5 класс (тест)

Вариант 1.

1.Морфология изучает:

1)слово как часть речи

2).звуки и буквы

3)слово как член предложения

4)словосочетания и предложения

2.Выбери слово, в котором количество букв и звуков совпадает.

1)шьёшь 2)метель 3)ель 4)язык

3.Отметь слово, в котором от места ударения меняется смысл слова.

1)пропасть 2)рисунок 3)плита 4)цветы

4.Выбери ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква и.

1)уд…вление, обв…нение

2)в…сна, л…нивый

3)в…дёрко, ж…лище

4)в…ршина, уб…жать

5.Выбери ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква ь

1)реж…те, кирпич…

2)калач…, мяч…

3)стрич…ся, шалаш…

4)несёшь…, мыш…

6.Укажите словосочетание, в котором слово крепкий употребить нельзя:

1)крепкая ткань 2)крепкие руки 3)крепкий ливень 4)крепкий орех

7.Укажите ряд, в котором употреблены слова с одинаковым корнем:

1)беседка, бесёнок, бескозырка

2)весна, весенний, веснушка

3)свет, святой, светильник

4) стол, столовая, столица

8.Укажите имя существительное:

1)красный 2)машина 3)красен 4)бежать

9.Укажите имя существительное мужского рода:

1)простыня 2)ателье 3)шампунь 4)пианино

10.Укажите имя существительное 1го склонения:

1) стол 2)дочка 3)дверь 4)рожь

11.Укажите имя существительное в форме единственного числа:

1) апельсины 2) песок 3) окна 4) санки

12. Укажите словосочетание, в котором имя прилагательное употреблено в форме множественного числа родительного падежа:

1)волшебных фонариков 2)красный снегирь 3)тихими вечерами 4)солнечному дню

13.Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает:

1)признак предмета

2)предмет

3)действие

4)количество предметов

14.Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропусков пишется буква ь

1)легко наносит…ся, учит…ся в школе

2)нужно встретит…ся, занимат…ся спортом

3)комната освещает…ся, книга пригодит…ся

4)скоро поправят…ся,боит…ся темноты.

5 класс (тест)

Вариант 2.

1.Выбери слово, в котором количество букв и звуков совпадает:

1) яблоко 2) мышь 3) муравей 4) юла

2. Отметь слово, в котором от места ударения зависит смысл слова:

1) стрелки 2) море 3) мухомор 4) семья

3.Выбери букву, которую нужно вставить на места пропусков в словах:

В…лна, х…лода, т…лпа, г…лодный

  1. о 2) а 3) и 4) е

4.Выбери ряд слов, в котором на месте всех пропусков пишется ь

1)Тиш…, дрож… 2)луч…,вороб…и 3)ключ…,суш… 4)вещ…, клич…

5.Укажи имя существительное 3го склонения:

1)передача 2)браслет 3)мышь 4) гардероб

6.Имя прилагательное –это самостоятельная часть речи, которая обозначает:

1)действие 2)предмет 3)признак предмета 4)указывает на предмет, не называя его.

7.Укажи ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква ь:

1)девочка причёсывает…ся, скоро отправят…ся

2)нужно вернут…ся, обещали встретит…ся

3)дети умывают…ся, гроза надвигает…ся

4)кто-то стучит…ся, быстро поправит…ся

8.Определи склонение слов:

Небо, скворец, тюль, помидор

  1. первое 2) второе 3)третье 4) несклоняемые

9.Какая часть речи может изменяться по временам:

1)имя числительное 2)существительное 3)прилагательное 4) глагол

10.Укажи имя существительное женского рода:

1) пальто 2) фамилия 3) картофель 4) такси

11.Укажите глагол:

1) ветер 2) приносил 3) пылинки 4) чёрной

12.Укажи правильную характеристику имени прилагательного в словосочетании на золотистом листочке:

1)м.р., П.п., ед.ч. 2)м.р., Д.п.,ед.ч. 3) м.р., В.п., ед.ч. 4) ж.р., И.п., ед.ч.

13. Выбери ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква е:

1) л…сной, см…шной

2) уд…вление, з…ленный

3) л…сичка, пол…клиника

4) с…нева, ч…модан

14.Укажи имя существительное:

1) ласковый 2) трудолюбие 3) чтобы 4) прыгать

15.Выбери имя существительное 3го склонения:

1) роща 2) берлога 3) помощь 4) картина

16. Выбери имя существительное мужского рода:

1) фамилия 2) созвездие 3) гербарий 4) неприятность

Тест 5 класс Правописание приставки на з –с

  1. Укажите ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква з

  1. рас…ердиться. …жимать

  2. …делать, бе…порядок

  3. Ра…бросать, бе…бедный

  4. Ра…писание, Ра…варить

  1. Укажите ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква з

  1. бе…сонная, …шить

  2. бе…шумный, во…питание

  3. бе…жалостный, в…лететь

  4. ра…сердить, в…помнить

  1. Укажите ряд слов, в котором на месте всех пропусков пишется буква с

  1. во…стание, Ра…ворошить

  2. и…бирать, в…думать

  3. бе…честный, бе…конечный

  4. и…править, и…бежать

  1. Укажите ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква С

  1. Ра…положиться, Ра…шуметься

  2. Бе…заботный, бе…смертный

  3. Ра…жечь, Ра…будить

  4. В…бираться, …бежать

  1. Выбери ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква С

  1. ра…цвёл, …бегать

  2. в…лететь, Ра…шевелиться

  3. и…бирать, во…приятие

  4. ра…жалобить, и…чертить


Тест 5 класс Правописание приставки на з –с
5.Выбери ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква З

  1. и…дать, ни…вергать

  2. бе…предел, ди…квалификация

  3. во…петь, ди…гармония

  4. и…пепелить, бе…деятельный

  1. Выбери букву, которую нужно вставить в слова

…жимать, …держиваться, …делать, …фотографировать

  1. з 2) с 3)ж 4) д

  1. Выбери букву, которую нужно вставить в слова

В…лететь, и…жарить, Ра…веять, бе…вкусный

1) ж 2) с 3) з 4) д

9. В каком ряду в обоих словах пишется одна и та же буква?

1) и…пользовать, …делать

2) п…дарки, н…крыть

3) по…вязать, о…нести

4) в…лететь, в…помнить

10. Определите верное написание и объясните орфограммы в слове бе…брежный

1) пишется буква З, так как это последняя буква приставки, а корень начинается со звонкого Б

2) пишется буква С, так как это орфограмма с неизменяемой приставкой

3) пишется буква З, так как это непроверяемая орфограмма в корне слова

4) пишется буква С, так как это орфограмма в корне слова, её можно проверить заменой на однокоренное
Тексты диктантов
I. 1) Сентябрь – время боровиков, груздей, рыжиков и белянок. 2) Клюква - последняя ягода сентября. 3) Сентябрь – отлетная пора. 4) В природе сентябрь – вечер года. 5) Астра – царица маргариток. 6) Октябрь – месяц прощания птиц с родными гнездами. 7) Москва – северная граница распространения дубов. 8) Ловля на спиннинг – интересная и увлекательная спортивная охота. 9) Зяблик – защитник садов, парков, лесов, степных дубрав, неутомимый певец.

(По Д. Зуеву)

II. 1) Сорока – самая болтливая птица на свете. 2) Сова – житель полярных стран. 3) Рысь – свирепая лесная кошка. 4) Лошадь – животное травоядное. 5) Конец зимы – самое голодное время в лесу. 6) Некоторые думают, что крот – грызун.

(По В. Бианки)

III. 1) Лягушки – хладнокровные животные. (С. Образцов) 2) Крапива – одно из самых любопытных растений. (В. Солоухин) 3) Первый признак цунами – отступление океана от берега. (В. Бурлак) 4) Храбрость – сестра победы. (Пословица) 5) Усердие – мать удачи. (Пословица) 6) Наша белка – мастерица. (Л. Куликов) 7) Древняя родина синей птицы – Индия. 8) Путешествие – трудное дело. (Н. Сладков) 9) Птицы – защитники урожая. 10) Синица – любимица птицеловов. 11) Норки – хищные и прожорливые зверьки.

IV. 1) Семь чудес света – семь памятников, которые создали древние мастера. 2) Висячие сады Вавилона – удивительное сооружение. 3) Самые древние храмы греков – простые деревянные постройки с очагом внутри. 4) Пирамиды Египта – единственное из семи чудес, которое дошло до нас.

(По книге А. Нейхардт, И. Шишовой «Семь чудес света»)

Вариант 1

Часть А

А1. Какая пара слов не является словосочетанием?

1) река широка

2) характеристика героя

3) длинный день

4) пролистал газету

А2. В каком предложении есть обстоятельство?

1) Майор привез мальчишку на лафете.

2) Тускло льется свет лампады.

3) Вместе с тихим сном сливалось убаюкиванье грёз.

4) Улыбнулись сонные березки, растрепали шёлковые косы.

А3. В каком предложении надо поставить только одну запятую (знаки препинания не расставлены)?

1) Больше всего Ваня любил конечно сказки.

2) Полно доченька не плачь.

3) Старый Лондон пахнет ромом дымом жестью и туманом.

4) Но кукушка на сосне кукует и тропинка к берегу ведет.

А4. В каком предложении знаки препинания расставлены не­правильно?

1) Все соседи только про неё и говорят – «Работница – зо­лотые руки!»

2) Как-то юнга Дудочкин кинул в море лот, и на эту удочку клюнул кашалот.

3) В кабинете висели портреты писателей: Пушкина, Лер­монтова, Толстого.

4) Цепочка натянулась, вырвала из трухлявого столба крю­чок и вместе с замком хлопнулась в воду.

А5. В каком слове все согласные звуки звонкие?

1) край

2) сгореть

3) роль

4) взгляд

А6. В каком слове верно выделена буква, обозначающая удар­ный гласный звук?

1) подушка мЯгка

2) квартАл

3) нАчала

4) свеклА

А7. В каком ряду в обоих словах пишется Ь?

1) умыват..ся, дрож..

3) катаеш..ся, борщ..

2) нет задач.., под..ехать

4) нал..ю, линюч..

А8. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) ч..рный, нет плеч..

2) ц..фра, пальц..

3) заб..ру, ката..м

4) и..пугать, ра..бег

А9. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) рю.зак, диало..

2) морж.., синиц..

3) г..мнастика, г..роизм

4) подр..сти, прил..гательное


Часть В
Прочитайте текст и выполните задания В1-В6
(1)3а окном порхали снежинки; одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из мил­лионов снежных звёздочек. (2)Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, и всё же живая! (3)Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни покоя. (4)Она кивнула мальчику и поманила его рукой. (5)|Мальчуган испугал­ся и спрыгнул со стула; мимо окна промелькнуло что-то похожее на большую птицу.

В1. Из предложения (1) выпишите существительное с чередо­ванием согласной в корне.

В2. Из предложения (4) выпишите слово(-а) с приставками.

В3. Из предложения (2) выпишите краткие прилагательные.

В4. Из предложения (1) выпишите вводное слово.

В5. Из предложений (4, 5) выпишите синонимы.

В6. Сколько всего грамматических основ в предложении 5? Ответ запишите цифрой.

Вариант 2

Часть А

А1. Какая пара слов не является словосочетанием?

1) очень яркий

2) вокруг костра

3) неизвестная планета

4) спутник Земли

А2. В каком предложении есть обстоятельство?

1) Подснежников корзину несите во дворец!

2) Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь.

3) Шелестят зелёные сережки, и горят серебряные росы.

4) Море качало утлый кораблик.

А3. В каком предложении надо поставить только одну запятую (знаки препинания не расставлены)?

1) О чём ты заинька плачешь?

2) Такой тёплой зимы старожилы пожалуй не припомнят.

3) Брезжит свет на заводи речные и румянит сетку небо­склона.

4) Тигр раскрыл пасть раздался страшный рык.

А4. В каком предложении знаки препинания расставлены не­правильно?

1) Большие сани понеслись быстрее и затем свернули в пе­реулок.

2) На страницах журнала «Новый Робинзон» печатались из­вестные писатели: С. Маршак, Б. Житков, Е. Шварц.

3) «Я не ветеринар» – сказал Карл Петрович и захлопнул крышку рояля.

4) Как-то ночкой чёрною вышел капитан, и в трубу подзор­ную ищет он кита.

А5. В каком слове все согласные звуки глухие?

1) цапля

2) весть

3) шумный

4) шубка

А6. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) щавЕль

2) дОговор

3) понЯли

4) помощь нУжна

А7. В каком ряду в обоих словах пишется Ь?

1) вертет..ся, овощ..

2) стереч.., картеч..

3) мощ..ный, в..юнок

4) горяч.., под..ем

А8. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) расст..лать, кле..м

2) наши отц.., лекц..я

3) врач..м, расч..ска

4) во..мущение, бе..полезный

А9. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) б..гряный, фи..летовый

2) моноло.., во..зал

3) выл..жить, водор.сли

4) птиц.., корж..к


Часть В
Прочитайте текст и выполните задания В1-В6
(1)Герда приплыла к большому вишнёвому саду, в ко­тором приютился домик с красными и синими стёклами в окошках и с соломенной крышей. (2)У дверей стояли два деревянных солдата и отдавали честь всем, кто проплывал мимо. (3)Герда закричала им – она приня­ла их за живых, но они, понятно, не ответили ей. (4)Вот она подплыла к ним ещё ближе, лодка подошла чуть не к самому берегу, и девочка закричала еще громче. (5)Из домика вышла, опираясь на клюку, старая-престарая старушка в большой соломенной шляпе, рас­писанной чудесными цветами.

В1. Из предложения (1) выпишите существительное с чередованием согласной в корне.

В2. Из предложения (2) выпишите слово(-а) с приставками.

В3. Из предложения (5) выпишите прилагательные, выступаю­щие в роли эпитетов.

В4. Из предложения (3) выпишите вводное слово.

В5. Из предложения (4) выпишите синонимы, обозначающие действия.

В6. Сколько всего грамматических основ в предложении (4)? Ответ запишите цифрой.

Тест 5 класс

  1. Выбери ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква И

  1. уд…вление, обв…нение

  2. в…сна, л…нивый

  3. в…дёрко, ж…лище

  4. в…ршина, уб…жать

  1. Выбери ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква О

  1. выр…стить, распол…жить

  2. прик…снуться, р…сток

  3. пол…гаться, выр…сли

  4. р…стительность, изл…жжение

  1. Выбери ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква Ё

  1. деш…вый, крыж…вник

  2. капюш…н, ш…фер

  3. ш…рох, обж…ра

  4. ч…рный, ж…лудь

  1. Выбери букву, которую нужно вставить в слова: заг…реться, выр…сли, к…снуться, прил…жить

  1. и 2) а 3) о 4) е

  1. Укажите ряд слов, в котором на месте всех пропусков пишется буква О

  1. ж…сткий, ш…ссе

  2. печ…нка, ш…лк

  3. ш…колад, ж…нглер

  4. реш…тка, ш…в

  1. Выбери букву, которую нужно вставить в слова: т…леграмма, тр…вога, р…Зина, п…рила

1) о 2) и 3) е 4) а

Тест 5 класс

7. Отметь ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква О

1) пол…гаться, прил…гательное

2) предпол…жение, зар…сли

3) р…стение, предл…гать

4) р…стущий, распол…жение

8. Выбери букву, которую нужно вставить на места пропусков в словах

В…лна, х…лодно, т…лпа, г…лодный

1) о 2) а 3) и 4) е

9. Выбери букву, которую нужно вставить на места пропусков в словах

Соб…ру, бл…стеть, зам…реть, ст…лить

1) о 2) а 3) и 4) е

10. Укажите ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква О

1) уч…ба, кош…лка

2) пч…лка, ч…рный

3) ж…нглер, ш…рты

4) ч…рточка, прич…ска

11. Выбери букву, которую нужно вставить в слова

Р…стение, возр…стной, пол…гается, отр…сль

  1. о 2) а 3) и 4) е

12. Укажи ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква О

1) расч…ска, ч…ткий

2) ш…мпол, ож…г(руки)

3) ш…лковый, прож…рливый

4) ж…лудь, ч…рствый

13 Записать слова, вставить пропущенные буквы

Туш…нка, зар…сли, возвр…щался, изл…гать, ж…кей, ж…нглер, ш…пот, пол…жить, уч…ный, заст…лать, уд…рает, раст…рать, Р…стов, возр…ст

Проверочный тест по теме: « Предложение» 5 класс

  1. Какое предложение является побудительным?

  1. Почему вы вчера не пришли?

  2. Приходите завтра к нам.

  3. Вчера мы пришли очень поздно.

  4. Плакаты висели повсюду.

  1. Вопросительным может быть предложение:

  1. Приходи , дедушка, поскорее

  2. Дедушка придёт сегодня

  3. Ранним утром мы отправились в лес

  4. Я долго учил правило

  1. Какое предложение нераспространённое?

  1. Стража царская стоит.

  2. Птица там не пролетит.

  3. Близко зверь не пробежит.

  4. Бор темен, дик.

  1. Укажите грамматическую основу в предложении: Осень рисует художник, а вспоминает лето.

  1. осень рисует

  2. рисует художник, вспоминает

  3. вспоминает лето

  4. рисует художник

  1. Какое предложение вопросительное?

  1. Дочка царская пропала

  2. Ах ты, мерзкое стекло

  3. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее

  4. Ты прекрасна, спору нет

  1. Укажите грамматическую основу в предложении: Одноногий пират искал с золотом клад, а нашел лишь пустой сундук.

  1. пират искал

  2. искал клад

  3. нашел сундук

  4. пират искал, нашел

  1. В каком предложении только один главный член?

  1. Ночь тиха.

  2. Билеты купили на вторник.

  3. Два братца пошли на речку купаться.

  4. Скажешь ли ты правду?

  1. Найдите двусоставное предложение:

  1. Утром обязательно обливайся холодной водой.

  2. Напиши письмо брату.

  3. Утром отправились в поход.

  4. Уже пожелтели березки.

  1. Из данного предложения выпишите сказуемое: Вся белёшенька земля.

  2. Из данного предложения выпишите подлежащее: Два дня мы были в перестрелке.

  3. Из данного предложения выпишите дополнение: Небольшой зал освещал единственный светильник.

  4. Из данного предложения выпишите дополнение: Кукольные домики украшали затейливые узоры.

Имя  прилагательное.     1 вариант.

1.      Отметьте имена прилагательные.

1.  синеет     2. синий          3. синеватый          4. синева            5. синеть

2.      Какие прилагательные указывают на вкус?

1. сладкий     2. солёный     3. белый                 4. большой         5. горький

3.      Какими прилагательными можно охарактеризовать ЛЕТО?

1. жаркое      2. дремучее      3. короткое           4. смелое            5. долгожданное

  1. 4.      Какими прилагательными можно охарактеризовать ЗАЙЦА?

1. серый                3. длиннохвостый                   5. пугливый

2. длинноухий      4. клыкастый

5.      Отметьте прилагательные, близкие по значению.

1. грустный – весёлый                      4. любознательный – пытливый

  1. 2. знаменитый – известный              5.  верный – преданный

3. прилежный – ленивый

6.      В каких словосочетаниях есть прилагательные среднего рода?

1. мохнатый шмель                            4. родное село

2.  стальное перо                                5. разноцветная бабочка

3. холодное молоко

7.      Найдите ошибки в окончаниях прилагательных.

1. ягодная поляна                                4. снежные узоры

2. хмурая утро                                     5. широкий река

3. вкусное мороженое

8.      В каких словосочетаниях есть прилагательные  в форме  множественного числа?

1. румяное яблоко                               4. проливные дожди

2. оконное стекло                                5. вредные насекомые

3. глубокие озёра

Имя  прилагательное.     1 вариант.

9.      Определите, сколько прилагательных, стоящих в форме  множественного числа, в следующем тексте:

            Закончилась холодная зима. Грачи  прилетели и заняли  летние квартиры – берёзовые и сосновые рощи. Грачи -  заботливые хозяева. Они начали поправлять  старые гнёзда. Далеко слышны громкие крики птиц.

        1. пять          2. шесть          3. семь             4. восемь                 5. девять

10.  Какие прилагательные состоят из приставки, корня, суффикса и окончания?

1. придорожный                      4. трудные

2. грозовая                                5. смешное

3. безработный

11.  Е и И в окончаниях прилагательных. В каких словах пишется Е?

1. син_е  небо                           4. горяч_е  котлеты

2. мелк_е  ягоды                       5. хорош_е  сочинение

3. соседн_е  поле

12.  Е и И в корнях прилагательных. В каких словах пишется Е?

1. тр_скучий мороз                   4. сев_рный  ветер

2. г_ройский  поступок             5. з_мляничное  варенье

3. с_реневый куст

13.  Б и П в корнях прилагательных. В каких словах пишется Б?

1. ро_кий  первоклассник  2. кре_кий орешек    3. ги_кие гимнастки

  4. це_кие  пальцы 5. ли_кие  руки

14.  В каких прилагательных пишется непроизносимая согласная?

1. капус_ный  пирог   2. чудес_ный  день   3. гиган_ские акулы

 4. звёз_ное  небо 5. гроз_ный  царь

15.  В каких словосочетаниях слово ЗОЛОТАЯ  употреблено в переносном значении?

1. золотая  цепочка                      4. золотая  монета

2. золотая  пора детства               5. золотая  осень      3. золотая  душа

Имя  прилагательное.     2 вариант.

1.  Отметьте имена прилагательные.

1. темнота      2. темнеет          3. тёмный          4. темноватый     5. тёмненький

2.      Какие прилагательные указывают на цвет?

1. жёлтый     2. смешной     3. зелёный              4. кислый             5. душистый

3.      Какими прилагательными можно охарактеризовать ЗИМУ?

1. суровая      2. морозная      3. яблочная           4. длинная            5.снежная

4.      Какими прилагательными можно охарактеризовать ВОЛКА?

1. злой                   3. сердечный                    5. неуклюжий

2. зубастый           4. страшный

5.      Отметьте прилагательные, близкие по значению.

1. радостный - печальный                      4. старательный - прилежный

2. отважный – смелый                            5.  громкий - тихий

3. съедобный - ядовитый

6.      В каких словосочетаниях есть прилагательные мужского  рода?

1. широкое  поле                          4. осенний дождь

2.  хвойный лес                            5. стройный  тополь

3. дальняя дорога

7.      Найдите ошибки в окончаниях прилагательных.

1. полезная  дело                               4. космические ракета

2. богатый  урожай                           5. осеннее ненастье

3. берёзовая роща

8.      В каких словосочетаниях есть прилагательные  в форме  множественного числа?

1. золотая медаль                               4. добрые друзья

2. топкие болота                                5. крохотная птичка

3. сладкие апельсины

Имя  прилагательное.     2 вариант.

9.      Определите, сколько прилагательных, стоящих в форме  множественного числа, в следующем тексте:

         Как хорош лес в осенние ясные дни! Чистым ковром расстилаются под деревьями жёлтые и красные листья. Там и тут видны под ними  шляпки  поздних грибов.

Ещё растут кое-где запоздалые цветы.

1. пять          2. шесть          3. семь             4. восемь                 5. девять

10.  Какие прилагательные состоят из приставки, корня, суффикса и окончания?

1. интересная                                   4. горячее

2. пригородные                                5. подводный

3. безвольный

11.  Е и И в окончаниях прилагательных. В каких словах пишется Е?

1. ближн_е  озеро                           4. горяч_е солнце

2. узк_е  дорожки                           5. хорош_е  люди

3. зимн_е  дни

12.  А и О в корнях прилагательных. В каких словах пишется А?

1. гр_зовая  туча          2. в_сточный ветер          3. к_ртинная  галерея

      4. м_линовое  варенье 5. м_рковный  сок

13.  Д и Т в корнях прилагательных. В каких словах пишется Д?

1. сосе_ский  мальчик     2. чу_кий  человек     3. ре_кая   книга

  4. гла_кие волосы 5. горо_ской  транспорт

14.  В каких прилагательных пишется непроизносимая согласная?

1. прелес_ное   место      2. опас_ный  поворот     3. чес_ный  юноша

4. ус_ный  ответ 5. вкус_ный  торт

15.  В каких словосочетаниях слово ЗОЛОТЫЕ  употреблено в переносном значении?

1. золотые  кольца     2. золотые  руки             3. золотые  монеты

 4. золотые  деньки 5. золотые  слова      

Вариант I
А1. В каком предложении есть однородные обстоятельства?

1) Мальчик охотно и умело решал сложные задачи.

2) Пословицы, поговорки, загадки – малые жанры фольклора.

3) Фольклор создавался народом, передавался от одного поколения другому.

4) Закличка – обращение к солнцу, радуге, дождю, птицам.

А2. В каком предложении необходимо вместо запятой поста­вить двоеточие?

1) Слушай больше(,) а говори меньше.

2) В Древней Руси имели огромное значение исторические сочинения(,) летописи, исторические повести, жития.

3) Герасим в точности исполнял все приказания(,) но права свои тоже знал.

4) Более всего на свете Фет ценил красоту в природе(,) в от­ношениях людей, в движении человеческого сердца.

А3. В каком предложении надо поставить только одну запятую?

1) Полез Костылин да зацепил камень ногой загремел.

2) Дал печенежский князь Претичу коня саблю стрелы.

3) Антоний Погорельский писал стихи статьи прозу.

4) Гудел ветер бил в рамы и заставлял их дрожать.

А4. В каком предложении на месте пропуска надо поставить двоеточие?

1) Метеорологи прогнозируют ____ низкое давление, снег.

2) В дворовой футбольной команде я побывал в ролях ____ защитника, нападающего, вратаря.

3) Из кармана посыпались монеты ____ рубли, пятаки.

4) Рабочие сменили ____ батареи, трубы, сантехнику.

В1. Напишите, какими членами данного предложения явля­ются однородные члены.

В поисках своей невесты королевич Елисей обращается к силам природы: к солнцу, месяцу, ветру.

С1. Напишите 3-4 предложения с однородными членами на тему «Лес».

Вариант II
А1. В каком предложении есть однородные дополнения?

1) Образы и сюжеты сказок вошли в пословицы.

2) Старик обрадовался, положил всё добро в сани, посадил дочь, повез домой.

3) Обратите внимание на присказки, зачины, концовки.

4) В некотором царстве, в некотором государстве жил царь.

А2. В каком предложении необходимо вместо запятой поста­вить двоеточие?

1) Я там был, мед, пиво пил(,) да усы лишь обмочил.

2) А Жилин хоть не велик ростом(,) а удал был.

3) Встал Жилин(,) раскопал щелку побольше, стал смотреть.

4) Героями литературных произведений были по преимуще­ству люди высоких положений(,) князья, иерархи церкви.

А3. В каком предложении надо поставить только одну запятую?

1) Нужен мне работник повар конюх и плотник.

2) Молчит собака трется ему об ноги хвостом махает.

3) В Германии Ломоносов изучал механику физику химию.

4) Лирические произведения передают чувства мысли пе­реживания человека.

А4. В каком предложении на месте пропуска надо поставить двоеточие?

1) В коробке оказались ____ какие-то проводки, гвозди, гайки.

2) Катится клубочек ____ по высоким горам, по темным лесам, по зеленым лугам.

3) Крылов любил ____ бродить по городу, посещал народные сборища, торговые площади.

4) Героя выручали помощники ____ медведь, щука, заяц.

В1. Напишите, какими членами данного предложения явля­ются однородные члены.

В речи героя проявляются его чувства: тревога, вол­нение, печаль.

С1. Напишите 3-4 предложения с однородными членами на тему «Море».
Контрольный диктант с грамматическим заданием

по теме «Синтаксис и пунктуация»
Текст диктанта

Без пословицы речь не молвится.

Язык – богатство народа*. В метком и выразительном русском языке с давних пор живут пословицы. Их сложил народ. Это мудрые рассуждения о жизни, о лю­дях. В коротких фразах пословицы рассказывают, как жил наш народ, что ценил. В них народ отдает должное честности, доброте, прославляет смелость, умение тру­диться, смеется над жадными, ленивыми. Широко известны пословицы о труде, книгах, пользе знаний.

Эти мудрые изречения можно легко и быстро запомнить, потому что они похожи на короткие стихи. Они украшают нашу речь, делают ее яркой, образной, живой.

А какие пословицы знаете вы, ребята?**

(92 слова)

Дополнительные задания

1. Найти в тексте 2-3 ряда однородных членов предложения, подчеркнуть их.

2. Выполнить синтаксический разбор предложений, отмеченных в тексте:

I вариант – *

II вариант – **


Контрольный диктант с грамматическим заданием

по теме «Фонетика. Графика»
Текст диктанта

Утром мы с ребятами отправились на рыбалку. Солнце уже осветило дальний лес и речку с низкими берегами. С лугов ветер доносил сладкий запах цветов и жужжание пчел. Они спешили собрать медовый урожай.

На берегу рыбаки раскинули свои удочки и ждали хорошего улова. К обеду в моем ведерке плескалась рыба.

Но вот огромная лиловая туча появилась на горизонте. Она быстро приближалась из-за леса. Тревожно зашевелились, зашептались листья кустарников. Слегка повеяло сыростью. Становилось все темнее. Замолкли птицы. Резкие порывы ветра заряби­ли воду в реке и погнали листья. Хлынул проливной дождь.

Мы побежали домой, но вымокли до нитки.

(97 слов)

Дополнительные задания

1. Выписать два слова, в которых:

I вариант – звуков больше, чем букв;

II вариант – букв больше, чем звуков.

2. Выписать два слова, в которых происходит позиционная мена согласных звуков. Записать их транскрипцию.

3. Выполнить фонетический разбор слов:

I вариант – цветов;

II вариант – листья.

Контрольный диктант с грамматическим заданием

по теме «Повторение изученного в начальной школе»
Текст диктанта

Сторож наших садов

В саду с ветки на ветку перелетает шустрая птичка*. Спинка у нее серая, грудка желтая, на головке черная шапочка. Это – синица. В сад она прилетела за жучками. Большой вред наносят жуки садам. Одни грызут листья на фруктовых деревьях, другие портят плоды. Возьмешь яблоко, разломишь, а внутри червяк. Вот этих вредителей и ловит синица. Увидит зорким глазом добычу, схватит ее клювом и съест**. А клюв у синицы тонкий, в любую щелку пролезет.

Много разных жучков съедает синица за день. Даже не верится, что у маленькой птички может быть такой аппетит.

Люди называют синицу сторожем наших садов.

(По Г.Скребицкому)

Дополнительные задания

1. Указать морфологическую характеристику слов в указанных предложениях:

I вариант – *

II вариант – **

2. Произвести морфемный разбор слов:

I вариант – наносит, фруктовых, грудка,

II вариант – разломишь, маленький, жучками.

3. Выписать из текста диктанта 3 слова с орфограммами «Безударные проверяемые гласные и согласные в корне слова», объяснить правописание графически.

Проверочная работа по теме «Лексика»
Вариант I

страница 1страница 2страница 3страница 4


скачать

Другие похожие работы: