А. Ю. Ильин, В. В. Сорокина


П. И. Новгородцев о судьбах правосознания в России
Вслед за разработкой теории естественного права П.И. Новгородцев дал характеристику современному правосознанию. Одним из главных исследований посвященных вопросам правового сознания ученого следует назвать его работу, опубликованную в 1909 году (в 1996г. книга была переиздана в России) “Введение в философию права. Кризис современного правосознания” (1.). Позднее были и другие работы, в которых он неоднократно возвращается к проблеме.

Характеризуя современное правосознание, П.И. Новгородцев исходит из двух составляющих:

  • господствующей идеологической тенденции в общественной мысли и

  • мировоззренческой установки, характерной для русского правосознания.

При этом, исходной точкой его позиции является нравственная автономия человеческой личности.

Формулируя основы русской философии права (которые являются и неотъемлемой частью и русского мировоззрения) он сводит их к следующим восьми положениям:

  1. Внутреннее единство всех людей, достигаемо не принуждением и внешним авторитетом (о чем всегда говорила современная ему юридическая наука), а только Законом Христовым. При этом он делает оговорку. Закон Христа только тогда является основой единения людей в обществе, тогда и только тогда, когда он становится внутренней природой человека, его внутренней сущностью.

2) Единственный и подлинный, совершенный путь к этому идеалу, для П. И. Новгородцева это свободное внутреннее обновление людей, и в первую очередь, внутреннее осознание их ответственности друг за друга, и их все пронизывающей солидарности. При этом “солидарность” для П. И. Новгородцева является одной из центральных идей современного сознания, новым направлением в развитии общественного правосознания. Однако, говоря об основах солидарности и ответственности людей, он признавал, что подобный путь обновления возможен лишь как следствие глубокой, искренней веры и любви. Более того, в последние годы жизни он был убежден, что осуществление общественного идеала если и возможно, то только Божьей благодатью. Обустройство без Бога, без Христа – это попытка, обреченная на слабость и разрушение. Действительный нравственный прогресс есть и осуществление дела Божия. При этом, в его трактовке участие Бога в делах человеческих, по сути не зависит от усилий человека. В работе “О своеобразных элементах русской философии права” он пишет: “...осуществление дела Божия ...может состояться и без воли человека и воззвания его к Богу, силой высшей Воли и божественного провидения” (2.,С.373.).

Но, констатируя независимость Воли Бога от дел человеческих, он тесно увязывает обновление человеческой духовности с верой, как краеугольным камнем, связующим центром общественную и личную жизнь индивида.

Впоследствии его ученик И.А. Ильин развивает эту идею в развернутую концепцию общественного устройства.

3) Говоря о праве и государстве, П.И. Новгородцев признает за последними лишь известные вспомогательные ступени для обновления общественных отношений, их развития. Они лишь создают тот минимум условий, который позволяет подняться к подлинному единению, воплощенному в церкви в ее идеальном смысле. Причем, это единение, поддерживаемое божественной благодатью он ни в коей мере не воспринимает как путь к установлению теократической власти, заменившей власть кесаря, которые стремятся, каждая по своему силой и принуждением установить совершенную гармонию при еще не созревших внутренних предпосылок единения.

4) Для П.И. Новгородцева закон Божий есть высшая норма всех жизненных отношений. Поэтому такие институты общества как право и государство также должны черпать свой дух из этого Закона, который может и должен пониматься и восприниматься как закон любви и солидарного единения. Он уверен, именно религиозный закон лежит в основании норм социальной жизни, в нем обнаруживается непосредственная взаимосвязь права и нравственности. Через религиозный закон мы в состоянии ликвидировать тот извечный раскол между правом и нравственностью, который торжествует теперь в современной философии права и юриспруденции в целом.

5) Говоря о роли религии и церкви П.И. Новгородцев процесс общественного строительства, следовательно и развитие права и государства не стремится воплотить как своеобразную земную действительность, как, своего рода, “рай на земле”. Он говорит: “...мы не в праве рассматривать стремление к воцерковлению с точки зрения земного, человеческого совершенства и человеческой гармонии” (2., С. 374.).

6) Как современный ученый П.И. Новгородцев был убежден, что мы не в праве ожидать, что когда- либо на земле настанет такое совершенство и такая гармония, которая преодолела бы все жизненные противоречия в совершенной общественной форме. Для человеческих сил эти противоречия непримиримы и непреодолимы. Личность и общество, равенство и свобода, право и нравственность, поскольку они движутся в рамках исторического развития и человеческих возможностей, находятся в вечном антагонизме и не допускают окончательного примирения.

7) Это значит, что никакими усилиями человеческой воли невозможно достичь абсолютной рационализации социальных отношений.

8) Следовательно, общественный прогресс невозможности добиться земного рая и характеризуется сознанием обстроиться только силой человеческого ума. (2., С.375.)

Такова суть понимания жизни, истории, права и государства, основополагающая идея русского миросозерцания и правового сознания по П.И. Новгородцеву. В основе лежит признание и утверждение абсолютной значимости религии, православия в частности для формирования норм права и правового сознания.

С другой стороны, эти принципы кардинальным образом расходятся с принципами западноевропейской философии права.

Для западноевропейской философии права высшей целью истории является осуществление совершенного правового состояния и государственности. Поэтому единственный путь к достижению социального идеала и нравственного быть добрым гражданином доброго совершенства государства. Государство же есть высшая форма жизни, воплощение и осуществление разума. Этот рационалистический идеал, по сути, отвергает самые основы христианской веры, отречение от них. Он заменил религиозную христианскую веру обожествлением государства, то, что пьедестал Бога является результатом дел рук и разума человека. Он возвел человеческий разум на, уровняв его с Ним. Но именно это, по мнению П.И. Новгородцева и составляет на сегодняшний день основную проблему для понимания происходящих процессов с общественным правовым сознанием. В работе “Введение философию права. Кризис Современного правосознания” он писал: “Одной из характерных черт нашего времени является отсутствие какого-либо политического идеала, способного возбудить сильный энтузиазм” (1., С .11.). Если в конце 18 - начале 19 веков право, правовое государство воспринималось как “высшая цель истории”, как воплощение Бога, как “земной бог”, то в конце 19 века оно воспринимается, в лучшем случае, как своеобразный “этический минимум”, обеспечивающий элементарные условия общежития. А если взглянуть на позицию радикально настроенных мыслителей, то для них государство ни что иное как “холодное чудовище” (Ницше), или “неизбежное зло” - Вл. Соловьева ( а за ним и Н. Бердяева, а среди поэтов – “левиафан с единственным органом -пищеварения” М. Волошина). В русской общественной мысли В.С. Соловьев и Л.Н. Толстой были выразителями общего чувства разочарования и сомнения в ценности правового государства. По сути, и в Европе и в России в 19 веке апофеоз права, победы разума, надежд на возможность построения идеального общества, при помощи институтов права и правового государства, сменился осознанием неспособности последних воплотить идеальную мечту. Собственно, это настроение стало итогом всей политической и правовой эволюции 19 века. Для П.И. Новгородцева изменения происходившие в 19 веке были ни чем иным как кризисом современного правосознания. Характеризуя сущность кризиса он описывал его как крушение старых начал или необходимость их видоизменения. При этом он замечал, что основополагающие начала, во имя которых ранее совершалось движение вперед, - понятие личности, принципы равенства и свободы - остались в силе. Более того, при поверхностном наблюдении жизнь общества не претерпела каких - либо кардинальных изменений. Однако. Если присмотреться внимательно, то бросается в глаза факт несомненного кризиса политических и правовых начал. Принципы равенства и свободы, оставаясь по прежнему движущими и руководящими началами, получают новые определения, наполняются новым содержанием. Потерпели крах лишь простые, с первого взгляда, гармоничные схемы - типа, что государство обладает силой творить чудеса. Однако это не означает, убежден П.И. Новгородцев, обанкротились основные признаки современного правового государства, идея свободы, личности, институты представительной демократии, наличие политических партий. развитой системы в своей работе он приходит к выводу, что процессы происходящие являются закономерным результатом развития идей и реальных общественных процессов. Однако, как ученый он не допускает делать преждевременные выводы о природе изменений и требует подробного анализа, после которого и возможно только заключить какого рода кризис мы имеем перед собой.

В своем исследовании он подвергает анализу широкий спектр доктрин, обозначивших ход самоопределения правосознания 19 века. Анализируя теорию правового государства, П.И. Новгородцев подвергает тщательному исследованию две главные идеи, составляющие основу теории - это идею “народного суверенитета” и “принцип личности”. В работе автор показал эволюцию названных идей, “жизнь” фундаментальных понятий правового государства - “равенство” и “свобода”. При этом он показывает новое направление в эволюции политических правовых идей, связанное с использованием такого понятия как “солидарность”. В частности, он замечает, говоря о значении категории “солидарность” в общественной мысли, ряд ученых полагают (Дюги), что данное понятие может и должно восприниматься как верховный принцип права и государства, ибо это есть потребность не только науки, но самой жизни. Тем самым, они, замечает П.И. Новгородцев, стремятся ввести данный термин в юридическую науку. На примере внедрения категории “солидарность” П.И. Новгородцев демонстрирует повсеместное желание расширить и преобразовать старые юридические понятия, наполнить их новым содержанием. Ибо прежняя вера во всемогущество правовых начал, в их способность утвердить на земле светлое царство разума - отжило свое время. П.И. Новгородцев убедительно показывает, что право само по себе не в силах осуществить полное преобразование общества. Тем не менее, он не впадает в уныние. Утверждает, что кризис лишь поворотный момент, пересмотр, ревизия бывших в силе идей. И в то время как для одних кризис служит поводом к отрицанию всякого значения права, для него он является свидетельством необходимости восполнить и подкрепить право новыми началами, расширить его содержание, поставить его в уровень с потребностями времени, требующими разрешения социальных проблем. Поэтому он убежден, что европейское общество нисколько не перестало ценить благ правового государства, требует теперь большего. Если 19 век возвел государство на пьедестал всемогущества, то 20 век требует соблюдения основных принципов свободного развития человека, создания гарантированного минимума для солидарного единства всех слоев общества, поиска гармонии между личностью и обществом, через воспитание и учета общей культуры страны, ее духовных составляющих. Более того, П.И. Новгородцев полагал, что общим настроением эпохи является мысль, что правовое государство не есть последний идеал нравственной жизни, это не более как подчиненное средство, входящее как частный элемент в более общий состав нравственных сил. Отсюда и следующий вывод, что право по отношению к полноте нравственных требований есть слишком недостаточное и “грубое” средство, неспособное воплотить чистоту моральных начал. Современна жизнь, заявлял ученый, тем не менее стоит не перед грудой развалин, сомнений, а только перед необозримой сложностью проблем, необходимостью чрезвычайных усилий к их разрешению, с богатым положительным наследством разрешения схожих проблем и средствами к разрешению. В этой связи те самобытные элементы русской философии права могут оказаться тем неоценимым еще по достоинству вкладом в мировую культуру и науку, который мы в состоянии внести как возможный и необходимый путь дальнейшего развития.

В поисках новых оснований П.И. Новгородцев приходит, таким образом, к мысли, что кризис правосознания возможно преодолеть если ввести в основы понимания права религиозно–нравственную составляющую, как единственно верно скрепляющую ценность любого общества и России в том числе.

Поэтому одной из первых задач он называет необходимость “Восстановление святынь” общества. Понимает под этим он, не воскрешение каких-либо внешних форм жизни или быта, а говорит о возрождении души, о религиозно–нравственном ее возрождении. Ибо необходим крепкий духовный стержень, на котором все будет держаться; как на органичной своей основе. И это важно не только для сохранения национального самосознания в годину разрушения государственности и растрате всех правовых скреп общества. Это возможно и потому, что весь мир переживает в наши дни величайший кризис правосознания, писал П.И. Новгородцев в последний год своей жизни. И он видел (дополняя и углубляя свою характеристику современного кризиса правосознания), что этот кризис есть кризис неверия, кризис культуры, оторвавшейся от религии, кризис государственности, отринувшего связь с церковью, кризис закона человеческого, отказавшегося от родства с законом Божеским. И любая форма государства зависит от духовного своего содержания, которое вкладывает в нее народ. При известных условиях она может стать полным извращением всякой справедливости. Общество, где господствует релятивизм, безразличие превращается в “пустое пространство”, где воззрения сталкиваются и утверждаются в зависимости от соотношения большинства и меньшинства.

Итак, постигая всю глубину современного кризиса правосознания, П.И. Новгородцев показал, в общественном сознании произошел отход от обычных представлений права, и связал кризис с необходимостью поиска и понимания общественного идеала. В его основе лежит религиозно–нравственная идея духовного единения людей. В общественной и политической жизни перед государством встает задача солидаризации интересов всех слоев общества, а не защита интересов отдельных его представителей в ущерб другим. В практической плоскости это проявилось как необходимость придания государству социальной функции, с отвержением не правовых методов развития общественных институтов. А главное, в защите духовной целостности человека как цели всех преобразований. В этом по сути отразилась новая либерально–консервативная идеология и сущность концепции философии права П.И. Новгородцева.

Идеи, изложенные ученым получили свое развитие и продолжение в работах его учеников и последователей. И первое место здесь принадлежит одному из лучших его учеников, другу, великому русскому философу 20 века - Ивану Александровичу Ильину.
Примечание:

1. Новгородцев П. И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. М., 1996.

2. Новгородцев П. И. Сочинения М.,1995.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: