Анализ экзаменационной работы по русскому языку в 9 –ых классах (ОГЭ)

МБОУ СОШ № 28 в 2013 – 2014 учебном году.

6 июня ОГЭ по русскому языку сдавали 62 ученика МБОУ СОШ № 28 ( 31 учащийся 9 «А» класса – учитель Саглай И.В. и 31 учащийся 9 «Б» класса – учитель Борисова Е.И.).

В работу по русскому языку включено 2 задания с развёрнутым ответом (сжатое изложение (С1) и сочинение (С2)), а также 9 тестовых заданий с кратким ответом (часть В) и 7 заданий с выбором ответа из 4-х предложенных (часть А). По полноте охвата курса экзаменационная работа соотносится с целями обучения русскому языку в основной школе. В контрольные измерительные материалы включены задания, проверяющие следующие виды компетенций:

лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;

коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь как в устной, так и в письменной форме, а также умением обрабатывать воспринятую информацию и создавать собственные высказывания на её основе.

Наивысший балл (42) не набрал ни один учащийся , 41 балл набрали 5 учеников 9 «А» класса (учитель Саглай И.В.) и 1 ученик 9 «Б» класса (учитель Борисова Е.И.).



ФИ ученика

Балл

Допущенные ошибки

1




41

В5 (знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения)

2




41

А5( правописание корней)

3




41

ИК3 (смысловая цельность, речевая связность и

последовательность изложения)

4




41

А7 ( правописание суффиксов)

5




41

СК2 (наличие примеров-аргументов)

6




41

А2 (лексическое значение слова)

На 95% справились с работой еще 15 учащихся. 40 баллов у 9 учеников 9 «А» класса и 6 учеников 9 «Б» класса.

Наименьший процент выполнения работы – 69% (29 баллов) у Менжуновой Карины ( 9 «А» класс, учитель Саглай И.В.)

Средний балл выполнения работы 37,4 ( 38,7 – 9 «А» класс; 36,2 – 9 «Б» класс), что на 1,4 балла выше показателя прошлого года (36).

Анализ выполнения 2 части экзаменационной работы (тесты)

Вторая часть экзаменационной работы состояла из 16 заданий (7 заданий с выбором ответа и 9 заданий с кратким ответом), правильное выполнение каждого из них оценивалось 1 баллом. (Максимальное количество баллов за выполнение тестовых заданий - 16 баллов.)

С помощью тестовых заданий типа А проверялось:

- понимание основной проблемы текста,

- постижение лексического значения слова,

- фонетический анализ слова,

- правописание словарных слов,

- правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание,

- правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-),

- правописание -Н- и -НН- в различных частях речи,

- правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени,

- опознавание изученных средств выразительности речи.

Выполняя задания с выбором ответа (типа А), учащиеся лучше всего справились с заданиями А3(анализ средств выразительности), А4 (фонетический анализ слова), А5(правописание словарных слов). Самым сложным оказалось задание А1 (Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста).

9 тестовых заданий типа В проверяли:

  • владение стилистической синонимией,

  • уровень пунктуационного анализа простого осложнённого, сложносочинённого и сложноподчинённого предложений;

  • владение синтаксической синонимией на уровне словосочетания,

  • умение находить грамматическую основу предложения,

  • умение анализировать предложения текста с точки зрения их синтаксической структуры.



Задания с кратким ответом (типа В) выполнены несколько хуже, чем задания с выбором ответа в части А. Самым сложным среди данного вида заданий оказались задания В5 (Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения), В3(грамматическая (предикативная) основа предложения).

Успешнее всего девятиклассники справились с заданиями В1(лексика и фразеология), В2 (словосочетание), В6(количество грамматических основ), В7(знаки препинания в сложносочинённом и в сложноподчинённом предложениях).

Безошибочное выполнение части А и В

Анализ выполнения части С1 экзаменационной работы (сжатое изложение)

Первая часть экзаменационной работы – написание сжатого изложения прослушанного в аудиозаписи текста – проверяет следующие умения:

    • умение слушать, то есть адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте;

    • умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное;

    • умение письменно передавать обработанную информацию.

При написании изложения учащийся мог получить за содержание максимально 7 баллов.

Трудность при написании сжатого изложения составляет умение не столько передать все микротемы и применить приемы сжатия, сколько умение правильно выстраивать получившийся в результате сжатия текст, сохранив его целостность и последовательность изложения. Среди распространенных ошибок, сделанных выпускниками при написании изложения, можно выделить нарушение абзацного членения текста, ошибки в использовании языковых средств логической связи, отсутствие межфразной связи в тексте.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что экзаменуемые в своем большинстве понимают основную мысль исходного текста, верно ее отражают в изложении, но при передаче содержания текста упускают или добавляют какую-либо микротему, допускают фактические ошибки и неточности, искажающие содержание исходного текста. Также следует отметить небольшой словарный запас экзаменуемых, однообразие грамматического строя речи в работах выпускников.

К типичным ошибкам, допущенным учащимися при написании изложения, следует отнести такие ошибки и недочеты, как:

  • фактические ошибки при передаче содержания исходного текста;

  • пропуск (добавление) одной или нескольких микротем;

  • невладение приемами сжатия текста;

  • подмена сжатого изложения полным.



Анализ выполнения 3 части экзаменационной работы (сочинение - рассуждение – С2)

Написание экзаменуемыми сочинения-рассуждения проверяло умение создавать собственное связное высказывание на лингвистическую тему на основе прочитанного текста. Это высказывание должно соответствовать функционально-смысловому типу речи «рассуждение» и, как следствие этого, строиться по определённым композиционным законам. При этом особое внимание уделялось умению экзаменуемого аргументировать свои мысли и утверждения, используя прочитанный текст.

Результаты выполнения сочинения на лингвистическую тему показывают, что небольшой процент учащихся может дать обоснованный ответ на поставленный вопрос, выявив при этом 2 (или более) разные функции языкового явления (СК1).

Затруднялись учащиеся приводить аргументы-примеры из прочитанного текста, иллюстрирующие функции языкового явления. Аргументация оказалась самым сложным этапом работы над сочинением на лингвистическую тему, что свидетельствуют о недостаточной базе лингвистических и фоновых знаний у выпускников, несформированности понятийного аппарата, отсутствии регулярной практики в анализе языковых явлений речевого произведения (СК2).

Недостатки при написании сочинения на лингвистическую тему:

  • неумение обосновывать ответ на поставленный вопрос,

  • плохое владение лингвистической терминологией,

  • неумение вычленять функции языкового явления,

  • неумение делить текст на абзацы,

  • приводить примеры (почти отсутствуют аргументы на основе данного текста),

  • неумение использовать средства связи между частями текста, изобразительно-выразительные средства языка.


Анализ практической грамотности


Анализируя данные выполнения заданий ГК1 – ФГК следует отметить, что самыми проблематичными для учеников остаются задания ГК1 ( орфография) и ГК2 (пунктуация). Легче всего ребята справились с ГК4 ( речевые ошибки).
На основе проведенного анализа были составлены следующие рекомендации:

  • обсудить данные аналитические материалы на заседаниях МО учителей – предметников, выявить причины недостатков в подготовке учащихся и продумать пути и средства их устранения;

  • совершенствовать работу МО учителей гуманитарных дисциплин в условиях внедрения новых форм проведения итоговой аттестации;

  • в рамках подготовки к проведению государственной (итоговой) аттестации систематически проводить пробные контрольные работы в соответствии с новыми формами проведения экзамена;

  • организовать обмен опытом работы учителей по подготовке к проведению новой формы экзамена по русскому языку.

В целях эффективной подготовки учащихся к экзамену в новой форме

по русскому языку необходимо:

  • формировать системные представления учащихся о языковых явлениях и их многофункциональности как грамматических, лексических, коммуникативных и эстетических феноменов;

  • проводить на уроках русского языка систематическую работу с текстами различных стилей (научно-популярного, публицистического, официально-делового и т. д.);

  • формировать у школьников такие виды чтения, как: просмотровое (ознакомительное), поисковое, с ориентацией на отбор нужной информации;

  • учить понимать, анализировать, интерпретировать текст в знакомой и незнакомой познавательных ситуациях;

  • расширять диапазон текстов и заданий к ним на уроках по всем гуманитарным дисциплинам;

  • использовать межпредметные связи при работе с текстом;

  • совершенствовать систему работы по развитию речи учащихся, направленную на формирование умения оперировать информацией, используя различные приемы сжатия текста, умения устанавливать межфразную связь в сжатом тексте, умение аргументировать собственную позицию по данной проблеме, умение отбирать и использовать необходимые языковые средства в зависимости от замысла высказывания;

  • усилить работу по изучению синтаксиса и пунктуации;

  • усилить работу по систематизации и обобщению орфографических и пунктуационных навыков на уроках русского языка;

  • систематически проводить работу с учащимися над пополнением словарного запаса;

  • систематически использовать на уроках гуманитарных дисциплин работу со справочной и лингвистической литературой;

  • активизировать работу по формированию понятийного аппарата учащихся на уроках русского языка и формированию аналитических навыков, позволяющих осуществлять анализ языковых явлений на примере конкретных текстов;

  • большое внимание уделять самостоятельной и исследовательской деятельности учащихся на уроках гуманитарных дисциплин, поощряя самостоятельность в выражении собственной позиции;

  • на уроках русского языка особое внимание уделять работе над созданием самостоятельных письменных высказываний учащихся, работе над композиционным построением сочинений различных функционально-смысловых типов речи, особенно над композиционным построением сочинения-рассуждения;

  • развивать все виды речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи на уроках по всем школьным дисциплинам.

Руководитель ШМО /Саглай И.В./


страница 1


скачать

Другие похожие работы: