1. О состоянии охраны труда в Республике Адыгея за 2012 год.

Слушали: Рюмкину О.В.

Выступили: Галактионова Т.Н, Каратабан М.А., Колодко Т.И.
Министерством труда и социального развития Республики Адыгея по итогам работы за 2012 год подготовлен ежегодный доклад о состоянии охраны труда в Республике Адыгея, в котором дана характеристика деятельности в области охраны труда, состояния условий труда, уровня производственного травматизма, профессиональной и производственно обусловленной заболеваемости. Доклад рассмотрен на заседании Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Республике Адыгея и направлен руководителям органов исполнительной власти Республики Адыгея и главам муниципальных образований Республики Адыгея.

Несмотря на принимаемые меры и определенные положительные тенденции, в республике, как и в целом в России, условия труда в отдельных отраслях и предприятиях остаются неблагоприятными. Нарушения требований охраны труда по-прежнему носят массовый характер. На начало 2013 года в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, в промышленности, строительстве, на транспорте и в связи было занято 15,6 % работающих. В среднем по России в таких условиях занят 31,8 % работающих. По сравнению с предыдущим годом произошло увеличение количества работающих во вредных условиях труда в Республике Адыгея – на 0,9 %, в России – на 1,3 %. В истекшем году стабильно высокой оставалась доля работающих во вредных условиях труда на предприятиях по добыче полезных ископаемых (48 %), на транспорте (40 %), в текстильном производстве (35 %) и в целлюлозно-бумажном производстве (34 %).

Как и прежде, основными причинами неудовлетворительных условий труда в отдельных отраслях и организациях являются высокая степень износа (46 %) и низкий коэффициент обновления (11 %) основных фондов. Очевидно, что качественное улучшение условий труда невозможно без осуществления конкретных мер по обновлению основных производственных фондов и внедрения современных и безопасных технологий.

Состояние условий труда и уровень производственного травматизма в значительной степени зависят от финансирования мероприятий в этой сфере.

На республиканском уровне финансирование мероприятий по охране труда в 2012 году осуществлялось в соответствии с Ведомственной целевой программой «Улучшение условий и охраны труда в Республике Адыгея на 2011 – 2013 годы», на реализацию мероприятий которой за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея планировалось израсходовать 150 тысяч рублей, фактически израсходовано 150,0 тысяч рублей. Мероприятия, предусмотренные Программой на 2012 год, выполнены.

В истекшем году работодателями республики согласно данным статистики на мероприятия по охране труда было израсходовано 183 млн. рублей, а в расчете на одного работающего в среднем – 4800 рублей, что на 10,5 % выше уровня затрат 2011 года. Несмотря на положительную динамику, эти затраты по республике почти в полтора раза ниже уровня затрат, производимых в среднем по России, которые составляют 7300 рублей.

Одним из элементов системы охраны труда является аттестация рабочих мест по условиям труда, которая служит основанием для планирования мероприятий по улучшению условий труда в целях обеспечения безопасных условий труда, снижения уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, определения права работников на гарантии и компенсации за условия труда.

В 2012 году аттестация рабочих мест проведена почти в 300 организациях республики с охватом более 5000 рабочих мест. Для сравнения в 2011 году аттестация рабочих мест проведена в 267 организациях республики с охватом около 3500 рабочих мест. По данным Министерства труда и социального развития Республики Адыгея из общего количества рабочих мест, на которых проведена аттестация, отнесено к оптимальным и допустимым условиям труда 45 % рабочих мест, к вредным условиям труда 55 % рабочих мест, признано травмоопасными 10 % рабочих мест, не соответствуют требованиям по обеспеченности средствами индивидуальной защиты 15 % рабочих мест.

Анализ показывает, что работа по аттестации рабочих мест в организациях республики проводится низкими темпами и в недостаточных объемах. За последние 5 лет (срок действия материалов аттестации) эту работу провели лишь 16 % организаций республики с охватом 17 % рабочих мест.

Министерством труда и социального развития Республики Адыгея ведется учет организаций, аккредитованных в установленном порядке и оказывающих услуги по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда на территории Республики Адыгея. В 2012 году эти услуги на территории республики оказывали 11 организаций Краснодарского края, включенных в общероссийский Реестр аккредитованных организаций. Средняя стоимость аттестации 1 рабочего места составила 1560 рублей.

В целях обеспечения необходимого качества работы по аттестации рабочих мест Министерством труда и социального развития Республики Адыгея в течение года проведено 130 экспертиз материалов аттестации с охватом количеством рабочих мест более 3000. При осуществлении государственной экспертизы в 42 % случаев были выявлены нарушения государственных нормативных требований охраны труда. Наиболее часто выявлялись нарушения, связанные с неправильной оценкой условий труда, неверным применением нормативных актов, являющихся основанием для установления компенсаций по результатам оценки условий труда и, соответственно, неверными рекомендациями по назначению компенсаций за работу во вредных условиях труда, некачественным проведением оценки травмоопасности рабочих мест и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. На основании выданных заключений все выявленные нарушения были устранены в установленном порядке.

Государственной инспекцией труда в Республике Адыгея в течение года проведена 141 целевая проверка, направленная на повышение ответственности работодателей за проведение аттестации рабочих мест. Результаты проверок свидетельствуют о том, что в ряде случаев эта работа носит формальный характер. Работодатели не принимают меры по применению материалов аттестации для разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, хотя именно это является одной из основных целей аттестации рабочих мест.

В соответствии с требованиями трудового законодательства работникам, занятым во вредных, тяжелых и опасных условиях труда, предоставляются различные компенсации. Согласно статистическим данным в Республике Адыгея в организациях промышленности, строительства, связи и транспорта различными видами компенсаций за работу во вредных, тяжелых и опасных условиях труда по состоянию на 1 января 2013 года были охвачены 17 % работающих, что на 6 % ниже аналогичного показателя за 2011 год. В среднем по России право на компенсации имеют 42 % работающих. Снижение данного показателя по республике объясняется проведением на предприятиях работы по уточнению предоставляемых компенсаций на основании материалов аттестации рабочих мест, а также введением в действие новых федеральных нормативных правовых актов, ужесточающих порядок предоставления отдельных компенсаций за вредные условия труда, в частности, по бесплатному получению молока работающими.

В 2012 году работники организаций чаще всего пользовались правом на дополнительный отпуск – 12,5 %, оплату труда в повышенном размере – 10 %, досрочное назначение пенсии по старости – 5 %, бесплатное получение молока – 4 %. В истекшем году наибольший удельный вес работников, имеющих право на компенсации за вредные условия труда, отмечался на транспорте (38 %) и в строительстве (25 %).

В соответствии с требованиями трудового законодательства все работники организаций обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда. При этом руководители организаций, работодатели – индивидуальные предприниматели, а также отдельные категории работников проходят специальное обучение по охране труда не реже одного раза в три года в обучающих организациях. Услуги по обучению охране труда в 2012 году оказывали 3 аккредитованные обучающие организации республики. В этих организациях в истекшем году были обучены более 800 (восьмисот) человек (в 2011 году – 440 человек). В основном работники обучались за счет средств работодателей. В соответствии с Ведомственной целевой программой «Улучшение условий и охраны труда в Республике Адыгея на 2011 – 2013 годы» за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея прошли обучение представители органов исполнительной власти Республики Адыгея в количестве 12 человек и руководители предприятий малого бизнеса в количестве 15 человек.

Проверки Государственной инспекции труда в Республике Адыгея показывают, что значительное количество должностных лиц и работников, особенно в малом бизнесе, допускаются к работе без обучения и проверки знаний по охране труда. В связи с этим в истекшем году Гострудинспекцией в Республике Адыгея 50 должностных лиц и других работников организаций были отстранены от работы за то, что своевременно не прошли обучение или инструктаж по охране труда.

Проводимая в республике работа по улучшению условий и охраны труда позволяет в течение последних лет сохранить уровень производственного травматизма на относительно низком уровне.

Согласно данным статистики в Республике Адыгея в 2012 году при исполнении трудовых обязанностей получили травмы 68 человек, в том числе с летальным исходом – 1 человек, с тяжелыми последствиями – 4 человека. Уровень травматизма в расчете на 1000 работающих составил 1,8 и в сравнении с 2011 годом остался неизменным (в среднем по России за 2011 год – 2,1).

Среди основных видов экономической деятельности наибольшее количество несчастных случаев произошло в обрабатывающих производствах (40 % от всех зарегистрированных случаев), здравоохранении (25 %), связи (13 %), строительстве (6 %).

Анализ производственного травматизма с тяжелыми последствиями показывает, что, по-прежнему, наибольшее количество травм (80%) происходит на частных предприятиях. В общей структуре причин несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями значительную долю (более 50%) составляют причины организационного характера и так называемый «человеческий фактор», а именно, нарушения правил дорожного движения, неудовлетворительная организация производства работ. Основным видом происшествия, как и в прошлом году, является дорожно-транспортное происшествие – 33 % от общего количества несчастных случаев.

Исходя из анализа причин несчастных случаев на производстве, важным условием для сокращения травматизма в организациях республики является усиление контроля со стороны непосредственных руководителей работ за соблюдением работниками требований безопасности, трудовой и производственной дисциплины.

Для решения проблем в области охраны труда необходимо продолжить работу по обновлению и развитию законодательной и нормативной базы по охране труда, организовать работу служб охраны труда, расширить и повысить эффективность системы обучения и проверки знаний по охране труда, обеспечить проведение на предприятиях республики аттестации рабочих мест по условиям труда.

Межведомственная комиссия решила:

1. Информацию Министерства труда и социального развития Республики Адыгея «О состоянии охраны труда в Республике Адыгея за 2012 год» принять к сведению.

2. Рекомендовать руководителям органов исполнительной власти Республики Адыгея, главам муниципальных образований районов и городских округов Республики Адыгея оказывать содействие подведомственным организациям в обеспечении безопасных условий и охраны труда в соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе, в обучении работников безопасным методам и приемам выполнения работ, проведении инструктажа по охране труда, аттестации рабочих мест по условиям труда и профилактических медицинских осмотров работников, а также приобретении и выдаче сертифицированных средств индивидуальной защиты.

3. Рекомендовать Государственной инспекции труда в Республике Адыгея, другим органам, осуществляющим надзорные и контрольные функции, по результатам проведенных проверок информировать соответствующие отраслевые министерства и органы местного самоуправления о грубых нарушениях работодателями законодательных и иных нормативных правовых актов в области условий, охраны и безопасности труда.
2. О результатах надзора за условиями труда работающих в агропромышленном комплексе и на промышленных объектах.

Слушали: Скобченко Л.В.

Выступили: Бегдаш С.С., Рюмкина О.В.

Сельское хозяйство является одним из приоритетных направлений развития экономики Адыгеи. Продукция агропромышленного комплекса составляет 32% всей промышленной продукции республики. Вопросы охраны и укрепления здоровья работников агропромышленного комплекса включают помимо медицинских аспектов, социально-экономические и правовые. Ведущее место в системе лечебно-профилактических мероприятий занимает профилактика профессиональной и производственно обусловленной заболеваемости работающих.

На учете в Управлении состоит 1965 объектов сельского хозяйства (из них 1749 крестьянско-фермерских хозяйств) с общим количеством работающих 11240 человек.

Работающие на объектах агропромышленного комплекса в процессе производственной деятельности подвергаются воздействию комплекса неблагоприятных факторов производственной среды, основными из которых являются неудовлетворительные метеорологические условия, повышенные уровни шума и вибрации (общей и локальной), значительная запыленность воздуха и загрязнение его выхлопными газами, пестицидами и агрохимикатами, контакт с горюче-смазочными материалами, чрезмерные физические нагрузки и значительное нервно-эмоциональное напряжение.

По данным надзора на рабочих местах во вредных условиях трудится 8465 человек (75,3%), из них 1832 – женщины (16,3%). Результаты лабораторных исследований рабочих мест на предприятиях агропромышленного комплекса за 2012-2013 г.г., показывают, что 83,6% рабочих мест не соответствуют гигиеническим требованиям по шуму; 16% - по микроклимату; 7,2%- по освещенности; 6,1%- по запыленности воздуха рабочей зоны.

Анализ данных, полученных в результате проведения надзорных мероприятий за условиями труда работающих сельского хозяйства, показывает, что, в республике сохраняется тенденция к ухудшению условий труда, за счет старения основных производственных фондов и технологического оборудования, сокращения объемов ремонта машин и оборудования, недостаточного финансирования на улучшение условий труда.

Работающее на объектах агропромышленного комплекса объединены в 34 профессиональные группы (всего в республике 92 профессиональные группы, занятые в 49 отраслях экономики). Основными из которых являются: механизаторы (трактористы, комбайнеры, водители автомобилей, рабочие ремонтных мастерских), животноводы (доярки, скотники, птицеводы и др.), рабочие производства кормов, а также занятые возделыванием и первичной переработкой таких технических культур, как конопля, хмель, работники агрохимических комплексов, подвергающихся воздействию пестицидов, минеральных удобрений, а также других вредных производственных факторов.

Труд сельскохозяйственных рабочих характеризуется тем, что большинство основных работ проводится в поле, на открытом воздухе, с ранней весны до поздней осени и частично зимой. При этом на работающих постоянно воздействует комплекс метеорологических факторов, интенсивность которых определяется временем года и погодными условиями. Сезонность и конкретная срочность работ в земледелии и животноводстве обусловливают неравномерность нагрузок сельскохозяйственных рабочих в течение года, создавая большое напряжение в отдельные периоды.

Важной особенностью сельскохозяйственного труда является частая смена рабочих операций, выполняемых одним и тем же лицом, что особенно выражено в полеводстве. К особенностям труда в сельском хозяйстве относится также ведение работ на больших пространствах, что сопровождается значительной тратой энергии на преодоление расстояний от места жительства к месту работы.

В процессе выполнения уборочных работ механизаторы подвергаются воздействию комплекса неблагоприятных факторов, обусловленных как конструктивными недостатками сельхозмашин, так и особенностями выполняемых трудовых процессов.

Неблагоприятные факторы, обусловленные несовершенством эргономических параметров рабочего места (вынужденная рабочая поза, частые повороты головы) приводят к патологии костно-мышечного аппарата, а также могут спровоцировать и другие нарушения в состоянии здоровья. При выполнении полевых сельскохозяйственных работ параметры микроклимата в кабинах тракторов и комбайнов не соответствуют нормативным уровням; температура воздуха в летний период выше гигиенических нормативов на 5 - 25 градусов (32% рабочих мест не соответствуют гигиеническим нормам, трудится в данных условиях 2700 человек). Причиной этого является несовершенство систем вентиляции и кондиционирования воздуха, а на гусеничных тракторах вовсе не решены эти вопросы. На зерноуборочных комбайнах установлена только приточная фильтрующая вентиляция, однако отсутствие в хозяйствах запасных фильтров делает невозможной ее эффективную эксплуатацию. Нагреву воздуха кабины тракторов и комбайнов способствуют, помимо работающего двигателя, также нагретые от прямых солнечных лучей поверхности облицовки кабины. Комбайнеры нередко работают при открытых дверках, достигая при этом некоторого снижения температуры воздуха в результате искусственно создаваемого сквозняка, однако в этих условиях увеличивается загрязнение воздуха пылью и вредными газами.

Так, из 136 лабораторно обследованных в 2012-2013 году рабочих мест механизаторов, на 14 рабочих местах (10,2%) запыленность воздуха в кабинах превышает допустимые концентрации в 1,2-2,1 раза. Пыль является многокомпонентной, включающей органические примеси животного и растительного происхождения, споры микроорганизмов, ядохимикаты и минеральные удобрения, которые могут привести к развитию или обострению заболеваний. Источником ее образования является работа ходовых систем, молотильных аппаратов комбайнов; величина концентрация пыли зависит от степени герметичности кабины.

В процессе работы двигателей тракторов и комбайнов в воздух рабочей зоны поступают отработанные газы, образующиеся в результате неполного сгорания топлива (окись углерода, окись азота, углеводороды, альдегиды и другие), которые являются канцерогеноопасными факторами. Фермеры в большинстве случаев используют сельскохозяйственную технику, износ которой составляет 50-60%. Длительное воздействие подпороговых доз окиси углерода оказывает неблагоприятное воздействие на организм работающих и способствует формированию патологии центральной нервной системы, сердечно-сосудистой системы и может привести к онкопатологии.

Ведущим из неблагоприятных факторов, сопровождающих труд механизатора, является шум, превышающий ПДУ на 3 - 9 дБА (из 136 обследованных в 2012-2013 году рабочих мест механизаторов, на 129 рабочих местах отмечается превышение ПДУ уровней шума). Недостаточная герметизация кабин, наличие зазоров и отверстий, отсутствие стекол или работа с опущенными стеклами увеличивает предельно-допустимые уровни шума на рабочих местах. Комбинированное воздействие шума и вибрации вызывает изменение нервной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной систем.

В животноводстве одним из самых трудоемких процессов является ручное доение коров. За период 2012-2013 года Управлением Роспотребнадзора было охвачено надзором семь объектов агропромышленного комплекса. У доярок ручного доения возможны характерные заболевания рук, пояснично-крестцовый радикулит, невралгия. Машинное доение облегчает труд и повышает его производительность. Однако и при машинном доении такие операции, как очистка и мойка доильных аппаратов, их перемещение, требуют значительных физических усилий. При раздаче кормов, особенно сухих, резко увеличивается количество пыли, содержащей микроорганизмы. Микрофлора животноводческих помещений обычно состоит из сапрофитных и условно-патогенных форм - палочек протейной и кишечной групп. Концентрация газов и пыли в воздухе рабочей зоны, как правило, не превышает предельно допустимых уровней. Степень микробного загрязнения воздуха зависит от способа содержания животных, периода года, чистоты животноводческих помещений и их дезинфекции. За не проведение дезинфекционных мероприятий привлечены к административной ответственности должностные и юридические лица: ЗАО «Киево-Жураки АПК», ООО СХП «Кубань», ООО «Синдика Агро», КФХ ИП Тешева. Одним из выраженных неблагоприятных факторов производственной среды животноводов является специфический неприятный запах. Он обусловлен присутствием в воздухе меркаптанов, индола, скатола, аминов, альдегидов, кетонов, аммиака, сероуглерода и других веществ, образующихся при разложении навоза (по результатам лабораторно-инструментальных измерений, проведенных аккредитованным испытательным лабораторным центром ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Адыгея» параметры воздуха рабочей зоны по определяемым показателям находятся в пределах допустимых значений ПДК).

Предупреждение профессиональных заболеваний – это то, о чем должен заботиться каждый руководитель предприятия. Именно по этой причине работники сельскохозяйственной сферы должны проходить постоянное медицинское обследование. Недостатки в организации профилактической работы на предприятиях и в проведении медицинских осмотров привели к уменьшению охвата медицинскими осмотрами лиц работающих с вредными производственными факторами.

В Республике Адыгея не проводится динамическое наблюдение за состоянием здоровья лиц, контактирующих с вредными производственными факторами, в том числе с пестицидами; отсутствует токсикологическая лаборатория; не своевременно и не в полном объеме проводятся клинические исследования, не определяется активность холинэстеразы (важный показатель состояния здоровья персонала, работающего с фосфорорганическими и карбаминовыми соединениями), содержание ртути и свинца в моче. Лечебные учреждения республики обеспечены специалистами на 90%, объем проводимых диагностических исследований составляет 65% от нормируемого.

В 2012 году из 6915 сельскохозяйственных работников, подлежащих медицинскому осмотру, осмотрено только 3269 (47,2%), следовательно, руководителями сельхозпредприятий было допущено к работе 3646 человек, не прошедших медицинское освидетельствование, что создало угрозу для жизни и здоровья этих людей (за истекший период в 2013 года осмотрено 1695 человек), за что должностные и юридические лица были привлечены к административной ответственности (ООО СХП «Кубань», ЗАО «Киево-Жураки АПК», ООО «Синдика Агро», СПК «Колхоз Ленина», КФХ ИП Бархатова, КФХ ИП Абрегова, КФХ ИП Чич, КФХ ИП Тешева, КФХ ИП Андрюхина, КФХ ИП Киреева, КФХ ИП Бракий, КФХ ИП Чижева, КФХ ИП Емыкова и другие).

Для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия остаются актуальными вопросы применения пестицидов с соблюдением мер по предупреждению отравлений людей, снижению загрязнения почвы, воды, продукции растениеводства и животноводства. Зачастую опасность применения пестицидов и их последствия недостаточно оценены и осмыслены. Известно, что даже в малых количествах пестициды оказывают сильное, а иногда и необратимое воздействие на состояние здоровье человека, способствуют хронизации общих заболеваний, ослабляют иммунитет.

Однако, на практике и население, и работники сельского хозяйства зачастую, при работе в поле пренебрегают правилами личной гигиеной, техникой безопасности, мерами профилактики. Жизненно важно, чтобы в местах применения пестицидов были в наличии укомплектованные аптечки для оказания первой доврачебной помощи и специально обученный персонал, способный оказать эту помощь. Работодатели должны создать безопасные условия труда и осуществлять контроль за использованием индивидуальных средств защиты при работе с пестицидами, за соблюдением правил личной гигиены, соблюдением регламента работы с пестицидами при их применении. В соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 года № 45н, работающим (во время проведения химпрополки) должно бесплатно выдаваться молоко. Однако в хозяйствах отсутствуют списки лиц, нуждающихся в получении молока, приказы по организации выдачи молока, не определена система выдачи молока.

В республике около 90% сельскохозяйственных предприятий не имеют химскладов для хранения пестицидов. Условия хранение пестицидов не отвечает требованиям санитарного законодательства, приобретая препараты, сельскохозяйственные предприятия и фермеры хранят их в недозволенных местах, подвергая опасности здоровье населения и загрязняя окружающую среду. В хозяйствах отсутствуют дезинфицирующие средства для дезактивации пестицидов, обеззараживания спецодежды, пунктов приготовления рабочих растворов, протравочных площадок. Не ведутся журналы учета пестицидов, учета обработок сельскохозяйственных культур по хозяйствам в целом и его структурным подразделениям, т.е. отсутствует официальная документация по сельхозпредприятиям, на основании которой должна проводиться гигиеническая сертификация сельскохозяйственной продукции. Данные нарушения были выявлены на следующих объектах агропромышленного комплекса: ООО СХП «Кубань», ЗАО «Киево-Жураки АПК», ООО «Синдика Агро», СПК «Колхоз Ленина», КФХ ИП Бархатова, КФХ ИП Абрегова, КФХ ИП Чич, КФХ ИП Тешева, КФХ ИП Андрюхина, КФХ ИП Киреева, КФХ ИП Бракий, КФХ ИП Чижева, КФХ ИП Емыкова и другие.

В нарушении требований ст.32 Федерального Закона Российской Федерации от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», п.1.5 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» практически на всех охваченных надзором в 2012-2013 году объектах агропромышленного комплекса не осуществляется производственный контроль за условиями труда работающих (физическими, химическими факторами), состоянием атмосферного воздуха, качеством воды. За допущенные нарушения 46 должностных и юридических лиц были привлечены к административной ответственности.

Также на сельскохозяйственных предприятиях не проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, паспортизация канцерогеноопасных участков и производств, которая бы позволила выявить и принять меры по устранению вредных и опасных производственных факторов для профилактики их негативного влияния на здоровье работающих. Одной из причин сложившейся ситуации является недостаток финансирования на данные виды работ.

При осуществлении надзора за объектами агропромышленного комплекса в 2012-2013 г.г. выявлялись многочисленные нарушения требований санитарного законодательства по обеспечению безопасных условий труда работающих, допуску к работе лиц не прошедших медосмотр, регламентам применения пестицидов и агрохимикатам. За допущенные нарушения 46 лиц было привлечено к административной ответственности, из них 46 оштрафовано на сумму 281600 рублей.

Управление Роспотребнадзора по Республике Адыгея, считает, что приоритетными для обеспечения санэпидблагополучия работающих на объектах агропромышленного комплекса должны стать мероприятия, направленные на улучшение условий труда, снижение негативного воздействия вредных производственных факторов на здоровье работников:

- применение средств коллективной и индивидуальной защиты;

- сокращение времени контакта с вредными факторами;

- организация питания и медицинского обслуживания работающих, включающие своевременное и качественное проведение предварительных и периодических медицинских осмотров;

- создание условия для соблюдения правил личной гигиены при работе в поле, условий для приема пищи;

- проведение лабораторных исследований и испытаний в рамках производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий

- проведение гигиенического обучения персонала правилам безопасности труда.

Также необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу в области охраны труда и укрепления здоровья работающих в сельском хозяйстве, побуждающее работодателя принимать эффективные меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда.

Межведомственная комиссия решила:

1. Информацию Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея «О результатах надзора за условиями труда работающих в агропромышленном комплексе и на промышленных объектах» принять к сведению.

2. Рекомендовать Министерству здравоохранения Республики Адыгея обеспечить привлечение специалистов, а также проведение полного объема лабораторных, инструментальных и функциональных исследований на объектах агропромышленного комплекса в соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медосмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медосмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

3. Рекомендовать Управлению Роспотребнадзора по Республике Адыгея усилить надзор за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия работающих на объектах агропромышленного комплекса.

4. Рекомендовать руководителям сельскохозяйственных предприятий создать безопасные условия труда для работающих с вредными производственными факторами и обеспечить проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

5. Направить данное решение и информацию главам муниципальных образований городов и районов Республики Адыгея для сведения и информирования руководителей сельскохозяйственных организаций.
3. Состояние пожарной безопасности объектов отдыха и оздоровления детей.

Слушали: Соловьева С.Б.

Выступили: Каратабан М.А.

Ежегодно в целях повышения пожарной безопасности объектов летнего отдыха и оздоровления детей с 1 мая по 31 октября на территории Республики Адыгея Главным управлением проводится надзорно - профилактическая операция «Отдых».

В текущем году на территории Республики Адыгея в проведении летней оздоровительной кампании задействовано 12 детских оздоровительных лагерей и 88 летних детских площадок на базе общеобразовательных школ.

В соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д. Рогозина от 18.02.2013 года № РД-П4-996 в апреле – мае текущего года Главным управлением МЧС России по Республике Адыгея проведены внеплановые выездные проверки пожарной безопасности вновь организованных (реорганизованных, переименованных) детских оздоровительных лагерей, не вошедших в сводный план проверок на 2013 год. По итогам проверок нарушения выявлено 21 нарушение требований пожарной безопасности на 6 объектах из 12. Составлено 6 административных протоколов, руководителям объектов вручены обязательные для исполнения предписания государственного пожарного надзора. В ходе проверок 88 детских пришкольных площадок нарушений требований пожарной безопасности не выявлено.

В настоящее время все выявленные нарушения требований пожарной безопасности устранены.

Главным управлением совместно с Министерством труда и социального развития Республики Адыгея разработан и согласован график проведения инструктажей о мерах пожарной безопасности.

В соответствии с графиком с каждой сменой заезжающих детей и обслуживающим персоналом проводятся практические тренировки по эвакуации, занятия по использованию первичных средств пожаротушения. При проведении занятий охвачено 4104 человек, из них обслуживающего персонала – 404, детей – 3660.

09.07.2013 г. проведены объединенные пожарно-тактические занятия и инструктажи о мерах пожарной безопасности и о поведении на воде на базе детского оздоровительного лагеря «Лань», Майкопский район, п. Каменномостский, ул. Гагарина, 43 а и «Горная», Майкопский район, п. Каменномостский, ул. Набережная 28. В указанных мероприятиях были задействованы 2 сотрудника УНД, дежурные караулы ПЧ-15 и ПЧ-13 в количестве 10 человек, 1 сотрудник ГИМС, а также сотрудник пресс-службы Главного управления.

Работа в данном направлении продолжается.

Межведомственная комиссия решила:

1. Информацию Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Адыгея «Состояние пожарной безопасности объектов отдыха и оздоровления детей» принять к сведению.

2. Рекомендовать управлению надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Адыгея провести анализ состояния пожарной безопасности объектов отдыха детей по окончании летней оздоровительной кампании и проинформировать заинтересованные организации для принятия мер по профилактике нарушений требований пожарной безопасности.
4. Организация работы по охране труда в учреждениях, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Адыгея.

Слушали: Чеужеву Н.С.

Выступили: Бегдаш С.С., Колодко Т.И., Скобченко Л.В., Рюмкина О.В.

Приказом Министра здравоохранения № 894 от 11 декабря 2012 г. общее руководство работой по охране труда по министерству здравоохранения РА возложено на заместителя Министра здравоохранения РА Чеужеву Нателлу Садбеевну.

Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе труда - включает в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Охрана труда является важнейшим условием сохранения жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности. Она осуществляется на принципах взаимодействия всех органов управления, работодателей и профсоюзов по вопросам реализации комплекса мероприятий, направленных на профилактику производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Учреждения, подведомственные Министерству здравоохранения Республики Адыгея, руководствуются основными принципами государственной политики в области охраны труда, предусматривающими координацию деятельности и установление единых нормативных требований в целях обеспечения здоровых и безопасных условий труда работников здравоохранения Республики Адыгея. Во всех учреждениях, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Адыгея, работодателями (или уполномоченными им лицами) обеспечивается проведение инструктажа по охране труда для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. При необходимости проводятся другие виды инструктажей: повторный, внеплановый, целевой, которые регистрируются в журнале инструктажа на рабочем месте.

Основными задачами министерства по вопросам охраны труда являются:

- организация и координация работы по охране труда в подведомственных учреждениях;

- контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда работниками подведомственных учреждений;

- совершенствование профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний и улучшению условий труда;

- консультирование работодателей и работников по вопросам охраны труда.

В проверенных подведомственных учреждениях проводится работа, направленная на обеспечение безопасных условий и охраны труда работающих. Так, во всех ЛПУ проводятся следующие мероприятия:

- работодателями проведена аттестация рабочих мест по условиям труда на общую сумму 196,4 тыс. руб.

- регулярно проводятся совещания по охране труда;

- в учреждениях назначены специалисты по охране труда;

- в установленном порядке организовано обучение, проведение инструктажей и проверка знаний по охране труда. (Например, во 2 квартале 2013 года обучено специалистов на общую сумму 72,2 тыс. руб.).

- на работах с вредными условиями труда сотрудникам ежедневно за проработанную смену выдается молоко или другие равноценные пищевые продукты, установлены доплаты за работу во вредных условиях труда;

- организовано обеспечение обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- проводится контроль за осуществлением проверок медицинского оборудования и контрольно-измерительных приборов (электрокардиографы, воздушные стерилизаторы, весы, гигрометры, тонометры и др.);

- осуществляется приобретение стендов, наглядных материалов для проведения инструктажей по охране труда;

- частично оборудованы уголки по охране труда в учреждениях;

- проведены ремонтные работы в кабинетах работников в целях улучшения условий труда на общую сумму 157,982 тыс. руб. за 2 квартал 2013 года.

- ежегодно учреждения готовятся к работе в осеннее - зимний период в соответствии с планами мероприятий по подготовке к отопительному сезону;

- проводится периодическое испытаний электроустановок;

- проводятся Дни охраны труда.

В соответствии с требованиями СаНПиН 2.4.4.1251-03 в учреждениях проведены следующие мероприятия:

- приведение уровней искусственного освещения на рабочих местах, в бытовых помещениях, местах прохода работников в соответствие с действующими нормами;

- проводится контроль над сбором, обезвреживанием, хранением и удалением отходов в соответствии с действующей нормативной документацией;

- были закуплены средства защиты, моющие средства и спецодежда ( маски, шапочки, перчатки и халаты) на общую сумму 731,097 тыс.руб.

Из-за отсутствия должного финансирования, не во всех ЛПУ удалось:

- оборудовать уголки по охране труда в отделениях;

- приобрести комплекты самоспасателей «Шанс-Б»;

- нанести сигнальную цветовую окраску и знаки безопасности на элементы конструкций производственного оборудования;

-провести мероприятия по снижению коэффициента пульсации люминесцентных ламп на рабочих местах;

-провести аттестацию рабочих мест в полном объеме (аттестовано менее 50 % рабочих мест).

Работа в области охраны труда в подведомственных учреждениях и в Министерстве здравоохранения Республики Адыгея будет продолжена.

Межведомственная комиссия решила:

1. Информацию «Организация работы по охране труда в учреждениях, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Адыгея» принять к сведению.

2. Министерству здравоохранения Республики Адыгея:

2.1. Организовать работу отраслевого учебно-методического центра по обучению охране труда работников учреждений здравоохранения в соответствии с п. 6 раздела III мероприятий Комплексной программы Республики Адыгея «Улучшение условий и охраны труда» на 2013-2015 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 26.06.2012 г. № 147.

2.2. Повысить эффективность внутриведомственного контроля за соблюдением нормативных правовых актов в области охраны труда в учреждениях.

3. Лечебно-профилактическим учреждениям, подведомственным Министерству здравоохранения Республики Адыгея, продолжить работу по:

-созданию здоровых и безопасных условий труда с обязательным проведением аттестации рабочих мест по условиям труда;

- проведению в установленном порядке обучения и проверки знаний по охране труда всех работников, включая руководителей учреждений.
5. Государственный метрологический контроль за состоянием средств измерений в сфере промышленной безопасности (сигнализаторы загазованности).

Слушали: Круглова В.И.

Выступили: Климченко С.В.

В сфере промышленной безопасности в настоящее время применяется значительное количество измерительных приборов, которые подвергаются метрологическому контролю и надзору.

В сферу государственного регулирования обеспечения единства измерений отнесены также измерения в области здравоохранения, в области охраны окружающей среды, а также в области торговли и товарообменных операций и других измерений. Поскольку, в соответствии с Законом, эти измерения вошли в сферу государственного регулирования обеспечения единства измерений, средства измерений, с помощью, которых выполняются эти измерения, подвергаются государственному метрологическому надзору и контролю. В сфере промышленной безопасности применяются измерительные приборы и устройства в том числе: манометры технические электроконтактные и кислородные, напоромеры, тягомеры и тягонапоромеры, газоанализаторы и газосигнализаторы, анализаторы аэрозоля, азота, хлора, кислорода и т п.

Работы по метрологическому контролю за состоянием средств измерений ЦСМ проводятся в соответствии с графиками поверок, которые утверждаются руководителем Центра и согласовываются с руководителем приборовладельца. Следует отметить, что сроки поверки не всегда своевременно соблюдаются владельцами средств измерений, тем самым нарушается интервал между поверками, а, следовательно, требования законодательства.

В 2012 году Центром стандартизации и метрологии было подвергнуто метрологическому контролю в сфере безопасности средства измерений более 100 субъектов хозяйственной деятельности в том числе, предприятия ОАО «Адыггаз», ЗАО «Картонтара» Майкопское ЛПУМГ, ОАО «АТЭК» ООО «Южгазэнерджи», учреждения здравоохранения и другие. Поверено более 13000 средств измерений, применяемых в области безопасных условий и охраны труда из них признано не пригодными к применению 684 единиц СИ.(5,3%), только манометров из 11609 шт. поверенных, забраковано 626 единиц СИ., газоанализаторов забраковано более 2% от общего количества.

За первое полугодие текущего года в сфере выполнения работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда метрологическому контролю подвергнуто свыше 6500 средств измерений в 60 субъектах республики.

Государственный метрологический надзор за соблюдением метрологических правил и норм в республике осуществляется государственными инспекторами Южного Межрегионального Территориального Управления (ЮМТУ) Ростехрегулирования. Руководство управления находится в г. Ростове на Дону. На республику приходится 2 человека с правами государственного инспектора. Этого конечно недостаточно, поскольку наряду с метрологическим надзором планируются ещё проверки за соблюдением обязательных требований технических регламентов. Есть ст. 19.19 в Кодексе об административных правонарушениях (КОАП), в которой предусмотрены значительные штрафные санкции за нарушение метрологических правил и норм. Приведу несколько примеров по проверкам, которые проведены инспекторами ЮМТУ в 2012-2013 г.г. ОАО Майкопский станкостроительный завод им. Фрунзе (генеральный директор Кочикьян А.Р.) на предприятии было выявлено нарушение метрологических правил и норм: из 28 единиц СИ, не поверенными оказалось 15 единиц средств измерений (приборы с истекшими сроками периодической поверки) (54%), в том числе, применяемых в сфере безопасных условий и охраны труда – 4 прибора. К предприятию применены меры административной ответственности – штраф в размере 50 тыс. рублей на юридическое лицо. Штраф уплачен в доход государства. Средства измерений допущены к эксплуатации после проведения поверки. Еще пример: предприятие ОАО Молзавод «Гиагинский» (Генеральный директор Гусейнов С.У.). В котельном цехе применялись приборы с истекшими сроками поверки в том числе: тягонапоромеры, электроконтактные манометры, датчики давления, газосигнализаторы. Последствия от применения неисправных и не поверенных в срок приборов, применяемых в сфере безопасных условий, могут быть самыми пагубными. За нарушение обязательных требований на предприятие наложен штраф в размере 50 тыс. рублей, на ответственного за состояние средств измерений главного инженера наложен штраф в размере 20 тыс. рублей. Приборы после проверки приведены в соответствие метрологическим правилам.

В текущем году надзор за состоянием средств измерений проведен в ООО «Майкопгипсстрой» (технический директор Ташу И.В.) на предприятии выявлены аналогичные нарушения. Оштрафован технический руководитель в размере 20 тыс. рублей. Совсем недавно проведена проверка предприятия ЗАО Хладокомбинат «Западный», что в поселке Отрадный Тахтамукайского района. Там на 87 единиц средств измерений, применяемых в том числе в сфере по обеспечению безопасных условий и охраны труда, неисправных и не поверенных приборов, приходится 37 единиц. К предприятию применены санкции: штраф в размере 50 тыс. рублей.

Наряду с отрицательными результатами государственного надзора имеется целый ряд положительных примеров. Это, как правило, те хозяйствующие субъекты, где имеется метрологическая служба, в штате организации есть должность главного метролога. К примеру, ЗАО «Картонтара» (руководитель Погодин С.И.). На предприятии эксплуатируется более 800 средств измерений, в том числе более половины из них в сфере безопасных условий и охраны труда. Однако проверяющим не обнаружено ни одного не поверенного прибора. Служба КиПи А предприятия своевременно проводит все необходимые регламентные работы. Также обстоят дела с метрологией на ООО «Зарем» (руководитель Пшизов Ш. П.), в ООО «Южгазэнерджи» (руководитель Богданов А.А.) и других.

Следует отметить, что с 2008 года действует закон РФ № 294– ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В законе четко прописан порядок проведения проверок надзорными органами: заблаговременно на сайте Генеральной прокуратуры размещается информация и план проверок на текущий год, также сказано, что плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся не чаще одного раза в 3 года, причем не позднее, чем в течение 3 рабочих дней до начала проверки руководителю проверяемого объекта направляется копия распоряжения о проверке. Но даже при такой постановке государственного надзора, когда известны сроки проверки и есть время подготовиться к проверке, имеют место нарушения законодательства в области обеспечения единства измерений, о которых я сказал выше. Метрологический контроль за газосигнализаторами, ФБУ ЦСМ проводит по графикам и по заявкам организаций непосредственно в лаборатории Центра и на месте их эксплуатации. Монтажные работы и техническое обслуживание проводятся несколькими службами, имеющих лицензию на право проведения этих работ. Это ОАО «Адыггаз», ООО «Южгазстрой», ИП «Зинченко». В 2012 году нам удалось охватить поверкой значительную часть газосигнализаторов, газоанализаторов, сигнализаторов загазованности, здесь есть определенный вклад и Адыгейского территориального отдела Северо-Кавказского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: газосигнализаторы, не прошедшие поверку, не допускались ими к эксплуатации.

Несмотря на улучшение ситуации с метрологическим контролем за приборами, применяемыми в сфере промышленной безопасности, проблемы остаются. Для координации работ ФБУ ЦСМ предлагает заключить соглашение о взаимном сотрудничестве с территориальным отделом Ростехнадзора. Информировать Межведомственную комиссию по охране труда Республики Адыгея о нарушениях требований условий и охраны труда в субъектах хозяйственной деятельности.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: