АНАЛИЗ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЗА  2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД.

 

В прошедшем учебном году методическое объединение учителей словесников работало  над единой методической темой школы «Совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе внедрения новых педагогических технологий, в том числе ИКТ, обеспечивающих формирование творческого потенциала личности учащихся в условиях развивающей направленности обучения и воспитания, развитие педагогического творчества в коллективе».

Методическая тема учителей-словесников:

«Формирование у учащихся универсальных учебных действий через использование личностно ориентированных образовательных технологий».

Цель работы методического объединения: создание условий для непрерывного развития и саморазвития профессиональной компетенции педагогов и обеспечение высокого качества образовательных услуг.

ПРИОРИТЕТНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ РАБОТЫ ШМО НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД БЫЛИ:


  • Качественное совершенствование педагогической деятельности:

    1. Информирование педагогов о достижениях педагогической науки, программно-методическое и дидактическое обеспечение профессиональной практики, знакомство с нормативно-правовыми документами,

    2. Работа над темой самообразования,

    3. Курсы повышения квалификации учителей МО.

  • Использование инновационных технологий или их элементов на уроках русского языка и литературы с целью воспитания духовно богатой, творчески развитой личности.

  • Совершенствование контроля и управления качеством образования ( КДР, тестовые задания, пробные экзамены; мониторинг, диагностика)

  • Продолжение работы с одаренными детьми ( участие в дистанционном заочном курсе «Юниор» ,подготовка к олимпиадам, участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ и т.д.)

  • в связи с проведением ГИА и ЕГЭ усилить работу по подготовке учителей (и учащихся) к проведению (и прохождению) данной формы контроля знаний, умений и навыков учащихся.

  • Совершенствование образовательного процесса:

    1. Внедрение активных методов и технологий обучения;

    2. Совершенствование классно-урочной системы и мотивационной основы образования.

  • Формы научно-методической работы:

    1. Участие в научно-практических конференциях, семинарах;

    2. Создание методической копилки (конспекты открытых уроков, внеклассных мероприятий, дидактических и раздаточных материалов, КИМов).

Анализируя образовательную деятельность, можно отметить следующие аспекты:

  • реализация целей и задач МО осуществлялась согласно требованиям государственных программ, велась на основе нормативно-правовых и распорядительных документов федерального, регионального и муниципальных уровней.

  • все учителя работали по программам, за основу которых взята программа Министерства образования РФ для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев 5-11 классов.

  • С учетом федерального перечня учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования РФ и Министерством образования Краснодарского края, учителя работают по следующим учебно-методическим комплектам:

  • Русский язык (5-9кл): программа М. Ладыженской – Баранова, 10-11 класс- программа В.Власенкова-Власенковой.

  • Литература:5-9 классы – программа В.Я.Коровиной ,10 - 11 класс - Лебедева, Журавлева.

  • Используются  учителями-словесниками     и программы  Министерства Краснодарского края по региональному компоненту, а также программы по проведению элективных курсов и факультативов (факультатив в 10- 11 классе по подготовке учащихся к ЕГЭ и элективный курс в 9-х классах).

ТЕМЫ ЗАСЕДАНИЙ УЧИТЕЛЕЙ СЛОВЕСНИКОВ.

    1. «Активизация и координация работы учителей-словесников на 2012-2013 учебный год». 

2. «Технологии работы по подготовке учащихся к предметным олимпиадам и конкурсам».

3. Подготовка учащихся 11 классов к ЕГЭ, учащихся 9-х классов к сдаче ГИА.

( круглый  стол).

4. «Коммуникативная компетенция как основа формирования общеобразовательного стандарта по русскому языку».

5. «Использование технологии критического мышления на уроках литературы».

6. «Результативность мониторинга по русскому языку»
Работа в межсекционный период:

    1. Утверждение плана работы ШМО.

2.    Итоги олимпиады (школьной и районной) по русскому языку и литературе;

3.   Участие в игре – конкурсе “Русский медвежонок”, «Олимпус», «Грамотей-марафон».

4. Участие в научно-исследовательской работе совместно с секцией иностранного языка и защита работы на краевом уровне.

5. Участие в международной акции « Тотальный диктант».

6. Проведение предметной недели.

7.Анализ контрольных работ, по итогам полугодий, года.

8. Мониторинг уровня языковой компетенции.

9. Посещение открытых уроков.

10. Подведение итогов работы учителей-словесников за год.

РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ К  ГИА и ЕГЭ.

 Начиная с сентября 2012 года велась подготовка к ЕГЭ и ГИА, начиная с 5    класса. На уроках русского языка при закреплении и повторении материала использовались тренировочные и контрольные тесты. Итоговые контрольные работы проводились в формате ЕГЭ и ГИА.

В 10-11 классах ведётся целенаправленная подготовка учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ГИА :

  • диагностика уровня знаний по предмету в начале 10 класса; 

  • выявление наиболее характерных ошибок и работа по их устранению в ходе тематического повторения; 

  • обобщение и систематизация учебного материала; углубление полученных ранее знаний; 

  • отработка практического материала при помощи тестовой методики (диагностирующие, обучающие, контролирующие тесты);

  • формирование умения выполнять часть “С” как наиболее сложную для большинства учащихся; 

  • постоянный мониторинг обученности русскому языку.

Подготовка к ГИА и ЕГЭ проходит по нескольким направлениям: уроки русского языка; индивидуальные и групповые  консультации, помогающие ликвидировать пробелы в знаниях каждого ученика; самостоятельная работа учащихся. 

В ходе подготовки к экзамену используются базовые учебники для старших классов под редакцией Чешко, Власенкова, Рыбченковой; различные дидактические пособия: «Система подготовки к ЕГЭ» под редакцией Т.Б.Трошевой, «Готовимся к единому государственному экзамену» под редакцией  И.П. Цыбулько, «Подготовка к выполнению части 3. Практикум» под редакцией Г.Т.Егораевой, «Типовые варианты реальных заданий ЕГЭ» под редакцией А.Ю.Бисерова, Сениной.

 Занятия по этим книгам помогли освоиться со структурой теста, формулировками заданий, понять их суть. Это привело к тому, что ученики перестали бояться формы ГИА и ЕГЭ, стали понимать задания и  рационально использовать время при их выполнении.

      В течение последних лет итоговая аттестация выпускников 11-х классов по русскому языку проходила по новой технологии ЕГЭ. На заседаниях м/о учителя делились опытом подготовки выпускников к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Регулярно проводились дополнительные занятия, систематически работал консультационный пункт по подготовке к экзаменам. Эффективной была работа и в телешколе http://www.internet-school.ru/ , участниками которой были 21 человек 11 - х классов, выполняли варианты работ в формате ЕГЭ. Повышая свой профессиональный и методический уровень по подготовке к ЕГЭ, учителя-словесники   посещали семинары в г. Темрюк, организованные ККИДПО по подготовке учащихся 9-х и 11-х классов к сдаче ЕГЭ и ГИА. Методическое объединение тесно сотрудничает с районным методическим кабинетом. Так, помимо основных краевых контрольных диагностических работ были проведены 3 пробных экзамена в формате ЕГЭ. Работа с результатами КДР и экзаменов, грамотный анализ допущенных ошибок помогли добиться высоких показателей при сдаче ЕГЭ и ГИА:

Школа занимает 4 место в районе по результативности сдачи экзаменов в форме ЕГЭ и ГИА. 11 «А» - учитель Саглай И.В., 11 «Б» - Кущяк О.Г.

По русскому языку (ЕГЭ) при 100% успеваемости из 44 выпускников 7 человек имеют результат выше 90 баллов.        
По литературе экзамен ЕГЭ сдавали 3 человека (учитель Саглай И.В.). Терентьева Валерия 11 «А» показала лучший результат в районе – 91 балл.
 Отличаются стабильностью и результаты ГИА. Не преодолевших порог успешности – нет, 2 человека сдали экзамен на 100 баллов (учитель – Борисова Е.И., Саглай И.В.)

В течение года систематически велась работа с одаренными детьми: это и регулярные индивидуальные занятия и участие в олимпиадах и конкурсах. Так 5 человек 6 класса и 3 человека 8 класса являются учениками краевых заочных курсов «Юниор», где успешно выполняют контрольные работы «Центра дополнительного образования для детей». В этом году победители школьного этапа олимпиады по русскому языку и литературе достойно представили школу на районном этапе: Ковалева Александра – 2 место (учитель Борисова Е.И.) и Таран Ирина – 3 место (Саглай И.В.)

Методическое объединение активно участвовало в заочных ( дистанционных) всероссийских конкурсах.



Название конкурса

Количество участников

Время проведения

1

Русский медвежонок

15

Ноябрь

2

Олимпус (осенняя сессия




Ноябрь

3

Олимпус (весеняя сессия)




Март

4

Грамотей марофон

50

15.10.2012

5

Грамотей - спринт

30

15.04.2013




Почитай-ка

25

11.02.2013


В марте, после проведения школьного этапа конкурса чтецов «Живая классика», где приняли участие более 30 ребят, 2 человека: Ахмедова Амина и Кареева Арина выступали на зональном этапе в г. Темрюк, где показали прекрасное знание текстов и безупречную декламацию.

Также ученик 8 «А», Шевелев Андрей, занял 1 место в муниципальном этапе Гагаринских чтений, посвященных 50-летию полета в космос первой женщины – космонавта Валентины Терешковой в номинации «Фантастика и космос».

В рамках работы научно-исследовательского общества «УНИК» ученицами 11 «А» класса был подготовлен проект совместно с методическим объединением иностранного языка «Особенности английского юмора», который занял 2 место в районном этапе, и защищался на краевой конференции в г. Краснодар в Кубанском государственном университете.

В рамках дней творчества учителей русского языка и литературы успешно прошли намеченные мероприятия: «Твоя тетрадь – твое лицо», « О, великий могучий прекрасный русский язык», «Проба пера». Особенно хотелось бы отметить внеклассное мероприятие « Моя душа, я помню, с детских лет прекрасного искала», посвященное 175 – летию со дня посещения М.Ю. Лермонтовым Тамани, подготовленное совместно всеми учителями - словесниками. Творческая атмосфера литературной гостиной располагала и к проникновенному чтению стихотворений, и к интригующим инсценировкам по мотивам произведений поэта, и к музыкальным паузам с видеосопровождением.

На весенних каникулах учителя Кущяк О.Г. и Саглай И.В. организовали и провели «Тотальный диктант» - международную акцию по повышению грамотности. В прошлом году участвовали 7 человек, в этом году уже 30 жителей ст. Тамань добровольно изъявили желание присоединиться к людям всего мира, стремящимися грамотно писать и владеть русским языком в совершенстве. В результате 6 человек получили оценку «4», написав довольно сложный текст Дины Рубиной, о чем было написано в газете «Тамань» и сообщалось на официальном сайте «Тотального диктанта», где Тамани отведена специальная страница.

К сожалению, загруженный рабочий график не позволил в этом году уделить должное внимание проведению открытых уроков. В апреле был дан бинарный урок: английский- литература в 11 «А» классе по теме «Пастернак – переводчик трагедий Шекспира», сопровождавшийся инсценировками на английском языке.

Хотелось бы отметить и повышение интереса у преподавателей к освоению интерактивных методов обучения. Педагоги активно распространяют свой опыт в сети Интернет, публикуют свои разработки на страницах школьного сайта.

В июне все учителя методобъединения прошли курсы повышения квалификации, где освещались вопросы работы по стандартам 2-го поколения.

На основании вышеизложенного, работу методического объединения учителей русского языка и литературы можно считать « удовлетворительной».

Выводы:

Проанализировав работу методического объединения, следует отметить, что методическая тема соответствуют основным задачам, стоящим перед М/О. Тематика заседаний отражает основные проблемы, стоящие перед педагогами М/О; заседания тщательно продуманы;  выступления и выводы основывались на  анализе, практических результатах, позволяющим сделать серьезные методические обобщения. Проводилась работа по овладению учителями современными методиками и технологиями обучения. Уделялось внимание формированию у  учащихся навыков творческой исследовательской деятельности; сохранению и поддержанию здоровьеберегающей образовательной среды. В методическом  объединении успешно проводился стартовый, рубежный и итоговый контроль.  

Но в работе МО недостаточное внимание уделялось навыкам самоанализа у учителей и самоконтроля у учащихся. Недостаточно организовано взаимопосещение уроков  своих коллег.

Рекомендации:

  1. Совершенствовать педагогическое мастерство учителей по овладению новыми образовательными технологиями.

  2. Продолжать выявлять, обобщать и распространять опыт творчески работающих учителей.

  3. Руководителю ШМО усилить контроль за взаимопосещением учителей.

  4. Вести мониторинг качества знаний учащихся с целью устранения пробелов и повышения качества образования.

Задачи на новый учебный год

  • Внедрять методические приемы современных педагогических технологий, использовать информационные технологии на уроках для повышения их эффективности, внедрять проектно-исследовательские методы для мотивации обучения учащихся при групповом и индивидуальном обучении.

  • Привлекать учащихся для подготовки к отдельным элементам урока, применяя индивидуальные задания исследовательского характера для самостоятельного выполнения учащимися.

  • Осуществлять дифференцированный подход к содержанию образования, как определяющего средства для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучению

  • Продолжить повышение профессионального уровня через изучение литературы по педагогике, психологии, учитывая возрастные и индивидуальные способности учащихся, через курсы повышения квалификации, в том числе и дистанционные.

  • Сформировать банк уроков с использованием Цифровых Образовательных Ресурсов (ЦОР).

  • Применять здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса и при подготовке к экзаменам. Продолжить работу по подготовке учащихся 9 класса к новой форме итоговой аттестации, 10 - 11 классов к ЕГЭ.

  • Совершенствовать работу с одаренными детьми и наиболее подготовленными учащимися через факультативы, олимпиады, конкурсы.

  • Совершенствовать формы и методы мониторинга за состоянием преподавания учебных дисциплин с целью повышения качества образования.

  • Выявлять, обобщать и распространять положительный педагогический опыт работающих учителей.

 Руководитель ШМО учителей

русского языка и литературы:                 Саглай И.В.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: