Министерство культуры Республики Адыгея

ДОКЛАД
о результатах и основных направлениях деятельности Министерства культуры Республики Адыгея на 2014 – 2016 гг.


г. Майкоп, 2013 год

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Цели, задачи и показатели деятельности Министерства культуры Республики Адыгея;
2. Государственные услуги, предоставляемые государственными учреждениями культуры РА;
3. Действующие и принимаемые расходные обязательства;

4. Целевые программы и непрограммная деятельность;
5. Распределение расходов по целям, задачам и целевым программам;
6. Результативность бюджетных расходов.
7. Приложения:

1 «Основные показатели деятельности Министерства культуры Республики Адыгея»
2 «Государственные услуги, предоставляемые государственными учреждениями Республики Адыгея, подведомственными Министерству культуры республики Адыгея»
3 «Объем исполняемых расходных обязательств

Министерства культуры Республики Адыгея

4 «Целевые программы, в реализации которых

участвует Министерство культуры Республики Адыгея
5 «Непрограммная деятельность Министерства культуры Республики Адыгея»
6 «Распределение расходов Министерства культуры Республики Адыгея по целям, задачам и целевым программам»


Введение



Министерство культуры Республики Адыгея (далее – Министерство) функционирует на основании Положения о Министерстве культуры Республики Адыгея, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 25 сентября 2006 года №141 «Вопросы Министерства культуры Республики Адыгея», и является органом исполнительной власти Республики Адыгея отраслевой компетенции.

Министерство осуществляет проведение государственной политики в сфере культуры, искусства, кино - и видеопроката, образования в сфере культуры, поддержку и развитие традиционной народной культуры.

Министерство руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Адыгея, законами Российской Федерации, Республики Адыгея, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Главы Республики Адыгея, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Кабинета Министров Республики Адыгея, а также нормативными и инструктивными документами Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры Республики Адыгея.

Министерство осуществляет свои полномочия во взаимодействии с исполнительными органами государственной власти Республики Адыгея, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями.

Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении театрально-зрелищных учреждений, средних специальных учебных заведений, музеев, библиотек и иных подведомствен­ных Министерству культуры республиканских государственных учреждений (далее - подве­домственные учреждения). Общая численность работников в отрасли составляет 3 147 человек. Сеть учреждений культуры и искусства Республики Адыгея была оптимизирована и насчитывает 351 единицу, что на 6 единиц меньше, чем в 2012 г:

- 151библиотеки, из них 148 –муниципальных, 4 – республиканских;

- 135 клубных учреждений, из них 128 - сельских;

- 24 кинотеатров и киноустановок, из них 21 –сельских;

- 22образовательных учреждения культуры, из них 1 – Республиканский колледж искусств имени У.Х. Тхабисимова и 21 детские школы искусств, 1 художественная школа;

- 8 музеев, из них 6 - муниципальных, 1 - федерального подчинения;

- 6 республиканских театрально-концертных организаций: ГУ «Государственная филармония Республики Адыгея», ГУК «Национальный театр Республики Адыгея», ГУК «Русский государственный драматический театр им. А.С. Пушкина Республики Адыгея», ГУК «Камерный музыкальный театр Республики Адыгея им. А.А. Ханаху», ГУ «Государственный академический ансамбль народного танца Адыгеи «Нальмэс», ГУ «Государственный ансамбль народной песни Адыгеи «Исламей»;

- 1 ГУК « Центр народной культуры Республики Адыгея»;

- 1 Государственное учреждение культуры по прокату киновидеопродукции «Адыгкиновидеопрокат»;

- 1 ГУК «Методический кабинет учебных заведений культуры и искусства Республики Адыгея»;

- 1 ГУК «Картинная галерея Министерства культуры Республики Адыгея»;

- ГБУК « Детская хореографическая студия народного танца «Майкопчанка»
По сравнению с 2011 годом сеть учреждений культуры и искусства в 2012 году сократилась на 6 единиц.

1. Цели, задачи и показатели деятельности Министерства культуры

Республики Адыгея
Выбор целей Министерства культуры Республики Адыгея определен в соответствии с гарантированными Конституцией Российской Федерации правами граждан в сфере культуры (статья 44), Указами Президента Российской Федерации от 7мая 2012 года № 597 « О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 года № 761 « О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012- 2017 годы», основными направлениями государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года, Стратегией социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года, утвержденной законом Республики Адыгея от 23 ноября 2009 года № 300, Распоряжения Главы Республики Адыгея от 28 февраля 2013 года « 29-рг « О плане мероприятий («дорожной карте») Республики Адыгея «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры», а также исходя из результатов сложившейся в предыдущие годы практической деятельности, экономических и правовых условий функционирования учреждений культуры. Функции Министерства, заключающиеся в проведении на территории Республики Адыгея единой государст­венной политики в сфере культуры, искусства, образования, кино - и видеопроката, поддержке и развитии традиционной народной культуры, соответствуют стратегической цели развития Республики Адыгея – повышения уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей жителей Республики Адыгея.

Исходя из стратегической цели развития республики, Министерство в своей деятельности обеспечивает достижение следующих целей:

1. Сохранение и развитие культурного наследия Республики Адыгея;

2. Сохранение и развитие системы художественного образования, поддержка молодых дарований;

3. Модернизация отрасли.
Цель 1 - «Сохранение и развитие культурного наследия Республики Адыгея» - реализуется на постоянной основе и направлена на реализацию прав граждан РА на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям.

Показателем Цели № 1 является объем и качество проведенных мероприятий, количество спектаклей, концертов их зрителей, выставочных проектов музеев, выставочных залов, посещений библиотек, музеев и тд.

А также количество библиотечного фонда, методических рекомендаций, фильмов, доведение уровень заработной платы квалифицированных работников культуры до средней зарплаты по Республике Адыгея к 2018 году.

Цель 2 - «Сохранение и развитие системы художественного образования, молодых дарований» - носит постоянный характер, направлена на увеличение доли детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, на кадровое обеспечение отрасли, организацию дополнительного предпрофессионального образования детей в области искусств, среднего профессионального образования в области искусств.

Показателем Цели № 2 является среднегодовое количество обучающихся, доля дипломантов от общего количества участников, уровень заработной платы педагогических работников, увеличение количества молодых дарований.
Цель 3 - «Модернизация отрасли» - реализуется на постоянной основе, направлена на совершенствование материальной базы учреждений, внедрение информационно-коммуникационных технологий, оснащение их специальным оборудованием, мебелью, звукоусилительной аппаратурой, современной компьютерной техникой.

Показателем Цели № 3 является количество отремонтированных зданий и помещений с доступом к современным информационно-коммуникационным технологиям, отвечающих требованиям к качеству предоставления государственных услуг в сфере культуры и искусства, количество учреждений, подключенных к сети «Интернет», имеющих сайт.
Тактические задачи Министерства культуры Республики Адыгея
Тактические задачи Министерства культуры Республики Адыгея тесно увязаны с государственными услугами, предоставляемыми государственными учреждениями культуры Республики Адыгея.

Достижение цели 1 - «Сохранение и развитие культурного наследия Республики Адыгея» - обеспечивается решением шести тактических задач:

Задача 1.1. Консультативно-методическое и информационное обслуживание образовательных и досуговых учреждений культуры, сохранение нематериального культурного наследия;

Задача 1.2. Организация и осуществление театрального обслуживания населения;

Задача 1.3. Организация и осуществление концертного обслуживания населения; поддержка профессиональных творческих коллективов;

Задача 1.4. Осуществление библиотечно-информационного обслуживания населения Республики Адыгея, в том числе комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов;

Задача 1.5. Обеспечение доступа к музейным ценностям, выставочного фонда;

Задача 1.6. Обеспечение доступа к произведениям кинематографии.
Решение тактических задач в 2014-2016 годах будет осуществляться, в основном, через реализацию Государственной программы Республики Адыгея «Развитие культуры» на 2014-2018 годы, включающая программно-целевые инструменты программы, а именно: подпрограммы и основные мероприятия, участие в ФЦП «Культура России» иных федеральных программах. В 2014 году достижение поставленных целей прогнозируется через достижение количественных и качественных целевых показателей культурного обслуживания населения Республики Адыгея.

Тактическая задача 1.1. «Консультативно-методическое и информационное обслуживание образовательных и досуговых учреждений культуры, сохранение нематериального культурного наследия » и связанная с этим работа по сохранению как традиционного, так и актуального искусства, ее соответствие цели 1 обусловлена статьей 34 ФЗ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 09.10.92г. № 3612-1, Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 4 Федерального закона от 06.01.99г. № 7-ФЗ « О народных художественных промыслах», приказом Минкультуры России от 17.12.2008 г. № 267 « Об утверждении концепции Сохранения нематериального культурного наследия народов РФ на 2009-2015 годы», в соответствии с которыми органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и Республики Адыгея, должны оказывать методическую, информационную и организационную помощь организациям культуры и образования в совершенствовании системы фестивалей, выставок, иных просветительских и развивающих проектов, в разработке, реализации и рецензировании различных экспериментальных, авторских и адаптированных учебных программ, обобщение передового опыта лучших преподавателей в ДШИ и Колледже искусств. Соответствие данной тактической задачи цели 1 Министерства состоит в том, что сохранение и развитие нематериального культурного наследия и народных художественных промыслов обеспечивает приобщение граждан к богатейшей многонациональной отечественной культуре, способствует воспитанию подрастающего поколения через уникальное культурное наследие адыгов и других этносов, а также развитию их творческого потенциала. Решение тактической задачи 1.1., заключающейся в предоставлении образовательным учреждениям в сфере культуры методической помощи, состоит в координации деятельности учреждений образования в сфере культуры, разработке и внедрении современных методик преподавания специальных дисциплин, проведении конкурсов, фестивалей, мастер-классов и др.

Тактическая задача 1.2. «Организация и осуществление театрального обслуживания населения» и ее соответствие цели 1 обусловлена ст. 39 законом РФ от 09.10.92г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (далее - основы законодательства о культуре), п. 18. ст. 26.3 закона РФ от 06.10.1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (далее - № 184 – ФЗ), постановлением Правительства РФ от 25.03.1999 г. № 329 «О государственной поддержке театрального искусства в РФ», Концепцией развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N 1019-р);

В целях сохранения и развития культурного наследия Республики Адыгея необходимо осуществить комплекс мер, направленных на сохранение национальной идентичности каждого народа, адресную поддержку носителей и хранителей народных обрядов и ритуалов, поддержку лучших национальных традиций в профессиональном искусстве и народном творчестве для создания условий дальнейшего развития межнационального культурного сотрудничества.

Соответствие тактической задачи 1.2. цели 1 состоит в том, что финансовая поддержка учреждений культуры обеспечивает условия для сохранения и преумножения культурного и творческого потенциала населения республики, развития классических форм искусства, традиционной народной культуры, новаторских форм и видов, инновационной деятельности.

Тактическая задача 1.3. «Организация и осуществление концертного обслуживания населения; поддержка профессиональных творческих коллективов» и ее соответствие цели 1 обусловлена ст.20 закона РФ от 09.10.92г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», в соответствии с которым народы и этнические общности в Российской Федерации имеют право на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение исконной культурно-исторической среды посредством создания национальных жанровых коллективов.

Принимаемые меры будут способствовать развитию и укреплению международных культурных связей, обеспечения равного доступа различных категорий населения к культурному наследию, языку, обычаям и нравам семейной и обрядово-праздничной жизни, фольклорно-этнографическим и национально-культурным ценностям.

Тактическая задача 1.4. «Организация и осуществление библиотечно-информационного обслуживания граждан Республики Адыгея, в том числе комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов» в рамках обеспечения достижения цели 1 обусловлена ст. 39 основ законодательства о культуре, законом РФ от 29.12.1994 года № 78-ФЗ «О библиотечном деле» и направлена на сохранение культурного наследия, внедрение современных информационных технологий, улучшение обслуживания читателей и организация удаленного доступа пользователей к библиотечным фондам.

Соответствие тактической задачи 1.3. цели 1 состоит в том, что библиотеки несут важную миссию в развитии единого культурного и информационного пространства. На принципе всеобщей доступности оказывают культурно–просветительские, информационные услуги, в том числе обеспечивают граждан необходимой информацией, связанной с реализацией их законных прав и свобод. Необходимо продолжение работы по комплектованию муниципальных библиотек, страховому копированию библиотечных фондов, перевод фондов на электронные носители, включение в Сводный каталог библиографических записей..

Тактическая задача 1.5. «Обеспечение доступа к музейным ценностям, выставочного фонда» обусловлена ст. 39 Основ законодательства о культуре, законом РФ от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», п. 17 ст. 26.3 № 184-ФЗ.

Соответствие тактической задачи 1.4. цели 1 состоит в том, что организация деятельности и поддержка музеев обеспечивается созданием условий для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций. Важным направлением в сфере музейного дела становится обеспечение работы постоянно действующей комиссии по проведению комплексной проверки культурных ценностей, находящихся в фондах музеев республики. По итогам проверок необходимо продолжить работу по устранению выявленных недостатков и совершенствованию условий обеспечения безопасности и сохранности музейных предметов, увеличению представленных зрителю музейных предметов.

Необходимо также осуществить мероприятия по идентификации и контролю хранения музейных предметов, анализу и изучению технологий маркировки, введению сертификата музейного предмета с использованием отечественных апробированных технологий высокоточной цифровой фотофиксацией.

Тактическая задача 1.6. «Обеспечение доступа к произведениям кинематографии » обусловлена ст.6 Федерального закона от 22.08.1996 г. № 126-ФЗ « О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» и способствует эффективному формированию и определению приоритетов развития видов культур­ной деятельности в кино – и видеопрокате, сохранению и приумножению культурного и творческого потенциала Республики Адыгея, созданию условий для проката и показа национальных фильмов, проведению кинофестивалей и других культурных мероприятий. Важным направлением деятельности кинематографии становится создание единой автоматизированной системы сведений о показах фильмов в кинозалах, использование механизмов государственно- частного партнерства (ГЧП) в сфере кинопоказа, в том числе создание в населенных пунктах сети цифровых кинозалов и многофункциональных культурных центров, управляемых частным оператором.

Достижение цели 2 - «Сохранение и развитие системы художественного образования, поддержка молодых дарований» обеспечивается решением двух тактических задач:

Задача 2.1. Реализация основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования в области искусств;

Задача 2.2. Реализация общеобразовательных программ дополнительного предпрофессионального образования детей в области искусств;
Решение тактической задачи 2.1. «Реализация основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования в области искусств» направлено на сохранение традиций отечественного образования, культурного наследия, духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан. С целью сохранения накопленного в предшествующий период позитивного опыта в подготовке профессиональных кадров усилия Министерства были направлены на реализацию « Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в РФ на 2008-2015 годы», исполнение которой способствует успешному осуществлению кадровой политики Республики Адыгея в сфере культуры, а также позволяет максимально реализовать личностные возможности учащихся через их участие в творческих проектах, выявлять юные дарования, что соответствует цели 2.

Решение тактической задачи 2.2 «Реализация общеобразовательных программ дополнительного предпрофессионального образования детей в области искусств» заключается в организации обучения детей по программам дополнительного художественного образования, которые носят общедоступный и массовый характер и позволяют обеспечивать раннее выявление творчески одаренных детей, развитие таланта и создание условий для его органичного профессионального становления. Следовательно, тактическая задача соответствует цели 2.

Достижение цели 3 «Модернизация отрасли» обеспечивается решением тактической задачи:

Задача 3.1. «Материально- техническое перевооружение и внедрение ИКТ государственных учреждений культуры».

Решение тактической задачи 3.1. «Материально техническое перевооружение государственных учреждений культуры» заключается в повышении уровня удовлетворенности населения Республики Адыгея качеством предоставления государственных услуг в сфере культуры, который обеспечивается достойными условиями труда творческих работников, преподавателей, учащихся и студентов таким образом, чтобы они имели возможность в желательной для них форме посвятить себя творческой и иной деятельности в помещениях, соответствующих акустическим, световым, техническим параметрам. Учреждения должны быть обеспечены информационными ресурсами через внедрение новых программ и разработок в сфере информационных технологий и телекоммуникационных сетей, в том числе Интернет-ресурсов, сайтов. Здания и сооружения должны отвечать санитарным нормам и правилам, требованиям техники безопасности. Они должны быть защищены от воздействия различных факторов, отрицательно влияющих на здоровье персонала, населения и на качество предоставляемых услуг. Таким образом, при увеличении количества отремонтированных зданий и внедрения современных технологий в процесс развития сферы культуры, тактическая задача 3.1 будет соответствовать цели 3.

Главным достижением для развития отрасли мы считаем принятие Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 « О мероприятиях по реализации государственной социальной политике», от 1 июня 2012 года № 761 « О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», Федерального закона от 08.05.2010 года № 83-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», которые создает правовые механизмы, способствующие достижению следующих целей:

-повышение качества государственных (муниципальных услуг);

-повышение доступности государственных (муниципальных) услуг;

-повышение эффективности государственных (муниципальных) учреждений,

-повышение средней заработной платы работников культуры.

Другие, не менее важные документы - Долгосрочные целевые программы «Развитие библиотечного дела в Республике Адыгея» на 2010-2014 годы, «Сохранение и развитие сельских учреждений культуры и детских школ искусств» на 2012-2016 годы. Данными нормативными актами определены концепция и принципы культурной политики республики, а также механизмы по повышению эффективности бюджетных расходов и улучшения качества государственных и муниципальных услуг. В соответствии с федеральным законодательством разделены полномочия по управлению отраслью, предусмотрены формы государственной поддержки культурной деятельности на территории республики, предоставлены дополнительные меры социальной поддержки работникам муниципальных и государственных учреждений.

Ожидаемые результаты достижения стратегической цели социально-экономического развития республики в сфере культуры представлены показателями, определенными Указом Президента Российской Федерации от 21.08.2012 г. №1199 « Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» и Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов».

2. Государственные услуги, предоставляемые государственными учреждениями культуры, подведомственными Министерству культуры Республики Адыгея


В течение 2012-2013 годов продолжена работа по совершенствованию механизмов управления в сфере культуры и искусства. В целях реализации Федерального закона от 08.05.2010г. № 83-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных учреждений» Министерством культуры Республики Адыгея утвержден Перечень казенных и бюджетных учреждений. Казенными учреждениями являются: Адыгейская республиканская детская библиотека и Адыгейская республиканская библиотека для слепых. Остальные - учреждения бюджетного типа. В продолжение стратегии по развитию бюджетной сети, реформированию региональных финансов Министерством культуры Республики Адыгея разработан Перечень государственных услуг, предоставляемых государственными учреждениями культуры, требования к качеству предоставления бюджетных услуг. Утверждены и доведены государственные задания на государственные услуги на 2012 год и плановый период подведомственным организациям культуры.

Внедренная система государственных заданий на государственную услугу стала реальным инструментом, определяющим принципы и приоритеты деятельности, а также обеспечивает баланс различных аспектов существования организаций культуры и искусства на современном этапе. Государственные задания стали частью системы по выстраиванию среднесрочных и долгосрочных показателей, необходимых для аргументирования обоснований финансового обеспечения сферы исполнительских искусств, достижения конкретных значимых результатов и зависимости оплаты от качества и количества труда. Государственные учреждения, подведомственные Министерству культуры Республики Адыгея, предоставляют следующие государственные услуги:

- услуги по организации и осуществлению концертного обслуживания населения;

- услуги по организации и осуществлению театрального обслуживания населения;

- услуги по организации информационно - библиотечного обслуживания населения;

- услуги по обеспечению доступа к музейным ценностям;

- услуги по обеспечению доступа к выставочным фондам;

- услуги по сохранению нематериального культурного наследия народов Республики Адыгея в области традиционной народной культуры;

- услуги по консультативно-методическому и информационному обслуживанию образовательных учреждений в области искусств;

- услуги по предоставлению среднего профессионального образования в области искусств;

- услуги по предоставлению дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей в области искусств;

- услуги по обеспечению доступа к произведениям кинематографии;

-услуги по организации культурно-досуговой деятельности и народной хореографии;

- услуги по организации автотранспортного обеспечения учреждений культуры.

Государственные задания на услуги в сфере культуры и искусства стали важным инструментом для реализации социально-культурной политики Республики Адыгея на ближайшие годы.

3. Действующие и принимаемые расходные обязательства
Культура является важнейшей составляющей жизни общества и несет в себе огромный позитивный заряд. Она способна объединять людей и целые народы, делать их существование более наполненным и осмысленным, предоставить каждому возможность для самовыражения. Для этих целей принимаются государственные, долгосрочные и ведомственные программы поддержки развития отрасли культуры и искусства. Для более полного удовлетворения духовных потребностей населения необходимы бюджетные инвестиции. В связи с этим общий объем действующих расходных обязательств, включая расходы за счет предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в 2012 году составил 292 875,7 тыс. рублей, в 2013 году – 307 304,9 тыс. рублей, что выше уровня 2012 года 4,9 %. Увеличение бюджета текущего года связано с увеличением расходов в 2013 году на государственную поддержку государственных учреждений, увеличение расходов на оплату труда работников бюджетных учреждений и разработкой новых целевых программ.

Расходные обязательства Министерства представлены в приложении № 3.
4.Целевые программы и непрограммная деятельность

Достижение заявленных целей и решение тактических задач Министерства в 2014-2016 годах будет осуществляться путем реализации Государственной программы Республики Адыгея с подпрограммами, а также участия в других государственных программах.

Министерство культуры Республики Адыгея является заказчиком следующих целевых программ:

- ДЦП «Развитие библиотечного дела в Республике Адыгея» на 2010-1014 годы;

- ДЦП «Сохранение и развитие сельских учреждений культуры и детских школ искусств» на 2012-2016 годы;

- Ведомственная целевая программа «Развитие культуры и искусства Республики Адыгея» на 2012- 2015 годы;

- Министерство приняло участие в 2012 году как соисполнитель в следующих целевых программах:

- ДЦП «Этнокультурное развитие и профилактика экстремизма « на 2011-2015 годы;

- РЦП «Улучшение демографической ситуации в Республике Адыгея» на 2009-2012 годы;

Распределение расходов за отчетный период по Долгосрочным целевым программам производились с учетом утвержденных Кабинетом Министров Республики Адыгея лимитов финансирования республиканских целевых программ. Расходы по задачам и целям определены путем суммирования расходов по соответствующим программам.

Цели и задачи Государственной программы «Развитие культуры» на 2014-2018 годы:

- реализация стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания развития личности и государства, приобщения граждан к мировому культурному наследию

- сохранение культурного наследия, обеспечение доступа граждан к культурным ценностям и участию в культурной жизни, реализация творческого потенциала ;

- повышение качества и доступности государственных услуг в сфере культуры;

-создание благоприятных условий для устойчивого развития сферы культуры;

Показателями, характеризующими результаты реализации программы, являются: увеличение количества посещений организаций культуры; увеличение числа детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, в общем количестве детей.

В нормативах финансирования бюджетных услуг на 2013-2015 годы не в полном объеме учтена потребность учреждений в расходах на проведение капитального и текущего ремонта помещений, обновлении технологического оборудования, материально-технического обеспечения. Соответственно, в ведомственной целевой программе данный вид расходов не полностью обеспечен источником финансирования и определен как дополнительные средства, за счет которых могут быть решены конкретные задачи.

Обоснование действующих долгосрочных целевых программ и ведомственной целевой программы и планируемой государственной программы, представлены в приложении № 4.

Издаются приказы, в соответствии с которыми для каждого из подведомственных учреждений устанавливаются государственные задания на оказание государственных услуг и доводятся контрольные показатели деятельности в соответствии с докладом о результатах и основных направлениях деятельности Министерства культуры Республики Адыгея как субъекта бюджетного планирования, а также формы отчетности об их достижении.

Также Министерством проводятся совещания с руководителями отраслевых органов исполнительной власти муниципальных образований республики, на которые возложены функции управления в сфере культуры, искусства, кино. Целью проводимых совещаний являются информационная, методическая и организационная помощь в переходе на новые модели управления, ориентированные на результат.

Объем бюджетных ассигнований отрасли «Культуры, искусство и кинематографии» и «Образование» в 2012 году составил 676021,3 тыс. руб., что на 3,9 % больше, чем в 2011 г.(641781,3 тыс. руб.).

На реализацию мероприятий, по формированию электронного каталога объектов нематериального культурного наследия Республики Адыгея ГБУК РА «Центр народной культуры Республики Адыгея» в 2012 году выделено 325,0 тыс. руб., в том числе за счет Федеральной целевой программой «Культура России (2012-2018 годы)» 250,0 тыс. руб., из республиканского бюджета – 75,0 тыс. руб. и на проведение международного фестиваля «Звездочки Адыгеи» в 2012 году выделено 780,0 тыс. руб., в том числе за счет Федеральной целевой программой «Культура России (2012-2018 годы)» 400,0 тыс. руб., из республиканского бюджета – 380,0 тыс. руб.

В соответствии с Соглашением № 956-01-41/06-12 от 28.05.2012 г. между Министерством культуры Республики Адыгея и Министерством культуры Российской Федерации в 2012 году из федерального бюджета предоставлены иные межбюджетные трансферты бюджету Республики Адыгея на комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований в размере 1078,4 тыс. руб. Выделенные средства использованы в полном объеме.

Также в соответствии с Соглашением № 2615-01-01-41/06-12 от 18.09.2012 г. между Министерством культуры Республики Адыгея и Министерством культуры Российской Федерации в 2012 году из федерального бюджета предоставлены иные межбюджетные трансферты бюджету Республики Адыгея на проведение мероприятий по подключению общедоступных библиотек республики Адыгея к сети интернет и развитие системы библиотечного дела с учетом задачи расширения информационных технологий и оцифровки в размере 196,0 тыс. руб. Из выделенных средств освоено 154,0 тыс. руб.

На реализацию ВЦП «Развитие культуры и искусства Республики Адыгея» на 2010-2012 годы было выделено средств в объеме 10204,6 тыс. руб., из них освоено 10033,7 тыс. руб.

На реализацию РЦП «Этнокультурное развитие и профилактика экстремизма» на 2011-2015 годы в 2012 году предусмотрено – 97,0 тыс. руб., профинансировано – 50,0 тыс. руб.

На реализацию РЦП «Улучшение демографической ситуации в Республике Адыгея» на 2009-2012 годы в 2012 году предусмотрено – 215,0 тыс. руб., профинансировано – 215,0тыс. руб.

На реализацию ДЦП «Развитие библиотечного дела в Республике Адыгея» на 2010-1014 годы в 2012 году предусмотрено – 6000,0 тыс. руб., профинансировано – 1543,2 тыс. руб.

По результатом оценки, анализа реализации, хода выполнения и окончательного контроля за достижением целей и показателей результативности целевые программы Министерства культуры Республики Адыгея признаны умеренно эффективными, имеют положительную динамику. Запланированные программные мероприятия, с учетом введения секвестра бюджетных ассигнований, реализованы полностью. Установленные измеримые результаты двух типов: конечных результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей, и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания государственных услуг, прогнозируемых при заданных условиях, выполнены.

Для достижения стратегических целей и тактических задач Министерством в рамках закрепленных полномочий осуществляется непрограммная деятельность.

В рамках достижения цели «Сохранение и развитие культурного наследия Республики Адыгея» непрограммная деятельность включает в себя следующие направления:

- разрабатывает проекты нормативных правовых актов, республиканских целевых программ, концепций стратегических планов развития в сфере культуры;

- осуществляет комплектование и сохранность фондов государственных библиотек;

- осуществляет управление музейными предметами и музейными коллекциями, находящимися в государственной собственности Республики Адыгея;

- осуществляет функции организаторов культурно-массовых мероприятий.

В рамках достижения цели «Сохранение и развитие системы художественного образования, поддержка молодых дарований» непрограммная деятельность включает в себя следующие направления:

- разрабатывает предложения по формированию государственного заказа на подготовку специалистов в образовательных учреждениях в сфере искусств;

- является официальным представителем Государственной комиссии по государственной аккредитации и аттестации образовательных учреждений Республики Адыгея.

В рамках достижения цели «Модернизация отрасли» непрограммная деятельность включает в себя следующие направления:

- выступает государственным заказчиком в формировании, размещении, и исполнении государственного заказа Республики Адыгея по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг для государственных нужд Республики Адыгея в сфере культуры;

- осуществляет внутриведомственный контроль за соблюдением правил, норм, стандартов охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии и пр.
5. Распределение расходов по целям, задачам и целевым программам
Распределение расходов по целям, задачам и целевым программам осуществлялось в соответствии с определенными приоритетными направлениями в работе учреждений, подведомственных Министерству, согласно приложению № 6.

В качестве приоритетных направлений в работе учреждений культуры определены:

- сохранение нематериального культурного наследия;

- повышение качества услуг в сфере культуры.

Кроме того, в 2014-2016 годах в целях повышения результативности бюджетных расходов будут проводиться мероприятия по реализации программ повышения эффективности бюджетных расходов, оптимизации ресурсов организаций культуры, программно-целевой метод распределения бюджетных ассигнований. Низкая доля расходов, сформированная по целевым программам в истекшем году, обусловлена тем, что Министерство культуры Республики Адыгея является соисполнителем иных программ. На плановый период подготовлен проект государственной программы «Развитие культуры» на 2014-2018 годы.

Министерством культуры Республики Адыгея планируется провести следующие значимые культурные мероприятия в 2014-2016 годах по реализуемым программам:

- Международный фестиваль адыгской культуры;

- Межрегиональный фестиваль детского и юношеского творчества «Звездочки Адыгеи;

- республиканский фестиваль «Культура наше достояние»;

- Региональный конкурс «Лучший библиотекарь года»; «Лучшая сельская библиотека»;

- XI Региональный конкурс юных музыкантов Северного Кавказа;

- Цикл мероприятий, посвященных Дню образования Республики Адыгея;

-Культурная Олимпиада «Сочи- 2014»;

- Подготовка и проведение регионального фестиваля казачьей культуры, другие выставки, конкурсы.

6. Результативность бюджетных расходов

Результативность бюджетных расходов учреждений культуры оценивалась в соответствии с Приоритетными задачами на 2012-2015 гг., обозначенными в посланиях Президента РФ Путина В.В., а именно:

- сохранение и развитие системы художественного образования, поддержка молодых дарований;

- поддержка новаторских, экспериментальных направлений в искусстве;

- поддержка профессионального искусства и обеспечение культурного обмена:

-создание условий для внедрения и использования современных информационных программ и высокотехнологичных продуктов в деятельности организаций культуры;

- сохранение и развитие нематериального культурного наследия Республики Адыгея, включая развитие национальных культур;

- создание условий для развития отечественного кинематографа.

Во исполнение указов и в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Адыгея от 15.04.2011 г. № 113-р «О Программе повышения эффективности бюджетных расходов Республики Адыгея на период 2011-2013 годах» в 2012 году Министерство продолжило работу по переходу от сметного финансирования учреждений на финансовое обеспечение деятельности субъектов бюджетного планирования на основе государственных заданий, целевых программ. Внедряются инструменты бюджетирования, ориентированного на результат: разрабатываются Государственная программа, доклады о результатах и основных направлениях деятельности, осуществлен переход от годового к среднесрочному финансовому планированию в формате « скользящей трехлетки», создается законодательная база для развития новых форм финансового обеспечения государственных услуг, внедряется « программный» бюджет.

В связи с изменением подходов к формированию информации о деятельности подведомственных учреждений, при оценке результативности бюджетных расходов использованы критерии оценки деятельности государственных учреждений, подведомственных Министерству, количественные данные 2012 года по показателям бюджетных услуг и затраты на их осуществление. Проводится мониторинг оценки качества предоставляемых услуг.

Степень достижения Министерством культуры Республики Адыгея результативности бюджетных расходов можно оценить как достаточно высокую, так как плановые показатели учреждениями были выполнены, расширилась география гастрольной деятельности, что позитивно отражается на имидже республики, повысилась читательская активность, увеличилось количество обучающихся в учреждениях образования в области искусств, что является свидетельством востребованности услуг сферы культуры и искусства.

Хотя для бюджетной сферы в отрасли культуры сравнение показателей экономической эффективности отчетного года, как с предыдущими периодами, так и с текущим и плановыми годами, не является объективным показателем. Из года в год на увеличение бюджетных расходов влияют объективные факторы: повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, рост тарифов на коммунальные услуги, которые в структуре расходов на оказание бюджетных услуг занимают наибольший удельный вес. Поэтому целесообразно оценивать эффективность расходов бюджета исходя не только из количественных показателей и затрат на них, предусмотренных планом, но и качественных. В связи с этим разработаны критерии качества предоставления государственных услуг по видам и жанрам искусства.

В основном осуществленные затраты на единицу количественного показателя выше аналогичного показателя по плану. Предоставление услуг в большем объеме, чем запланировано, обусловлено инвестированием в основную уставную деятельность доходов от приносящей доход деятельности, потребительским спросом населения.

Министерство осуществляет мониторинг выполнения количественных и качественных показателей бюджетных услуг, оказываемых населению подведомственными учреждениями. Материальное стимулирование коллективов организаций предусмотрено за выполнение плановых показателей и соблюдение требований к качеству по результатам работы за полгода, 9 месяцев, год. Управление процессом деятельности учреждений, нацеленным на выполнение государственных заданий, осуществлялось через материальное стимулирование руководителей учреждений, подведомственных Министерству, в соответствии с Приказом Министерства от 26.12.2011г. № 234 « Об утверждении порядка мониторинга и контроля за исполнением государственного задания государственными учреждениями Республики Адыгея».

При проведении оценки эффективности деятельности государственных учреждений использовались измеримые результаты двух типов:

конечных результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей,

и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания государственных услуг, прогнозируемых при заданных условиях.

Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной политики в Республике Адыгея является необходимым условием решения всех задач и достижения целей, поставленных перед отраслью культуры.


Министр М.Х. Кулов

Васильева Н.А. 52-12-00

Хуако О.Р. 52-23-65

Тучина Е.И. 52-31-18

страница 1


скачать

Другие похожие работы: