МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №8» «Белоснежка»


Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Коммуникация»

в группе общеразвивающей направленности

для детей 6 – 7 лет

Тема: «Дифференциация звуков [Ы] и [И]»

Воспитатель: Банщикова Ю.С.


г. Мегион - 2012

Программное содержание:

-учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [ ы] и [и];

-закреплять умения выполнять звука - буквенный анализ и синтез;

-закрепить умения делить слова на слоги, определять количество слогов в слове;

-дифференциация звуков [ ы ]и [и];

-развивать фонематический слух;

-развивать коммуникативные навыки - умение работать в коллективе, договариваться, общаться с взрослыми и со сверстниками.

-воспитывать желание помогать сказочному герою.

Оборудование:

Предметные картинки по количеству детей, карточки-схемы для определения звука в начале, середине или конце слова, картинки для определения количества слогов, буквы по количеству детей для штриховки.

Ход занятия:

Организационный момент (приход «Жадины»)

Воспитатель: Ребята, давайте подойдем к мольберту и посмотрим, кто к нам сегодня пришёл в гости. Это - «Жадина». Она говорит, что хочет всего много (воспитатель произносит слово в единственном числе, а дети должны произнести его во множественном), я ей говорю моя муха, а она мне отвечает мои мухи

жук - жуки лиса-лисы

утка-утки пчела - пчелы

медведь - медведи дятел -дятлы

олень - олени заяц - зайцы

волк - волки оса – осы

ворона - вороны

Воспитатель: Какие звуки мы произносили в конце каждого слова?

Дети: Мы произносили звуки [Ы] и [ И].

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, давайте попрощаемся с «Жадиной», и пройдем за столы (рядом со стулом воспитателя сидит Незнайка)

Ой, ребята посмотрите, кто это к нам в гости пожаловал?

Дети: Незнайка.

Воспитатель: Ребята, Незнайка говорит, что никак не может отличить согласные и гласные звуки. А давайте мы с вами поможем Незнайке, вообразим что у нас в руках ниточка и будем её тянуть (дети делают вид будто-бы натягивают ниточку разводя потихоньку руки в стороны при этом произнося звуки [ Ы] и [ И].

Воспитатель: Порвалась у нас ниточка?

Дети: Нет

Воспитатель: А когда мы с вами произносили звуки, воздух преграду встречал?

Дети: Нет

Воспитатель: Так если ниточка не порвалась, и воздух не встречал преграды, то какие это звуки гласные или согласные?

Дети: Гласные (дети должны пояснить ответ)

Воспитатель: Кто скажет, каким цветом обозначают гласные звуки?

Дети: (выслушать ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а кто догадается чем отличаются произношение этих звуков ( воспитатель показывает губами поочереди звуки [Ы ] и[ И] дети пытаются догадаться),звук [И]-улыбка, а звук[ Ы]- окошко(губы широко открыты).

Воспитатель: Ну что, Незнайка, помогли мы тебе разобраться, как отличить гласные и согласные звуки?

Незнайка: Да - большое вам спасибо. Но вот тут у меня конверт, который я подобрал по дороге к вам с какими-то карточками и картинками, я никак не могу разобраться для чего они.

Воспитатель: Давай Незнайка свой конверт, мы с ребятами поможем тебе. Так дети, посмотрите, тут есть схемы и картинки. Как вы думаете, для чего они нужны?

Дети: (выслушать ответы)

Воспитатель: Верно нужно определить где находится звук [ И] или [ Ы] – в начале, середине или в конце слова.(разобрать одну картинку вместе с детьми затем дети выполняют самостоятельно).После того как дети выполнят задание предложить им обменяться с соседом схемами и картинками и проверить друг друга. Предварительно проговорив с детьми, что если звук находится в начале слова, мы закрываем первый квадрат, если в конце слова закрываем последний квадрат, а если звук второй, третий, то закрываем средний квадрат.

Воспитатель: Ребята, а чём мы с вами говорили о буквах или о звуках? Давайте вспомним: буквы, мы видим и пишем, а звуки, мы слышим и произносим. И всё же о чём мы с вами говорили, конечно о звуках. (перевернуть буквы И и Ы на доске). Какие это буквы, как они называются, на что они похожи? (выслушать полные ответы детей).

Незнайка благодарит детей и предлагает с ним поиграть.

Воспитатель: Ребята, давайте пройдем на коврик и попробуем прорисовать наши буквы в воздухе. Воспитатель встаёт спиной к детям показывает, дети повторяют ( сначала правой рукой, затем левой, левой ногой, правой ногой, глазами). Попросить детей встать парами: « Написать букву на спине у товарища», поменяться местами.

Воспитатель: Теперь ребята становитесь паровозиком: игра называется «Отгадай букву». Я пишу на спине последнего ребенка букву, он по цепочке передаёт следующему и так до конца, последний ребенок должен угадать какая буква была. Молодцы вы отлично справились с заданием, и Незнайке тоже очень понравилось с вами играть.

Обратить внимание на мольберт, на котором прикреплённые 3 картинки, в которых есть один, два и три слога.

Воспитатель: Ну, вот, ребята, Незнайка как всегда всё перепутал, когда к нам спешил. Он говорит, что в слове кит два слога, а в слове цыплёнок один слог, часы три слога. Как проверить, сколько слогов в каждом слове?

Дети: Выслушать ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, а какое слово самое длинное, почему? Какое самое короткое, почему?

Дети: выслушать полные ответы детей.

Воспитатель: Ребята, Незнайка говорит, что он всё понял, но всё еще расстроен, из - за того, что приготовил для своих друзей сюрприз, но опять всё перепутал. Пригласить детей к столу.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на столе стоит две корзины к ним прикреплены карточки со звуками [ Ы] и [И] на столе разложены картинки со звуками [Ы] и[ И] и( несколько неверных картинок). Ваша задача взять по одной картинке и положить в корзину с нужным звуком. Незнайка пытается тоже взять картинку и положить её в корзину, дети исправляют.

Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы, а тебе Незнайка понравилось, всё запомнил? А давайте, ребята, сделаем Незнайке подарок, проходите на свои места. Детям предлагается буквы Ы и И заштриховать и подарить их Незнайке.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: