Анализ работы МО учителей русского языка и литературы

за 2013-2014 учебный год


  1. Тема, над которой работало МО.

«Формирование у учащихся универсальных учебных действий через использование личностно ориентированных образовательных технологий».


  1. Цели и задачи, которые были поставлены перед МО, как реализовывались.

Цель: создание условий для непрерывного развития и саморазвития профессиональной компетенции педагогов и обеспечения высокого качества образовательных услуг.

Задачи:

1.     Совершенствовать уровень психолого-педагогических знаний, умений, профессионального опыта педагогов, их профессиональных ценностных ориентаций.

2.     Направить усилия учителей МО русского языка и литературы на формирование у учащихся на уроках универсальных учебных действий.

3.     Оптимизировать образовательный процесс через использование новых педагогических технологий, включая ИКТ.

4.     Активнее использовать на уроках дифференциацию и индивидуализацию обучения для повышения мотивации учащихся к изучению русского языка и литературы.

5.     Продолжить готовить учащихся к успешной сдаче ГИА, ЕГЭ.

Основные направления деятельности МО

учителей русского языка и литературы:

1. Качественное совершенствование педагогической деятельности:

а) информирование педагогов о достижениях педагогической науки, программно-методическое и дидактическое обеспечение профессиональной практики, знакомство с нормативно-правовыми документами;

б) работа над темой самообразования;

в) курсы повышения квалификации учителей МО.

г) участие в профессиональных конкурсах.

2. Формы научно-методической  работы:

а) участие в научно- практических конференциях, семинарах;

в) создание методической копилки (конспекты открытых уроков, внеклассных мероприятий, дидактических и раздаточных материалов, КИМов). 

3. Совершенствование образовательного процесса:

а) внедрение активных методов и технологий обучения;

б) совершенствование классно-урочной системы и мотивационной основы образования;

в) использование инновационных технологий или их элементов на уроках русского языка и литературы с целью воспитания духовно богатой, творчески развитой личности;

г) совершенствование контроля и управления качеством образования ( КДР, тестовые задания, пробные экзамены; мониторинг, диагностика);

д) продолжение работы с одаренными детьми ( участие в дистанционном заочном курсе «Юниор» ,подготовка к олимпиадам, участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ и т.д.);

е) в связи с проведением ГИА и ЕГЭ усилить работу по подготовке учителей (и учащихся) к проведению (и прохождению) данной формы контроля знаний, умений и навыков учащихся.

Анализируя образовательную деятельность, можно отметить следующие аспекты:

  • реализация целей и задач МО осуществлялась согласно требованиям государственных программ, велась на основе нормативно-правовых и распорядительных документов федерального, регионального и муниципальных уровней.

  • все учителя работали по программам, за основу которых взята программа Министерства образования РФ для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев 5-11 классов.

  • С учетом федерального перечня учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования РФ и Министерством образования Краснодарского края, учителя работают по следующим учебно-методическим комплектам:

  • Русский язык 5 класс: программа С.И.Львовой.

  • Русский язык (6-9кл): программа М. Ладыженской – Баранова, 10-11 класс- программа В.Власенкова-Власенковой.

  • Литература 5 класс: программа Г.С.Меркин

  • Литература:6-9 классы – программа В.Я.Коровиной ,10 - 11 класс - Лебедева, Журавлева.

  1. Тематика заседаний МО.

    1. Изучение ФГОС основного общего образования.

    2. Организация подготовки к школьной и районной олимпиадам

    3. Коммуникативная компетенция как основа формирования общеобразовательного стандарта по русскому языку

    4. Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы.

    5. Об итоговой аттестации учащихся.

Работа в межсекционный период:

1.Утверждение плана работы ШМО.

2.    Итоги олимпиады (школьной и районной) по русскому языку и литературе;

3.   Участие в игре – конкурсе “Русский медвежонок”, «Олимпус», «Мультитест», муниципальные конкурсы сочинений.

4. Участие в профессиональных педагогических конкурсах.

5. Участие в международной акции « Тотальный диктант».

6.Анализ контрольных работ, по итогам полугодий, года.

7. Мониторинг уровня языковой компетенции.

8. Посещение открытых уроков.

9. Работа в проекте «Телешкола»

10. Работа на краевых заочных курсах «Юниор»

11. Подведение итогов работы учителей-словесников за год.

  1. Реализация ФГОС.

В 2013-2014 учебном году учителя русского языка и литературы (Саглай И.В. – русский язык 5 «Б», Кущяк О.Г. – русский язык 5 «А»,5 «В» и литература 5 «А», Тимонина О.И. – литература 5 «А», 5 «В») принимали участие в реализации краевого проекта по введению федерального государственного образовательного стандарта общего образования в 5-х классах.

Учителями были разработаны курсы внеурочной деятельности по русскому языку « Кладовая слов», «Юный филолог»; по литературе « Сам себе режиссер», «Приходите на премьеру», которые были утверждены школьным МО.

  1. Проведение открытых уроков

Были даны открытые уроки в рамках реализации ФГОС по темам:

  1. «Правописание суффиксов существительных –ЕК, -ИК» (февраль)

  2. «Имя прилагательное как часть речи» (март)

  3. «Глагол. Обобщение изученного» (май)

А так же открытые мероприятия в рамках внеурочной работы по литературе ( 5 «А» класс, учитель Кущяк О.Г.):

  1. Инсценировка по повести Н.В.Гоголя «Ночь перед рождеством».

  2. Инсценировка сказки Ш.Перро «Золушка».

  3. Инсценировка фрагмента повести А.Т.Твардовского « Василий Теркин».

С целью распространения опыта работы в Интернете опубликованы коллективные ученические проекты курса «Сам себе режиссер» ( внеурочная работа в 5 «Б» и 5 «В» классах): С.А.Есенин «Поет зима, аукает» и В.Боков «Поклон» (ruslitsaglayi.jimdo.com)

Разработка урока «Правописание суффиксов существительных –ЕК, - ИК» получила сертификат участника регионального конкурса «Мультимедийный урок 2014» в номинации «Лучшая разработка в общеобразовательном учреждении по предметам гуманитарного цикла». Получены сертификаты на уроки, разработанные в соответствии со стандартами второго поколения от Интернет - порталов «Копилка уроков» и «Видеоуроки в сети Интернет».

i:\работа\дипломы и сертификаты\о публикации\свидетельство урок русского языка обобщение изученного по теме глагол. 5 класс. фгос..pngi:\работа\дипломы и сертификаты\о публикации\загруженное.jpgi:\работа\дипломы и сертификаты\о публикации\image.jpeg


  1. Участие в конкурсах, семинарах, конференциях.

В 2013-2014 учебном году учителями МБОУ СОШ № 28 регулярно посещались районные семинары по подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ.

Саглай И.В. приняла участие в конкурсах:

  1. Приоритетный национальный проект «Образование» (участник)

  2. Учитель года Тамани 2014 (победитель), Учитель года Кубани 2014

( лауреат).

  1. Мультимедийный урок 2014 (участник)

В рамках дней творчества учителей русского языка и литературы прошли мероприятия на тему «Поговорим о духовных ценностях» (интеграция с ОПК). Учителями были разработаны презентации к внеклассным мероприятиям в 5 – 8 классах. В форме устных журналов, уроков – бесед на тему «Православные святые – Угодники Божьи» вспомнили литературные произведения на библейские сюжеты и о жизни святых. Материалы были представлены в электронном виде.

i:\отчет опк\sam_0038.jpgi:\отчет опк\sam_0029.jpgi:\отчет опк\sam_0024.jpg


12 апреля учителя Кущяк О.Г. и Саглай И.В. организовали и провели «Тотальный диктант» - международную акцию по повышению грамотности. В этом году 21 человек (жители ст. Тамань, г. Темрюк, г. Крымск) добровольно изъявили желание присоединиться к людям всего мира, стремящимся грамотно писать диктанты и владеть русским языком в совершенстве. В результате 6 человек получили оценку «4», написав довольно сложный текст Иванова А. , о чем было написано в газете «Тамань» и сообщалось на официальном сайте «Тотального диктанта», где Тамани отведена специальная страница.


  1. Повышение квалификации и аттестация педагогических кадров.

В 2013 году аттестовалась Лысунец С.И., получив первую квалификационную категорию.

В 2014 – 2015 учебном году предстоит аттестация Саглай И.В., Борисовой Е.И., Тимониной О.И., Кущяк О.Г. Учителями в установленные сроки написаны заявления.

Саглай И.В. прошла курсы повышения квалификации по теме «Научно-методическое обеспечение проверки и оценки развернутых ответов выпускников по русскому языку», получив статус эксперта по оценке части С ЕГЭ по русскому языку, и приняла участие в работе экспертной комиссии с 30 мая 2014 года по 2 июня 2014 года.

  1. Работа по темам самообразования. Обобщение опыта работы (тема, где выступал).

Педагоги МО регулярно выступали на заседаниях с обобщением опыта работы: Кущяк О.Г. «Материалы для подготовки к контрольным краевым работам» (ноябрь), Борисова Е.И. «Работа с резервом качества» ( ноябрь), Лысунец С.И. «Коммуникативная компетенция как основа формирования общеобразовательного стандарта по русскому языку» (декабрь), Тимонина О.И. «Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы» ( февраль), Саглай И.В. «Дистанционное обучение» ( февраль, Темрюк), «Формирование универсальных учебных действий через использование личностно ориентированных образовательных технологий» ( март, Темрюк; май, Краснодар), «Персональный сайт учителя как средство интеграции урочной и внеурочной деятельности учащихся» ( апрель, Краснодар). Активно принимали участие в работе школьного педсовета по теме: «Построение урока в соответствии с требованиями ФГОС» и в работе практического семинара в г. Темрюк ( СОШ №2 ( проводила Христюченко ЛЛ.) ( январь).

Приказом №8 от 09.01 20-14 Управления образованием администрации муниципального образования Темрюкский район о муниципальных тьюторах Саглай И.В. была назначена тьютором по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. В рамках тьюторской работы принимала участие в тьюторском десанте, где провела мастер-класс в МБОУ СОШ № 16 по теме « Подготовка к сочинению – рассуждению. Часть С».


  1. «Результаты участия учащихся в олимпиадах и конкурсах разного уровня.

В течение года систематически велась работа с одаренными детьми: это и регулярные индивидуальные занятия и участие в олимпиадах и конкурсах. Так 5 человек 7 класса являются учениками краевых заочных курсов «Юниор», где успешно выполняют контрольные работы «Центра дополнительного образования для детей». Аминова Диана по результатам получила грамоту за особые успехи в обучении.

В этом году в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по литературе (11.10.2013 года) участвовало 43 человека. По результатам были определены 14 победителей и призеров. По русскому языку (16.10.2013 года) участвовали 45 человек – из них были выделены 15 победителей и призеров. На муниципальном этапе МБОУ СОШ № 28 представляли:

Русский язык:

  1. Лукошкина Жанна – 15 место

  2. Попов Кирилл – 9 место

  3. Иванова Татьяна – 4 место

  4. Лебедь Юлия – 5 место

  5. Гармашова Дарья – 7 место

  6. Самадинова Элина – 6 место.

Литература:

  1. Прокопова Полина – 10 место

  2. Юшко Елисавета – 10 место

  3. Белая Валерия – 12 место

  4. Кожурова Юлия – 10 место.

Кареева Арина ( по литературе) – 3 место (Саглай И.В.)

Методическое объединение активно участвовало в заочных ( дистанционных) всероссийских конкурсах.



Название конкурса

Количество участников

Время проведения

1

Всероссийский молодежный предметный чемпионат

15

Октябрь

2

Русский медвежонок

60

Ноябрь

3

Олимпус




Ноябрь

4

Мультитест

60

Март

В марте, после проведения школьного этапа конкурса чтецов «Живая классика», где приняли участие более 30 ребят, определились победители:

  1. Шапошник Артур – 6 «Б»

  2. Гашокина Маргарита – 6 «Б»

  3. Осипова Анна – 6 «А»

2 участника с учителем (Борисовой Е.И) выступали на муниципальном этапе в г. Темрюк, где показали прекрасное знание текстов и безупречную декламацию.

Также ученица 10 «А», Белая Валерия, заняла 1 место в муниципальном этапе конкурса сочинений «Люблю тебя, мой край родной» с сочинением – интервью «Кубань в преддверии олимпиады» (учитель Саглай И.В.).

Ученики 5 класса «А» приняли участие в международном конкурсе «Золотая строфа», посвященном 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. Соседский Антон, Рева Светлана, Шилов Николай, Беседина Дарья отмечены Благодарственными письмами от директора МБУК межпоселенческой библиотеки. А Захарченко София – Дипломом за буктреллер « Знаете ли Вы лирику Лермонтова» ( видеовикторина) (учитель – Кущяк О.Г.). Эту работу Софии предстоит защищать на следующем этапе конкурса, который пройдет в г. Тимашевске в 2014 году.

  1. Мониторинг краевых контрольно-диагностических работ.

В 2013-2014 учебном году в системе велся мониторинг краевых контрольно – диагностических работ по русскому языку. В 5 – 8 классах были предусмотрены 2 работы ( входной и итоговый контроль) в течение года. В 9-11 классах – 3 работы в соответствии с кодификаторами демоверсий ЕГЭ и ОГЭ. Результаты были достаточно тревожными (отсутствие 100% успеваемости, низкий процент качества знаний) в связи с чем своевременно организовывались дополнительные занятия со слабоуспевающими учащимися, проводилась работа с опорой на карты личных достижений учеников, которые ведутся с 5 класса на каждого учащегося.

  1. Итоги успеваемости и качества знаний по предметам.

Итоговые результаты успеваемости и качества знаний по русскому языку и литературе можно считать удовлетворительными, 100% успеваемость, все учащиеся переведены в следующий класс. Но остается проблема резерва качества знаний. 8 % учащихся имеет нестабильный результат, скачки в четвертных итоговых оценках в 1 балл и более. Следует также усилить работу с учащимися группы риска, ребятами, имеющими низкую мотивацию к обучению.

  1. Результаты итоговой аттестации выпускных классов.

6 июня ОГЭ по русскому языку сдавали 62 ученика МБОУ СОШ № 28 (31 учащийся 9 «А» класса – учитель Саглай И.В. и 31 учащийся 9 «Б» класса – учитель Борисова Е.И.).

Наивысший балл (42) не набрал ни один учащийся , 41 балл набрали 5 учеников 9 «А» класса (учитель Саглай И.В.) и 1 ученик 9 «Б» класса (учитель Борисова Е.И.).

На 95% справились с работой еще 15 учащихся. 40 баллов у 9 учеников 9 «А» класса и 6 учеников 9 «Б» класса.

Наименьший процент выполнения работы – 69% (29 баллов) у Менжуновой Карины ( 9 «А» класс, учитель Саглай И.В.)

Средний балл выполнения работы 37,4 ( 38,7 – 9 «А» класс; 36,2 – 9 «Б» класс), что на 1,4 балла выше показателя прошлого года (36).
В МБОУ СОШ № 28 в 2013 – 2014 учебном году ЕГЭ по русскому языку сдавали 33 человека. Средний тестовый балл составляет 64,4 (39, 4 - первичный), что на 9,6 балла ниже прошлогоднего показателя (74). Минимальное количество баллов, установленное Рособрнадзором – 24 (распоряжение № 1120-10 от 09.06.2014). 100% сдававших ЕГЭ в 2014 году преодолели «нижний порог». Перевод в школьные баллы не проводился.

2 экзаменующихся набрали более 90 баллов (Самадинова Элина – 95 баллов, Скляренко Ирина – 98 баллов – учитель Борисова Е.И.). К экзамену по русскому языку выпускников готовили 2 педагога: Борисова Евгения Ивановна и Тимонина Ольга Ивановна. Все учителя имеют высшее образование, большой опыт работы. Каждый учитель своевременно проходит курсовую переподготовку, активно участвует в работе районного методического объединения, посещает семинары-консультации по подготовке к ЕГЭ. В школе действовали элективные курсы, организовывались индивидуальные и групповые занятия.

  1. Работа по совершенствованию кабинета.

В 2013 – 2014 году существенных изменений в оборудовании и оснащении кабинетов русского языка и литературы не произошло: все классные комнаты имеют ПК, проекторы, интерактивное оборудование (кабинет № 26), комплекты необходимой школьной мебели, комплект наглядных пособий (кабинет 16, 15).

  1. Какие недостатки, проблемы выявлены в работе МО в текущем учебном году.

  1. Понизилось качество обучения при сдаче ЕГЭ по русскому языку

  2. По - прежнему слабым местом в работе словесников остается взаимопосещение уроков.

  3. Личные страницы на школьном сайте имеют 2 педагога из 5 ( Саглай И.В., Лысунец С.И.).

Что необходимо сделать, чтобы разрешить их?


    • Использовать результаты ЕГЭ по русскому языку в 2014 г. при организации подготовки к экзамену в следующем учебном году.

    • Учителям, которым предстоит готовить выпускников основной и полной школы к итоговой аттестации, в начале обучения в  9 и 11 классах необходимо получить достоверную информацию об уровне подготовки учащихся по изученным разделам (т.е. провести вводное тестирование) и организовать своевременную ликвидацию пробелов в знаниях.

    • Использовать на уроке блочно-модульную подачу материала, обеспечивающую комплексное повторение.

    • Регулярно проводить онлайн-тестирование.

    • Обеспечить открытый учёт знаний, чтобы учащийся видел динамику результатов обучения.

    • Необходимо обратить внимание на психологические аспекты подготовки выпускников к ЕГЭ: создавать на уроках условия для дальнейшего развития таких компонентов, как психологическая готовность выпускников к успешной сдаче ЕГЭ, высокий уровень организации деятельности,  высокая и устойчивая мобильность, работоспособность, переключаемость, высокий уровень концентрации внимания.

    • Ввести график взаимопосещения уроков с сентября и четко следовать его исполнению.

    • Кущяк О.Г., Борисовой Е.И., Тимониной О.И. выложить методические материалы на личные страницы школьного сайта.


Задачи на новый учебный год

  • Обобщить и систематизировань накопленный опыт работы по внедрению ФГОС и опубликовать полученные результаты.

  • Пройти аттестацию Саглай И.В., Борисовой Е.И., Тимониной О.И., Кущяк О.Г.

  • Внедрять методические приемы современных педагогических технологий, использовать информационные технологии на уроках для повышения их эффективности, внедрять проектно-исследовательские методы для мотивации обучения учащихся при групповом и индивидуальном обучении.

  • Привлекать учащихся для подготовки к отдельным элементам урока, применяя индивидуальные задания исследовательского характера для самостоятельного выполнения учащимися.

  • Осуществлять дифференцированный подход к содержанию образования, как определяющего средства для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучению

  • Продолжить повышение профессионального уровня через изучение литературы по педагогике, психологии, учитывая возрастные и индивидуальные способности учащихся, через курсы повышения квалификации, в том числе и дистанционные.

  • Применять здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса и при подготовке к экзаменам.

  • Продолжить работу по подготовке учащихся 9 класса к новой форме итоговой аттестации, 10 - 11 классов к ЕГЭ.

  • Совершенствовать работу с одаренными детьми и наиболее подготовленными учащимися через факультативы, олимпиады, конкурсы.

  • Совершенствовать формы и методы мониторинга за состоянием преподавания учебных дисциплин с целью повышения качества образования.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: