Доклад

Министра строительства Республики Карелия Момотова В.А.

«О работе Министерства строительства Республики Карелия
по привлечению инвестиций в строительство»

В современных условиях строительный комплекс занимает одну из ведущих позиций в экономическом потенциале республики. Решение социальных, экономических и технических задач развития экономики республики во многом зависит от положительных преобразований в строительной отрасли и от проводимой политики инвестирования.

В республике функционирует более 450 организаций и предприятий строительства и промышленности строительных материалов с общей численностью работающих 10,4 тысяч человек. Численность занятых в отрасли строительство от общего количества работающего населения республики составляет 4,2 %.

Справочно: Функционирует 10 Государственных унитарных предприятий, подведомственных Министерству строительства с численностью 2,0 тыс. человек (2048 человек), что составляет порядка 20% от общей численности работающих в строительных организациях республики.

За 2007 год строительными организациями в бюджеты всех уровней перечислено налогов, формирующих доходную базу консолидированного бюджета Республики Карелия, в сумме 369,1 млн. рублей. По сравнению с 2006 годом сумма налогов, фактически перечисленная в бюджет за 2007 год строительными организациями, возросла почти в 2 раза. Рост наблюдается по всем налоговым платежам.

Необходимым условием роста строительного производства является активизация инвестиционной деятельности.

В прошлом году наблюдался значительный рост объема инвестиций в основной капитал по виду деятельности «строительство» и составил 784,5 млн. рублей, что в 3,5 раза больше 2006 года. От общего объема инвестиций в основной капитал инвестиции в строительство составили 5,1 %.

Также сохранилась тенденция роста объема работ, выполненных по виду деятельности «строительство». В сравнении с 2006 годом названный показатель увеличился на 8,3 % и составил 7571,9 млн. рублей.

В 2007 году в республике за счет всех источников финансирования построено 131,4 тыс. кв. метров общей площади жилых домов, что на 19,9% больше чем в 2006 году, в том числе введено 57,1 млн. кв. метров индивидуального жилья.

По состоянию на начало 2008 года средняя обеспеченность жильем населения республики составила 23,3 кв. метров на одного жителя.

Повышение качества жизни граждан республики - ключевое направление государственной политики Правительства РК. Строительный комплекс республики самым непосредственным образом участвует в реализации всех приоритетных на­циональных проектов. Строятся больницы, школы, объекты коммунальной и инженерной инфраструктуры, жилые дома.

За последние три года введены в эксплуатацию объекты социального и жилищно-коммунального назначения это школа на 117 ученических мест, больницы с общим количеством 270 коек, поликлиники с общим количеством 820 посещений в смену, спортивные и культурные сооружения, котельные, газопроводы, развиваются троллейбусные маршруты и т.д.

Справочно: В 2005-2007 году введены: школа в п. Таунан, больница с поликлиникой в п. Пряжа, городская больница в г. Сортавала, Республиканский дом физкультуры, стадион «Спартак», Национальный театр, арбитражный суд, культурно-досуговый центр для молодежи и крытый рынок в г. Кондопога, котельная в п. Вяртсиля, газопровод и котельная в п. Янишполе.

Для достижения высокого уровня конкурентоспособности строительным организациям необходимо техническое перевооружение производства.

Так, в 2006 году инвестиции на развитие производственной базы строительных организаций составили 13,5 % от общего годового объема инвестиций, направленных в капитальное строительство. В среднем по республике эти расходы на одну организацию в 2006 году составили около 63,0 тысяч рублей.

Удельный вес основных фондов строительства в структуре основных фондов республики стабильный и составляет 0,7%.

Однако ввод в действие основных фондов строительных организаций низкий и составляет порядка 30% к износу основных фондов.

Сложная ситуация наблюдается в производстве строительных материалов.

За счет собственного производства в республике закрыты только потребности в строительном кирпиче и материалах строительных нерудных. И на 60% - конструкциями крупно-панельного домостроения.

В качестве позитива можно отметить возросшее привлечение внебюджетных средств организациями-инвесторами на развитие производства промышленности строительных материалов и стройиндустрии республики. ЗАО «Карелстроймеханизация», ОАО «Строительная компания «ВЕК», ЗАО «СП №1» и многие другие. (ООО «САНА», ООО «Инкод», ООО «ПСО КСК», ООО «Компания Технотек», ОАО «Карелия ДСП», ООО «Нефтяная компания «Столица», ООО «Карелминерал», ООО «Изотек», ООО «Стройбетон», ДОК «Калевала», ОАО «Карелия ДСП», ООО «Межрегиональная лесозаготовительная компания».)

Это позволило обеспечить ввод новых мощностей производства строительных материалов. В течение последних трех лет:

1. в г. Петрозаводске введены в эксплуатацию:

  • завод современных строительных технологий, выпускающий конструкции из поливинилхлоридных профилей: окна, двери, фасадные конструкции (Производственная мощность предприятия составляет 18 000 изделий (40 тыс. кв.м.) из ПВХ в год)

  • участок по производству оконных блоков из европейского профиля («евроокна») с использованием трехслойного клееного бруса, теплосберегающих стеклопакетов, европейской фурнитуры и красок (мощность нового производства составит 1000 кв.м. оконных блоков в год).

  • первая очередь завода железобетонных изделий (мощность завода составит более 35,0 тыс. м3 бетона и более 15,0 тыс. м3 железобетонных изделий в год).

  • введены в эксплуатацию линии по производству металлических профилей для гипсокартона и производству водосточных систем (мощности двух линий позволяют обрабатывать металл до 100,0 тонн в месяц).

2. в г. Костомукша построен цех по производству жилых домов из утепленных стеновых панелей с каркасом из древесины по скандинавской технологии. (Производственная мощность цеха по производству домов из стеновых панелей 5,0 тыс.кв.м. жилья в год).

3. в г. Кондопога введен бетонно-растворный узел Цеха по производству цементно-песчаной черепицы (производительность 25 тыс. куб. м бетона и 25 тыс. куб. м строительных растворов в год).

4. в г. Беломорске введена в эксплуатацию линия по производству домов (срубов) из профилированного клееного бруса и строганного погонажа. (Ориентировочная проектная мощность линии – 3000 кв.м. общей площади жилья).

5. в Пряжинском районе введена линия по производству пенобетонных блоков, используемых для возведения наружных стен и перегородок зданий и сооружений (производительность 10 куб. м в смену).
Одним из источников инвестиций в строительство является участие республики в реализации федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы, а также средства бюджета Республики Карелия, направляемые на строительство и реконструкцию объектов на территории республики.

Объемы инвестиций в строительство из республиканского и федерального бюджетов ежегодно растут. Так, за последние 3 года лимиты финансирования по Адресной инвестиционной программе Республики Карелия увеличились на 45% и в 2007 году составили 1,4 млрд. рублей. По софинансированию объектов республиканской собственности из федерального бюджета лимиты увеличились на 53% и составили 113 млн. рублей.

Кроме того, в республику поступают средства федерального бюджета на финансирование строительства и реконструкцию объектов, находящихся в федеральной собственности (Университет, Верховный суд, ББК, Консерватория, Кижи и др.). Объемы финансирования по таким объектам с 2005 года увеличились в 2,5 раза и в 2007 году составили более 1 млрд. рублей.

В прошлом году, с привлечением федеральных средств, велось строительство на Валаамском архипелаге, Карельского государственного краеведческого музея, школы в с. Шелтозеро, строительство и реконструкция дорог, реконструкция котельных в п. Салми и г. Кеми, тепловых сетей в п. Лоухи, строительство водозаборных сооружений и водоводов в п. Пряжа. Кроме того, выдавались субсидии для жителей села и молодых семей.

В 2007 году за счет средств республиканского и федерального бюджетов введен в эксплуатацию участок автомобильной дороги «Кочкома – Тикша – Ледмозеро -Костомукша – госграница» (км 78 – км 86 (7,247 км).

Главным инструментом инвестиционной и бюджетной политики, направленной на реализацию Основных направлений инвестиционной политики Правительства Республики Карелия, выступает Адресная инвестиционная программа Республики Карелия.

Основным нормативным документом при формировании бюджета Республики Карелия на три года в части капитальных вложений на строительство и реконструкцию объектов, а также при формировании Адресной инвестиционной программы является Долгосрочная инвестиционная программа Республики Карелия до 2012 года.

В 2007 году в рамках Адресной инвестиционной программы на строительство и реконструкцию объектов социального и жилищно-коммунального назначения было направлено 576,2 млн. рублей, софинансирование из федерального бюджета составило 142,9 млн. рублей.

На реконструкцию, строительство и содержание автомобильных дорог федерального и республиканского назначения в 2007 году направлено 447,12 млн. рублей, в том числе 289,68 млн. рублей за счет федерального бюджета.

На слайде приведены диаграммы, представляющие структуру расходов Адресной инвестиционной программы на 2006-2008 год, наглядно показывают по каким отраслям и в каком соотношении направляются средства.

В расчете на одного жителя:

  • инвестиции из республиканского бюджета в 2005 году составляли – 1,4 тыс. руб., в 2007 году составили - 2,0 тыс. руб.;

  • инвестиции из федерального бюджета в 2005 году – 0,7 тыс. руб.. в 2007 году составили - 1,6 тыс. руб.

С конца 2006 года на территории Республики Карелия реализуется программа Газификации субъектов Российской Федерации за счет средств ОАО «Газпром». В 2007 году из бюджета Республики Карелия направлено 64,1 млн. рублей на обеспечение конечного потребителя газом, что в том числе позволило привлечь средства ОАО «Газпром» в объеме 150,0 млн. рублей. В 2008 году данная ситуация сохранится.

Использование природного газа позволит не только обеспечить энергобезопасность коммунальных объектов, но и снизить стоимость коммунальных услуг, значительно повысить уровень жизни населения и экономического развития республики в соответствии с задачами реализации приоритетных национальных проектов.

Одним из источников, играющим большую роль в развитии строительного комплекса, является привлечение внебюджетных средств.

Общий рынок жилищного строительства на территории республики по привлечению в 2006-2007 годах средств инвесторов, в том числе средств граждан, банковских ипотечных кредитов составил более 5,2 млрд. рублей.

Под объекты социально-культурного и промышленного назначения в последние два года были использованы земельные участки общей площадью 262,76 га, в том числе на территории Петрозаводского городского округа 64,6 га (см. слайд). Реализация данных инвестиционных проектов позволила привлечь в реальный сектор экономики более 9,0 млрд. рублей на обустройство инженерной инфраструктурой и строительно-монтажные работы непосредственно по возведению зданий и сооружений.

Одним из многих вопросов, решаемых министерством, является привлечение инвестиций на развитие инженерной инфраструктуры земельных участков под жилищное строительство. Практика последних показывает, что подпрограмма «Обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой в целях жилищного строительства», входящая в состав ФЦП «Жилище» не действенна. В связи с этим ведется работа по инициированию предложений для Министерства регионального развития Российской Федерации о внесении изменений в структуру финансовых механизмов по реализации подпрограммы «Обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой в целях жилищного строительства». В качестве одного из вариантов предлагается замена механизмов субсидирования процентной ставки и предоставления государственных гарантий на прямое бюджетное финансирование обустройства земельных участков для жилищного строительства коммунальной инфраструктурой.
На территории республики на разных стадиях реализуются строительные инвестиционные проекты:

1) в г. Петрозаводске реализуется крупный инвестиционный проект комплексной застройки городской территории жилого района "Древлянка - II". (На участке площадью 242 га, предполагается комплексное строительство пяти микрорайонов с жилыми и общественными зданиями. Жилые дома предусмотрены различной этажности (4-5-9-16 этажей) с общей площадью квартир 717,9 тыс. кв. м.)

2) как уже говорилось ранее, реализуется крупный инвестиционный проект по газификации республики.

3) в части развития промышленности строительных материалов реализуются инвестиционные проекты по производству теплоизоляционных материалов, бетоно-смесительных узлов, минеральных посыпок для кровельных материалов, ориентированно-стружечных плит, окон, дверей, лоджий, балконов из металлопластика, деревянных жилых домов.

4) в части развития социально-культурной инфраструктуры реализуются множество инвестиционных проектов. В их числе строительство молодежно-развлекательного центра (по бул. Интернационалистов), общественно-торгового центра (в квартале Ленина - Дзержинского - Красной – Андропова), общественно-культурного центра (по ул. Гоголя - ул. Анохина), торгово-развлекательного комплекса (по Карельскому проспекту на развязке с Комсомольским и Лесным пр.). Планируется провести расширение гостиницы «Фрегат» и реконструкция здания Петрозаводского речного вокзала.
В целях создания благоприятных условий для развития строительства и привлечения инвестиций в экономику республики совершенствуются стратегическое и территориальное планирование, система выделения земельных участков под строительство объектов промышленного, общественного и жилищного назначения, развиваются система ипотечного кредитования, индустрия строительных материалов.

Разработана и утверждена Схема территориального планирования Республики Карелия, которая определяет направление градостроительного развития территории республики до 2025 года.

В составе Схемы разработана Бизнес-инвестиционная карта Республики Карелия, выступающая в роли информационного инструмента для потенциальных инвесторов об имеющихся возможностях и условиях размещения на территории республики инвестиций, о свободных сырьевых и трудовых ресурсах, состоянии инженерной инфраструктуры, производственных мощностях.
Для повышения инвестиционной привлекательности и активизации инвестиционной деятельности в строительстве необходим комплекс мер, включающий:

  • концентрацию государственных инвестиций на объектах, обеспечивающих внедрение новых градостроительных принципов, архитектурно-строительных систем, технологических, объемно-планировочных и конструктивных решений;

  • повышение уровня координации и качества управления инвестициями, реализуемыми в рамках адресной инвестиционной программы и федеральных целевых программ, направленных на повышение экономического благосостояния страны, конкурентоспособности строительной продукции.

  • активное использование механизмов снижения инвестиционных рисков в наукоемкие и высокотехнологичные проекты за счет государственной поддержки заключительных стадий исследований и разработок и доведения их результатов до стадии коммерческого освоения;

  • активизация развития инфраструктуры инвестиционного рынка (фондов венчурного финансирования, страховых агентств, специализированных информационных агентств и т.д.), формирование рынка инновационно-ориентированных инвестиционных проектов;

  • разработка механизмов участия государства в инвестиционных проектах нефинансовыми вложениями в виде объектов интеллектуальной собственности.

  • активизация деятельности государственных банков, государственных инвестиционных компаний по отбору и финансированию на возвратной основе инвестиционных проектов строительства;

  • усиление инвестиционной направленности в деятельности рынка ценных бумаг в целях совершенствования механизма межотраслевого перелива капитала;

  • совершенствование и расширение лизинговой деятельности;

  • пересмотр существующих механизмов и принципов выделения государственных гарантий по инвестиционным кредитам.







страница 1


скачать

Другие похожие работы: