Урок русского языка в 6 классе

Учитель русского языка и литературы ГБОУ средней школы №288

Иванова Е.В.

Тема урока: анализ текста

Цели урока:

- развивать навыки работы с текстом;

- формировать умения определять тему и главную

мысль текста, а также тип и стиль текста;

выражать свои мысли, чувства лексически и синтаксически грамотно;

- развивать творческую и речевую активность, интерес к предмету и родному

языку;

- закреплять навыки разных видов разбора.

Оборудование:

- мультимедийный проектор для демонстрации слайдов.

Раздаточный материал: карточки с фрагментом текста для анализа, справочные материалы о типах и стилях речи, тетради по развитию речи, словарь.

Ход урока:

Работа начинается с выразительного чтения текста для предстоящего анализа (учителем или хорошо читающим учеником).

Далее учителем задаются вопросы:

- понравился ли вам отрывок?

- видели ли вы в лесу подснежники? Какие они? Опишите, пожалуйста, словами свои первые впечатления.

- хотелось ли сорвать, принести домой, почему? А можно ли?

А теперь, раз вы так замечательно описали цветок, сможете ли вы подобрать слова для определения положительных качеств человека, его души?

ВЫВОД: (должны сделать сами учащиеся) и человек, и цветок – создания природы, поэтому они должны быть одинаково нежны, чисты, просты и добры.

Ну а сейчас займемся непосредственно анализом данного отрывка.

Вопросы и задания:

- можно ли этот отрывок считать текстом? Докажите это.

Ответ: это текст, так как все предложения связаны между собой по смыслу и грамматически, объединены одной темой - сравнение чистоты и простоты цветка (подснежника) с душой человека.

- найдите в тексте эти слова, прочитайте;

Все предложения выражают главную мысль - скромные люди с чистым сердцем и огромной душой украшают нашу жизнь. Писатель призывает людей быть простыми, чистыми и нежными, сравнивая душу человека с беззащитностью цветка.

- найдите и подчеркните в тексте слова, выражающие главную мысль;

Предложений достаточно для выражения главной мысли, предложения последовательно раскрывают тему.

- Если это текст, его можно озаглавить, предложите варианты заголовков.

Варианты: « Украшение жизни», « Подснежник – первовестник радости и счастья»

« Капелька неба на земле» …

- разбейте отрывок на абзацы ( значком Z ),

Давайте посмотрим на экран и сравним с вашими вариантами разбивки.

Теперь определим стиль текста. Вспомните, пожалуйста, какие стили текстов вы уже знаете? Кто забыл, воспользуйтесь подсказками, лежащими у вас на парте. Докажите, что это действительно художественный стиль текста.

Это доказывается тем, что в нем использованы метафоры, эпитеты, сравнения, слова в переносном значении. Использование автором глаголов настоящего времени создает эффект присутствия. Писатель рисует живую картину. Подчеркивая неповторимость подснежника, его нежность, он переносит своё отношение на приятных для него людей – «незаметных», но с огромной душой; писатель восхищен и цветком, и такими людьми.

Метафора: цветок – украшение жизни;

Эпитеты: крохотная капля голубого неба, откровенный первовестник радости и счастья, чистое сердце, огромная душа.

Сравнение: подснежник - капелька неба на земле.

Давайте посмотрим на экран, проверим.

Как вы считаете, а какой это тип текста? ( повествование с элементами рассуждения). Ученики отвечают, затем сверяем с записями на экране и в тетрадях.

Далее учащимся предлагается произвести некоторые виды разборов, подобрать синонимы к словам или словосочетаниям, сделать синтаксический разбор предложения:

Фонетический разбор – слово «счастья»;

Орфографический разбор– первовестник, счастливого, несчастного (задать вопрос, на какое правило все перечисленные слова) – непроизносимая согласная в корне слова;

Морфемный разбор – первовестник;

Синтаксический разбор – 1-е предложение.

Подобрать синонимы и объяснить значение:

Люди с чистым сердцем – бескорыстные, добрые, отзывчивые.

Задания выполняются учениками самостоятельно с дальнейшей проверкой.

ИТОГ УРОКА:

Чем занимались, всё ли было понятно, легко ли справились с заданиями, хотели бы еще заниматься с использованием не доски, а экрана?

Всем спасибо, все молодцы.

Текст для анализа ( у учеников текст не разбит на абзацы):

Неожиданно донесся запах подснежников.

Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого – и счастливого, и несчастливого – он сейчас – украшение жизни.

Вот так и среди нас : есть скромные люди с чистым сердцем, ’’незаметные’’ и ‘’маленькие’’, но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себе всё лучшее, что есть в человечестве: доброту, простоту, доверие.

Так и подснежник кажется капелькой неба на земле.

В дополнение можно сказать, что это отрывок из замечательной повести Гавриила Николаевича Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» и вспомнить сюжет повести.


страница 1


скачать

Другие похожие работы: