Доклад к совместному заседанию

Консультативного совета руководителей

органов местного самоуправления муниципальных

районов и городских округов Забайкальского края

и Совета представительных органов муниципальных

районов и городских округов в Забайкальском крае по

вопросу «О работе органов местного самоуправления

по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки

бытовых отходов»

(17 апреля 2014 года)

Слайд 1

Обращение с бытовыми отходами на территории Забайкальского края: состояние дел, проблемы и пути решения
Слайд 2

Обеспечение экологически безопасного и экономически эффективного обращения с отходами является неотъемлемым условием устойчивого развития Забайкальского края и должно стать одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти края, органов местного самоуправления муниципальных образований и организаций, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на территории края.

Ситуация с образованием, использованием, обезвреживанием, хранением и захоронением отходов на территории края остается сложной. Ежегодно образуется 85-120 млн. т отходов, основная доля (98%) приходится на горнодобывающие предприятия.

Слайд 3

Свою лепту в образовании отходов вносят предприятия топливно-энергетического комплекса (золошлакоотвалы) и коммунальных служб.
Среди двенадцати регионов Сибирского федерального округа Забайкальский край занимает 6 место по количеству образующихся отходов.
Сегодня мне хотелось бы обратить внимание, в первую очередь, на проблему твердых бытовых отходах, проблему бытового мусора.

Мусор прирастает тоннами, практически любой населенный пункт, прилегающие к нему территории и лесной массив, территория вдоль дорог – несанкционированное размещение отходов.
Слайд 4

Для сбора отходов в крае используется одноступенчатая схема, при которой мусор с территорий собирается в специальные контейнеры, расположенные в утвержденных местах (контейнерные площадки), и затем доставляется специализированым транспортом на полигон (свалку).

Только в городе Чите планируется реализация проекта по сортировке твердых бытовых отходов, где образуется их наибольшее количество – 84%.

На территории Забайкальского края нет ни одного полигона твердых бытовых отходов, зачастую существующие свалки не соответствуют санитарно-гигиеническим нормам и правилам.

Не применяются элементарные меры технической эксплуатации: отсутствие ограждения, выполнение послойного трамбования мусора с целью уменьшения его объема. Многочисленные исследования показали, что в фильтратах, просочившихся с их территории, в концентрациях, превышающих предельно допустимые значения, присутствуют бериллий, ртуть, свинец, кадмий и другие токсичные компоненты.
Слайд 5

Основной проблемой, препятствующей проектированию и строительству новых полигонов или переоборудованию существующих санкционированных свалок в соответствии с нормативными требованиями, является дефицит муниципальных бюджетов (стоимость разработки проектно-сметной документации и строительства одного полигона составляет в среднем 50 и более млн. рублей в зависимости от площади проектируемого полигона и необходимых геологических изысканий).

Отсутствие необходимого количества объектов размещения отходов, на которые выдана разрешительная документация, привело к возникновению проблемы с утверждением Управлением Росприроднадзора по Забайкальскому краю нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

До 2013 года Управлением Росприроднадзора по Забайкальскому краю применялась практика выдачи лицензий на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности для владельцев объектов размещения отходов, не отвечающих нормативным требованиям и не прошедших государственную экологическую экспертизу.

На сегодняшний день такая практика прекращена.

Таким образом, при размещении отходов на свалках, не имеющих разрешительной документации, плата за отходы производства и потребления для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц рассчитываться как сверхлимитная – с применением пятикратного повышающего коэффициента.

Так, по информации Забайкальской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» сверхнормативные платежи только за 1 полугодие 2013 года составили порядка 4 млн. рублей, из-за которых большая часть возникла из-за отсутствия лицензированных полигонов в Борзинском, Забайкальском, Хилокском и Карымском районов.

Аналогичная ситуация сложилась с утверждением лимитов на размещение отходов Пограничного управления по Забайкальскому краю.

Слайд 6

Органами прокуратуры неоднократно принимались меры прокурорского реагирования в отношении муниципальных образований городских округов (поселений) на незаконное бездействие относительно организаций свалок для захоронения отходов на территории Забайкальского края. Были вынесены представления об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, направлены исковые заявления в суд об обязании муниципальных образований организовать работу по приведению объектов размещения отходов в соответствие с требованиями законодательства. Исковые требования удовлетворены, по отдельным делам возбуждены исполнительные производства о понуждении администраций муниципальных районов принять меры в указанном направлении.
Ежегодно Губернатором Забайкальского края выдавались поручения по исполнению органами местного самоуправления полномочий при обращении с твердыми бытовыми отходами, но, в принципе, ситуация кардинально не изменилась.

На очередное поручение Губернатора Забайкальского края от 12 ноября 2013 года информация поступила только от 25 из 35 муниципальных районов края, согласно анализа которой выявлено неполное и некорректное предоставление сведений, что препятствует проведению наиболее полному и точному представлению сложившейся ситуации с отходами.
Вместе с тем, следует отметить, что при равных финансовых возможностях местных бюджетов в одних муниципальных образованиях работа по организации сбора, вывоза и утилизации отходов находится на высоком уровне, а в других, практически, из «рук вон плохо».

Своим опытом об организации работы при обращении с отходами производства и потребления сегодня поделятся главы некоторых муниципальных образований края.
Слайд 7

Одним из источников финансовых средств на выполнение природоохранных мероприятий являются поступающие в бюджет разных уровней платежей за негативное воздействие на окружающую среду, которые с каждым годом увеличиваются.

Если в 2006 году в доходной части местных бюджетов они составили 34 млн. рублей, то за 2013 год поступление составило 72 млн. рублей (2007 – 47 млн. рублей, 2008 – 59 млн. рублей, 2009 – 74 млн. рублей, 2010 – 72 млн. рублей).

Поступления природоохранных платежей в районах разные. Некоторые районы имеют годовые поступления до 1 млн. рублей (и это практически половина районов), а некоторые, такие как г. Чита почти 20 млн., Петровск-Забайкальский район 5,6 млн. рублей, Агинский район порядка 3 млн.
Можно бесконечно ссылаться на «пробелы» в природоохранном законодательстве по распределению полномочий, нехватку средств, но если нет желания, то усилия всех уровней бесполезны.

Яркий пример активной позиции в данном вопросе – Агинский Бурятский округ. Совместная работа местных органов власти и населения в результате – чистота и порядок.
Слайд 8

Существующая система правового регулирования обращения с отходами в Забайкальском крае представляет собой Закон Забайкальского края «Об отходах производства и потребления», Концепция обращения с отходами производства и потребления в Забайкальском крае на 2013-2020 годы, создана межведомственная комиссия по совершенствованию системы управления в сфере обращения с отходами производства и потребления Забайкальского края, на заседаниях которой рассматриваются вопросы исполнения органами местного самоуправления полномочий при обращении с отходами.
Слайд 9

Как видно из слайда, город Чита заслушивался на заседаниях комиссии пять раз, трижды члены комиссии давали неудовлетворительную оценку работе администрации города. Аналогичная ситуация с муниципальным образованием «Читинский район».

Из рассмотренных на комиссии районов только два района получили положительную оценку: муниципальный район «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» и муниципальный район «Сретенский район». В таких муниципальных районах как «Шилкинский», «Петровск-Забайкальский» и «Оловяннинский» работа признана удовлетворительной, в остальных – неудовлетворительная.
Слайд 10

Решение проблем по наведению порядка на территории районов и городов края – не только в организации системы сбора и утилизации отходов, строительстве полигонов (хотя это одна из важнейших задач для защиты окружающей среды и человека), но и в экологической культуре населения.

Без формирования такой культуры трудно надеяться на то, что деятельность граждан в быту, принятие управленческих, а также технических решений будут носить ответственный, щадящий и оберегающий природу характер.

Необходима организация разъяснительной работы и деятельности по пресечению нарушений в области обращения с отходами. Каждый гражданин должен знать порядок сбора и размещения отходов в поселении, меру ответственности за его нарушение, и еще понимать, что за загрязнение окружающей среды необходимо платить.

Роль органов местного самоуправления в вопросе воспитания населения незаменима.
Слайд 11

Как говорилось выше – одним из путей решения вопроса с отходами – строительство полигонов ТБО. Но при этом следует отметить, что невозможно построить полигон в каждом населенном пункте – это достаточно сложный и дорогостоящий в обслуживании инфраструктурный объект.

Слайд 12

Само собой напрашивается вопрос – чтобы не строить полигон, может следует организовать сортировку и переработку, используя мобильные комплексы? Непереработанные отходы размещаются на полигонах, объем которых будет кратно меньше.
Осознавая важность существующей проблемы с отходами, выработки предложений о проектировании полигонов ТБО (как муниципального уровня, так и межмуниципального), создания мусоросортировочных комплексов и переработки отходов, привлечения инвестиций в данную сферу Минприроды края принято решение разработки территориальной схемы размещения отходов на территории края – как схему обращения и управления твердыми бытовыми отходами.

Подобные схемы только начинают разрабатываться в России – первой стала Воронежская область, вторыми идет Республика Бурятия.
Слайд 13

Здесь эффективным решением вопроса сбора, вывоза, утилизации и переработки мусора внесено предложение о внедрении селективного сбора с разделением на органические и неорганические отходы (сухие): металл, стекло, бумага, картон, пластик и полиэтилен. Органические отходы будут направляться на компостирование, а сухие - на вторичную переработку. Также предполагается обезвреживание ТБО с получением энергии тепла на мусороперерабатывающих установках.

В целом при анализе ситуации с отходами в субъектах Российской Федерации показывает, что не существует какого-либо одного универсального метода, удовлетворяющего современным требованиям экономики и ресурсосбережения. Конкретно для каждого региона и населенного пункта метод переработки ТБО выбирается, исходя из местных условий.
Для разработки схемы обращения и управления твердыми бытовыми отходами на территории Забайкальского края требуется достоверная и полная информация об отходах, а с этим как говорилось выше – проблема.

Несмотря на утверждение в 2009 году Порядка ведения регионального кадастра отходов производства и потребления, в соответствии с которым органы местного самоуправления, а также юридические лица, должны предоставлять в Минприроды края данные по обращению с отходами, информация поступает не от всех муниципальных образований и юридических лиц, а поступающие данные в большинстве своем не соответствуют действительности.

В связи с этим, в настоящее время прорабатывается вопрос внесения изменений в Порядок ведения регионального кадастра отходов в части установления сроков предоставления информации (регламентирования данного процесса), а также в Закон Забайкальского края «Об административных правонарушениях» в части установления ответственности за нарушение требований Порядка ведения регионального кадастра отходов.
Слайд 14

Подводя определенный итог сказанному, прошу особо обратить внимание на принятую Концепцию по обращению с отходами производства и потребления на территории Забайкальского края до 2020 года.

Это стратегический документ, где достаточно четко прописаны пути решения проблемы с отходами, разработаны механизмы управления отходами, дан ряд поручений. Достаточно придерживаться положений Концепции, чтобы выстроить планы действий для решения вопросов при обращении с отходами.

А теперь разрешите перейти к результирующей части нашего совещания – возможные пути решения вопросов при обращении с бытовыми отходами, предложить ряд рекомендаций и поручений.
Слайд 15

1. Рекомендовать органам местного самоуправления:

- ежегодно проводить мониторинг (инвентаризацию) мест размещения отходов производства и потребления;

- приступить к вопросу организации системы раздельного сбора твердых бытовых отходов;

- проводить мероприятия в области экологического образования и экологической культуры населения в сфере обращения с отходами производства и потребления;

и как перспективное направление - разработать проектно-сметную документацию и строительство новых и реконструкцию действующих полигонов твердых бытовых и промышленных отходов.

2. Рекомендовать городскому округу «Город Чита»:

- с участием определенных управляющих компаний рассмотреть возможность разработки пилотного проекта по раздельному сбору бытовых отходов на территории города Читы (микрорайоне, отдельной территории) с дальнейшей его переработкой;

- организовать работу с предприятиями города Читы по вывозу твердых бытовых отходов в определенные дни (помимо месячников санитарной очистке) на бесплатной основе.

3. Рекомендовать ОАО «88 Центральный автомобильный ремонтный завод» рассмотреть возможность создания специализированной техники для вывоза твердых бытовых отходов.

4. Министерству природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края разработать схему обращения и управления твердыми бытовыми отходами Забайкальского края.
Слайд 16

Здоровая окружающая среда – это благоприятная окружающая среда, обеспечивающая качество жизни, улучшение здоровья населения, обеспечение экологической безопасности региона и страны.

Слайд 17

Благодарю за внимание!

страница 1


скачать

Другие похожие работы: