Цель цикла по критической медицине:

– дать учащимся представление о медицине критических состояний на современном этапе: анестезиологии, интенсивной терапии, неотложной медицине и медицине катастроф;

- познакомить их с теоретическими основами критических состояний:

-- ролью иммуно-реактивной системы в регуляции функций всех органов;

-- значением различных классов сигнальных молекул в регуляции функций органов и развитии их патологии;

- познакомить студентов с закономерностями (условия и пути) развития полиорганной дисфункции (ПОД) и полиорганной недостаточности (ПОН);

- дать фундаментальные знания по развитию компонентов ПОН: острой недостаточности кровообращения, острой остановки сердца, острой дыхательной недостаточности, острой почечной и печёночной недостаточности, отравлений и пр.;

- дать основы диагностики критических состояний;

- обучить студентов проведению клинико-физиологического анализа состояния больных, находящихся в критическом состоянии;

- обучить студентов приёмам первичных реанимационных действий (закрытый массаж сердца и искусственная вентиляция методом «изо-рта-в рот» – на муляже) и простейшим методам респираторной терапии (введение орофарингеального воздуховода, дренаж мокроты и пр. – в палате интенсивной терапии);

- дать студентам представление об особенностях современных методов обезболивания: общая анестезия, нейроаксиальная, региональная анестезия.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  1. Общие принципы клинического обследования больного в анестезиолого-реанимационном аспекте.

  2. Клинические проявления основных патологических синдромов и неотложных состояний.

  3. Диагностические возможности инструментальных и лабораторных методов обследования больных в критическом состоянии.

  4. Основные методы интенсивной терапии больных с наиболее распространенными видами неотложных состояний различного генеза

  5. Основы деятельности медицинского персонала отделений анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии.

  6. Принципы сердечно-легочной реанимации

Уметь:

  1. оценить степень тяжести состояния больного, степень нарушения сознания, тяжесть кровопотери и степень расстройства волемического гомеостаза и других жизненно-важных функций.

  2. выявить терминальное состояние, требующее сердечно-легочной реанимации.

  3. составить план применения лабораторных и инструментальных методов исследования больного. Анализировать данные лабораторных и инструментальных методов исследования;

  4. сформулировать клинико-физиологический диагноз,

  5. подготовить больного к проведению анестезии.

Владеть:

- вспомогательной и искусственной вентиляцию легких (ИВЛ),

- проводить искусственную вентиляцию легких простейшими методами "рот в рот", "рот в нос", "рот в нос и рот", мешком типа Амбу, мешком и мехом наркозного аппарата.

- диагностировать острую дыхательную недостаточность на осно¬вании клинических и лабораторных данных;

- определять показания для пункции и катетеризации магистральных сосудов;

- определять центральное венозное давление;

- проводить непрямой (закрытый) массаж сердца;

- проводить простейшие методы реанимации дыхания и кровообращения при наличии одного и двух реаниматоров;

- интерпретировать показания КОС, электролитного равновесия, других биохимических исследований крови.













ГЛОССАРИЙ


  1. Критическое состояние – крайняя степень любой патологии, обусловленная нарушением ауторегуляции жизненно важных функций и функциональных связей между ними.

  2. Интенсивная терапия – искусственное управление жизненно важными функциями вплоть до полной их замены.

  3. Острая дыхательная недостаточность (ОДН) – компонент полиорганной недостаточности, проявляющийся неспособностью системы дыхания обеспечить нормальный газовый состав артериальной крови.

  4. Острая недостаточность кровообращения (ОНКр) – компонент полиорганной недостаточности, проявляющийся неспособностью системы циркуляции крови обеспечить органный кровоток, адекватный функциональному состоянию органа.

  5. Острая почечная недостаточность (ОПН) – компонент полиорганной недостаточности, в основе которого – поражение одной или нескольких функций почек.

  6. Острая печёночная недостаточность (ОПечН) – компонент полиорганной недостаточности, в основе которого – поражение одной или нескольких функций печени.

  7. Геморрагический шок (острый геморрагический синдром) – критическое состояние, развившееся в результате невосполненной или несвоевременно восполненной кровопотери.

  8. Травматический шок – критическое состояние (полиорганная недостаточность), развившееся в результате тяжёлой механической травмы.

  9. Синдром рассеянного внутрисосудистого свёртывания крови (РВС-синдром) – полиорганная недостаточность, развившаяся в результате нарушения баланса свёртывающей, противосвёртывающей и фибринолитической систем.

  10. Гестоз – полиорганная недостаточность, развившаяся на фоне беременности.

  11. Острый коронарный синдром (ОКС) – полиорганная недостаточность, развившаяся в результате нарушения коронарного кровообращения.

  12. Кардиогенный шок – критическое состояние (полиорганная недостаточность), в основе которого лежит сердечно-сосудистая недостаточность, развившаяся на фоне инфаркта миокарда.

  13. Отёк лёгких – критическое состояние, развившееся в результате проникновения плазмы в просвет альвеол.

  14. Тромбоэмболия лёгочной артерии (ТЭЛА) – критическое состояние, развившееся в результате обструкции лёгочного сосудистого русла тромбоэмболами.

  15. Острый стенотический ларинготрахеит (ОСЛТ) – критическое состояние, развившееся в результате первичного воспалительного поражения гортани.

  16. Бронхоастматическое состояние (БаС) – критическое состояние, в основе которого лежит ОДН бронхообструктивного генеза.

  17. Отравление – полиорганная недостаточность, развившаяся в результате воздействия веществ, не характерных для метаболизма человека как по качественному составу, так и по количеству.

  18. Респираторная терапия – лечебный комплекс, предназначенный для улучшения системы дыхания воздействием на аппарат вентиляции (лёгкие, грудная стенка, дыхательные мышцы) главным образом физическими методами.

  19. Специальный режим спонтанного дыхания – намеренное отклонение режима дыхания от естественного по объёму, скорости, ритму, чередованию фаз дыхательного цикла и давлению в дыхательных путях.

Темы лекций по анестезиологии и реаниматологии для студентов V курса

(лечебное дело):

Лекции

  1. Медицина критических состояний как современный, но противоестественный раздел здравоохранения.

  2. Иммуннореактивная система (ИРС) при здоровье и критических состояниях. Понятие о полиорганной дисфункции и недостаточности.

  3. Остановка спонтанного кровообращения как терминальное состояние. Сердечно-лёгочная реанимация

  4. Анестезиологическое пособие на современном этапе. Принципы и методы бескровной хирургии.

  5. Острые и хронические болевые синдромы.


Всего


2.0
2.0

2.0

2.0
2.0
10.0








Тематика практических занятий по анестезиологии и реаниматологии

для студентов V курса (лечебное дело)
Занятие 1

Медицина критических состояний (МКС) как часть системы здравоохранения. Экономические и организационные аспекты службы МКС.

Критическое состояние: определение; механизмы развития.

Полиорганная недостаточность как основа критического состояния.

Интенсивная терапия: определение; методы, особенности.

Ятрогенное поражение как причина критического состояния.

Цель занятия:

– Ознакомиться с сутью медицины критических состояний.

– Ознакомить студентов с экономическими и организационными аспектами организации МКС.

– Проанализировать условия и механизмы развития критических состояний.

– Проанализировать условия и механизмы развития полиорганной недостаточности.

– Ознакомиться с сущностью интенсивной терапии, её особенностями и методами.

– Ознакомиться с ятрогенными поражениями – определением, неизбежностью при интенсивной терапии, вариантами предупреждения и борьбы с ними.

Общий план занятия:

1. Медицина критических состояний (МКС) как часть системы здравоохранения: определение, её составляющие, экономические и организационные аспекты службы МКС.

2. Критическое состояние: определение, условия развития, роль сигнальных молекул; клиническая физиология (параллельное и последовательное поражение органов); полиорганная дисфункция (ПОД) и полиорганная недостаточность (ПОН) – две стадии одного процесса.

3. Интенсивная терапия: определение, отличие от терапии вообще; интенсивная терапия как источник опасности для состояния больного.

4. Ятрогенное поражение как следствие интенсивной терапии: определение, неизбежность ятрогенного поражения при интенсивной терапии.

Литература:

1. Г.Г.Жданов, А.П.Зильбер. Реанимация и интенсивная терапия: учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

2. А.П.Зильбер. Этюды критической медицины. – М.: МЕДпресс-информ, 2006.

База:

Отделения ИТАР и ОРИТ Республиканской больницы.

Занятие 2

Острая недостаточность кровообращения. Гиповолемия как основа гемодинамических расстройств: механизмы развития, клиническая физиология, функциональная оценка. Принципы и методы интенсивной терапии.

Цель занятия:

– Обсудиться со структурными и функциональными особенностями системы кровообращения как комбинации нескольких физических систем.

– Ознакомиться с методами функциональных исследований системы кровообращения в условиях критического состояния.

- Дать определение гиповолемии как неизбежной составляющей любого критического состояния.

– Обсудить механизмы компенсаторных реакций при гиповолемии.

- Обсудить возможности клинической диагностики гиповолемии.

– Ознакомиться с основными направлениями интенсивной терапии в кардиологии.

Общий план занятия:

1. Острая недостаточность кровообращения (ОНКр) как компонент полиорганной недостаточности, проявляющийся неспособностью системы циркуляции крови обеспечить органный кровоток, адекватный функциональному состоянию органа.

2. Система кровообращения как комбинация систем макро- и микроциркуляции, высокого и низкого давления. Структурные и функциональные особенности каждой системы.

3. Гиповолемия как основа ОНКр при любом критическом состоянии.

4. Компенсаторные механизмы системы кровообращения:

– направленные на сохранение соответствия между объёмом циркулирующей крови и ёмкостью сосудистого русла;

– направленные на поддержание адекватного минутного объёма кровообращения.

5. Возможности клинической и лабораторной диагностики гиповолемии.

6. Основные направления интенсивной терапии ОНКр:

– методы компенсации гиповолемии – пути вливания инфузионных сред, их распределение в организме;

– методы повышения производительности сердца.

Литература:

1. Г.Г.Жданов, А.П.Зильбер. Реанимация и интенсивная терапия: учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

2. А.П.Зильбер. Этюды критической медицины. – М.: МЕДпресс-информ, 2006.

3. Марино П.Л. Интенсивная терапия; пер с англ. под общ. ред. А.П.Зитльбера. – М. ГЭОТАР-Медиа, 2010.

База: Отделения ИТАР и ОРИТ Республиканской больницы.

Занятие 3

Остановка кровообращения как критическое состояние.

Сердечно-лёгочно-мозговая реанимация: принципы, методы, осложнения. Профилактика и коррекция постреанимационных синдромов.

Цель занятия:

– Ознакомиться с вариантами остановки спонтанного кровообращения.

– Ознакомиться с вариантами остановки сердца.

– Ознакомиться с методами восстановления сердечной деятельности.

– Обучиться закрытому массажу сердца на манекене.

– Проанализировать причины развития постреанимационной болезни.

Общий план занятия:

1. Определение

2. Остановка сердца: причины, варианты (асистолия, фибрилляция, беспульсовая электрическая активность сердца). Клиническая смерть.

3. Специализированный комплекс СЛР:

– Биофизика искусственного кровотока

– Вспомогательные (непрямые) методы искусственного кровотока

– – вставленная абдоминальная компрессия

– – активная компрессия-декомпрессия

– – АКД с сопротивлением вдоху

– – одновременный вдох и компрессия грудной клетки

– – кашлевая аутореанимация

– Прямые методы искусственного кровотока (открытый массаж сердца)

– Медикаментозная терапия

– Электроимпульсная терапия:

– – электрическая дефибрилляция сердца

– – электростимуляция сердца

4. Постреанимационная болезнь:

– определение

– причины

– интенсивная терапия

Практические навыки:

1. Закрытый массаж сердца без специальных приспособлений.

2. Закрытый массаж сердца с применением кардиопампа.

3. Интубация трахеи (на муляже).

Аппаратура: манекены для обучения закрытому массажу сердца и интубации трахеи, кардиопамп, система «Мегакод».

Литература:

1. Г.Г.Жданов, А.П.Зильбер. Реанимация и интенсивная терапия: учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

2. А.П.Зильбер. Этюды критической медицины. – М.: МЕДпресс-информ, 2006.

3. Международный стандарт реанимационных мероприятий при остановке сердца. 2010.

4. Марино П.Л. Интенсивная терапия; пер с англ. под общ. ред. А.П.Зильбера. – М. ГЭОТАР-Медиа, 2010.

База: Отделения ИТАР и ОРИТ Республиканской больницы.

Занятие 4

Дыхательная недостаточность: определение; механизмы развития, функциональная оценка. Роль недыхательных функций лёгких в развитии дыхательной недостаточности.

Цель занятия:

– Ознакомиться с механизмами газообменной функции лёгких.

– Проанализировать суть негазообменных функций лёгких и их роль в развитии дыхательной недостаточности.

– Ознакомиться с регионарной неравномерностью функций лёгких.

– Проанализировать механизмы острой дыхательной недостаточности.

– Обсудить возможности функционального исследования системы дыхания в больницах разной мощности.

Общий план занятия:

1. Определение.

2. Недыхательные функции лёгких и ОДН.

3. Классификация по механизмам развития:

– центральные расстройства дыхания;

– нарушения работы двигательного аппарата дыхания;

– обструктивные расстройства дыхания;

– рестриктивные расстройства дыхания;

– диффузионные расстройства дыхания;

– вентиляционно-перфузионные расстройства дыхания.

4. Регионарная неравномерность лёгочных функций.

5. Клиническая и функциональная диагностика ОДН.

Литература:

1. Г.Г.Жданов, А.П.Зильбер. Реанимация и интенсивная терапия: учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

2. А.П.Зильбер. Этюды респираторной медицины. – М.: МЕДпресс-информ, 2007.

3. А.П.Зильбер. Респираторная медицина в повседневной клинической практике. – Ташкент: Медицина. 1986.

Занятие 5

Респираторная терапия: принципы, методы, организация.

Цель занятия:

– Ознакомиться с принципами респираторной терапии как вариантом воздействия на систему дыхания.

– Ознакомиться с методами респираторной терапии.

– Проанализировать достоинства и недостатки наиболее распространённых методов респираторной терапии.

– Проанализировать причины и механизмы развития осложнений респираторной терапии.

– Проанализировать принципы организации респираторной терапии в отделениях многопрофильной больницы.

– Ознакомиться с правилами интубации трахеи.

Общий план занятия:

1. Определение.

2. Аэрозольная терапия как один из базовых методов респираторной терапии:

– Свойства аэрозолей

– Цели аэрозольной терапии

– Осложнения аэрозольной терапии

- Аппаратура для аэрозольной терапии

3. Специальные режимы спонтанного дыхания, их место в респираторной терапии:

– Определение

– Клиническая физиология

– Осложнения

4. Методы поддержания проходимости дыхательных путей:

– Использование воздуховодов

– Интубация трахеи

5. Организация респираторной терапии.
Литература:

1. Г.Г.Жданов, А.П.Зильбер. Реанимация и интенсивная терапия: учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

2. А.П.Зильбер. Этюды респираторной медицины. – М.: МЕДпресс-информ, 2007.

3. А.П.Зильбер. Респираторная медицина в повседневной клинической практике. – Ташкент: Медицина. 1986.
База: 1. Отделения ИТАР и ОРИТ Республиканской больницы.

2. Респираторный центр Карелии.

Занятие 6

Острые отравления. Клиническая физиология, интенсивная терапия.
Цель занятия:

– Проанализировать пути поступления ядов в организм.

– Ознакомиться с клинико-физиологическими сдвигами, развивающимися в результате отравлений.

– Проанализировать синдромы, развивающиеся у больных при отравлениях.

– Ознакомиться с принципами оказания помощи больным с отравлениями.

– Проанализировать варианты оказания помощи при отравлениях различными ядами.

Общий план занятия:

1. Определение.

2. Условия, определяющие тяжесть отравления.

3. Изменения в жизненно важных органах.

4. Основные направления интенсивной терапии. Место экстракорпоральных методов интенсивной терапии в лечении отравлений.

5. Частные случаи отравлений:

– алкоголь и его суррогаты;

– крепкие кислоты и щелочи;

– фосфорорганические соединения;

– медикаментозные отравления (барбитураты, бензодиазепины, клофелин)

– отравления ядовитыми грибами и пр.

Литература:

1. Г.Г.Жданов, А.П.Зильбер. Реанимация и интенсивная терапия: учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

2. А.П.Зильбер. Этюды критической медицины. – М.: МЕДпресс-информ, 2006.

Занятие 7

Анестезиологическое пособие: принципы, методы общей и регионарной анестезии в современной системе анестезиологического пособия,

зависимость анестезиологического пособия от характера вмешательства

Цели занятия:

– Дать понятие студентам о стрессе как защитной реакции организма.

– Дать понятие об операционном стрессе как реакции на универсальное агрессивное воздействие на организм.

– Дать понятие студентам об анестезиологическом пособии как о стрессовом воздействии на организм.

– Дать понятие о многокомпонентности анестезиологического пособия.

– Дать понятие о мониторинге во время анестезиологического пособия как о профилактике осложнений анестезии. Стандарты мониторинга.

– Дать понятие об осложнении анестезии как о потере управления жизненно важными органами.

– Обсудить особенности анестезиологического пособия в зависимости от характера и анатомической области вмешательства.

Общий план занятия:

1. Определение анестезиологического пособия.

2. Операционный стресс как защитная реакция организма на операционную травму.

3. Компоненты анестезиологического пособия:

- сон,

- аналгезия,

- коррекция вегетативных реакций,

- коррекция гемодинамики,

- коррекция дыхания,

- коррекция мышечного тонуса,

- коррекция метаболизма.

4. Реакция жизненно важных функций на изменённое операционное положение больного:

- валик под поясницей;

- положение на боку;

- «почечное» положение;

- литотомическое положение;

- положение Тренделенбурга.

5. Осложнения анестезиологического пособия как потеря управления жизненно важными органами.

Практические навыки:

– Методика введения орофарингеального воздуховода.

– Поддержание проходимости дыхательных путей.

Литература:

1. Г.Г.Жданов, А.П.Зильбер. Реанимация и интенсивная терапия: учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

2. А.П.Зильбер. Этюды критической медицины. – М.: МЕДпресс-информ, 2006.

3. А.П.Зильбер. 150 лет эры анестезии. Календарь. – Петрозаводск, 1996.

4. Лекция «Анестезиологическое пособие» на сайте кафедры.
Тематика практических занятий по анестезиологии и реаниматологии

для студентов VI курса (лечебное дело)
Занятие 1. Геморрагический шок. Тяжёлая травма. Рассеянное внутрисосудистое свертывание.

Содержание темы:

1. клинико-физиологических механизмы геморрагического шока – развитие циркуляторной (кризис тканевой перфузии), а затем и гемической (анемия) гипоксии тканей.

2. стратификация тяжести геморрагического шока, связь между объективной характеристикой тяжести шока и показаниями к назначению различных компонентов инфузионно-трансфузионной терапии.

3. значение вторичных коагуляционных расстройств в интенсивной терапии геморрагического шока – коагулопатия потребления и коагулопатия разведения.

4. представление о возможностях и ограничениях инфузионно-трансфузионной терапии, доступные в клинике критерии эффективности такой терапии. Опасности массивного кровезамещения компонентами донорской крови.

5. современные подходы сокращения трансфузий аллогенной эритроцитарной массы, применимые как в плановой, так и в экстренной хирургии.

6. этиопатогенетические варианты тяжёлой травмы, включающие различные виды шока – гиповолемический (кровотечение), нейрогенный (спинальный, болевой), обструктивный (тампонада сердца, пневмоторакс), кардиогенный (ушиб сердца)

7. частные вопросы тяжёлой травмы: рабдомиолиз, жировая эмболия, ожоги, травма шейного отдела позвоночника

Занятие 2. Острая печёночная и почечная недостаточности: механизмы развития, клиническая физиология, интенсивная терапия.

Содержание темы:

1. вопросы этиопатогенеза острой печёночной недостаточности, механизмы развития основных патологических синдромов – печёночной энцефалопатии, коагулопатии и желтухи.

2. актуальные проблемы интенсивной терапии печёночной недостаточности – дезинтоксикация, снижение уровня аммиака и других биологически активных веществ, контроль внутричерепного давления с помощью медикаментозных и немедикаментозных методов, коррекция коагуляционных расстройств.

3. причины развития гепаторенального синдрома и реальные возможности его профилактики

4. представление о группах риска острой почечной недостаточности, ведущих клинико-лабораторных синдромах, дифференциально-диагностических критериях преренальной и истинной почечной недостаточности; принципах интенсивной терапии острого нарушения функции почек.

5. преимущества и недостатки различных методов интра- и экстракорпорального замещения функции печени и почек. Показания к гемодиализу при острой почечной недостаточности

Занятие 3. Острый коронарный синдром. Отёк лёгких.

Содержание темы:

1. диагностика инфаркта миокарда и его осложнений, эффективность различных методов терапии острого коронарного синдрома с учётом критериев научно-доказательной медицины

2. риск наиболее опасных осложнений в зависимости от длительности, локализации и распространённости инфаркта миокарда

3.алгоритм интенсивной терапии кардиогенного отёка лёгких

4. подбор препаратов с положительным инотропным действием при терапии кардиогенного шока; методы контроля терапии

5. современные возможности профилактики тромбоэмболических осложнений; роль системного тромболизиса и эндоваскулярных вмешательств в лечении тромбоэмболических состояний

Занятие 4. Синдром острого лёгочного повреждения

Содержание темы:

1. этиопатогенез острого лёгочного повреждения, стадийность патологического процесса и значение ятрогенных факторов – ИВЛ, оксигенотерапия, трансфузионная терапия – в развитии вторичного повреждения лёгких

2. принципы диагностики острого лёгочного повреждения

3. основные механизмы повреждения лёгких при ИВЛ – баротравма, волюмотравма, ателектотравма.

4. принципы медикаментозной и немедикаментозной терапии синдрома острого лёгочного повреждения, подбор уровня положительного давления в конце выдоха (ПДКВ)

5. составление программ дыхательной реабилитации больных, перенесших острое лёгочное повреждение.

Занятие 5. Критические состояния в акушерстве: преэклампсия, эклампсия, HELLP-синдром

Содержание темы:

1. физиологические сдвиги в системе кровообращения, дыхания, мочевыделительной системе, системе крови, наблюдаемые у женщины в третьем триместре беременности

2. этиопатогенез преэклампсии и её осложнений – эклампсии и HELLP-синдрома

3. методы функциональной диагностики состояния маточно-плацентарного кровотока и плода при патологии беременности

4. принципы медикаментозной терапии преэклампсии, эклампсии и HELLP-синдрома

5. особенности магнезиальной терапии

6. особенности анестезиологического пособия в родах при патологии беременности

Занятие 6. Особенности анестезиологического пособия у больных с сопутствующей патологией.






страница 1


скачать

Другие похожие работы: