активные методы обучения на уроках информатики в рамках системно-деятельностного подхода

Харлова Елена Викторовна (harlova_elena@mail.ru)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение муниципального образования "Город Архангельск" "Общеобразовательная гимназия №6"

Применение активных методов обучения на уроках информатики при переходе на стандарты второго поколения (из опыта работы)

Active methods of teaching at computer science classes under the system-and-activity approach

Kharlova Elena (harlova_elena@mail.ru)

Municipal budget educational institution «City of Arkhangelsk» «Comprehensive gymnasium №6»

Active learning methods at computer science classes during the transition to the second generation standards (based on working experience).

Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является системно-деятельностный подход, который предполагает использование на уроке активных методов обучения. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ (далее – АМО) – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. АМО характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет [3].

Для эффективного решения конкретных задач урока использую АМО на разных этапах урока. Некоторые примеры использования АМО представлены в данной статье.

  1. Постановка проблемной задачи

Прием «Отсроченная отгадка» формирует:

  • умение анализировать и сопоставлять факты;

  • умение определять противоречие;

  • умение находить решение имеющимися ресурсами.

Пример 1: Урок «Относительная и абсолютная адресация в Excel» Обучающимся предлагаю найти цену в рублях, зная курс доллара и заполнить таблицу: (таблица представлена не полностью)

курс доллара

34,40 р.

 

товары

цена в долларах

цена в рублях

Телевизор

$1040,00

 

Монитор

$129,00

 

Компьютер

$435,00

 

Сканер

$87,00

 

Действуя по алгоритму, изученному на прошлом уроке, обучающиеся быстро заметят, что их вычисления неверны. Обсуждаем, в чем их ошибка. Вместе делаем вывод и пытаемся сформулировать тему урока.

Приём “Необъявленная тема”

Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами.

Пример 2:

Вопрос учителя

Предполагаемый ответ обучающихся

Чем мы занимались на прошлых уроках?

Оптимизировали производство с помощью программы Excel

Что бы мы делали, если бы у нас не было прикладной программы Excel?

Создали программу сами с помощью языка программирования

Попробуйте сформулировать тему урока

Оптимизационное моделирование в экономике на языке Паскаль

Прием «Ожидания и опасения»

Каждый ученик получает лист бумаги, на котором в два столбика пишет, чего он ждет от урока и чего опасается. Готовые листочки учащиеся сохраняют у себя до конца занятия. В конце урока обучающиеся вычеркивают сбывшиеся ожидания и несбывшиеся опасения, и сдают лист учителю. Анализируя их записи, я делаю вывод, были ли достигнуты цели урока.

  1. Изучение нового материала

Стратегия “ИДЕАЛ” формирует:

  • умение определять проблему;

  • умение находить и формулировать пути решения проблемы;

  • умение выбирать сильное решение.

Пример 4. Урок «Оптимизационное моделирование на языке Паскаль». Этап постановки задачи и создания формальной модели реализован. Переходим к разработке компьютерной модели.

Вопросы учителя

Предполагаемый ответ обучающихся

Как вы думаете, каким образом на прошлом уроке осуществлялся подбор нужных значений переменных в программе Excel?

Перебором всех возможных значений переменных.

Какие значения может принимать переменная x и y по условию нашей задачи?

Заполнение таблицы:

Ограничения

xmax

ymax

10x+4y<=1000

100

250

3x+2y<=360

120

180

2x+5y<=600

300

120


Вывод: xmax=100, ymax=120

Как перебрать все возможные значения переменных x и y, используя алгоритмические конструкции?

цикл пересчет


Но в нашей задаче надо перебрать все значения x, y одновременно. Как это сделать?

вложенные циклы


Далее обучающиеся делятся на группы. Каждая группа должна создать программу, исходя из рассуждений, высказанных выше. Затем все вместе запускаем программу каждой группы и анализируем результат, дорабатывая в случае неправильной работы программы.

Пример 5: Алгоритм нахождения максимального/минимального элемента.

Демонстрирую на интерактивной доске 6 пронумерованных слитков золота. Вопрос для обучающихся: Вам нужно выбрать самый тяжелый. Как вы будете действовать?

Слушаем предположения учащихся. По ходу рассуждений отвечаем на вопросы: как будем действовать, если слитков 1000, что изначально в нашем алгоритме взять за максимум, как записать данный алгоритм в общем виде. Далее предлагаю обучающимся, пользуясь нашим алгоритмом решить следующую задачу: «У вас есть доллары. Вы хотите обменять их на рубли. Есть информация о стоимости доллара в 10 банках города. Составьте программу, определяющую, какой банк выбрать, чтобы выгодно обменять доллары на рубли».

Прием «Силовой анализ» используется для проведения анализа конкретной ситуации, проблемы.

Пример 6: тема «Операционные системы»

Обучающимся предлагается проанализировать конкретные операционные системы и заполнить таблицу:

ОС

Windows

MacOs

Linux

Сегодняшняя ситуация










Желательная ситуация










Поддерживающие факторы










Действия по усилению










Метод «Дебаты»

Пример 7. Тема: «Сервисы сети Интернет»

Обучающимся заранее предлагается список тем с целью выявления достоинств и недостатков сервисов сети Интернет. На уроке главная проблема для обсуждения - сеть Интернет – добро или зло? Урок начинается с обсуждения сообщений, подготовленных учащимися. Далее класс делится три на группы. Первая – сторонники сети Интернет, другая – их оппоненты, третья – независимые судьи. Первая приводит аргументы, показывающие пользу сети Интернет, а вторая называет недостатки. Задача для судей – вынести и аргументировать окончательный вердикт.

Данный метод позволяет:

  • научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;

  • размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;

  • принимать самостоятельные аргументированные решения;

  • научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Прием «Белые пятна»

Пример 8: После прохождения темы «Текстовый процессор MS Word» тему «Текстовый процессор OpenOffice.org Writer» предлагаю изучить самостоятельно, снабжая обучающихся только инструкцией, содержащей принципиальные отличия данной программы от MS Word.


  1. Постановка домашнего задания

ПРИМЕР: «Алгоритмическая структура цикл с условием»

Предлагаю в качестве домашнего задания смоделировать «жизненную» ситуацию и написать к своей задаче программу.

В результате использования АМО на уроке учащиеся сами доходят до сути изучаемого материала, решают проблемные задачи, становятся активными участниками урока. Основная задача учителя – сопровождать учащихся на пути решения поставленных проблем.

Литература:

  1. Бахтина И. Активные методы обучения.//  2008, №4

  2. Сухов В.П. «Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников» Уфа, 2004

  3. Портал «Российское образование», глоссарий [Электронный ресурс] — Режим доступа:  http://www.edu.ru/index.php?op=word&page_id=50&wid=11 свободный. — Загл. с экрана.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: