МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ К.Г. РАЗУМОВСКОГО

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ

ДОКЛАД

«О НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»


Специальность: 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования».

Аспирант: Олисова Ю.Е.
Научный руководитель: д.п.н. проф. Иванов А.И.

г. Москва

2011 г.

Изменения, происходящие на современном этапе развития нашего общества во всех сферах его жизнедеятельности, а также начавшийся процесс модернизации российского образования, выдвинули новые требования к профессиональной подготовке специалиста. Реально защищенным в социальном плане может быть лишь всесторонне образованный человек, способный гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности в связи со сменой требований рынка. В настоящее время на рынке труда в РФ имеет место превышение предложения над спросом. Отсюда возникает вопрос о конкурентоспособном специалисте, который должен обладать высокими профессиональными качествами, в ком есть реальная потребность у государственных и коммерческих предприятий.

В последнее время в России стали уделять больше внимания культуре делового общения в процессе подготовки специалистов, но масштабы исследований еще далеко не достигли должного уровня. А ведь в деловой сфере человек проводит значительную часть своей жизни.

Переход к рынку увеличил число деловых контактов между предприятиями внутри и вне страны. Число контактов с зарубежными партнерами значительно возросло, увеличилось число деловых визитов иностранных граждан в Россию и российских граждан в другие страны. В ходе этих визитов огромное внимание уделяется налаживанию взаимовыгодного сотрудничества, перспективы которого зависят от грамотного ведения деловой стороны общения. Для этого необходимо знать, как правильно составить официальное письмо или приглашение, как принять партнера и провести с ним переговоры, разрешить спорный вопрос и наладить взаимовыгодное сотрудничество.

Сейчас , например, рынок молочной продукции в РФ представлен такими международными промышленными гигантами как компании «Виль-Биль-Данн», «DANON», «Ermann», «Campino» и др. на которых работают

российские специалисты, большая часть которых является выпускниками образовательных учреждений СПО.

Деловое общение имеет огромное значение для специалистов любого уровня. На Западе практически в каждом университете и колледже имеются соответствующие курсы, издается множество научной и популярной литературы.

В результате уровень культуры делового общения наших специалистов и бизнесменов часто несравним с культурой делового общения западных деловых людей и, в большинстве случаев, оставляет желать лучшего. Естественно опыт приходит с практикой. Но предварительно необходимо овладеть теоретическими знаниями, изучить нормы и правила этикета, чтобы в дальнейшем избегать неловких ситуаций и недоуменных взглядов со стороны деловых партнеров.

Современный специалист должен уметь не только организовывать и вести технологические процессы производства в соответствии с технологической документацией, обеспечивать выпуск продукции стандартного качества, разрабатывать технологический процесс, но и учитывать в своей деятельности возможные изменения в политической, правовой, технологической, информационной и экологической сферах. Он должен обладать внутренней самостоятельностью и способностью к риску, не бояться смелых идей, постоянно аккумулировать новую информацию, уважать закон и нравственные ценности, обладать глубокой внутренней и внешней культурой, быть эрудированным и компетентным человеком.

Нередко хорошие специалисты в своем деле оказываются беспомощными в области межличностных отношений, в частности, в ситуациях делового взаимодействия. Умение общаться, добиваться взаимопонимания в процессе выполнения профессиональных функций является важнейшим условием высокой эффективности труда в любой сфере производства и, особенно, в ситуациях делового взаимодействия. Большое значение здесь имеет выдержка и эмоциональная устойчивость, умение правильно вести себя в

конфликтных ситуациях, логическое построение и аргументация своей точки зрения, владение культурой речи.

Государственный образовательный стандарт предъявляет следующие требования к уровню подготовки дипломированных специалистов в области делового общения:

  • быть способным взаимодействовать с другими лицами, общаться с ними, в частности в коллективе, формулировать и делегировать задачи, поощрять стремление людей к творческому росту и помогать их развивать, разрешать конфликты, уметь взаимодействовать с лицами, представляющими разные культуры и разные интеллектуальные слои;

  • уметь вести переговоры для достижения приемлемых решений по профессиональным вопросам;

  • уметь трудиться в разнородной культурной среде;

  • уметь излагать, обсуждать и действенно отстаивать мнение в формальной и неформальной обстановке, в письменной и устной форме;

  • уметь слушать и аналитически воспринимать письменную информацию, включая восприятие культурных и языковых различий;

  • уметь находить, получать, систематизировать, письменно оформлять и использовать информацию из устных, печатных и электронных источников.

В тоже время Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, например, по специальности 260303 «Технология молока и молочных продуктов» предусматривает изучение дисциплины «Русский язык и культура речи» в размере 56 аудиторных часов, дисциплины «Менеджмент» в размере 32 аудиторных часа, и дисциплины «Этика делового общения» в размере 32 часов в ходе которых можно изучить только теоретическую часть этой науки, да и, то только азы.
Именно система образования призвана дать человеку, будущему специалисту необходимые знания и сформировать необходимые умения и навыки. Формирование умений и навыков – это один из приоритетов среднего образования, а развивать эти умения и навыки призвана сфера профессионального образования.

Развитие умений и навыков может осуществляться только на межпредметном уровне. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами, одним из них является занимательность, элементами которой является игра, диалог и связь с окружающей действительностью.

Но имея в своем арсенале выше указанные дисциплины в таком количестве часов, преподаватель может помочь студентам овладеть только необходимыми теоретическими знаниями и минимальным набором умений. А на игру, диалог и связь с окружающей средой (опытом) просто не достаточно времени.

Из этого можно сделать вывод о необходимости дополнительной профессиональной подготовки студентов ССУЗов, которая также определяется общественными потребностями и обуславливается общественными отношениями.

Федеральный Закон «О дополнительном образовании» дает такое понятие: дополнительная профессиональная подготовка – это совершенствование умений и навыков лиц, получивших профессиональную подготовку.

Одной из основных задач техникума является – создание условий для реализации воспитательно-образовательного процесса, направленного на формирование профессиональной культуры будущего специалиста.

Исходя из вышеизложенного, решение проблемы формирования и развития умений, связанных с владением основами делового общения в ССУЗе, является приоритетным условием повышения качества профессиональной подготовки специалиста.
Список используемой литературы:

  1. Е.Н. Зарецкая Деловое общение Издательство «Дело» 2002 г.

  2. Федеральный Закон «Об образовании» № 3266-1 от 01.12.1992 г.

  3. Федеральный Закон «О дополнительном образовании» от 16.07.2001 г.

  4. ГОС СПО Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 260303 Министерства Сельского хозяйства и продовольствия РФ от 23.02.2002




страница 1


скачать

Другие похожие работы: