Содержание
Актуальность инновационного педагогического опыта.

1. Цели и задачи

2. Содержание инновационного педагогического опыта

3. Средства и способы достижения поставленных задач

4. Реализация поставленных целей и задач

4.1. Организация повторения материала

4.2. ГИА по биологии для учеников 9 класса

4.3. Использование современных образовательных технологий

4.4. Система организации внеклассной работы по биологии

4.4.1. Факультатив

4.4.2. Элективные курсы

4.4.3. Профориентационная работа

4.4.4. Работа с одарёнными детьми

4.4.5. Работа консультационного пункта

4.4.6. Декада естественных наук в школе

4.4.7. Экологическое образование

4.4.8. Здоровый образ жизни

5. Характеристика результативности инновационного педагогического опыта

5.1. Результаты сдачи ЕГЭ по годам

5.2. Участники и победители районных и областных олимпиад по биологии

5.3. Участники и победители районных и областных олимпиад по экологии

6. Инновационная направленность педагогического опыта

7. Ресурсное обеспечение инновационного педагогического опыта
Актуальность инновационного педагогического опыта
Осмысление проблемы качества образования в рамках модернизации российского образования, становление системы подготовки школьников к ЕГЭ, необходимость развития личностных достижения учащихся привели к необходимости изучения и разработки системного и комплексного подхода при подготовке учащихся к ЕГЭ.

Актуальность обосновывается задачами модернизации образования и дальнейшими становлением системы подготовки школьников к ЕГЭ, направленной на повышение эффективности биологического образования.

Согласно Концепции модернизации российского образования среднее (общее) образование нацелено на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Опыт проведения ЕГЭ и пробных работ свидетельствует о необходимости предварительной подготовки учащихся и учителей к этой форме контроля.

Планируемый результат предлагаемого мною педагогического опыта – успешная сдача ЕГЭ по биологии учениками 11 класса.
1. Цели и задачи инновационного педагогического опыта

Цель: развитие и совершенствование навыков системной подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии.
Задачи:

  1. систематизировать полученные знания по биологии;

  2. научить находить дополнительные источники материалов по предмету в библиотеках, СМИ, Интернете и использовать их на уроках и при подготовке к ЕГЭ;

  3. привить интерес к биологии как к учебному предмету;

  4. расширять кругозор учащихся.

2. Содержание инновационного педагогического опыта
Данный опыт опирается на передовые принципы обучения биологии, которые являются организующим и руководящим началом деятельности учителя при обучении учащихся:
1. Принцип деятельности

Этот принцип включает ребенка в учебно-познавательную деятельность. «Открытие» новых знаний идёт через самостоятельное исследование. Учащиеся могут во время урока совещаться, работать в парах, группах.
2. Принцип научности

Здесь речь идёт о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.
3. Принцип доступности

Изучаемый материал может быть усвоен лишь в том случае, если учитель будет использовать различные средства и способы работы, путём четкого, понятного, доступного учащимся объяснения с применением наглядности.
4. Принцип развивающего обучения

Необходимо научить детей анализировать, сравнивать, выделять признаки сходства и различия, устанавливать закономерности, делать обобщение, учить их мыслить.

Реализуется это в том случае, если учащиеся будут сами участвовать в выведении правил, доказывать и аргументировать свой ответ.
5. Принцип вариативности

Этот принцип предполагает развитие у детей вариативного мышления, т.е. понимания возможности различных вариантов решения задачи, осуществлять систематический перебор вариантов.
6. Принцип творчества

В соответствии с этим принципом развивать собственный опыт творческой деятельности, способствовать развитию способностей детей, привитию интереса к познанию нового.

3. Средства и способы достижения поставленных задач

Средства и способы достижения поставленных задач.

  • подготовка по блокам содержания;

  • составление примерного тематического плана повторения учебного материала;

  • практическое применение знаний биологии в жизни;

  • дифференцированный подход к обучению;

  • текущий контроль в форме мини-контрольных работ;

  • новые формы работы с дидактическим материалом;

  • составление плана самостоятельной подготовки к ЕГЭ каждым учащимся;

  • развитие и закрепление ЗУНов и ОУНов;

  • развитие ключевых компетенций;

  • системный подход в обучении;

  • использование электронных изданий при подготовке к ЕГЭ;

  • информационная поддержка учащихся в кабинете биологии;

  • подготовка к ЕГЭ на факультативах.

4. Реализация поставленных целей и задач
4.1. Организация повторения материала
Информационная работа, которую необходимо проводить учителю, включает в себя знакомство учащихся и их родителей с целями ЕГЭ, структурой и содержанием контрольных измерительных материалов, степенью трудности заданий, условиями их успешного выполнения.

Включенные в КИМы тематические подборки заданий и материалы ЕГЭ прошлых лет используются мною на этапе заключительного повторения.

Одним из направлений в решении этой проблемы является организация повторения всякая работа, связанная с повторением и закреплением материала, несёт в себе элементы систематизации и обобщения. Для этого выделяются условные вопросы программы. Широкое применение на таких уроках схем и моделей даёт возможность направить внимание учащихся, их сознание, мышление на раскрытие закономерных связей и отношений. В своей практике я использую разные виды повторения: вводное, текущее, итоговое, систематизирующее, обобщающее.

Обычно повторение проводится на новых примерах, в ином порядке, с применением новых способов деятельности.

Для успешного выполнения заданий ЕГЭ учащиеся должны быть знакомы с тестовой технологией, поэтому необходимо органично включать тестовые формы контроля в учебный процесс, помогая учащимся овладевать техникой работы с тестами.

Мною составлены тесты по всем изучаемым темам, начиная с 6-го класса по 11-й. Также я использую тренажёр, имеющийся во всех уроках образовательного комплекса. Система электронных тестов даёт возможность ученику проверить результаты своей работы на основе объективной автоматизированной оценки.

На своих уроках учу школьников «технике» сдачи теста: обучаю постоянному самоконтролю времени, оценке объективной и субъективной трудности, формирую умение прогнозировать результаты выполненной работы.

Важно организовать повторение так, чтобы оно естественным образом вписывалось в урок, проходило на более высоком уровне, устанавливая новые связи между старыми известными звеньями.
4.2. ГИА по биологии для учеников 9 класса
Одним из важных элементов в подготовке к ЕГЭ считаю подготовку и проведение выпускного экзамена по биологии для учащихся 9-х классов в форме ГИА. Эта форма проведения пока не является обязательной, но нашей школе по такой форме экзамен по выбору проводится уже 4 года. это позволяет девятиклассникам более осознанно и с большей ответственностью подойти к выбору предмета для сдачи выпускного экзамена, уже в начале учебного года начать подготовку к экзамену, систематизировать свои знания по биологии за 6-9 классы. А это, в свою очередь, поможет им качественнее подготовиться к выпускному экзамену по биологии в 11 классе в форме ЕГЭ.

Анализируя и сопоставляя результаты выпускников 9-х и 11-х классов, можно сделать вывод: все ученики, выбравшие экзамен в 9-ом классе и успешно его сдавшие, также успешно справились в 11-ом классе с заданиями ЕГЭ.
Таблица


Учебный год

Ученик

Оценка в 9-м классе

Баллы ЕГЭ

2007/2008

Воробьёв Денис

5

75




Веселова Анастасия

4

64

2008/2009

Митькина Надежда

5

78

2009/2010

Егорова Ольга

4

58




Бирюкова Юлия

5

76




Гравшина Инна

5

78




Крысанова Екатерина

5

95

2010-2011

Ельскова Наталья

4

64




Жукова Алина

4

62


Рекомендации для учеников 9 классов

при подготовке к ГИА по биологии


  1. Определиться с выбором предмета как можно раньше (сентябрь – октябрь).

  2. Использовать для повторения тетради по биологии за 6-9 классы.

  3. Приобрести в школьной библиотеке комплект учеников за 6-9 классы.

  4. Для подготовки к экзамену использовать сборники тематических заданий ГИА.

  5. Посещать консультативный пункт для краткой лекции и получения дозированного домашнего задания.



4.3. Использование современных образовательных технологий
В последнее время появилось удивительная возможность у учителей использовать на уроках электронные учебники, компьютерные презентации, мультимедийные технологии. Я использую все эти новые средства обучения при объяснении нового материала на уроках ботаники, зоологии, анатомии и общей биологии.

Развивая информационные компетенции, большое внимание уделяю компьютерным технологиям. В старшей школе на уроках и во внеурочное время используем электронные учебники, «Биология.1С Репетитор», «Школьный курс биологии», «Анатомия», энциклопедия Кирилла и Мефодия, « Биология. Анатомия и физиология человека». Электронный Биологический энциклопедический словарь, атласы по ботанике, зоологии, анатомии и др. Содержание этих электронных изданий соответствует Государственному Стандарту образования.

Электронные издания просто необходимы при подготовке к экзаменам. В первую очередь - это информационный материал, в котором можно найти всё необходимое по различным направлениям биологии. Во-вторых - можно получать справочный и наглядный материал для демонстрации- при помощи копирования его в WORD и дальнейшем использовании для приготовления наглядных пособий - таблиц, слайдов и использовать их для подготовки проектов. Предложенные в программе» Биология.1С Репетитор» задачи по уровню сложности соответствуют программе школьного курса, и я их использую в контрольных срезах по окончанию изучения определенных тем.

Кроме этих пособий в ходе уроков используются презентации к различным урокам, различные рисунки и таблицы в цифровом формате. Большим информационным опытом снабжает учащихся сеть Интернет, получая учебно-значимую информацию, учащиеся продолжают приобретать навыки, формируемые ещё с 6 класса, а именно:

  • целенаправленно находить информацию в Интернет и систематизировать ее по заданным признакам;

  • видеть информацию в целом, выделять главное в информационном сообщении, устанавливать ассоциативные и целесообразные связи между информационными сообщениями;

  • четко формулировать то, что узнали из мультимедийного информационного источника, визуальную информацию переводить в вербальную знаковую систему и наоборот;

  • отличать корректную аргументацию от некорректной, находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению, принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу;

  • использовать формируемые в школе знания, при восприятии и критическом осмыслении информации, интерпретировать информацию, понимать ее суть, адресную направленность, цель информирования;

  • воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы «за» и «против» каждой из них;

  • включать информацию из Сети в систему формируемых в школе знаний, самостоятельно трансформировать и представлять информацию в Сети, видоизменять ее объем, форму, знаковую систему и др.


Информационная поддержка учащихся в кабинете биологии

Важной составляющей в подготовке стала информационная поддержка учащихся. На стенде «Как готовиться к ЕГЭ» в кабинете биологии размещены:

  • сменяемые образцы ученических решений,

  • задания с развернутым ответом и их оценку с комментариями,

  • тексты тестов ЕГЭ по биологии с ответами,

  • список пособий, которыми учащиеся могут воспользоваться при подготовке к ЕГЭ,

  • кодификатор заданий ЕГЭ по биологии и перечень проверяемых заданиями ЕГЭ умений,

  • образцы бланков ЕГЭ, консультации по их заполнению.

Я знакомлю учащихся с элементами спецификации контрольно-измерительных материалов и постепенно приучаю выпускников к внимательному чтению и неукоснительному выполнению инструкций, использующихся в материалах ЕГЭ, к четкому разборчивому письму. Это поможет избежать ошибок в ходе выполнения работы.
При закреплении знаний учащиеся пользуются тренажёром, который также предусмотрен в мультимедийных разработках уроков. Это помогает детям лучше подготовиться к контрольным работам по каждой теме.

Ученики 9-11 классов используют материалы спутникового канала Министерства образования Российской Федерации (демонстрационные КИМы по ЕГЭ).

На своих уроках я часто применяю технологию проблемного обучения. Умственная работа – это прежде всего активное осмысление материала, любой информации, будь то объяснение учителя или практическое действие, наблюдение за животными или видеоматериалы. Активное осмысление, а не пассивное восприятие и заучивание, - вот что связывают с процессом мышления. Мышление включает в себя такие действия, как установление отношений между новой информацией и известной, связь теоретических положений и понятий с личным опытом человека. Эти действия опираются на умение мысленно представить себе ситуацию, провести наблюдение за сезонными изменениями в природе, составить описание данного биологического объекта, на способность предвидеть результаты и, соответственно, планировать свои действия, выдвигать гипотезы и проверять их, объяснять наблюдаемые факты и явления, обосновывать свои решения. Все этим ученик должен овладеть во время обучения.

Проблемное обучение предоставляет широкие возможности для развития самостоятельного мышления, творческого поиска учащегося. На своих уроках часто использую частично-поисковый, или эвристический метод. Небольшой подсказкой учащимся сокращается поле поиска, или задача расчленяется на подзадачи, и тем самым сохраняется проблемность, облегчается пошаговое движение ученика к конечному решении.

Например, требуется выяснить, отчего зависит интенсивность испарения. При выполнении практической работы учащиеся приходят к выводу, что количество испарившейся за одно и то же время воды зависит от общей поверхности листьев растений.
Виды деятельности на проблемных уроках биологии

1. Работа в группах

2. Самостоятельная работа с учебником

2.1. Поисково-репродуктивная работа:

    • заполнение таблиц;

    • работа с терминами;

    • составление анатомических схем;

    • составление опорных конспектов.


2.2. Сравнительно-аналитическая работа
Тема: «Дыхание и фотосинтез»

Черты процесса

Фотосинтез

Дыхание

1. В каких клетках происходит?







2. Какой газ поглощается?







3. Какой газ выделяется?







4. Что происходит с органическими веществами?








2.3. Творческая работа:

    • составление вопросов;

    • составление рассказа с биологическими ошибками;

    • составление текстов с пропущенными словами;

    • составление рассказа по заданным словам;

    • составление тестов;

    • составление кроссвордов.



Подготовка по блокам содержания

Известно, что ЕГЭ по биологии, состоит из трёх частей, разного уровня сложности. Каждый вопрос посвящен определённой теме. Содержание учебной дисциплины «Биология» при этом сгруппировано в несколько блоков:

  1. Биология — наука о живой природе;

  2. Клетка как биологическая система;

  3. Организм как биологическая система;

  4. Многообразие организмов;

  5. Человек и его здоровье;

  6. Надорганизменные системы. Эволюция органического мира;

  7. Экосистемы и присущие им закономерности.

Исходя из строгой структуры содержания, подготовка строится по пяти основным подходам:

  1. подготовка по блокам содержания (для учащихся с высоким уровнем подготовки (от 60% на пробном тестировании) и планирующим занятия за 1-2 года до экзамена);

  2. подготовка по вопросам ЕГЭ всех трёх частей (для учащихся со средним уровнем подготовки (30-60%) и планирующим занятия менее чем за год до экзамена).

  3. подготовка к частям А и В (для учащихся с низким уровнем подготовки и большими пробелами в знаниях);

  4. подготовка к части С (для тех, кто отлично справился с подготовкой к частям A и В);

  5. комбинированная подготовка к ЕГЭ (как правило, её реально осуществить только с учащимися, планирующими занятия за 2 года до экзамена). Сюда включена подготовка по блокам содержания и подготовка по вопросам всех трёх частей.

При этом подготовка по блокам содержания носит вариативный характер. То есть, для конкретных целей и для конкретных школьников можно блоки «переставлять местами». Так, из моего опыта следует, что подготовку к экзамену по биологии лучше начинать с блока «Биология — наука о живой природе», а затем приступать к изучению (повторению) блока «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира», т.е. идти по пути дедукции (от общего к частному), что весьма плодотворно в работе с сильными школьниками. Со школьниками с недостаточно высоким уровнем подготовки целесообразнее начинать повторение с раздела «Ботаника», т.е. идти по пути индукции (от частного к общему).

Мои учащиеся сдают единый государственный экзамен (ЕГЭ) по биологии с 2005 года. Вначале испытывали трудности: с чего начинать? Как готовить и готовиться к экзамену? В настоящее время по подготовке к ЕГЭ накоплен определённый опыт работы, который может быть полезен учителям биологии, начинающим эту работу впервые.

Важно, что для того, чтобы подготовиться и успешно сдать этот экзамен, необходимо представлять уровень требований, возможную его структуру и особенности тестовых заданий.

Варианты заданий ЕГЭ по биологии прошлых лет предполагают знания у выпускников базового и повышенного уровня, требуемого для подготовки абитуриентов, предусмотренных современным образовательным стандартом и программами по биологии, рекомендованными Министерством образования РФ.

Аттестационная работа требует от выпускников умения отождествлять биологические объекты и явления, знать основные понятия и термины, формулировки основополагающих теорий биологии, проводить анализ и сравнение процессов и явлений, и, самое главное, применять полученные знания, чётко и ясно формулировать свои выводы и ответы.

Перед учителем стоит вопрос: с чего начинать и когда начинать подготовку к ЕГЭ? Я начинаю эту работу с самых первых уроков биологии в 6 классе. В структуру урока ввожу тестовый материал аналогичного содержания, который помогает формировать у учащихся вышеперечисленные умения. Подготовкой к ЕГЭ мы с учениками занимаемся постоянно, из урока в урок, так как за один год подготовки высоких результатов добиться невозможно. А уже с 10 класса перехожу к детальному повторению.

Хорошо знать спецификацию экзаменационной работы должен прежде всего сам учитель. Спецификация включает в себя назначение и структуру экзаменационной работы, распределение заданий экзаменационной работы по частям, тематическим разделам (блокам), видам деятельности и уровню сложности, систему оценивания отдельных заданий и работы в целом, условия проведения и проверки результатов экзамена. На основе спецификации формируется общий план экзаменационной работы, который является основой содержания контрольно – измерительных материалов (КИМов).

Необходимо изучить кодификатор элементов содержания, в котором представлены вопросы, которые выносятся на проверку основного учебного содержания. Следует учитывать изменения в кодификаторах, которые будут внесены в текущем учебном году.

Системный подход в обучении

Важно в обучении использовать системный подход, благодаря которому у учащихся удаётся развивать умения: описывать, распознавать, определять, классифицировать, объяснять, сравнивать, анализировать биологические объекты и явления. Например: при изучении клетки, не зависимо от возраста детей, мы развиваем общие знания:

  • о признаках живого организма,

  • о строении различных типов клетки,

  • о процессах жизнедеятельности клетки,

  • о ее делении.

Разница преподавания состоит в том, что в 6 классе мы закрепляем знания о строении клетки и умение отличать растительную от животной клетки. В 8 классе изучаем органоиды и их функции. В 10 анализируем взаимосвязь органоидов в клетке и сравниваем их строение (например, в ЕГЭ-2009 был вопрос: у каких органоидов мембрана имеет одинаковое строение?)

При подготовке учащихся к экзамену больше внимания я уделяю работе с заданиями, подобными заданиям КИМ уровня С, учу правильно письменно излагать свои мысли. Кроме того, при завершении изучения каждой темы провожу зачеты с использованием теста, в который включаю задания не только с выбором одного или нескольких верных ответов, но и со свободным ответом.

Для подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии ориентируюсь не только на базовый, но и на профильный уровень государственных образовательных стандартов 2004г., поскольку экзамен по биологии является экзаменом по выбору. С этой целью в учебном процессе основное внимание направляю на овладение выпускниками основным содержанием курса биологии: важнейшими биологическими теориями, законами, закономерностями, понятиями и фактами, необходимыми для их конкретизации, разнообразными видами учебной деятельности, а также знаниями и умениями, востребованными в жизни и практической деятельности.

Наиболее эффективная подготовка учащихся к итоговой аттестации, на мой взгляд, осуществляется через систематическую работу, направленную на достижение всего спектра задач школьного курса биологии, обозначенных в Государственном образовательном стандарте по биологии.

Особое внимание обращаю на те вопросы курса биологии основной школы, которые не изучаются повторно в средней школе.

В начале изучения каждой темы в 10-11 классах определяю уровень усвоения знаний по данной теме курса основной школы. Для этого провожу входную диагностику, которая в каждом конкретном классе позволяет скорректировать содержание темы и выбрать тот или иной подход к изучению темы и ликвидировать выявленные пробелы в знаниях и умениях учащихся.

В 10 и 11 классах при организации повторения обращаю внимание на следующие разделы курса основной школы: многообразие растений и животных, их систематика; значение растений и животных в природе и жизни человека, особенности семенного, спорового и вегетативного размножения растений, способы полового размножения животных; физиологические процессы выделения, дыхания, кровообращения у человека, иммунитет, гомеостаз, значение лечебных сывороток и профилактических прививок.

Значит, при подготовке к ЕГЭ необходимо проводить повторение наиболее существенных знаний за основную школу в органической связи с изучением раздела общей биологии. К ним относятся знания организменного уровня организации жизни (строения и жизнедеятельности организмов: человека, растений, животных, грибов, бактерий), а также многообразия организмов разных царств, их классификации и усложнения в процессе эволюции.

Наиболее трудными из года в год являются для экзаменуемых вопросы эволюции. Это можно объяснить сложностью материала, который носит теоретический характер и требует умений применять знания о закономерностях эволюции органического мира для объяснения видообразования, многообразия орга-низмов, результатов и доказательств эволюции, значение изоляции в отсутствии скрещивания особей разных популяций, в накоплении мутаций в популяции, вопросы об отличиях движущих сил эволюции человека от животных, биологические и социальные факторы эволюции, ароморфозы, идиоадаптации. При их обобщении в старшей школе необходимо уделять больше внимания использованию знаний об историческом развитии растительного и животного мира из основной школы для конкретизации теоретических понятий об эволюции органического мира.
Составление примерного тематического плана повторения учебного материала

Ежегодно составляется примерный тематический план повторения учебного материала (приложение 1). В работе по подготовке к ЕГЭ по биологии мне помогает то, что вне программы на это выделен 1 дополнительный час в неделю факультативных занятий.

Дифференцированный подход к обучению

Повторение материала проводится тщательно. Он даётся и блочно-модульно, и детально. При этом я использую дифференцированный подход к обучению. Обобщающее повторение проводится с учетом возможностей и способностей каждого учащегося. Вовремя устранить возникающие пробелы в знаниях и определить объём помогает проводимый в конце изучения каждой темы мониторинг результатов обученности. Для этого составляется диагностическая карта на каждого обучающегося.

Заранее, в начале 10 класса, я выявляю, кто из учащихся уверенно выбирает ЕГЭ для аттестации, и предлагаю им план систематической самостоятельной подготовки к экзамену. Начинаем мы с анализа структуры экзаменационной работы и выделения тех тем, которые в неё включены. Затем подбираем учебные материалы, которые позволят учащемуся последовательно повторить сначала весь курс общей биологии и только затем перейти к повторению разделов из биологии растений, животных и человека, т.к. в экзаменационной работе они рассматриваются с общебиологической точки зрения.

Из моего опыта следует, что не следует начинать подготовку к экзамену с вариантов экзаменационных работ, так как в них материал распределён в соответствии с целями экзамена, т.е. вразнобой, а не в соответствии со структурой и программой курса школьной биологии. Именно поэтому я придерживаюсь обычного оглавления действующих учебников и учебных пособий. В общем виде план изучения материала соответствует следующему содержанию:

  • Предмет и методы биологии.

  • Уровни организации живых систем.

  • Свойства биологических систем.

  • Клеточная теория. Клетка как биологическая система.

  • Вирусы – неклеточные формы.

  • Организм как биологическая система.

  • Разнообразие организмов. Растения, животные, грибы, бактерии.

  • Организм человека.

  • Размножение и индивидуальное развитие организмов.

  • Закономерности наследственности и изменчивости.

  • Селекция.

  • Основные систематические категории.

  • Надорганизменные системы.

  • Эволюция органического мира.

  • Антропогенез.

  • Биология растений.

  • Биология животных.

  • Биология человека.

  • Выполнение тренировочных экзаменационных работ.


Текущий контроль в форме мини-контрольных работ

Текущий контроль провожу в форме мини-контрольных работ в тестовой форме (приложение 2), проверяющих как знание так текущего материала, так и пройденного ранее.
Составление плана самостоятельной подготовки к ЕГЭ

каждым учащимся

При подготовке учащихся к экзамену стараюсь сделать их соучастниками работы, для чего рекомендую следующий план самостоятельной подготовки к ЕГЭ:

  1. Познакомьтесь со структурой экзаменационной работы прошлых лет.

  2. Проанализируйте материал, который в них входит, и наметьте последовательность его изучения.

  3. Подумайте над тем, как можно наиболее экономно сгруппировать учебный материал для более эффективного его изучения.

  4. Выберите не более трёх учебных пособий, по которым вы будете заниматься.

  5. Определите наиболее простые и наиболее сложные разделы курса.

  6. Работайте с курсом последовательно, обращая внимание на наиболее трудные разделы.

  7. Работая с текстом, обязательно задумывайтесь над тем, о чём говорится в тексте.

  8. Составьте самостоятельно вопросы к отдельным фрагментам текста.

  9. Выбирая материал для тренировки, сравните его с образцами экзаменационных работ. Важно, чтобы эти работы расширяли содержание и позволяли глубже понять необходимый материал.

  10. Сначала работайте с заданиями, позволяющими последовательно изучить курс, и только затем переходите к тренировочным тестам ЕГЭ.

Первоначально знакомимся со спецификацией и анализом основных ошибок ЕГЭ за каждый год. В ходе подготовки к сдаче ЕГЭ прорабатываю 10-15 вариантов экзаменационных работ прошлых лет.


Развитие и закрепление ЗУНов и ОУНов

Опираясь на требованиях к уровню подготовки выпускников по биологии, провожу подготовку к ЕГЭ системно.

Развиваю и закрепляю ЗУНы и ОУНы:

  • умение характеризовать основные уровни организации живой природы; основные положения и законы цитологии, генетики, селекции, экологии; особенности индивидуального развития организма;

  • сравнивать строение различных типов клеток; митоз и мейоз; способы размножения организмов; фенотипы и генотипы, гомо- и гетерозиготы, виды изменчивости организмов; экосистемы и агроэкосистемы;

  • обосновывать значение мутаций для эволюции, законов генетики для селекции, использование достижений биотехнологии в деятельности человека, равновесия в биосфере;

  • применять знания по биологии для оценки состояния окружающей среды своего региона; объяснение процессов происходящих в природе; при решении генетических задач;

  • овладеть умениями пользоваться научной и популярной литературой; составлять план, конспектировать текст, писать реферат; составлять схемы, таблицы.

При подготовке к ЕГЭ я ориентирую учащихся не только на усвоение биологических знаний, но и на овладение основными предметными умениями:

  • знать, понимать основные положения биологических теорий, закономерностей,

  • воспроизводить знания об особенностях строения биологических систем, процессов и явлений;

  • применять биологические знания и умения для объяснения сущности и особенностей биологических теорий, законов, объектов, процессов и явлений; анализировать биологические процессы и явления,

  • объяснять результаты биологических экспериментов,

  • оценивать изменения в окружающей среде и их воздействия на биосферу.



Развитие ключевых компетенций

Особое внимание в последние годы уделяю ключевым компетенциям, то есть способности личности справляться с самыми различными задачами. Компетентностное обучение перспективно, потому что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательских и практико-ориентированный характер и сама становится предметом усвоения.

Компетентностный подход требует поэтапного внедрения. На первом этапе формируются элементарные общеучебные компетенции школьников:

  • извлечение основного содержания прочитанного или услышанного;

  • точная формулировка мыслей по заданному вопросу или теме;

  • исследование различных вариантов решения задач, выбор наилучшего, принимая во внимание различные критерии;

  • сотрудничество с другим (учениками и учителем) при выполнении общего задания;

  • планирование действий и времени их выполнения;

  • оценка результатов своей деятельности.

Данный подход позволяет решить задачи по формированию у школьников ключевых компетенций:

  • информационные: работать с дополнительными источниками информации, обобщать, систематизировать собранный материал;

  • учебно-познавательные: сравнивать, сопоставлять, ранжировать объекты по признакам;

  • общекультурные: формировать ряд социальных установок, необходимых для эффективного общения;

  • коммуникативные: развивать личностные качества, формировать культуру мышления и поведения;

  • заботиться о собственном здоровье.


Начиная с 6 класса, особое внимание отвожу развитию информационных компетенций, учу работать с текстом учебника по алгоритму:

  • прочесть текст

  • разбить его на абзацы

  • в каждом абзаце выделить главную мысль

  • рассмотреть рисунки к теме

  • ответить на вопросы в конце изучаемого материала

  • определить сложные зоны, требующие уточнения, разъяснения.


С 9 класса усложняю работу по данному алгоритму, предлагаю при ответе на вопросы проявить творчество - выразить свои мысли в виде рисунков, схем, тезисов. Данная работа требует определенных усилий, так как не все учащиеся умеют строить схемы, таблицы. А именно это умение проверяется в варианте В, С, где необходимо например, расставить соответствие признаков, или сравнить явления.
4.4. Система организации внеклассной работы по биологии



4.4.1. Факультатив

В 10-11 классах на протяжении многих лет провожу факультатив «Подготовка к ЕГЭ по биологии».

Целью данного факультатива является подготовка будущего выпускника в ЕГЭ по биологии. Ученику предлагаются вопросы, которые были представлены на экзаменах в предыдущие годы. Разная тематика и различный уровень сложности заданий позволяют выпускнику проверить и оценить уровень своей подготовки на протяжении всего учебного года (программа факультатива – приложение 3). Корректировать подготовку помогает учитель.
Схема подготовки учеников старшего звена к ЕГЭ

на факультативах


  1. Перед началом занятий выпускникам даются рекомендации по приобретению в библиотеке необходимых учебников (для 6-11 классов) и электронных учебных пособий. У каждого выпускника имеется кодификатор элементов содержания ЕГЭ в печатном формате, где они отмечают темы, которые нужно просмотреть к следующему занятию.

  2. На занятиях записи в тетрадях сведены к минимуму. Так как основной теоретический материал у них имеется, нет смысла снова их записывать. Это экономит время, не приводит к переутомлению, позволяет за короткое время объяснять материал.

  3. В начале занятия даём краткий обзор изучаемого материала. Затем идет просмотр презентаций с объяснениями учителя. После этого идет просмотр видеофильмов, анимаций, материалов из электронных пособий и других наглядных материалов.

  4. После повторения теоретического материала на экран компьютера выводятся тестовые материалы по данной теме. Ученики в отдельной тетради записывают тему, номера вопросов и ответы к ним (работаем в компьютерном классе).

  5. После тестирования на проектор выводятся ответы на тесты. Ученики отмечают правильные и неправильные ответы по ключу.

  6. Затем снова выводятся тесты, при этом те, кто дал неверный ответ поднимают руку, называют свой ответ, все вместе даём обоснование верного ответа. Такая система проверки и самопроверки знаний позволяет выпускникам сразу зафиксировать внимание на допущенных ошибках, что позволяет предотвратить их повторение на ЕГЭ.

  7. В конце учебного года, когда весь теоретический материал пройден, выпускники выполняют различные варианты КИМ. После того, как будут выполнены все варианты, мы раздаём им проверенные их работы. Выводим на проектор варианты КИМ. Дальше проверка идет по той же схеме, что и проверка по тематическим тестам.

  8. После первого полугодия особое внимание уделяем заданиям части В и С, так как по этим заданиям выпускники могут получить больше баллов и, соответственно более высокую отметку.


Данная схема уже была апробирована мной при подготовке к ЕГЭ выпускников 2005-2009 годов и показала хорошие результаты.
4.4.2. Элективные курсы

В 9-х классах разработаны программы элективных курсов. В 2007/2008 и 2008/2009 учебных годах велись занятия элективного курса «эволюция систем органов животных», разработанного на основе программы элективного курса Р.И. Гореловой и адаптированного к условиям обучения в нашей школе. Данный курс направлен на расширение, углубление и систематизация знаний учащихся, полученных в курсах зоологии и общей биологии. В 2009/2010 учебном году велись и в 2010/2011 учебном году были продолжены занятия элективного курса «Человек как объект экспериментальных наблюдений», разработанные на основе программы элективного курса «Биологический эксперимент» Е.В. Алексеевой.

Содержание элективного курса предусматривает практико-ориентированную деятельность учащихся по изучению биологических объектов и процессов. Это позволяет учащимся приобрести необходимые навыки постановки и описания эксперимента. Тем самым прививается интерес учащимся к биологии как науке.

Элективные курсы позволяют ориентировать учащихся на выбор будущей профессии, призывают серьёзно задуматься о деле всей своей дальнейшей жизни.

Таблица

Занятость учащихся в элективных курсах и факультативах





Классы

2007/2008

2008/2009

2009/2010

2010/2011

2011/2012

Элективные курсы

9

15

12

16

12

14

Факультатив

10

10

8

8

10

8

Факультатив

11

10

9

10

10

7


4.4.3. Профориентационная работа

Выпускники, связавшие свою профессию с изучением биологии.


Ф.И

Год выпуска

Учебное заведение

профессия

Федосова Татьяна

1996

Рязанский государственный медицинский университет

Врач-кардиолог

Лисафина Юлия

1996

Рязанский сельскохозяйственная академия

эколог

Решетина Ольга

1996

Рязанский сельскохозяйственная академия

эколог

Горохова Татьяна


1997

Рязанский государственный медицинский университет

терапевт

Елшина Ольга

2003

Рязанский государственный медицинский университет

гинеколог

Нехорин Вячеслав

2003

Рязанский государственный педагогический университет

учитель биологии и химии

Елисейкина Александра

2003

Рязанский государственный педагогический университет

учитель биологии и химии

Елшина Ирина

2005

Рязанский государственный медицинский университет

врач

Колдаева Елена

2005

Рязанский государственный медицинский университет

педиатр

Кованёва Татьяна

2007

Рязанский государственный медицинский университет

терапевт

Анохина Татьяна

2007

Рязанский государственный медицинский университет

психотерапевт


Всем им и многим другим ученикам профессию помогла выбрать любовь к биологии.
4.4.4. Работа с одарёнными детьми

Особое место в своей деятельности уделяю работе с детьми, которые готовы впитывать всю информацию от учителя, добывать дополнительные знания из разных источников, самостоятельно разбираться в трудных программных вопросах и доходить до самой их сути. Для таких детей не жалко ни сил, ни дополнительного времени для бесконечных консультаций. Особенно много времени уделяю им при подготовке к районным и областным олимпиадам по биологии и экологии. В рамках этих занятий мы:

  1. систематизируем полученные ранее знания;

  2. работаем над понимаем сложных биологических терминов;

  3. рассматриваем биологические объекты под микроскопом;

  4. тщательно разбираем вопросы олимпиадных заданий прошлых лет;

  5. расширяем биологический кругозор посредством знакомства с новинками биологической литературы.



И такая кропотливая работа приносит ощутимые плоды. Мои ученики вот уже на протяжении 15 лет стабильно занимают призовые места на районных и областных олимпиадах по биологии и экологии (приложение 4, 5)



страница 1страница 2страница 3


скачать

Другие похожие работы: