Анализ духовных оснований политики стан Запада в политической философии И. А. Ильина.
А.Ю. Ильин

Петрозаводский государственный университет.
Творчество И. А. Ильина многогранно и, наверное, не случайно, что многие исследователи его трудов по литературе, искусству, праву, политике, философии, или русской религиозной культуре. Считают его только своим, что работы Ильина в их области и составляют основное содержание исканий мыслителя. Тем не менее, необходимо уточнить если, и существует такая наука, которой он отдавал всего себя, то это « Наука о России: ее прошлом, настоящем и будущем». О чем бы он ни думал или ни писал, все определялось уточнением. Углублением в понимании своей Родины.

Но это не означало, что та или иная проблема подвергалась поверхностному исследованию. Для самого ученого целью любой работы был всегда поиск окончательных, основополагающих положений, позволяющих с очевидность обнаруживать и познавать последнюю сущность вещи, достигнув «беспредпосылочного знания».

Как ученик школы П.И. Новгородцева, И.А. Ильин следовал требованиям своего учителя, которые заключались в том, чтобы знать не только философскую и политическую науку России, но и понимать культуру, науку, быт других стран. Быть в курсе всех современных течений и политик стран Западной Европы и мира в целом, выявляя причины, тенденции развития обществ.

Так. В своих работах И.А.Ильин подвергает анализу:

  • религиозные тенденции, характеризующие современный мир ;

  • состояние современного правосознания;

  • причины и последствия развития в странах Европы фашизма;

  • особенности распространения и влияния марксизма и III Интернационала на характер политики Европейских государств;

  • последствия введения формальных атрибутов демократического устройства обществ как универсальной модели и другие проблемы, которые напрямую или косвенно определяют политику стран мира.

В данной работе дается анализ отдельных аспектов духовных оснований политических процессов протекавших в России и Европе в первой половине ХХ столетия.

Так, при анализе причин политического кризиса в России И.А.Ильин выделяет не только внутренние, но и внешние причины, которые подтолкнули страну к революции. Он писал, что Россия не смогла найти выработать достаточно сил, которые можно было бы противопоставить влиянию Западной Европы. Более того, и сама Европа, утверждал И. А. Ильин, движимая враждой к России, была заинтересована в военном и революционном крушении ее, помогая русским революционерам.

К исследованию внешних причин революции он обратился в таких работах как: статьи в сборнике «Наши задачи», брошюра «О России. Три речи», «Пророческое призвание Пушкина», «Основы борьбы за национальную Россию», «Мировые причины русской революции», «Письма о фашизме», «Национал- социализм».

  1. Крах монархии и русская революция, убеждал И. А. Ильин, есть следствие и влияние на русскую жизнь европейского безбожия, европейского просвещения, начавшегося еще во времена Ивана Грозного, усилившегося во времена правления Петра Великого и своего апогея достигшего в 18 веке: «В то время Европа, - говорил И. А. Ильин, – переживала эпоху утверждающегося религиозного сомнения и отрицания, эпоху философски оформляющегося безбожия и пессимизма, поэтически распускающегося богоборчества и кощунственного эротизма. Французские энциклопедисты: и Вольтер, и Байрон и Парни привлекали умы русской интеллигенции». (И. А. Ильин Собрание сочинений в 10 т., М; Русская книга, 1997г. Т. 6, Кн. 2, С 48). «Русская интеллигенция литературно западничает и учится у французов революционным заговорам. Русское дворянство еще не образовало своего разума, а уже начинает утрачивать свою веру и с радостью готово брать «уроки чистого афеизма» у доморощенных или заезжих вольтерианцев» (И. А. Ильин Собр.сочинений В 10т.Т 6,кн.2,С 48.)

В России происходило усвоение норм европейской культуры со всеми ее достоинствами и недостатками и размывание по всем направлениям привычных представлений общественной жизни, что способствовало созданию условий для восприятия любых влияний на изменения и в политической сфере.

  1. Другой причиной он называет европейские войны 19 и начала 20 в.в. за рынки и мировую гегемонию, ослаблявших государственную власть русских императоров. Русский же народ, в свою очередь, не имел возможности выйти из необходимости на протяжении столетий вести опустошительные войны, спасая или обогащая сначала Европу, а затем и Северную Америку.

  2. Кроме того, на крушение самодержавия оказал влияние хозяйственно - социальный кризис и империализм европейских государств. А как следствие их, развитие, появление и распространение в России государственно-вредных теорий, идеологий переустройства общества, в области хозяйственной и экономической жизни России, а также появление таких явлений нового экономического порядка как безработица, инфляция, эпидемия, война ит.д.

  3. В области правосознания в России получили распространение формальный, неорганичный подход к усвоению принципов политики и государства, проникнутый идеями формальной свободы, демократических форм и методов управления. Еще в 19 веке в «Европе расцвела абстрактная и формальная юриспруденция,- писал И.А.Ильин, - которая считалась только с положительным правом и отвергала естественное ( т.е. верное, идеальное, совестное) право, для которого социальная идея и христианская идеология являются важнейшими предпосылками и основаниями. В результате господства формальной юриспруденции, в стане планомерно шло разложение правосознание, оно становилось беспочвенным, из него выветривался дух христианства и религиозности, а вместе с этим, чувство собственного, не унижающего других достоинства и самообладания. Следовательно, можно заключить, что господство формализма и правосознания для И.А.Ильина является результатом общего кризиса современного правосознания. В отличие от своего учителя, И.А.Ильин кризис современного правосознания объясняет не с точки зрения перехода к индивидуальному сознанию, а с точки зрения давления формальных ответов на общественные изменения в 19 в., закрепощение и господство формальной юриспруденции, буквы над духом закона, положительного права над естественным..

В своей статье «Кризис современного правосознания» он предложил разложить сам процесс вхождения современного правосознания в глубокий, охватывающий весь мир кризис на три этапа.

На первом этапе, в ходе бурного развития капиталистических отношений, современное правосознание столкнулось с новыми требованиями, и, в первую очередь, с новым витком классовой и государственной дифференциации. Однако традиционная правовая культура развивалась в сторону абстрагирования формы права, где «буква» закона доминирует над духом и целью.

Разразившаяся мировая война « стала венцом духовного разложения» и наметила второй этап кризиса, подменив вопрос права вопросом власти и силы. В результате процессов, порожденных мировой войной, общественное сознание заражалось революционными настроениями и яростью, когда правосознание «оторвавшись от правовых аксиом, верной волевой мотивации, не могло отличить добро от зла»/

Этот настрой и определил третий этап кризиса правосознания, который И.А.Ильин проводит под знаком большевизма. Для него большевизм – не система, а психическое состояние души, импульс.

И от него не застрахован никто, и он может быть и правым и левым, захватывающим единицы и массы.

Итак, формализм в европейском правосознании, заключает И.А.Ильин, в начале 20 в. Способствовал формированию нового революционного правосознания, для которого характерен: - большевизм масс, как первый фактор, обеспечивающий наличие движущей силы; - идей коммунизма как идеологической доктрины революции, и третий фактор - деятельность широко разветвленной организации « интернационалистов» как направляющей воли масс, вооруженная идеями коммунизма.

Таким образом, вырождающееся, формальное правосознание подготовило почву для появления коммунистической доктрины, изначально как теория, а в последствии и практики революционного переустройства обществ, не только в России, но для других стран мира.

  1. Тем не менее, главная причина всех бед и страданий, И.А.Ильин уверен, лежала в утрате российскими и европейскими обществами духовно – религиозного восприятия и отношения к миру.

То есть, главная причина заключена в духовном кризисе религиозно выверенной идеи.

Кризис духовности, господство безбожия являлись не только болезнью Русского общества, замечает И.А.Ильин, но и общечеловеческим кризисом духовности.

Среди причин духовного порядка, которым И.А.Ильин придавал особое значение в разразившемся кризисе, он выделил три:

  • расшатанность и бессилие духовной очевидности;

  • инициируемое размывание, выветривание христианства в душах людей;

  • расшатанность патриотизма и правосознания как духовно составляющих сущностей и подмена их формальными нормами.

Расшатанность и бессилие духовной очевидности, проявились в том, что люди не умели верить в духовные и религиозные реальности, сознавать их подлинность. Связано это было с тем, писал и говорил И.А.Ильин, что вся Европейская культура была заражена воинствующим безбожием, «широкие слои общества утратили живую веру и отошли от христианской церкви». ( Ильин И.А. Собр. Соч., Т 1,С 285).

Процесс обособления от веры совершался уже на протяжении нескольких столетий. В результате к началу 19 века в Европе создается мощный влиятельный пласт нехристианской и противохристианской культуры. Вследствие этого человек нового уклада души отчуждается от вечных истин христианства, умения созерцать их, следовательно, обходится без них умственно и нравственно, и подменяет истину обывательскими и себялюбивыми рассуждениями, выдавая свои способности к созерцанию, чувствованию, постижению истины как единственно верные и возможные, и обоготворяя себя и результаты своей деятельности.

Человек привыкает признавать в вопросах человеческой деятельности только свой авторитет, подменяя вдохновение рассудком, сердечное созерцание расчетом, цельное органичное восприятие подменяет механическим и формальным, а внутренний опыт внешним, поверхностным. Все это привело к оскудению в отношениях между людьми духовности и любви. Божественное и потустороннее дискредитируется, и люди воспринимают земную жизнь единственной и ни к чему не обязывающей.

В результате человек перестает замечать несовершенства, недостатки своего мира, торопясь взять от жизни, что успеет, в свой краткий миг пребывания на земле. Душа становится переутомленной, отсюда торопливая жадность, пошлость целей и содержаний в образе действий безрелигиозного, бездуховного человека. Как следствие возрождается бессердечная и циничная культура. Безрелигиозное общество приводит к торжеству индивидуализма и войны против всех. На первое место в таком обществе выступают не идеи солидарности и патриотизма, не ущемлявшего и не унижающего патриотизм других народов, а своекорыстие в экономической гонке и классовая борьба за политическое господство. Во множестве своих работ, описывая духовный кризис, И. А. Ильин констатирует, что уклонение человеческой души в противодуховность привело к такому положению, при котором правящие верхи не хотят ни Бога, ни справедливости, а хотят только неравенства в свою пользу. А низы требуют справедливости в свою пользу, т.е. без Бога, что и привело к идейному, а затем и к волевому параличу власти, а массами овладела одержимость, ненависть и вера в противоестественные утопии коммунизма, фашизма или в универсальность применимости ценностей и институтов либеральной демократии.

Следствием секуляризации культуры И. А. Ильин называет торжество пошлости, насилия, отсутствия социальной справедливости, профессиональной, партийной и газетной лжи, охлаждения к святыням, подмена органичной самобытной культуры обществ – универсальной для всех времен и народов культуры формализма. Формальная культура не только отвлекала духовно – священное и животворящее содержание, но и подменяло его условно – абстрактными представлениями.

Политика уже не сочетается, и не руководствуется, и не сверяется с религиозными устремлениями к лучшему. Политика уже не деятельность на создание наиболее благоприятных условий развития духовности человека, а «определяется, как совокупность взаимоотношений между социальными группами по поводу власти». Власть, с точки зрения формальной политики, приобретает уже статус ее основного вопроса, становится самодовлеющей целью, допускающей любые средства ее достижения. Формализм проникает во все поры человеческой жизни – в государство, хозяйство, религию, внутренне разлагающуюся от рассудочности и держащуюся за обряды; формализуется наука, юриспруденция, искусство, быт.

Продуктом формализма духовной культуры, говорил И.А.Ильин, были экономический материализм, марксизм, национал – социализм, реализация идеи демократизации политических систем по образцу западных государств, не впавших в крайности левого и правого радикализма.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: