Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края

Доклад

о лицензировании образовательной деятельности

Отчетный период: 2013 год


Раздел 1.

«Состояние нормативно-правового регулирования в области

лицензирования образовательной деятельности»

Нормативные правовые акты регламентирующие лицензирование образовательной деятельности и деятельность должностных лиц Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края:

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2) от 5 августа 2000 года № 117-ФЗ;

Кодекс об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ;

Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966 «О лицензировании образовательной деятельности»;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2013 г. № 1320 «Об утверждении формы лицензии на осуществление образовательной деятельности, формы приложения к лицензии на осуществление образовательной деятельности и технических требований к указанным документам»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 1032 «Об утверждении форм заявлений о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности, о переоформлении лицензии на осуществление образовательной деятельности и справки о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам»;

Постановление Правительства Забайкальского края от 11 мая 2010 года № 186 «Об утверждении Положения о Министерстве образования, науки и молодежной политики Забайкальского края»;

Постановление Губернатора Забайкальского края от 29 октября 2012 года № 28 «Об утверждении Административного регламента Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края по предоставлению государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности образовательных учреждений, расположенных на территории Забайкальского края (за исключением образовательных учреждений, регулирование деятельности которых отнесено к компетенции федеральных органов государственной власти в области образования), лицензированию образовательной деятельности организаций, которые расположены на территории Забайкальского края и структурные подразделения которых осуществляют реализацию программ профессиональной подготовки».

Указанные нормативные правовые акты опубликованы на официальном сайте Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу http://минобр.забайкальскийкрай.рф.

Раздел 2.

«Организация и осуществление лицензирования

конкретных видов деятельности»

а) Отдел лицензирования, государственной аккредитации является составной частью управления лицензирования, государственной аккредитации, надзора и контроля в структуре Министерства образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края.

Министр образования, науки и молодежной политики Забайкальского края

Начальник управления лицензирования, государственной аккредитации, надзора и контроля

Отдел лицензирования,

государственной аккредитации




Отдел надзора и контроля



б) Организация и осуществление лицензирования образовательной деятельности построены в соответствии с нормативными правовыми актами указанными в разделе 1. Организация и осуществление лицензирования образовательной деятельности осуществляется посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг», государственной информационной системы Забайкальского края «Портал государственных и муниципальных услуг Забайкальского края».

в) Для осуществления лицензирования образовательной деятельности организовано межведомственное взаимодействие с:

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю - в целях получения заключения о соответствии зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, заявленных соискателем лицензии или лицензиатом для осуществления образовательной деятельности, установленным законодательством Российской Федерации санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю - в целях подтверждения сведений о наличии у соискателя лицензии или лицензиата в собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений и помещений, заявленных соискателем лицензии или лицензиатом для осуществления образовательной деятельности;

Управлением Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю - в целях подтверждения сведений о государственной регистрации юридического лица, а также сведений о постановке соискателя лицензии или лицензиата на учет в налоговом органе;

В перечень запрашиваемых в порядке межведомственного взаимодействия документов входят: запросы выписок из ЕГРЮЛ, запросы сведений из санитарно-эпидемиологических заключений на виды деятельности, запросы на выписку ЕГРП.

Средний срок ответа на межведомственный запрос -2 дня.

С главным Управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю, Управлением Федерального казначейства по Забайкальскому краю, Управлением Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю в настоящее время идет работа по налаживанию межведомственного взаимодействия.

г) Взаимодействие в электронной форме с соискателями лицензий (лицензиатами) в электронной форме организовано посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг» и государственной информационной системы Забайкальского края «Портал государственных и муниципальных услуг Забайкальского края».

д) Проверки соискателей лицензий (лицензиатов) проводились в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ, Федеральным Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966 «О лицензировании образовательной деятельности», приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 28 октября 2013 года «Об утверждении ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2014 год».

Система образования Забайкальского края представлена 1518 учреждениями. Из общего числа образовательных учреждений 99,7 % имеют право на осуществление образовательной деятельности. В 2013 году проведено 56 документарных и 133 выездных проверок (всего 189) соблюдения лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности в 31 муниципальном районе из 35.

В отношении учреждений дошкольного образования проведено 29 проверок (5,8% от общего числа учреждений).

Среди учреждений дополнительного образования детей проведено 42 проверки (23 % от общего количества учреждений.

В отношении общеобразовательных учреждений проведены 85 проверок (13,5% от общего количества школ).

В отношении учреждений НПО и СПО было проведена 1 проверка (2,6% от общего количества учреждений).

Среди образовательных учреждений дополнительного профессионального образования проведено 5 проверок (20% от общего числа учреждений), детских домов и коррекционных учреждений – 4 проверки (13,3% от общего числа учреждений).

Среди иных организаций ведущих образовательную деятельность проведены 23 проверки (17,8% от общего количества учреждений)

Общий охват образовательных учреждений проверками соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности составил – 12,5%.

К типичным нарушениям, выявленным в результате лицензионного контроля, можно отнести:

1. нарушение раздела 4 пункта 14 приказа Министра обороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 г. № 96/134.

2. нарушение раздела IV ФГОС НОО, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

2. нарушение приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089;

3. нарушение пункта 2 части 5 статьи 47, пункта 2 часть 3 статьи 28, статей 12, 15, 18, 37, 41, 79, 102 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г;

4. нарушение пункта 18, раздела III Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015;

5. нарушение пункта 17 Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 года № 209;

6. нарушение пункта 4 раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»;

7. нарушение раздела VII «Требований к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы»;

8. нарушения требований приказа Министерства образования и науки РФ от 18.06.2010г № 636.

По итогам проверок соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности выписано 165 предписаний.

е) В отделе лицензирования, государственной аккредитации Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края 6 штатных единиц, занято в настоящее время 5 ставок. У всех специалистов высшее педагогическое образование. Кроме того у 2 специалистов имеется второе высшее образование по специальностям «Государственное и муниципальное управление» и «Юриспруденция». В 2013 году один специалист отдела лицензирования, государственной аккредитации Минобразования Забайкальского края прошел курсы повышения квалификации. Стаж государственной гражданской службы специалистов от 2,5 до 25 лет.

ж) Методическая работа с лицензиатами направленная на предотвращение ими нарушений лицензионных требований проводилась посредством информационных писем с указанием типичных нарушений и причин их появления, рабочих встреч с учредителями образовательных учреждений, публикаций в СМИ для анализа причин допущенных нарушений и определения путей их недопущения.
Раздел 4.

«Анализ и оценка эффективности лицензирования

образовательной деятельности»

а) В 2013 году выдано и переоформлено 292 лицензий, в 2012 году выдано и переоформлено 594 лицензий. Причина существенного отклонения показателей объясняется массовым изменением в 2012 году образовательными учреждениями наименований путем добавления слов «бюджетное» и «автономное».

б) В 2013 году случаев отказов в предоставлении лицензии не было.

в) В 2013 году выявлено нарушение, повлекшие к составлению протокола об административном правонарушении по статье 19.5 КоАП РФ.

г) В 2013 году наиболее существенных случаев причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, произошедших по причине нарушения лицензионных требований не зафиксировано. Действия Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, направленные на предотвращение аналогичных случаев в будущем при осуществлении образовательной деятельности заключались в разъяснительной работы в виде информационных писем и непосредственной работы с лицензиатами.

д) В 2013 году мониторинг случаев причинения лицензиатами вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с деятельностью при осуществлении образовательной деятельности не велся.

е) Случаев оспаривания в суде оснований и результатов проведения Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края мероприятий по контролю за деятельностью лицензиатов, оспаривания результатов рассмотрения заявлений лицензиатов не было.

Раздел 5.

«Выводы и предложения по осуществлению лицензирования образовательной деятельности»

В отчетный период деятельность по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению лицензирования образовательной деятельности проведена с соблюдением сроков, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Основные причины нарушений установленных требований являются низкая правовая грамотность руководителей образовательных учреждений, недостаточное финансирование системы образования.

Соблюдение соискателями лицензий (лицензиатами) соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности влияет на удовлетворенность качеством и результатами образовательного процесса всех его участников, а лицензионные проверки позволяют скорректировать конкретные действия развития и принятия управленческих решений в формировании и развитии региональной системы образования в целом. Поэтому сохранение режима лицензирования образовательной деятельности является целесообразным.

Мониторинг эффективности лицензирования образовательной деятельности.

а) доля обращений и (или) заявлений о предоставлении, переоформлении, продлении срока действия лицензии (в случае, если продление срока действия лицензии предусмотрено законодательством Российской Федерации), прекращении действия лицензии, о выдаче дубликата, копии лицензии, полученных лицензирующим органом в электронной форме (в процентах от общего числа обращений и (или) заявлений соответственно) – 0%;

б) доля обращений и (или) заявлений о предоставлении, переоформлении, продлении срока действия лицензии (в случае, если продление срока действия лицензии предусмотрено законодательством Российской Федерации), прекращении действия лицензии, о выдаче дубликата, копии лицензии, полученных лицензирующим органом на бумажном носителе (в процентах от общего числа обращений и (или) заявлений соответственно) – 100%;

в) доля решений об отказе в предоставлении, переоформлении, продлении срока действия лицензии (в случаях, если продление срока действия лицензии предусмотрено законодательством Российской Федерации), отмененных судом (в процентах от общего количества принятых решений о предоставлении, переоформлении, продлении срока действия лицензии (в случаях, если продление срока действия лицензии предусмотрено законодательством Российской Федерации) – 0%;

г) средний срок рассмотрения заявления о предоставлении лицензии – 30 дней;

д) доля заявлений о предоставлении лицензии, рассмотренных в установленные законодательством Российской Федерации сроки (в процентах от общего числа заявлений соответственно) – 100%;

е) средний срок рассмотрения заявления о переоформлении и продлении срока действия лицензии (в случаях, если продление срока действия лицензии предусмотрено законодательством Российской Федерации) – 10 дней и 30 дней;

ж) доля заявлений о переоформлении лицензии или продлении срока действия лицензии (в случаях, если продление срока действия лицензии предусмотрено законодательством Российской Федерации), рассмотренных в установленные законодательством сроки (в процентах от общего числа заявлений) – 100%;

з) доля заявлений лицензирующего органа, направленных в органы прокуратуры, о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, в согласовании которых было отказано (в процентах от общего числа заявлений лицензирующего органа, направленных в органы прокуратуры) – 0%;

и) доля решений суда об удовлетворении заявлений лицензирующего органа об административном приостановлении деятельности лицензиата (в процентах от общего числа обращений лицензирующего органа в суд с заявлениями об административном приостановлении деятельности лицензиатов) – 0%;

к) доля решений суда об удовлетворении заявлений лицензирующего органа об аннулировании лицензии (в процентах от общего числа обращений лицензирующего органа в суд с заявлениями об аннулировании лицензий) – 0%;

л) доля проверок, проведенных лицензирующим органом, результаты которых признаны недействительными (в процентах от общего числа проведенных проверок) – 0%;

м) доля проверок, проведенных лицензирующим органом с нарушением требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам применены меры дисциплинарного и административного наказания (в процентах от общего числа проведенных проверок) – 0%;

н) доля лицензиатов, в отношении которых лицензирующим органом были проведены проверки (в процентах от общего количества лицензиатов) – 12,5%;

о) среднее количество проверок, проведенных в отношении одного лицензиата за отчетный период – 0,12;

п) доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения (в процентах от общего числа проведенных плановых и внеплановых проверок) – 87,3%;

р) количество грубых нарушений лицензионных требований, выявленных по результатам проверок лицензиатов - 1;

с) количество грубых нарушений лицензионных требований, повлекших причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, выявленных по результатам проверок (по видам вреда) - 0;

т) доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания (в процентах от общего числа проверок, по итогам которых выявлены правонарушения) -0,6%;

у) доля предписаний, выданных в рамках лицензионного контроля, не исполненных после истечения срока, установленного в предписаниях (в процентах от общего числа проверок, по результатам которых выявлены нарушения лицензионных требований) – 0,6%;

ф) отношение суммы взысканных (уплаченных) административных штрафов к общей сумме наложенных административных штрафов (в процентах) – 100%.

Исполняющий обязанности руководителя Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края

А.А. Томских



Исп.:

Гарлик Андрей Иванович

(3022) 41 06 63


страница 1


скачать

Другие похожие работы: