ЧТО ЗНАЧИТ САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫПОЛНЯТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ?

Когда мы говорим, что школьник умеет самостоятельно выполнять домашние задания, то речь идет о целом комплексе навыков, достигнутых в развитии школьников.
Это означает, что ребенок может:

  • сориентироваться в объеме заданий, которые ему предстоит выполнить;

  • спланировать порядок действий: что он будет делать сначала, что потом и т.д.;

  • распределить время (представить, сколько приблизительно времени займет то или иное задание);

  • понять, какая задача стоит перед ним при выполнении конкретного задания;

  • применить необходимые навыки и знания для выполнения той или иной задачи;

  • представить себе алгоритм действий, которые помогут ему в случае затруднения при выполнении задания.

Например, если не знаю, какую букву вставить вместо пропуска в слово, то я: а) думаю, какое правило подходит, может помочь; б) нахожу это правило, применяю к слову; в) если я уверен, что прав, то выполняю задание; если сомневаюсь или не понимаю, как применить правило к слову, то обращаюсь за помощью к родителям.

Эти навыки довольно сложны для ученика начальной школы. Бесполезно требовать от ребенка то, чего он не умеет делать, и поэтому столь частые призывы взрослых к самостоятельному выполнению домашних заданий, как правило, не находят отклика у детей.
Когда взрослым приходится довольно много своего времени тратить на домашние задания детей, то рано или поздно возникает вопрос:
«Когда же, наконец, мой ребенок будет делать уроки сам?»

Вопрос этот важен, прежде всего, т.к. навык самостоятельной деятельности необходим не только для успешного обучения в школе, но и в жизни вообще.
Следовательно, развитие самостоятельности школьников — это забота об их будущем.
Выполнение школьниками домашних заданий — обязательная часть учебы. Время урока, как правило, не позволяет в достаточной степени отработать и закрепить все учебные навыки.

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ


Самостоятельность редко появляется сама по себе. Как это ни парадоксально, самостоятельность детей — это результат ряда последовательных действий взрослых, прежде всего родителей, этапов развития школьников.
Если ребенок научился самостоятельно выполнять домашние задания, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьезных затруднений, — это серьезный шаг в развитии школьника на пути к самостоятельности. И наоборот, формирование привычки при малейшем затруднении обращаться за помощью может привести к возникновению у ребенка ощущения собственной незначительности, а впоследствии — к неуверенности.
Можно выделить ряд существенных моментов, на которые следует обратить внимание при воспитании самостоятельного выполнения домашних заданий. Для развития школьника имеет значение, насколько ребенку интересно учиться в школе, насколько для него важно быть успешным учеником, каковы особенности характера и нервной системы ребенка, каковы особенности взаимодействия родителей с детьми при выполнении домашних заданий. Так, при низкой мотивации к обучению, выполнение домашних заданий превращается для ребенка и родителя в «пытку». Нежелание учиться в свою очередь может быть вызвано конфликтами с одноклассниками, «пробелами» в знаниях, недостатком произвольного внимания и т.д.
Различаются дети и по темпераментам. Флегматичные дети медлительны и подгонять их не имеет особого смысла. Им нужна скорее помощь в переключении с одной деятельности на другую. Есть же дети, чье внимание долго не задерживается на одном задании. Работоспособность таких ребят может постоянно колебаться. Полезным для них будут более частые перерывы в выполнении домашних заданий, а также помощь в том, в какой последовательности выполнять уроки.
Если все это учесть, то будет достаточно легко выработать стиль индивидуальной деятельности во время выполнения заданных уроков для ребенка.
Помочь учесть все эти моменты в развитии школьников может психолог.

ПАМЯТКА: КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

Развитие школьника начните с беседы. Готовя ребенка к самостоятельности, скажите ему: Перед выполнением домашнего задания проветри комнату, выключи телевизор. В комнате, должно быть тихо.
Убери со стола игрушки и все, что не относится к школе.
Приготовь то, что нужно для выполнения первого задания (учебник, тетради и т.д.). После того как выполнены задания к первому уроку, все убери и приготовь то, что нужно для выполнения следующего, и т.п.
Начинай делать уроки с наиболее трудного для тебя предмета.
Письменные уроки желательно чередовать с устными.
Задание лучше выполнять в тот день, когда его задали, чтобы не забыть пройденное на уроке. Заданные уроки необходимо распределять равномерно по дням недели, чтобы не было «то густо, то пусто».
Интенсивное выполнение какого-то одного урока не должно продолжаться больше, чем 30 минут, поэтому к выполнению некоторых заданий нужно возвращаться несколько раз.
Между выполнением разных заданий должен быть перерыв от 10 до 20 мин.
Желательно, все задания сделать в будни, чтобы в выходные полноценно отдохнуть.

На заметку родителям.

  • Не превращайте выполнение ребенком домашних заданий в орудия пыток.

  • Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу.

  • Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой.

  • Помогайте ребенку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается;

  • Не пытайтесь выполнять задания за своего ребенка, лучше пусть он вообще домашние задание не сделает, чем сделаете его вы;

  • Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий пользовать для качественного выполнения домашних заданий; Используйте возможность дополнительных и стимулирующих занятий в школе для того, чтобы снизить учебную нагрузку дома;

  • Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.

На заметку учителю

Выполнение домашнего задания учеником будет результативным, когда :

  • Ученик будет владеть алгоритмом действий при выполнении домашнего задания;

  • Домашнее задание будет учитывать возрастные особенности и интересы учащихся, индивидуальные качества личностью ученика;

  • Вместе с домашним заданием будут чётко определяться сроки его исполнения; выполнение домашнего задания будет оценено по достоинству и в срок.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: