 86,5 млн. руб., в том числе в 2012г. - 20,2 млн. руб.

Федеральные средства направлены на финансирование следующих полномочий: снижение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий, охрана водных объектов, предоставление водных объектов в пользование.
В рамках осуществления мер по снижению негативного воздействия вод в 2012 году выполнялись работы по расчистке и спрямлению русел рек Постолка в с. Яган Малопургинского района Ирейка и р. Ува в пос. Ува.. Завершение работ запланировано в 2013 году.
В целях реализации полномочия по охране водных объектов выполняются работы по очистке водных объектов от донных отложений, способствующей улучшению их экологического состояния, и установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос. На протяжении 2010-2012 годов осуществлялись работы по очистке ложа Березовского залива Воткинского водохранилища на р. Вотка в г. Воткинске. Завершение работ запланировано в текущем году. Выполнение мероприятия позволит улучшить состояние Березовского залива Воткинского водохранилища, в непосредственной близости от которого расположена жилая застройка.
Выполнение работ по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, как нанесение на картографический материал, так и закрепление на местности специальными информационными знаками, проводится в целях соблюдения водного законодательства и информирования населения об установлении особого режима использования водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов.

В 2012 году выполнены работы по закреплению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос р. Карлутка и р. Пазелинка в г. Ижевске, а также Воткинского водохранилищ на р. Вотка и рек, протекающих в границах города Воткинск специальными информационными знаками. Протяженность установленных границ водоохранных зон составила 116,6 км.
Одна из главных задач стоящих перед Министерством - улучшение экологического состояния в Ижевского водохранилища. Имеется план мероприятий по оздоровлению пруда. В 2012 году закончена работа по инвентаризации источников негативного воздействия на Ижевское водохранилище, которая позволит осуществлять контроль за качеством сбрасываемых сточных вод в пределах территории водосборной площади Ижевского водохранилища. Составлен реестр предприятий, находящихся в границах водосборной площади Ижевского водохранилища.

В 2010-2012г.г. совместно с учеными УДГУ проводились работы по экологическому исследованию Ижевского водохранилища.

В прошедшем году ПСД «Очистка Ижевского водохранилища от донных отложений» была представлена на защиту в Минприроды РФ, для открытия финансирования работ в 2013г. Проект был рассмотрен и рекомендовано произвести его доработку. В текущем году ПСД будет представлена на защиту в Минприроды РФ по разделу «Реабилитация водных объектов» ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах».
Одним из направлений деятельности министерства является обеспечение безопасного пропуска весенних паводков через гидротехнические сооружения прудов и водохранилищ, расположенных на территории республики.

Ежегодно на территории УР обследуется от 45 до 50 ГТС, соответственно в 2012 году было обследовано в общей сложности 45 крупных объектов (в том числе 40 ГТС были проверены специалистами Минприроды УР).

На эти цели бюджетом Удмуртской республики было выделено 200 тысяч рублей.

Во исполнение поручения Правительства Удмуртской Республики совместно с главами муниципальных образований осуществляется работа по сокращению количества бесхозяйных гидротехнических сооружений. На данный момент на территории республики насчитывается – 34 безхозяйных ГТС. (в 2007 году – 62 шт.).

В 2012 году в целях соблюдения законодательства в части безопасности гидротехнических сооружений разработаны 3 декларации безопасности для следующих гидротехнических сооружений, находящихся в собственности Удмуртской Республики – на р. Иж в г. Ижевске, на р. Пудем в с. Пудем, на р. Вотка в г. Воткинске.

В 2013году начаты работы по разработке декларации безопасности на ГТС Камбарского водохранилища.

Разработана республиканская целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Удмуртской Республики на период 2013-2017 годов», а также долгосрочный план мероприятий до 2020 года.. В план мероприятий включены следующие крупные мероприятия: экологическая реабилитация Ижевского водохранилища, Воткинского водохранилище на р. Вотка и Камбарского водохранилища; расчистка русел р. Чепца в пос. Балезино и г. Глазов, р. Иж в г. Ижевске, р. Сарапулка в г. Сарапуле, строительство ограждающей дамбы в пос. Балезино.
Министерство продолжает реализацию переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению водных объектов в пользование и администрированию доходов федерального бюджета от платы за водопользование - за забор (изъятие) водных ресурсов и использование акваторий.

По результатам 2012 года на территории Удмуртской Республики насчитывается 104 водопользователей, деятельность которых требует оформления министерством прав пользования водными объектами (за исключением предприятий, чья деятельность связана с использованием Воткинского и Нижнекамского водохранилищ на р. Каме).

В 2012 году перечень водопользователей претерпел значительные изменения, что связано как с реорганизацией предприятий-водопользователей, так и с включением в перечень новых лиц, ранее не имевших прав пользования водными объектами, так называемых нелегитимных водопользователей, выявленных органами надзора в сфере природопользования (Росприроднадзор, Минприроды УР).

За весь период осуществления переданных полномочий в 2007-2012 годах Министерством оформлено 198 разрешительных документов.

С начала этого года Министерством оформлено и зарегистрировано в водном реестре 7 документов (5 решений и 2 договора). Планируется в 2013 году оформить, как минимум, 30 документов, предоставляющих права пользования водными объектами.
Общий доход федерального бюджета от платы за пользование водными объектами, по договорам, заключаемым Минприроды УР, в 2012 году составил 29,3 млн. руб. (при утвержденном плане: 21,5 млн. руб.).

В 2013 году планируется поступление в доход федерального бюджета 26,3 млн. руб. за использование водных объектов по договорам водопользования, заключаемым Минприроды УР.

Проблема нелегитимных водопользователей особенно остро обозначилась в прошедшем году, что связано со сменой компаний, эксплуатирующих очистные сооружения муниципальных образований: муниципальные предприятия ЖКХ в массовом порядке передают объекты водопользования обществам с ограниченной ответственностью, управляющим компаниям, которые не имеют прав пользования водными объектами, часто не имеют прав на земельные участки, на которых расположены очистные сооружения и объекты водоотведения. Такие предприятия, как правило, не имеют утвержденных нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты, и, как следствие, у них нет разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду. Нелегитимно осуществляют сброс в водные объекты предприятия ЖКХ Алнашского, Воткинского, Граховского, Малопургинского, Можгинского, Сарапульского, Селтинского, Шарканского, Юкаменского районов.

Министерством в 2013году запланировано проведение комплексных проверок в рамках нескольких муниципальных образований, мы надеемся на помощь со стороны Администраций районов в решении вопроса по привлечению организаций, осуществляющих водоотведение населенных мест, в правовое поле природоохранного законодательства.
Задачи на 2013 год:

Приоритетными направлениями деятельности министерства в области водного хозяйства на перспективу являются:

- реализация переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, что позволит сократить численность населения, испытывающего негативное воздействие вод, а также увеличить протяженность установленных границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов

- постоянное обеспечение безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений, находящихся в собственности Удмуртской Республики.

- контроль за безопасным пропуском паводка через гидротехнические сооружения, являющиеся потенциально-опасными.

- продолжение работ по сокращению количества бесхозяйных гидротехнических сооружений администрациями муниципальных образований.

- продолжение мониторинговых исследований качества поверхностных вод, дна и берегов водных объектов.

2. Отходы производства и потребления
Для развития системы переработки и захоронения отходов производства и потребления в Удмуртской Республике в 2009 году была утверждена Республиканская целевая программа «Государственная поддержка создания и развития системы переработки и захоронения отходов в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы».

Программой предусмотрена реализация проекта кустового принципа размещения полигонов по захоронению отходов с созданием сети мусоросортировочных станций.

Министерство обеспечивает реализацию мероприятий Программы в пределах средств, предусмотренных Законом УР о бюджете Удмуртской Республики.
Финансирование мероприятий Программы по годам:

В 2010 г. планировалось 7,45 млн. руб, - фактический профинансировано - 0,6 млн. руб.

В 2011 г. – 100,4 млн. руб, - профинансировано 4 млн. руб.

В 2012 г. – 151 млн. руб, - профинансировано 35 млн. руб.
В рамках реализации Программы по состоянию на 1 января 2013 года сделано следующее:

- начато строительство кустового полигона г. Можги (общая стоимость по Программе – 60,1 млн. руб., освоено – 14,9 млн. руб.);

- разработана проектная документация для строительства кустового полигона в Увинском районе;

- разработана проектная документация для строительства мусоросортировочных станций в Малопургинском, Алнашском, Балезинском и Ярском районах;

- заканчивается разработка проектной документации для строительства полигона по захоронению отходов в г. Камбарка;

- заканчивается разработка проектной документации для строительства мусоросортировочных станций в Каракулинском, Граховском, Вавожском, Шарканском, Сюмсинском районах.

Одновременно проводится поиск инвесторов на строительство полигонов и мусоросортировочных станций, по которым готовится проектная документация.

В Удмуртской Республике создан региональный кадастр отходов. Осуществляется работа по сбору и обобщению информации по результатам учета образования, использования, обезвреживания и размещения отходов, состояния объектов размещения отходов, наличия и деятельности в Удмуртской Республике производств по использованию и обезвреживанию отходов, требуемых мощностях по их переработке и утилизации.

Приказом № 22 от 05.03.2012 г. Минприроды УР утвержден Перечень отходов, подлежащих сбору в качестве вторичного сырья на территории Удмуртской Республики.

Для обеспечения экологичной и экономически эффективной утилизации отходов прорабатывается вопрос о строительстве мусороперерабатывающего комплекса с применением новейших научно-технических достижений, который будет обслуживать столицу республики и прилегающие районы.

В рамках реализации Программы в 2012 г министерством предоставлено субсидий на возмещение процентной ставки по кредитам и части затрат по лизинговым платежам предприятиям переработчикам отходов в сумме 2,3 млн. руб.

В 2013 г. планируется осуществление следующих мероприятий:

- Строительство полигона ТБО в г. Можга;

- Окончание проектных работ по полигону в г. Камбарке;

- Окончание проектных работ по МСС в Каракулинском, Граховском, Вавожском, Шарканском, Сюмсинском;

- Разработка РЦП «Развитие системы обращения отходами производства и потребления в Удмуртской Республике на 2015-2020 годы».
3. Недропользование
Основной задачей в области государственного регулирования отношений недропользования на территории Удмуртской Республики является обеспечение рационального и эффективного использования и охраны недр, создания условий для геологического изучения и промышленного освоения новых участков. Реализация поставленных задач осуществляется в тесном взаимодействии с территориальным органом по управлению фондом недр – Управлением по недропользованию по Удмуртской Республике.

Геологическое изучение недр территории республики осуществлялось в соответствии с Перечнем мероприятий по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы на 2012 год за счет республиканского бюджета и Перечнем объектов государственного заказа Федерального агентства по недропользованию по воспроизводству минерально-сырьевой базы за счет средств федерального бюджета. На проведение работ из федерального бюджета выделено:

- «Поисково-оценочные работы на пресные подземные воды для резервного водоснабжения г. Ижевск Удмуртской Республики» - 12 млн. руб. Освоение указанных средств производиться в 2 этапа: 7 млн. руб. было освоено в 2011 г. и 4,5 млн. руб. - в 2012 году (представлены информационные геологические отчеты).

- «Поисково-оценочные работы на подземные воды для резервного водоснабжения г. Сарапула на случай возникновения чрезвычайной ситуации». Проведение работ запланировано на период 2012-2014 гг. Общая стоимость работ составляет 9,5 млн. руб., в том числе за 2012 год освоено 5,0 млн. руб. (в территориальный орган Роснедра по УР представлен информационный геологический отчет), на 2013 год – 2,6 млн. руб., на 2014 год – 1,9 млн. рублей.

Средства федерального бюджета были, в основном, направлены на региональное геологическое изучение недр территории республики поисково-оценочные работы на подземные воды, мониторинг состояния недр и геологической среды.

ООО НПП «Геомониторинг» представлен отчет «Геолого-минералогическое исследование песков на территории Ижевской агломерации (2 этап)».

Заключены государственные контракты на выполнение работ по обследованию состояния фильтровых колонн скважин, находящихся в собственности бюджетных и муниципальных организаций и гидрогеологическому обследованию водозаборов с целью уточнения качества используемых подземных вод в пгт. Яр, селе Каракулино и на отдельных территориях Кезского, Балезинского, Игринского и Якшур-Бодьинского районов. Финансирование осуществлялось за счёт средств бюджета Удмуртской Республики.

Средства Удмуртской Республики в объеме 4,8 млн. руб. были направлены на выполнение работ по:

- функционированию республиканского фонда геологической информации;

- осуществлению функций балансодержателя поисково-разведочных скважин, находящихся в собственности Удмуртской Республики;

- проведению мониторинга состояния геологической среды и подземных вод;

- разработке проекта программы геологоразведочных работ (подземные воды).
В 2012 году количество действующих лицензий на общераспространенные полезные ископаемые составило 107, в том числе за отчетный период выдано - 9 (2 – на геологическое изучение на бесконкурсной основе, 7 - в порядке переоформления); изъято – 6 лицензий.

Аукционы в 2012 году не проводились. Подготовлены заявки и направлены в Роснедра на согласование по 10 участкам недр местного значения, 45 заявок на включение в Перечень участков недр местного значения находятся на стадии согласования. Утверждены запасы ОПИ по 3 месторождениям.

В соответствии с Законом РФ № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" Минприроды УР утверждает проекты зон санитарной охраны объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения. В 2012 году рассмотрено и утверждено 16 проектов.

В 2013 году предусматривается решение следующих основных задач в области недропользования:

  • разработка и реализация ежегодных территориальных программ геологического изучения недр и использования минерально-сырьевой базы Удмуртской Республики;

  • реализация мероприятий по резервированию источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в случае возникновения чрезвычайной ситуации;

  • установление порядка пользования недрами в целях геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ);

  • создание условий роста добычи ОПИ;

  • проведение государственной экспертизы запасов ОПИ;

  • организация эффективного государственного контроля при пользовании участками недр, содержащими ОПИ;

  • утверждение нормативов потерь ОПИ при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, превышающих по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации;

  • утверждение проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях.

В истекшем году принят новый закон Удмуртской Республики «О порядке предоставления права пользования участками недр местного значения» и утвержден Порядок предоставления в пользование участков недр местного значения», соответствующие нормам федерального законодательства.
4. Деятельность по развитию особо охраняемых природных территорий
На основании результатов научно-исследовательской работы по оценке состояния редких и исчезающих видов растений и животных на территории Удмуртской Республики в декабре 2012 года издана новая редакция Красной книги Удмуртской Республики тиражом 1315 экземпляров.

В новую редакцию Красной книги УР включено 358 видов растений и животных. Для каждого вида приводится очерк, включающий ряд подразделов о распространении, биологии и экологии вида, необходимых мерах охраны, цветную фотографию или рисунок и карту мест распространения.

По сравнению с предыдущим издание 2001 года новая редакция Красной книги УР сократилась на 56 видов.

Учёными Удмуртского государственного университета по заданию Минприроды УР обследованы территории Каракулинского, Камбарского и Киясовского районов. При этом, исследованы как уже известные места произрастания и обитания «краснокнижных» видов растений и животных, так выявлялись и новые местонахождения редких видов. Произведена оценка и динамика изменений в популяциях редких видов в обследованных районах.

Одним из важных направлений деятельности Минприроды УР в части сохранения биологического разнообразия Удмуртской Республики является развитие сети особо охраняемых природных территорий регионального значения.

В 2012 году выполнены землеустроительные работы по описанию местоположения границ памятников природы «Заякинская кедровая роща» в Игринском районе и «Камбарское болото» в городе Камбарке. Сведения о данных памятниках природы внесены в государственный кадастр недвижимости как о зонах с особыми условиями использования территорий.

В 2013 году постановлениями Правительства УР Заякинской кедровой роще и Камбарскому болоту планируется придать статус памятников природы регионального значения, будут утверждены Положения о них, границы и режим особой охраны. Также будут оформлены паспорта и охранные обязательства.

На основании материалов проведённой инвентаризации в 2012 году подготовлены два проекта постановления Правительства УР:

1) «Об утверждении Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения, расположенных на территории города Ижевска…»;

2) «Об утверждении Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения в Удмуртской Республике» (за исключением территории г. Ижевска).

Бюджетными учреждениями Удмуртской Республики «Природный парк «Усть-Бельск» и «Природный парк «Шаркан» в соответствии с государственным заданием на 2013 год выполнены слудующие государственные работы:

- Обеспечение осуществления мероприятий по охране и соблюдению режима территорий природных парков;

- Организация и проведение соревнований, фестивалей, конкурсов, выставок и других массовых мероприятий;

- Проведение мероприятий по изучению природных ландшафтов и компонентов природной среды, разработке и внедрению научных методов их сохранения, рационального рекреационного использования и воспроизводства на территориях природных парков;

- Ежегодное проведение Республиканского профильного лагеря «Юный эколог» на базе природного парка «Шаркан».

Утвержденные на 2012 год Государственные задания выполнены обоими учреждениями в полном объёме.

В рамках мероприятий по созданию туристической инфраструктуры природных парков РЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Удмуртской Республике на 2012 – 2018 годы» в 2012 году разработана проектная документация на строительство «Визит-центра» на территории природного парка «Шаркан».
Основные задачи на 2013 год:


  1. Продолжить работу по исследованию состояния популяций редких и исчезающих видов растений и животных, занесённых в Красную книгу Удмуртской Республики;

  2. Продолжить работу по описанию местоположения границ ООПТ регионального значения в установленном законодательством порядке;

  3. Утверждение Правительством УР Схемы развития и размещения ООПТ регионального значения, расположенных на территории города Ижевска, и Схемы развития и размещения ООПТ регионального значения в Удмуртской Республике;

  4. Продолжить работу по созданию туристической инфраструктуры природных парков в рамках РЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Удмуртской Республике на 2012 – 2018 годы».


5. Финансовое обеспечение природоохранных мероприятий
В решении вопросов охраны окружающей среды важнейшее значение имеет финансовое обеспечение природоохранных мероприятий, основой которого являются платежи предприятий и организацией за негативное воздействие на окружающую среду.

Администратором этих платежей является Управление Росприроднадзора по УР. Министерство также имеет полномочия по контролю за полнотой начисления платы. Следовательно, увеличение поступлений может быть обеспечено только при слаженном взаимодействии этих органов.

Объем средств, поступивших за отчетный период во все уровни бюджетов, составил 506,8 млн. рублей, что на 311 млн. больше, чем за 2011 год.

Таким образом, план пополнения доходной части бюджета Удмуртской Республики поступлениями в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2012 год выполнен на 179,1% - фактическое поступление составило 202,7 млн. рублей.
6. Природоохранные мероприятия
Казалось бы, что значительное увеличение объемов средств, поступающих в бюджет УР в качестве платы за негативное воздействие на окружающую среду, создает предпосылки для увеличения суммы средств, выделяемых на финансирование природоохранных мероприятий.

В реальности мы наблюдаем противоположную картину: Финансирование на 2013 год запланировано лишь в объеме 106 миллионов рублей.

Что касается реализации мероприятий 2012 года, расходование средств по разделу «Охрана окружающей среды» в объеме 118,4 млн. рублей осуществлялось в соответствии с утвержденным Правительством УР Перечнем природоохранных мероприятий, финансируемых за счет средств бюджета Удмуртской Республики.
Наибольший объём средств (35 млн. рублей) был направлен на мероприятия республиканской целевой программы «Государственная поддержка создания и развития системы переработки и захоронения отходов в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы».

Значительная сумма средств (34 млн. руб.) направлена на мероприятия по утилизации захоронения 247 тонн пестицидов, загрязненного грунта и проведение работ по рекультивации нарушенных земель у деревни Жеребёнки Завьяловского района.

27, 6 млн. руб. выделено на реализацию водохозяйственных мероприятий (проектные работы, содержание и ремонт ГТС, находящихся в собственности республики, подготовка к паводку и другие виды затрат).

В рамках Перечня профинансированы работы по обеспечению осуществления регионального государственного экологического надзора (6 млн. руб.), научно-исследовательские работы (250 тыс. руб.), мероприятия по сохранению биоразнообразия (916 тыс. руб.), мероприятия по экологическому воспитанию (841,5 тыс. руб.).

На выполнение государственных работ в сфере охраны окружающей среды в Удмуртской Республике автономным учреждением «Управление охраны окружающей среды и природопользования Минприроды Удмуртской Республики» и бюджетными учреждениями «Природный парк «Шаркан» и «Природный парк «Усть-Бельск» выделено 12,7 млн. рублей.

Всего за 2012 год на выполнение природоохранных мероприятий из выделенных предельных объемов финансирования использовано 112,4 млн. рублей или 95 %.
Повышение эффективности расходования бюджетных средств является одной из ключевых задач, стоящих перед органами государственной власти.

В связи с этим в соответствии с республиканской целевой программой «Повышение эффективности расходов бюджета Удмуртской Республики (2011-2013 годы)» Министерством разработан и утвержден, согласованный с Министерством финансов УР, ведомственный план повышения эффективности бюджетных расходов на 2012-2013 годы (далее – ведомственный План).

Целью ведомственного Плана является повышение эффективности бюджетных расходов Минприроды УР, оптимизация исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг.

7. Инспекторская деятельность
В 2012 году в рамках государственного экологического надзора инспекторской службой Минприроды УР проведено 345 проверок, из них:

162 плановых проверок;

30 внеплановых проверок по исполнению ранее выданных предписаний;

8 внеплановых проверок по требованию природоохранной прокуратуры;

2 проверки по согласованию с природоохранной прокуратурой;

57 проверок совместно с органами прокуратуры;

86 административных расследований.
По результатам проверок государственными инспекторами возбуждено 325 дел об административных правонарушениях. Вынесено 68 определений о направлении дел для рассмотрения по подведомственности мировым и районным судьям.

Предприятиям, осуществляющим хозяйственную деятельность с нарушениями природоохранного законодательства, по результатам проверок выдан 301 пункт предписаний об устранении нарушений экологических требований.

По результатам проведённых проверок государственными инспекторами вынесено 458 постановлений.

Общая сумма уплаченных административных штрафов в бюджет по данным Управления федерального казначейства по Удмуртской Республике в 2012 году составила 1 млн. 879 тыс. рублей.

Кроме того, отделом экологической безопасности и контроля осуществляется работа по контролю в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. В 2012 году основываясь на результатах проверок (представленных природопользователями расчетов платы и произведенных платежах) работа отдела способствовала существенному увеличению поступления платежей в бюджеты всех уровней.

По результатам проведения административных расследований, проводимых по обращениям граждан и юридических лиц, а также непосредственного обнаружения инспекторами фактов нарушения законодательства проведена работа способствующая выявлению и ликвидации свалок отходов, а также взятию на баланс бесхозных канализационных сетей, осуществляющих сбросы загрязняющих веществ на рельеф местности.

В 2012 году в рамках осенней инвентаризации несанкционированных свалок на территории Удмуртской Республики выявлено 775 несанкционированных свалок, из них ликвидировано – 455, что составляет 59 % от общего количества. Тем самым возвращено в оборот 24 га земельных угодий. В ходе проделанной работы по ликвидации несанкционированных свалок на полигоны ТБО вывезено более 30 тысяч кубометров отходов.

Деятельность министерства в рамках регионального государственного экологического надзора привела к значительным вложениям предприятий и организаций Удмуртской Республики в мероприятия, направленные на снижение влияния последствий своей деятельности на окружающую среду.

8. Государственная экологическая экспертиза
В соответствии действующим законодательством с января 2007 года субъектам Российской Федерации, в том числе и Удмуртской Республике, переданы полномочия по организации и проведению государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня.

В части выполнения данных полномочий Министерством приняты Постановления Правительства УР об утверждении Порядка использования финансовых средств на проведение экспертизы и Перечня объектов экспертизы с учетом специфики экологических, социальных и экономических условий Удмуртской Республики.

Во исполнение Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Министерством принят Административный регламент по предоставлению государственной услуги «Проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня», которым определены сроки и последовательность действий по предоставлению данной услуги.

В дополнение к Административному регламенту разработаны технологические карты для организации межведомственного информационного взаимодействия с получателями госуслуги.

Информация о проведении государственной экологической экспертизы регулярно размещается в блоке новостей на сайте Министерства.
За прошедшие 6 лет министерством рассмотрен 71 объект экспертизы.

В течение 2012 года в отдел экспертизы, нормирования и информационных технологий было представлено 7 объектов государственной экологической экспертизы регионального уровня.

В их числе: рассмотрены обосновывающие материалы к лицензиям на обращение с ломом цветных и черных металлов.

В процессе экспертизы проводилась научно обоснованная комплексная оценка потенциального воздействия на окружающую природную среду от реконструкции автомобильных дорог, расположенных на землях ООПТ регионального значения, в результате экспертная комиссия посчитала возможным рекомендовать  их к утверждению при условии соблюдения при реконструкции и эксплуатации объектов специального режима, установленного для ООПТ.

Положительную оценку получили материалы, обосновывающие лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов в Удмуртской Республике на период с 1 августа 2012 года до 1 августа 2013 года.

В экспертных комиссиях в соответствии с процедурой проведения экспертизы были задействованы внештатные эксперты - специалисты по соответствующим направлениям отраслей проектной документации. К экспертизе привлекались специалисты проектных организаций, работники экологических отделов предприятий, преподаватели вузов.

За проведение государственной экологической экспертизы из средств заказчиков в 2012 году получено 279 тыс. рублей.
Кроме того, за отчетный год были выданы 92 разрешения на выброс (вредных) загрязняющих веществ в атмосферный воздух,


9. Информатизация
В 2012 году в Минприроды УР внедрена система межведомственного электронного взаимодействия “DIRECTUM” на 42 (сорока двух) рабочих станциях. Минприроды УР приняло активное участие в тестировании системы межведомственного электронного взаимодействия, отправляя межведомственные запросы в муниципальные образования Удмуртской Республики. В настоящее время система “DIRECTUM” находится в эксплуатации.

В государственной информационной системе Удмуртской Республики "Портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" размещено 7 (семь) государственных услуг оказываемых министерством. В процессе размещения государственных услуг было проведено обучение сотрудников Минприроды УР, участвующих в оказании государственных услуг, работе с реестром государственных услуг. Полученные знания необходимы для своевременного внесения изменений в информацию, размещённую на региональном и федеральном порталах государственных услуг.

Запущен в работу новый официальный сайт Минприроды УР. Для входа на официальный сайт министерства можно воспользоваться одним из удобных пользователю адресов:  минприрода-удм.рф или minpriroda-udm.ru. На новом официальном сайте министерства появились нововведения, в частности:

- Кнопка «Интернет-приемная», позволяющяя отправить сообщение с обращением в Минприроды УР прямо с официального сайта.

- удобные анимированные ссылки на сайты вышестоящих органов власти и организаций природоресурсного блока.

- возможность размещения видеоматериалов на сайте. С ними можно ознакомиться в разделе «Видеоматериалы о Минприроды УР» в правом меню сайта.
Подводя итого своего выступления, хотел бы еще раз отметить, что, несмотря на определенные трудности, коллектив министерства справился с работой и большинство поставленных перед ним в 2012 году задач выполнено.

В этом году нам предстоит достойно встретить 15-летний юбилей АУ «Управление Минприроды УР».

Как я уже говорил, 2013 год объявлен в России и Удмуртии Годом охраны окружающей среды. Организация большинства мероприятий также возложена на наше министерство.

В заключение позвольте выразить уверенность, что коллектив министерства справится с задачами, поставленными на 2013 год.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: